Что не забыть отразить в учетной политике на 2016 год с учетом изменений
О. Тамилина,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Журнал "Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2015 г., с. 72-76.
Причины, когда "учетку" можно изменить и дополнить. Какие формулировки помогут правильно вести налоговый учет? В приложении к "учетке" утвердите формы "первички" и регистров.
В преддверии нового года целесообразно не только изучить все изменения законодательства, но и внести соответствующие поправки в учетную политику организации. Рассмотрим, как это правильно сделать и о чем важно не забыть при составлении основного учетного документа. От этого зависят налоговые последствия для компании в 2016 году.
Изменить учетную политику компания может по собственному желанию или из-за поправок в законодательстве
Есть два случая, когда компания вправе внести изменения в учетную политику (п. 12 ПБУ 1/2008 и абз. 6 ст. 313 НК РФ). В первом случае учетную политику меняют в связи с изменениями в законодательстве. В этом случае новая "учетка" действует с момента вступления поправок в силу (абз. 7 ст. 313 НК РФ и письмо Минфина России от 14.04.09 N 03-03-06/1/240).
Второй случай - компания решила вести учет другим способом. Это может быть связано с перепрофилированием деятельности или направлено на сближение налогового и бухгалтерского учета (подробнее читайте во врезке ниже). Такие поправки можно вносить перед началом нового отчетного года. При этом в любое время можно дополнить учетную политику. В частности, если она открывает новое производство (письма Минфина России от 14.04.09 N 03-03-06/1/240 и от 03.10.08 N 03-03-06/2/136).
Изменения и дополнения в учетную политику утверждаются приказом руководителя. Образец приведен справа.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания"
ИНН/КПП: 7708123456/770801002
Приказ N 234
о внесении изменений в учетную политику ООО "Компания" для целей налогового учета
г. Москва | 10 октября 2015 года |
В 2016 году в связи с открытием нового производства ООО "Компания" планирует приобрести дорогостоящее имущество. В связи с этим
Приказываю:
1. Дополнить учетную политику для целей налогового учета на 2016 год пунктом 8 в следующей редакции: "8. На основании пункта 9 статьи 258 НК РФ ООО "Компания" включает в расходы отчетного (налогового) периода расходы на приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию, основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам в размере 30% первоначальной стоимости...".
2. Изменения, внесенные в учетную политику для целей налогообложения настоящим приказом, применяются с 1 января 2016 года.
3. Ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников бухгалтерии.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО "Компания" Иванову М.П.
Генеральный директор Смирнов С.П. Смирнов
---------------
В "учетке" прописывают порядок исправления ошибок в учете и "первичке"
Критерии существенности ошибок важны в "учетке" для целей бухгалтерского учета
Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете зависит от того, является ли такая ошибка существенной (п. 7-14 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.10 N 63н). В частности, существенную ошибку в бухгалтерском учете исправляют двумя способами:
- записями в текущем отчетном периоде (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010);
- путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).
Несущественную ошибку исправляют в том месяце, когда ее выявили (п. 14 ПБУ 22/2010).
Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период повлияла на учет.
При этом существенность ошибки организация определяет самостоятельно (п. 3 ПБУ 22/2010).
Поэтому критерии существенности важно прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета (фрагмент учетной политики приведен ниже).
<...>
7. Ошибка признается существенной, если она приводит к искажению статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала или отчета о движении денежных средств на 10% и более.
<...>
<...>
9. При обнаружении ошибки лицо, ответственное за составление первичного документа, зачеркивает неправильный текст или суммы и над зачеркнутым прописывает исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление сопровождается надписью "исправлено" и подписью ответственного лица.
<...>
Порядок внесения исправлений в "первичку" поможет в споре с налоговиками о документальном подтверждении операций
Исправляя первичный документ, нужно указать дату исправления и заверить правки подписями лиц, составивших документ, а также указать их фамилии и инициалы (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и письмо Минфина России от 28.05.07 N 07-05-06/134). При этом сам способ исправления документа в законодательстве не определен. Поэтому организация прописывает его в учетной политике.
В частности, организация может воспользоваться порядком исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах, приведенном в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.83 N 105). Фрагмент учетной политики приведен выше.
Ошибку в налоговом учете, которая привела к переплате, можно исправить как в текущем периоде, так и при помощи "уточненки"
В текущем периоде организация может учесть ошибки прошлых периодов в двух случаях: если период выявления ошибки установить невозможно. И если такая ошибка не привела к возникновению недоимки (п. 1 ст. 54 НК РФ, письма Минфина России от 22.07.15 N 03-02-07/1/42067, от 22.05.15 N 03-03-06/1/29540, от 23.01.12 N 03-03-06/1/24 и от 18.01.12 N 03-03-06/4/1). Но это право компании, а не ее обязанность. Поэтому порядок исправления ошибок в налоговом учете, которые не повлекли за собой появление недоимки, безопаснее прописать в учетной политике.
Формы бумаг компания разрабатывает самостоятельно
Первичные документы
Самостоятельно разработанная "первичка" должна содержать обязательные реквизиты, приведенные в статье 9 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ. На практике компании:
- используют унифицированные формы "первички", которые ранее были обязательны. В этом случае в учетной политике организация прописывает реквизиты таких форм;
- дополняют унифицированные формы "первички", которые ранее были обязательны, собственными реквизитами. Бланки таких форм утверждаются приказом руководителя в качестве приложения к учетной политике;
- составляют собственные формы первичных документов. Такие формы также нужно привести в "учетке".
