Новости для специалиста по госзакупкам
Февраль 2025 года
14 февраля 2025 года
Каким образом в заявке на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ указывается товарный знак?
Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 24-06-09/129813
Специалисты Минфина России напомнили, что согласно п. 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения в отношении объекта закупки, участник закупки указывает с использованием электронной площадки наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки. Поэтому формирование информации о товарном знаке осуществляется путем его указания с использованием электронной площадки.
_______________________________________________
13 февраля 2025 года
Минфин разъяснил, в каком случае при возврате обеспечения исполнения контракта требуется заявление
Письмо Минфина России от 17 января 2025 г. N 24-06-09/3028
Специалисты Минфина России в своем письме, в частности, отметили, что если предусмотренные контрактом обязательства контрагента исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику на возврат денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, контрагенту не требуется. Необходимость направления заявления предусмотрена исключительно для случаев частичного возврата указанных денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
_______________________________________________
12 февраля 2025 года
Скорректированы правила банковского сопровождения контрактов
Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2025 г. N 106
Правительство РФ внесло ряд изменений в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (далее - Правила), утвержденные постановлением от 20.09.2014 N 963 (далее - Постановление N 963).
В частности, изменились предусмотренные п. 5 Правил условия для привлечения заказчиком или поставщиком банка в целях банковского сопровождения контракта. Так, привлечение банка заказчиком осуществляется в случае заключения контракта для обеспечения федеральных нужд, за исключением случая, указанного ниже, а также случая заключения поставщиком с банком договора о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитного договора. В свою очередь привлечение банка заказчиком или поставщиком осуществляется при наличии соответствующего решения Правительства РФ, предусмотренного абз. 4 подп. "а" либо абз. 4 или 5 подп. "б" п. 3 Постановления N 963.
Кроме этого, утратил силу п. 8.1 Правил, предусматривавший необходимость включения в сопровождаемые контракты условий об обязанности поставщика указывать в "производных" контрактах (договорах), а также в платежных документах и документах, подтверждающих основание платежа, идентификатор государственного контракта, а также обеспечивать указание соисполнителями в таких документах указанного идентификатора.
Также исключена возможность осуществления расширенного банковского сопровождения контракта путем оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля и (или) технического (технологического) надзора.
Указанные изменения вступят в силу 13 февраля текущего года.
_______________________________________________
11 февраля 2025 года
ФАС рассказала об особенностях рассмотрения заявок при закупке по Закону N 44-ФЗ препаратов, включающих вещество "Осимертиниб"
Письмо ФАС России от 24 января 2025 г. N МШ/5449/25
Специалисты ФАС России сообщили, что наличие в заявке участника закупки предложения о поставке лекарственного препарата с использованием активного вещества "Осимертиниб", производителем которого является ООО "ОнкоТаргет", нарушает действующее законодательство и образует основание для отклонения заявки в соответствии с положениями п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Лекарственный препарат "Осимертиниб" был введен в оборот без согласия правообладателя.
_______________________________________________
10 февраля 2025 года
Определен порядок проверки документов, представляемых заказчиками по Закону N 223-ФЗ для решения вопроса о включении сведений о контрагенте в РНП
Приказ ФАС России от 24 декабря 2024 г. N 1072/24
ФАС России в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ утвердила Порядок проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (далее - Порядок).
Порядком, в частности, предусмотрено, что документы, содержащие соответствующие сведения, направляются заказчиком в ФАС России либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке (документации о закупке). При этом ФАС России рассматривает указанные документы в случаях проведения закупки, НМЦД (цена лота) которой превышает:
- 700 млн руб.;
- 100 млн руб., заказчиками, у которых общая сумма договоров, заключенных в течение года, предшествующего году, в котором направляются документы, превышает 1 млрд руб.
Проверка документов, представляемых заказчиками, проводится комиссией по контролю в сфере закупок центрального аппарата ФАС России либо ее территориального органа в течение 10 рабочих дней со дня поступления.
Порядок вступит в силу 11 февраля 2025 года.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
7 февраля 2025 года
Изменился перечень заказчиков по Закону N 223-ФЗ, проекты планов закупок которых оцениваются на соответствие законодательству
Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2025 г. N 204-р
Правительство РФ внесло изменения в перечень конкретных заказчиков регионального уровня, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг (в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств) подлежат оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие МСП в закупке, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р в соответствии с подп. "б" п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Напомним, оценка документов планирования проводится Корпорацией МСП, органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями.
В новой редакции указанный перечень действует с 4 февраля 2025 года.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
6 февраля 2025 года
С 1 февраля при внесении обеспечения исполнения контракта денежными средствами в платежке целесообразно указывать ИКЗ
Письмо Банка России и Федерального казначейства от 29 января 2025 г. N 03-45/732, 07-04-05/05-2127
Специалисты Банка России и Федерального казначейства рекомендуют начиная с 1 февраля 2025 года при перечислении денежных средств для обеспечения исполнения контракта в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения, платежного распоряжения перед текстовым указанием назначения платежа указывать ИКЗ и отделять его знаком "//".
_______________________________________________
5 февраля 2025 года
Утвержден порядок выдачи Минпромторгом разрешения на закупку импортного товара
Приказ Минпромторга России от 9 января 2025 г. N 7 (зарег. в Минюсте 28.01.2025)
Минпромторг России утвердил порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, предусмотренного подп. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Порядок, Постановление N 1875).
Согласно Порядку соответствующая заявка заполняется представителем заказчика в личном кабинете ГИСП и подписывается руководителем (иным уполномоченным лицом) заявителя усиленной квалифицированной электронной подписью. В заявке указываются:
- информация о заявителе;
- информация о планируемом к закупке иностранном товаре (наименование, коды в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС);
- сведения о характеристиках товара (в том числе в соответствии с КТРУ - в случае проведения закупки по Закону N 44-ФЗ);
- планируемый срок проведения закупки;
- информация об инвестиционном, национальном и федеральном проектах, если товар закупается в рамках указанных проектов.
Заявка заполняется отдельно на каждый товар, в отношении которого запрашивается разрешение. При этом заявка не должна содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Заявителя проинформируют о ходе рассмотрения заявки путем направления сообщений в личный кабинет ГИСП и (или) по электронной почте.
Заявка рассматривается в установленные сроки, которые определяются в том числе исходя из содержания реестра российской промышленной продукции и необходимости направления дополнительных запросов производителям аналогичной закупаемой продукции. В разрешении на закупку указываются:
- наименование заявителя;
- наименование товара, в отношении которого выдано разрешение, его коды в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС;
- реквизиты заявки, в соответствии с которой выдается разрешение.
Копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения. Разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.
Порядок вступил в силу 30 января 2025 года. С указанной даты признан утратившим силу приказ от 24.05.2024 N 2276 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616, и положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".
Напомним, что Постановлением N 1875 установлен в том числе запрет закупок отдельных товаров, происходящих из иностранных государств. При этом п. 5 Постановления N 1875 перечислены случаи-исключения, в которых указанный запрет не применяется. В частности, к указанным случаям относится отсутствие на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается разрешением на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого в порядке, установленном Минпромторгом России (подп. "а" п. 5 Постановления N 1875).
_______________________________________________
4 февраля 2025 года
Минфин рассказал об особенностях применения положений Постановления N 1875 заказчиками по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Информационное письмо Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697
В подготовленном специалистами министерства информационном письме даны разъяснения по отдельным вопросам применения постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875). В частности, отмечается, что товарам, работам, услугам "происходящим" из государства - члена ЕАЭС, Постановлением N 1875 предоставляются равные условия с российскими товаром, работой, услугой при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ. При этом соответствующие "защитные" меры применяются различными заказчиками в неодинаковом объеме. В первую очередь, это относится к заказчикам, руководствующимся Законом N 223-ФЗ.
Также в письме отмечается, что при применении Постановления N 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки, наименованиям, указанным в перечнях к указанному постановлению.
Запрет применяется при проведении всех способов определения контрагента по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного контрагента. При проведении закупок по Закону N 44-ФЗ ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов и при осуществлении закупки, предусмотренной ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В рамках Закона N 223-ФЗ ограничение, преимущество применяются как при проведении конкурентной закупки, так и неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного контрагента, если их условиями предусмотрена подача заявок несколькими участниками. При этом учитывая, что преимущество распространяется только в отношении товаров, указанная мера не применяется, если объектом закупки являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.
Кроме этого, разъяснено, что положения ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ применяются при описании товара, в отношении которого Постановлением N 1875 установлены "защитные" меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей "защитной" меры при осуществлении закупки. Вместе с тем, по мнению авторов письма, указание в описании объекта закупки характеристик товара российского происхождения в случае, если его производство на территории Российской Федерации отсутствует, является невозможным, в связи с чем в этом случае характеристики товара российского происхождения не указываются. Заказчикам при этом рекомендовано декларировать невозможность указать характеристики товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений •Предоставление национального режима при закупках по Закону N 44-ФЗ •Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ |
_______________________________________________
3 февраля 2025 года
ВС РФ: ООО и АНО не являются заказчиками в понимании Закона N 44-ФЗ
Решение ВС РФ от 11 декабря 2024 г. N АКПИ24-854
ВС РФ проверил обоснованность выводов ФАС России, изложенных в письме от 10.09.2018 N АК/72218/18 (далее - Письмо), и не нашел оснований для признания их противоречащими закону. Напомним, что в указанном документе в том числе разъяснено, что если АНО и ООО осуществляют закупку в порядке, установленном ст. 15 Закона N 44-ФЗ, они не подлежат привлечению к административной ответственности, установленной ст. 7.29 - ст. 7.32, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, так как не являются субъектами, поименованными в Законе N 44-ФЗ.
В своем решении судьи ВС РФ, в частности, отметили, что положения Закона N 44-ФЗ распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками, указанными в п. 5 - п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 1 и ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем ООО и АНО не являются заказчиками в понимании Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 этого Закона.
Также суд подчеркнул, что Письмо носит вероятностный характер и не изменяет правового регулирования привлечения к административной ответственности конкретных субъектов. При этом документ не обладает нормативными свойствами.
Таким образом, по мнению судей, Письмо не подлежит признанию недействующим.
_______________________________________________
Январь 2025 года
31 января 2025 года
Разъяснено, какие из заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, должны применять запрет, ограничение и преимущество при осуществлении закупок
Письмо Минфина России от 28 января 2025 г. N 24-07-09/7161
По мнению специалистов Минфина России, применение установленных п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 запрета, ограничения и преимущества при осуществлении в соответствии с Законом N 223-ФЗ обязательно для:
- госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний;
- бюджетных и автономных учреждений;
- субъектов естественных монополий (в том числе из числа указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственных обществ);
- организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО (в том числе из числа указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственных обществ)
- унитарных предприятий;
- хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса".
Также указанные запрет, ограничение и преимущество распространяется на закупки хозяйственных обществ, указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, осуществление которых необходимо:
- для выполнения гособоронзаказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. 3 - п. 3.2 ст. 7.1 Закона N 275-ФЗ;
- для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 N 603.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ |
_______________________________________________
30 января 2025 года
До 1 февраля успейте внести в реестр контрактов информацию об изменении КРБ, КВР и ЦСР
Правилами ведения реестра заключенных контрактов установлена обязанность заказчиков по внесению в реестр контрактов информации об измененных кодах КРБ, КЦСР, КВР (в случае изменения указанных кодов в соответствии с бюджетным законодательством) не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению указанные коды.