Причем организация может использовать все указанные выше способы одновременно. Подробнее читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Приказ об утверждении форм первичных документов, который позволит применять собственные формы" // РНК, 2013, N 3.
Примечание. Списывать МПЗ в течение срока использования выгодно, чтобы не показывать большой убыток.
Налоговые и учетные регистры
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов компания разрабатывает самостоятельно (ст. 314 НК РФ, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.10 N 09АП-23561/2010-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 21.02.11 N КА-А40/316-11)).
Кроме того, организация сама определяет порядок регистрации счетов-фактур, не зарегистрированных в периоде их получения (письмо Минфина России от 02.07.13 N 03-07-09/25177).
Примечание. Перейти с нелинейной амортизации на линейную можно раз в пять лет.
Положения учетной политики, без которых трудно доказать верность налогового учета
Метод оценки списания ТМЦ
В учетной политике организация выбирает один из способов признания материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ):
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
При этом стоимость дорогостоящих МПЗ организация может распределять на срок их использования (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ и письмо Минфина России от 23.03.15 N 03-03-06/1/15769). Это может быть выгодно компаниям, которые не хотят привлекать внимание контролеров, заявляя в отчетном периоде слишком большие суммы убытков.
Порядок начисления амортизации
Во-первых, важно выбрать метод начисления амортизации - линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Поменять метод начисления амортизации можно раз в год - с начала очередного налогового периода. А перейти с нелинейного метода начисления амортизации на линейный - раз в пять лет (письмо Минфина России от 21.07.14 N 03-03-РЗ/35549).
Во-вторых, необходимо прописать порядок определения срока полезного использования ОС. В частности, если имущество не указано в амортизационных группах, срок его полезного использования организация устанавливает самостоятельно исходя из технических характеристик или рекомендаций изготовителя (письма от 08.02.13 N 03-03-06/1/2985, от 07.12.12 N 03-03-06/1/638 и от 03.11.11 N 03-03-06/1/711).
Кроме того, по имуществу, бывшему в эксплуатации, компания вправе уменьшить срок полезного использования на период его эксплуатации предыдущим собственником (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом срок можно определять на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1), или принять в расчет срок, установленный прежним владельцем (письма от 21.05.13 N 03-03-06/1/17911 и N 03-03-06/1/17905).
Применение амортизационной премии
Компания может выбрать не только сам факт списания части стоимости имущества в расходы единовременно, но и размер подобных затрат. В зависимости от того, к какой амортизационной группе относится ОС, величина амортизационной премии может быть до 10 или до 30% первоначальной стоимости объекта (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Соответственно в учетной политике нужно отметить, пользуется ли организация правом на амортизационную премию, и ее размер (абз. 5 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 06.05.09 N 03-03-06/2/94 и от 17.11.06 N 03-03-04/1/779, ФНС России от 08.04.09 N ШС-22-3/267 и УФНС России по г. Москве от 27.04.09 N 16-15/041125). Если этого не сделать, налоговики могут посчитать единовременное списание части первоначальной стоимости имущества в налоговые расходы неправомерным. Хотя шанс отстоять право на амортизационную премию в суде все же остается (постановления ФАС Московского от 30.11.09 N КА-А40/12576-09 и Центрального от 28.10.09 N А62-5702/2008 округов).
Примечание. Раздельный учет НДС можно не вести при соблюдении правила "пяти процентов".
Распределение расходов на прямые и косвенные
Перечень прямых расходов организация составляет самостоятельно в зависимости от специфики деятельности. И свой выбор закрепляет в учетной политике (письмо Минфина России от 19.05.14 N 03-03-РЗ/23603). Списать как можно больше затрат сразу как косвенные выгоднее компании в налоговом плане. Но злоупотреблять этим не следует, иначе претензии неизбежны.
Подробнее о том, как доказать, что расходы являются косвенными, читайте на сайте e.rnk.ru в статьях "Как убедить налоговиков, что расход является косвенным" // РНК, 2015, N 19 и "Какие затраты налоговики относят к прямым, а какие расходы компаниям удается признать в составе косвенных" // РНК, 2013, N 5.
Раздельный учет НДС
Организация, которая реализует товары, работы или услуги, облагаемые по разным ставкам, обязана вести раздельный учет начисленного НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Порядок такого учета важно прописать в учетной политике (письма Минфина России от 26.09.14 N 03-07-11/48281, от 13.08.14 N 03-07-08/40417 и от 29.04.13 N 03-07-08/15125).
Исключение - если доля расходов на приобретение, производство и реализацию товаров, работ и услуг, реализация которых не облагается НДС, не превышает 5% всех расходов компании.
Создание резерва по сомнительным долгам
Факт создания резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике. Иначе есть риск, что налоговики будут настаивать на необоснованности резервов. Правда, такие претензии можно успешно оспорить в суде (постановления ФАС Волго-Вятского от 19.03.08 N А79-3573/2007 и Северо-Западного от 03.07.08 N А56-12980/2007 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 12.11.08 N 14387/08) округов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99