С 1 января 2025 года вступили в силу ряд поправок в Порядок формирования и применения КБК, утвержденный приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н, и новые перечни КБК на 2025 год и плановый период, утвержденные приказом Минфина России от 10.06.2024 N 85н.
Существенные изменения коснулись целого ряда кодов. Проверьте, не требуется ли скорректировать информацию о КБК в реестре контрактов, - времени на внесение изменений осталось немного.
Обратите также внимание: сведения о кодах бюджетной классификации не являются условием контракта, но если они включены в текст контракта, то изменения в этой части возможны только путем заключения дополнительного соглашения к контракту.
Рекомендуем:
|
Детальный разбор новшеств в части КОСГУ, КВР и других КБК - в обзоре "КВР и КОСГУ - 2025. Важные изменения" |
|
Сопоставительные таблицы от Минфина России: |
_______________________________________________
29 января 2025 года
Минфин разъяснил порядок уплаты НДС исполнителями контрактов, признанными плательщиками налога с 1 января 2025 года
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 января 2025 г. N 03-07-11/2688
В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что при исполнении контракта изменение условий о его цене не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. То есть по общему правилу контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
1 января 2025 года вступили в силу положения НК РФ, согласно которым организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 145 НК РФ. При этом налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного ст. 145 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них НДС.
_______________________________________________
28 января 2025 года
Как принять и оплатить результаты исполнения контракта, заключенного с контрагентом, применяющим УСН?
Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 24-06-09/129836
По мнению специалистов Минфина России, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Поэтому сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена контрагенту в установленном контрактом размере. При этом корректировка заказчиком цены контракта, контрагент по которому применяет УСН, нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Также авторы письма напомнили о том, что приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке.
Отметим, что аналогичные по сути разъяснения о порядке оплаты контрактов на выполнение строительных работ, заключенных с лицами, пользующимися УСН, ранее давали представители Минстроя России.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
27 января 2025 года
Утвержден порядок определения НМЦК при осуществлении закупок горючего
Приказ ФАС России от 22 ноября 2024 г. N 894/24 (зарег. в Минюсте 23.01.2025)
ФАС России в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 08.09.2018 N 1074 утвердила Порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, НЦЕ товара работы услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин (далее - Порядок). Документ определяет правила расчета заказчиками цен на топливо, предусмотренное Техническим регламентом ТР ТС 013/2011, применительно к различным вариантам поставки, в том числе путем его выборки заказчиками на топливораздаточных колонках. В этом случае НМЦК определяется как средняя потребительская цена товара в рублях за литр в регионе предполагаемой выборки на дату определения цены на основании статистических данных.
Порядок не применяется при осуществлении закупок по гособоронзаказу и в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 3 февраля 2025 года - дня вступления в силу приказа ФАС России от 22.11.2024 N 894/24.
_______________________________________________
24 января 2025 года
Можно ли заключить контракт со "вторым" участником при расторжении по соглашению сторон контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры?
Письмо Минфина России от 26 ноября 2024 г. N 24-06-09/118179
По мнению специалистов Минфина России, положениями Закона N 44-ФЗ установлено право заказчика в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя закупки. Также в письме отмечается, что заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается в случае признания определения контрагента несостоявшимся в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом из письма Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/103862 следует, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяется и к случаям расторжения контракта по соглашению сторон.
Отметим, что, ранее специалисты Минфина России полагали, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не применяется к случаям расторжения контракта по соглашению сторон (письмо от 17.06.2020 N 24-03-07/51940) и к случаям одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта (письмо от 03.03.2023 N 24-06-06/17938). ФАС России поддержала данную позицию в отношении случая расторжения контракта по соглашению сторон (письмо от 31.10.2023 N ПИ/90467/23).
_______________________________________________
23 января 2025 года
1 февраля истекает срок размещения в ЕИС годового отчета о закупках у субъектов МСП по Закону 223-ФЗ
Заказчики не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, должны разместить в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую они обязаны осуществить у субъектов МСП.
Отдельные конкретные заказчики, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р, обязаны дополнительно готовить отдельный годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Указанный отчет размещается в ЕИС также не позднее 1 февраля. Прочие заказчики такой отчет не формируют.
Напомним, что постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 установлены особенности участия субъектов МСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, а также утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее Положение N 1352). При этом с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с Положением N 1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений •Годовой отчет заказчика по Закону N 223-ФЗ о закупке у субъектов МСП |
|
Справочная информация Сроки размещения в ЕИС планов и отчетов заказчиками по 44-ФЗ и 223-ФЗ |
_______________________________________________
22 января 2025 года
Разъяснено, в каких случаях заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Письмо ФАС России от 9 января 2025 г. N 28/289/25
В письме, подготовленном представителями антимонопольного ведомства, разъяснено, что если в ходе исполнения контракта установлено, что участник закупки перестал соответствовать требованиям ст. 31 Закона N 44-ФЗ (за исключением требования о невключении о нем сведений в РНП) или представил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направить соответствующее обращение о включении информации о контрагенте в РНП.
Напомним, что в силу ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, даже если это не было предусмотрено контрактом, в следующих случаях:
- если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении контрагента последний представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара указанным извещением требованиям;
- если вследствие реорганизации подрядчика (исполнителя) его права и обязанности по контракту перешли к вновь возникшему юридическому лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, в отношении которого установлены запрет, ограничение, преимущество закупок работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и подрядчик (исполнитель) являлся российским лицом;
- если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой контракт расторгнут;
- если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
21 января 2025 года
Отдельные лица, сведения о закупках которых по Закону N 44-ФЗ не разглашаются, могут проводить закрытые электронные закупки до конца 2025 года
Постановление Правительства РФ от 15 января 2025 г. N 3
Особенности проведения в рамках Закона N 44-ФЗ закупок, осуществляемых лицами, включенными в перечень хозяйственных обществ, в отношении которых применяется особый порядок совершения отдельных видов сделок (операций), утвержденный Указом Президента РФ от 29.03.2024 N 221 "Об особом порядке совершения отдельных видов сделок (операций) с акциями (долями в уставных капиталах) некоторых хозяйственных обществ", применяются в 2025 году. Соответствующие изменения внесены в подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1404 и вступают в силу 24 января 2025 года.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Условия применения закрытых конкурентных способов закупок по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
20 января 2025 года
Расширен перечень заказчиков, обязанных осуществлять часть закупок с использованием единого агрегатора торговли
Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2025 г. N 27-р
Согласно изменениям, внесенным в п. 6 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р (далее - Распоряжение N 824-р), осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки с использованием ЕАТ должны не только заказчики - федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им казенные учреждения, но и бюджетные учреждения, подведомственные указанным органам власти.
Кроме этого, скорректирован перечень случаев, содержащихся в п. 7 Распоряжения N 824-р, в которых указанные заказчики вправе проводить закупки без использования ЕАТ. В частности, без использования ЕАТ можно заключать контракты в случае недоступности ЕАТ по техническим причинам в течение более чем одного рабочего дня. Также не пользоваться ЕАТ могут:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки в интересах государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также подведомственные ему казенные и бюджетные учреждения;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, а также подведомственные ему казенные и бюджетные учреждения.
Указанные изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, складывающимся после дня вступления в силу распоряжения Правительства РФ от 16.01.2025 N 27-р, которое вступает в силу 15 февраля 2025 года.
_______________________________________________
17 января 2025 года
С 23 января - новые форматы счета-фактуры и УПД
Приказ ФНС России от 15 ноября 2024 г. N ЕД-7-26/1032@ (зарег. Минюстом 23.12.2024)
В прошлом году ФНС России утвердила электронные форматы счета-фактуры и УПД, действующие с 09.02.2024 года, причем в двух вариантах (новом и "старом"). До 1 апреля 2025 года можно использовать любой из форматов (из Приложения 1 или Приложения 2), а с 1 апреля 2025 года - только форматы из Приложения 1 (нового).
Теперь же в новые форматы внесены изменения, связанные, в частности, с введением НДС для плательщиков УСН и ставок в размере 5% и 7%.
Поправки вступят в силу 23 января 2025 года.
_______________________________________________
16 января 2025 года
Разъяснено, с какого момента предусмотренные контрактом обязательства контрагента считаются прекратившимися
Письмо Минфина России от 18 декабря 2024 г. N 24-06-06/127983
Специалисты Минфина России напомнили, что в силу подп. "г" п. 11 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, в реестр контрактов включается в том числе информация о прекращении обязательств контрагента, обеспеченных независимой гарантией, и дата такого прекращения. По мнению авторов письма, указанные обязательства контрагента могут считаться прекращенными после размещения им в ЕИС документа о приемке, который впоследствии подписан заказчиком. При этом датой прекращения обязательств считается дата передачи товара, окончания выполнения работ или оказания услуг, указанная в структурированном документе о приемке.
Также представители министерства отметили, что в случае расторжения контракта обязательства контрагента считаются прекращенными:
с момента заключения соглашения сторон о расторжении контракта;
с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются прекращенными;
с момента вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
_______________________________________________
15 января 2025 года
Обновлены положения КоАП РФ и УК РФ о привлечении к ответственности за нарушения в сфере закупок
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 500-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 501-ФЗ
Президент РФ подписал Федеральный закон, предусматривающий обновление составов административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Закона 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по Закону 223-ФЗ, при размещении и исполнении государственного оборонного заказа в рамках Закона N 275-ФЗ, при проведении процедур по продаже государственного и муниципального имущества.
О принятии в третьем чтении этого Закона Госдумой мы писали ранее.
Кроме этого, в соответствие с новыми положениями КоАП РФ приведены формулировки абз. 1 ч. 1, абз. 1 ч. 2 ст. 201.2, абз. 1 ст. 201.3, абз. 1 ч. 1 ст. 285.5, абз. 1 ст. 285.6 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушения при выполнении государственного оборонного заказа.
Федеральные законы от 28.12.2024 N 500-ФЗ и N 501-ФЗ вступят в силу 1 марта 2025 года.
Рекомендуем:
|
Справочная информация •Административная ответственность за нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
_______________________________________________
14 января 2025 года
Минфин разъяснил нюансы порядка изменения существенных условий контрактов
Письмо Минфина России от 27 ноября 2024 г. N 24-06-06/118779
Специалисты министерства в своем письме, в частности, разъяснили, что изменение существенных условий контракта допускается по каждому основанию, предусмотренному Законом N 44-ФЗ, с учетом ранее внесенных изменений, но в пределах, установленных таким основанием. В частности, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможно заключение нескольких дополнительных соглашений об изменении цены контракта, при условии, что совокупный объем увеличения такой цены не превысит пределов, установленных данным пунктом. Также подчеркивается, что в случае продления срока исполнения контракта в соответствии с указанным п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, учитывается срок исполнения контракта с учетом ранее внесенных изменений в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
13 января 2025 года
Правила закупок у единственного контрагента в случаях, определенных Правительством РФ, действуют в 2025 году
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. N 1909
Согласно изменениям, внесенным в п. 1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", заказчик заключает контракт с единственным контрагентом в соответствии с этим постановлением не позднее 31 декабря 2025 года.
Указанные изменения вступили в силу 1 января текущего года.
Напомним, что в силу ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в 2025 году в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. При этом п. 1 Постановления N 339 установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, Правительство РФ вправе предусматривать иные случаи осуществления закупок у единственного контрагента, а также определять порядок осуществления закупок в указанных случаях. Заказчик заключает контракт с таким контрагентом не позднее 31 декабря 2025 года.
_______________________________________________
10 января 2025 года
Изменение существенных условий контрактов на основании Постановления N 680 допускается и в 2025 году
Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. N 1981
Согласно новой редакции абз. 1 п. 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680), вступившей в силу 7 января 2025 года, изменение существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ, на основании указанного постановления допускается в том числе в 2025 году.
Напомним, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ Постановлением N 680. При этом на основании Постановления N 680 допускается изменение существенных условий соответствующих государственных и муниципальных контрактов при условии возникновения в ходе их исполнения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контрактов.
_______________________________________________
9 января 2025 года
ФАС ответила на вопрос, кто может принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ жилого помещения
Письмо ФАС России от 13 декабря 2024 г. N МШ/115170/24
Специалисты антимонопольного ведомства полагают, что участниками закупки жилого помещения могут быть не только собственники, но и посредники. Поэтому в целях подтверждения соответствия помещения требованиям законодательства заказчик устанавливает требование о представлении участником документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. При этом установление требования к участнику о наличии у него права собственности на жилое помещение ограничивает круг участников закупки и нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В письме также отмечается, что в настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства РФ, согласно которому при формировании в ЕИС проекта контракта, заключаемого при осуществлении закупки жилого помещения с представителем собственника, в такой проект будет включаться полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица (для юридического лица), ФИО (при наличии) (для физического лица), реквизиты счета такого представителя и собственника жилого помещения.
_______________________________________________
2 января 2025 года
Контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен только в письменной форме
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ
Согласно новой редакции ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт, заключаемый в указанных в данной норме случаях, может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.
_______________________________________________
Новые положения Закона N 44-ФЗ о порядке заключения в электронной форме контрактов с единственными контрагентами вступят в силу с изменениями
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ
Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. Согласно новой редакции ч. 14 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2025 года, допускается заключение контракта с единственным контрагентом с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Также при заключении контракта в электронной форме в случаях, предусмотренных пунктами 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе формировать содержащиеся в проекте контракта информацию и документы без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и ИКЗ.
Кроме этого, с 1 января до 31 марта 2025 года заказчики вправе применять положения ч. 14 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением осуществления закупок в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заключения контракта в электронной форме в указанных случаях появится у заказчиков с 1 июля 2026 года.
Указанные изменения вступили в силу 26 декабря текущего года.
_______________________________________________
Уточнен порядок заключения контракта с единственным контрагентом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ
Ряд изменений внесены в п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно новой редакции подп. "а" указанного пункта уточнено, что участник в случаях, предусмотренных ст. 51 Закона N 44-ФЗ для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, формирует их, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ. При этом в соответствии с новыми подпунктами "в" - "е" п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:
- количество протоколов разногласий не ограничивается;
- в протоколе разногласий указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия;
- участник закупки и заказчик вправе отказаться от заключения контракта.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2026 года.
Кроме этого, установлены аналогичные особенности порядка заключения в 2025 году контракта в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
_______________________________________________
Заказчики вправе заключить с единственным контрагентом несколько контрактов с одинаковым предметом
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ
Согласно новой ч. 15 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных п. 4, п. 5 и п. 28 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ и (или) услуг.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2026 года.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика |
_______________________________________________
Декабрь 2024 года
28 декабря года года
Антисанкционные меры в сфере госзакупок продлены на 2025 год
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ
Подписан Федеральный закон, предусматривающий распространение действия положений ч. 56, ч. 63.1, ч. 64.1, ч. 65.1, ч. 65.2, ч. 72, ч. 75 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на 2025 год.
Кроме этого, в соответствии с указанным Законом дополнен перечень закупок, не включаемых в расчет совокупного годового объема закупок при определении объема закупок у СМП, СОНО. Так, в предусмотренный ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ перечень включены закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.
_______________________________________________
Изменились правила осуществления закупок у единственного контрагента в случаях, не предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ
Скорректированы положения ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ (далее - Закон N 46-ФЗ), устанавливающей возможность определения Правительством РФ случаев осуществления закупок у единственного контрагента в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 2.1 ст. 15 Закона N 46-ФЗ Правительство РФ сохранит в 2025 году право предусматривать дополнительные случаи осуществления "неконкурентных" закупок для государственных или муниципальных нужд, а также определять порядок их осуществления. Право высшего исполнительного органа города федерального значения Москвы самостоятельно определять "дополнительные" случаи и порядок закупок у единственного контрагента также продлено на 2025 год.
Однако ч. 2.2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ, предусматривающая право Правительства РФ устанавливать перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых высшим исполнительным органом субъекта РФ могут быть определены случаи осуществления "неконкурентных" закупок, утратит силу.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.
_______________________________________________
Период действия правил определения НМЦК при закупке работ по строительству объекта "под ключ" продлен
Приказ Минстроя России от 12 декабря 2024 г. N 856/пр (зарег. в Минюсте 18.12.2024)
Согласно новой редакции п. 3 приказа Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр этот приказ действует до даты, установленной ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Указанные изменения вступают в силу 30 декабря 2024 года.
При этом отметим, что действие ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в настоящее время распространено на 2025 год.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
27 декабря 2024 года
Определены меры по предоставлению национального режима при осуществлении закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875
Правительство РФ конкретизировало порядок применения положений Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ о национальном режиме при осуществлении закупок. В частности, определены:
- особенности проведения закупок в случаях установления запрета, ограничения закупок определенных "иностранных" товаров и услуг, в том числе соответствующие перечни товаров и услуг, в отношении которых установлены запрет или ограничение;
- минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, перечень соответствующих товаров и требования к форме отчета об объеме закупок отечественных товаров;
- перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 вступит в силу 1 января 2025 года и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо договоры с единственным контрагентом при осуществлении которых заключены после указанной даты.
_______________________________________________
26 декабря 2024 года
Изменился порядок формирования сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие гостайну
Приказ Казначейства России от 25 ноября 2024 г. N 17н (зарег. в Минюсте 20.12.2024)
Казначейство России утвердило новый Порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра, формирования и направления Федеральным казначейством выписок из указанного реестра и протокола, а также формы указанных документов (далее - Порядок). Документом определены, в частности, правила:
- формирования и направления заказчиком в реестр сведений о заключенном контракте, содержащем сведения, составляющие государственную тайну, его изменении, исполнении, расторжении;
- формирования и направления заказчиком запросов о включенных в реестр контрактов сведениях, в том числе запросов о предоставлении выписки из реестра контрактов о включенных в такой реестр сведениях в отношении исполненного контракта;
- направления органом Федерального казначейства заказчику сведений, а также выписок из реестра контрактов, протокола, содержащего перечень выявленных несоответствий и (или) оснований, по которым сведения не включаются в реестр контрактов;
- формирования и направления контрагенту выписок из реестра контрактов.
Порядок вступает в силу 1 января 2025 года. С этой же даты приказ Казначейства России от 18.07.2022 N 17н, которым утвержден действующий в настоящее время порядок направления сведений в реестр контрактов, предусмотренный ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, признан утратившим силу.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
25 декабря 2024 года
Минфин разъяснил, можно ли увеличить цену контракта на сумму НДС в связи с изменением налогового законодательства
Письмо Минфина России от 28 ноября 2024 г. N 24-06-09/119523
Специалисты Минфина России в своем письме напомнили, что в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. При этом они отметили, что участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ. Вместе с тем риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам контрагента, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке. Таким образом, подчеркивают авторы письма, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Рекомендуем
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
24 декабря 2024 года
Можно ли подтвердить опыт выполнения работ по ремонту автодороги договором субподряда?
Определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 октября 2024 г. N 304-ЭС24-7382
В извещении о проведении электронного аукциона на закупку работ по содержанию развязок на автомобильных дорогах заказчиком установлено дополнительное требование к участникам согласно п. 18 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571). По результатам подведения итогов аукциона заявка участника была признана несоответствующей указанному требованию по причине того, что вместо исполненного контракта либо договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, участник предоставил гражданско-правовой договор субподряда.
Полагая, что решение комиссии не соответствует закону, участник обратился с жалобой в антимонопольный орган, однако позиция участника была признана необоснованной.
В связи с этим участник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения антимонопольного органа незаконным. Суды трех инстанций признали жалобу обоснованной и признали указанное решение незаконным. При этом они отметили, что для определения наличия у участника аукциона опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем - в качестве генподрядчика или субподрядчика.
Вместе с тем ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. В частности, судьи отметили, что Постановлением N 2571 установлено требование к опыту исполнения участником договора на выполнение соответствующих работ в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не субподрядчика. При этом договор должен быть исполнен им в полном объеме. Кроме этого, исполненный участником договор субподряда не был заключен в рамках Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ, соответственно, его нельзя признать удовлетворяющим требованиям Постановления N 2571.
Суд также подчеркнул, что данные требования обусловлены спецификой подлежащих исполнению контрактов, предметом которых является осуществление действий в отношении социально значимых объектов, а также необходимостью снижения риска заказчика при неисполнении заключаемого контракта.
____________________________________________
23 декабря 2024 года
Ключевая ставка сохранена на уровне 21% годовых
Информационное сообщение Банка России от 20 декабря 2024 года
Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку в размере 21,00 % годовых. Напомним, что до этого уровня ставка была повышена в октябре.
Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
28 декабря 2024 года Банк России опубликует Резюме обсуждения ключевой ставки. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 февраля 2025 года.
Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при начислении заказчикам и поставщикам пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч. 5 и ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, ключевая ставка применяется при расчете:
- пеней по налогам, сборам, взносам;
- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
- процентов за пользование чужими денежными средствами и др.
Рекомендуем:
|
Справочная информация |
|
Калькуляторы •Проценты в зависимости от ключевой ставки: кратные ставке и доля от ставки |
|
Памятка • Всё, что нужно знать о ключевой ставке ЦБ: на что может повлиять, где и как нужно применять |
____________________________________________
20 декабря 2024 года
Актуализированы положения КоАП РФ об административной ответственности за нарушения в сфере закупок
Проект федерального закона N 594965-8
В третьем чтении принят закон, предусматривающий обновление составов административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Закона 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по Закону 223-ФЗ, при размещении и исполнении государственного оборонного заказа в рамках Закона N 275-ФЗ, при проведении процедур по продаже государственного и муниципального имущества. Также установлена ответственность операторов электронных площадок за нарушение установленных порядков проведения закупок и обязательных торгов в электронной форме, кредитных организаций - за нарушение установленных порядков блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника закупок и обязательных торгов.
Указанные изменения вступят в силу 1 марта 2025 года после подписания Президентом РФ соответствующего закона.
_______________________________________________
19 декабря 2024 года
Расходовать экономию по муниципальным контрактам за счет МБТ от региона - по спецправилам
Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2024 г. N 1491
Установлены общие требования к направлению экономии по муниципальным контрактам, финансируемым за счет региональных трансфертов, на реализацию местных программ.
Такая экономия может быть использована на финансирование муниципальных программ, обеспечивающих реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей, и реализацию мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Правила использования экономии определяет регион. Обязательное требование: они должны предусматривать заключение с муниципалитетом (по его инициативе) допсоглашений для расходования средств экономии.
В случае, если экономию планируется направить на реализацию той же муниципальной программы, обязательное условие допсоглашения - увеличение предусмотренных соглашением значений результатов предоставления межбюджетного трансферта исходя из размера экономии. Предполагается, что возможность использования средств экономии должна обеспечивать достижение наилучшего результата. Наличие подобного условия будет свидетельствовать о соблюдении принципа эффективности бюджетных средств.
Кроме того, в порядке направления экономии должны быть прописаны:
- возможность при определенных условиях направить экономию на реализацию мероприятий муниципальных программ без увеличения значений результатов предоставления МБТ (если размер экономии не превышает 5% объема МБТ);
- сроки заключения ГРБС дополнительных соглашений - не позднее 15-го рабочего дня со дня получения соответствующего предложения от местной администрации;
- порядок и условия формирования ГРБС не реже 1 раза в квартал документов для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ и ЛБО - если экономия расходуется на реализацию мероприятия, отличного от того, по которому образовалась экономия;
- требование о формировании не реже одного раза в квартал изменений в региональную / муниципальную программу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
_______________________________________________
18 декабря 2024 года
Казначейское сопровождение: что изменится в 2025 году?
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 419-ФЗ
Как и прежде, основания для казначейского сопровождении средств, предоставленных из федерального бюджета, определены ст. 5 Закона о федеральном бюджете. И если сравнивать положения этой нормы в Законе N 419-ФЗ (2025 г.) с положениями ст. 5 Закона N 540-ФЗ (2024 г.), то не сложно найти несколько принципиальных отличий, которые касаются федеральных БУ и АУ.
Первое - в 2025 году основания для казначейского сопровождения авансовых платежей по контрактам (договорам), источником оплаты которых являются средства целевых субсидий, возникают в том случае, если цена контракта (договора) составляет 50 млн рублей и более. В 2024 году такое требование возникает в отношении контрактов стоимостью от 100 млн рублей.
Второе - казначейскому сопровождению подлежат средства грантов в форме субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ. Это означает, что для учета операций с такими средствами федеральным БУ и АУ необходимо будет открывать лицевые счета УКС.
Кроме того, участниками казначейского сопровождения станут и контрагенты федеральных АУ и БУ в том случае, если источником финобеспечения расходов по контракту являются средства грантов. Основанием для приобретения статуса УКС будет наличие в договоре условий об авансировании.
_______________________________________________
17 декабря 2024 года
Усилена ответственность за картельные сговоры на торгах
Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. N 467-ФЗ
В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 178 УК РФ к уголовной ответственности будут привлекать за заключение антиконкурентного соглашения в том числе если это повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным. За совершение данного преступления виновных лиц будут наказывать:
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового либо
лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от 600 тыс. до 800 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет либо без такового.
Если указанное преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой, с причинением особо крупного ущерба или с извлечением дохода в особо крупном размере, виновное лицо может быть приговорено к:
принудительным работам на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет или без такового либо
лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от 2 млн до 4 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет либо без такового.
Указанные изменения вступают в силу 24 декабря 2024 года.
_______________________________________________
16 декабря 2024 года
Скорректированы требования к продукции автомобилестроения в целях ее отнесения к отечественной промышленной продукции для госзакупок
Постановление Правительства РФ от 11.12.2024 N 1762
Правительство РФ актуализировало требования к совокупному количеству баллов в целях отнесения продукции автомобилестроения к произведенной на территории РФ для осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно новой редакции абз. 5 примечания 5 к установленным постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 Требованиям к промышленной продукции для автомобилей легковых (в том числе коммерческих) поставляемых либо используемых при оказании услуг установлены следующие требования:
- с 1 января 2023 года - не менее 3200 баллов;
- с 1 января 2027 года - не менее 3500 баллов;
- с 1 января 2028 года - не менее 3700 баллов.
Кроме этого, для грузовых автомобилей установлены следующие требования:
- с 1 января 2023 года - не менее 3200 баллов;
- с 1 января 2027 года - не менее 3500 баллов;
- с 1 января 2029 года - не менее 3700 баллов.
Кроме этого, определены аналогичные требования к электромобилям, в том числе грузовым.
Указанные изменения вступят в силу 20 декабря 2024 года. При этом заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданные Минпромторгом России до даты вступления в силу новых требований, действительны до окончания установленного срока их действия.
_______________________________________________
13 декабря 2024 года
В реестр контрактов подлежит включению в том числе информация о прекращении контракта
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2024 г. N 1740
Согласно изменениям, внесенным в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, в реестр контрактов подлежат включению в том числе информация и документы о прекращении контракта (обязательств по контракту) в связи с:
- окончанием срока действия контракта (в случае наличия в контракте условия о том, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту);
- ликвидацией юридического лица, являющегося заказчиком, контрагентом, или со смертью гражданина, являющегося контрагентом.
При этом в реестр включаются:
- дата прекращения контракта;
- причина прекращения контракта;
- декларация заказчика о прекращении обязательств по контракту в связи с окончанием срока действия контракта;
- документ, подтверждающий смерть гражданина, являющегося контрагентом.
Соответствующий новый подп. "г" включен в п. 13 Правил.
Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2025 года.
_______________________________________________
12 декабря 2024 года
Разъяснены нюансы порядка определения НМЦК методом анализа рынка
Письмо Минфина России от 20 ноября 2024 г. N 24-06-09/115179
Специалисты Минфина России отмечают, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на использование при расчете НМЦК коммерческих предложений, содержащих минимальную цену товара, работы или услуги. При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства НМЦК ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Напомним, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 указанной статьи. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода анализа рынка могут использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 указанной статьи, информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
11 декабря 2024 года
Как формируется смета контракта, заключаемого по итогам конкурентной процедуры?
Письмо Минфина России от 21 ноября 2024 г. N 24-06-09/116134
Контракт по результатам электронной процедуры заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт (подп. "б" - подп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При этом, по мнению специалистов Минфина России, в случае если в проекте контракта, размещенном в составе извещения, предусмотрена смета на выполнение работ, то итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
10 декабря 2024 года
Ответы на острые вопросы по Акту приемки и не только - в новой методичке от Минфина
Письмо Минфина России от 29 ноября 2024 г. N 02-06-06/120312
В течение двух лет Минфин России периодически доводит методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов в рамках реализации электронного документооборота.
Нынешняя методичка - седьмая по счету - посвящена особенностям работы еще с 4 формами документов из Приказа N 61н:
- Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460);
- Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431);
- Решение об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).
По каждому из указанных документов подробно рассмотрены особенности заполнения унифицированной формы, описаны бизнес-процессы ее создания - пошаговый алгоритм работы с электронным документом от создания формуляра до подписания и отправки в архив на хранение, приведены наглядные примеры.
Методические рекомендации ведомство готовит по результатам рассмотрения поступающих ему вопросов, возникающих при применении электронной "первички". Вполне ожидаемо, что наибольшее число таких вопросов связано с формированием Акта приемки (ф. 0510452). Напомним, с этого года он в обязательном порядке применяется всеми типами учреждений при исполнении любых контрактов, заключенных в рамках Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ (за исключением приемки, предусмотренной договором / контрактом, информация о котором размещается в реестре контрактов на ЕИС). А с 1 января 2025 года - еще и для отражения в операций по контрактам / договорам, подлежащим казначейскому сопровождению.
|
|
|
_______________________________________________
9 декабря 2024 года
Должен ли контрагент предоставить "увеличенное" обеспечение исполнения контракта при изменении порядка оплаты и цены контракта?
Письмо Минфина России от 21 ноября 2024 г. N 24-06-06/116286
По мнению представителей Минфина России, при внесении изменений в существенные условия контракта в части увеличения размера аванса размер обеспечения исполнения контракта должен быть приведен в соответствие с положениями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. При этом увеличение цены контракта может повлечь возникновение не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта обязательств, в этом случае обеспечение должно быть увеличено пропорционально стоимости новых обязательств контрагента.
Напомним, что в силу частей 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменения осуществляются при условии предоставления контрагентом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение его новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении контрагента было установлено требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
_______________________________________________
6 декабря 2024 года
Изменился порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок
Приказ Минтранса России от 5 ноября 2024 г. N 390 (зарег. в Минюсте 02.12.2024)
Минтранс России внес изменения в утвержденный приказом от 20.10.2021 N 351 Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В частности, скорректирована формула определения НМЦК, применяемая в случае если при исполнении соответствующего контракта плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику. Кроме этого, внесены изменения в правила расчета максимальной себестоимости 1 км пробега для автобусов и трамваев.
Соответствующие изменения вступят в силу 14 декабря 2024 года.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
5 декабря 2024 года
Определены периодичность, порядок и форма предоставления отчетности о себестоимости продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа
Приказ ФАС России от 6 сентября 2024 г. N 611/24 (зарег. в Минюсте 02.12.2024)
ФАС России в соответствии с п. 145 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465, утвердила периодичность и порядок представления отчетных данных о фактической себестоимости поставляемой по государственным контрактам продукции, указанной в подп. "б" п. 115 Положения, а также форму представления указанных данных.
Представление отчетных данных осуществляется в отношении фактически поставленной государственным заказчикам продукции, начиная с 2025 года. Данные представляются в ФАС России ежегодно в электронном виде на оптических носителях в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Приказ ФАС России от 06.09.2024 N 611/24 вступает в силу 14 декабря текущего года.
_______________________________________________
4 декабря 2024 года
Период, в пределах которого в Крыму и Севастополе устанавливается особый порядок закупок строительных работ, оборудования и техники, продлен
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 432-ФЗ
Президент РФ подписал Федеральный закон, предусматривающий распространение действия положений ч. 66 и ч. 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2026 года.
Указанные изменения вступили в силу 30 ноября 2024 года.
Напомним, что согласно ч. 66 и ч. 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в случае закупки оборудования и техники, а также определенных работ заказчики Республики Крым и города Севастополя вправе:
- либо осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ,
- либо выбирать способ определения поставщика в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города Севастополя.
_______________________________________________
3 декабря 2024 года
Проводить закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного контрагента в особых случаях могут разрешить и в 2025 году
Проект Постановления Правительства РФ (подготовлен Минфином 27.11.2024)
Минфин России предлагает продлить до конца 2025 года срок, в течение которого у заказчиков имеется возможность заключать контракты без проведения конкурентных процедур на основании постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановления N 339). Проект соответствующего постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/11-24/00152770).
Напомним, что в силу ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в 2024 году в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. При этом п. 1 Постановления N 339 установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд у единственного контрагента на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ, муниципального правового акта местной администрации, изданных в соответствии с указанным постановлением. В частности, согласно подп. "г" п. 2 Постановления N 339 акты, предусмотренные п. 1 Постановления N 339, издаются в том числе если закупка осуществляется за счет средств резервных фондов высших исполнительных органов субъектов РФ (в случае осуществления закупки у единственного контрагента для обеспечения нужд субъекта РФ).
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
2 декабря 2024 года
Что необходимо учесть при установлении сроков приемки в контракте, заключаемом с СМП?
Письмо Минфина России от 22 ноября 2024 г. N 24-06-06/116890
В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что срок для возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляется с даты исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств, и не должен превышать 30 дней, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
При этом к установленному контрактом сроку контрагент обязан предоставить заказчику результаты исполнения контракта, а также направить электронный документ о приемке. По общему правилу приемка результатов исполнения контракта осуществляется заказчиком в срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, подчеркивают авторы письма, в случае заключения контракта с СМП срок приемки должен быть установлен в том числе с учетом необходимости соблюдения условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Рекомендуем:
|
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по госзакупкам информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с:
- Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"
и др.
Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты. Положения документов, упоминаемых в новостях, учитываются при обновлении информационного блока "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" и иных аналитических материалов, подготовленных экспертами компании "Гарант"