Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
(Ст. 150 НК)
1. Статья 150 НК РФ содержит исчерпывающий перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС
Определение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2015 г. N 309-КГ15-11310
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, поименован в статье 150 Налогового кодекса.
Поскольку в указанном перечне лом и отходы цветных металлов отсутствуют, суды пришли к выводу, что согласно статье 2 Протокола налог на добавленную стоимость при импорте указанного товара подлежит уплате с применением ставки 18 процентов по месту учета его собственника.
Исчерпывающий перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, указан в статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в статье 150 Кодекса.
2. Освобождение от обложения НДС при ввозе на территорию РФ товаров в виде безвозмездной помощи предоставляется на основании удостоверения, выданного Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ
Согласно ст. 1 Закона о безвозмездной помощи основанием для применения льготы по НДС является отнесение средств, товаров, предоставляемых юридическим лицам, а также выполняемых для них работ и оказываемых им услуг в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, к безвозмездной помощи (содействию) на основании удостоверений (документов), подтверждающих принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию). Товары признаются технической помощью (содействием) при наличии подтверждающего удостоверения. Форма и порядок выдачи этого удостоверения определяются Правительством РФ.
Такое удостоверение о признании поставки в рамках упомянутого контракта технической помощью выдано на основании протокола Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 25.04.02 N 27. Следовательно, налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной п. 1 ст. 150 НК РФ.
3. Ввоз в Россию линз для коррекции зрения не подлежит обложению НДС
Суды пришли к правильному выводу о том, что общество при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара "Линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием фотохромные" (код ОКП 94 8500) имело право на льготу по уплате НДС в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ.
Поскольку все необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных сумм НДС документы обществом представлены, у таможни отсутствовали основания к отказу в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
4. Наличие полуприцепа-фургона не влияет на освобождение от уплаты НДС вмонтированного в него томографа
Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2014 г. N 307-КГ14-3913
Право на применение указанной льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении спорного товара не поставлено в зависимость от варианта его монтажа, и наличие полуприцепа-фургона не исключает принадлежность вмонтированного в него томографа к товарам, подлежащим освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость.
5. Освобождение от обложения НДС применяется, только если технологическое оборудование, ввозимое на территорию РФ, поименовано в Приказе ГТК России
Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввоз которых освобождался от обложения налогом на добавленную стоимость, был утвержден в качестве приложения к Инструкции Приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131.
Ввезенное заявителем по ГТД оборудование [кинопроекторы, кинопроекционные установки] в Перечне технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему отсутствует. В связи с тем, что спорный товар не отнесен к технологическому оборудованию и его комплектующим частям, заявитель не мог воспользоваться льготой по уплате НДС, предоставленной подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
6. Освобождение от обложения НДС может применяться и в том случае, если технологическое оборудование, ввозимое на территорию РФ, не поименовано в Приказе ГТК России
Довод таможни о том, что ввоз оборудования [литейные поддоны, модели литейные, формы для литья металлов], классифицированного по коду ТН ВЭД 8480 71 000 0, не освобождается от уплаты НДС, поскольку наименование товара не подпадает под Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, установленный Приказом ГТК Российской Федерации от 07.02.2001, суд отклонил, сославшись на то, что в данный Перечень включено оборудование, которое классифицируется в позиции ТН ВЭД 8480.
При этом суд обоснованно указал, что п. 7 ст. 150 НК РФ не ставит возможность применения налоговых льгот при ввозе товара на территорию РФ в зависимость от включения его в перечень технологического оборудования, утвержденный ГТК Российской Федерации.
До внесения изменений Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 7 ч. 1 ст. 150 НК РФ был изложен в следующей редакции:
"7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций".
7. Увеличение размера уставного капитала за счет ввозимого имущества не подлежит обложению НДС
Судами установлено, что Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, в отношении которого соблюдены все условия для освобождения от уплаты НДС. Увеличение уставного капитала Общества для таможенных целей состоялось, факт внесения изменений в учредительные документы подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколом общего собрания акционеров Общества, отметкой о регистрации изменений, вносимых в Устав.
При этом суд правомерно указал на отсутствие у таможенного органа компетенции на установление факта размещения акций акционерными обществами при увеличении уставного капитала.
До внесения изменений Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 7 ч. 1 ст. 150 НК РФ был изложен в следующей редакции:
"7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций".
8. Ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы является необходимым и достаточным условием для освобождения от налогообложения
В силу подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
По смыслу приведенной нормы права от налогообложения освобождаются лишь те лица, которые ввезли соответствующие товары в качестве вклада в свой уставный (складочный) капитал для использования их в технологическом процессе. Факт ввоза таких товаров этими лицами является необходимым и достаточным условием для освобождения от налогообложения.
9. Лом и отходы цветных металлов не относятся к товарам, не подлежащим налогообложению НДС
Определение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2015 г. N 309-КГ15-11310
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, поименован в статье 150 Налогового кодекса.
Поскольку в указанном перечне лом и отходы цветных металлов отсутствуют, суды пришли к выводу, что согласно статье 2 Протокола налог на добавленную стоимость при импорте указанного товара подлежит уплате с применением ставки 18 процентов по месту учета его собственника.
Лом и отходы черных металлов в перечень товаров, поименованных в статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не включены.
10. Товары, ввозимые на территорию РФ в качестве паевых взносов, не относятся к товарам, не подлежащим налогообложению НДС
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, установлен статьей 150 Кодекса. Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве паевых взносов, в данный перечень не включены.
11. При изменении целевого назначения имущества, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, налогоплательщик должен заплатить НДС, не уплаченный при ввозе товаров
При исследовании доказательств суд пришел к выводу о том, что передача обществом в уставный капитал организации комплекта оборудования электродуговой печи-ковша для плавки чугуна и стали, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества, изменила статус указанного оборудования (как вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями), обуславливающий возможность освобождения от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, суд установил, что условия, в связи с которыми при ввозе указанного оборудования на таможенную территорию Российской Федерации было предоставлено условное освобождение от уплаты соответствующих таможенных платежей обществом, были нарушены, что повлекло за собой возникновение обязанности уплаты таможенной пошлины и НДС.
До внесения изменений Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 7 ч. 1 ст. 150 НК РФ был изложен в следующей редакции:
"7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций".
12. При передаче имущества, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, правопреемнику при реорганизации нецелевого использования не происходит, следовательно, обязанности по уплате НДС не возникает
Судом установлено, что цель ввоза имущества - стимулирование иностранных инвестиций в основные производственные фонды российских предприятий ЗАО, а в последующем и ОАО, как правопреемником первого, соблюдена. То обстоятельство, что оборудование учтено ОАО на счете 01 "Основные средства", а не на счете 80 "Уставный капитал", не имеет значения для разрешения данного спора, поскольку целевое использование имущества не может быть поставлено в зависимость от особенностей отражения этого имущества в бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о правомерности использования ОАО льготы, предусмотренной п. 7 ст. 150 НК РФ.
До внесения изменений Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 7 ч. 1 ст. 150 НК РФ был изложен в следующей редакции:
"7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций".
13. При реализации имущества, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС
Поскольку материалами дела подтверждается факт реализации оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, то таможенным органом правомерно доначислены обществу к уплате ввозная таможенная пошлина и НДС.
14. Льгота, гарантированная ст. 150 НК РФ, не ставится в зависимость от момента, когда лицо заявит о ней
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что факт обращения общества с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в связи с льготой уже после таможенного оформления товара не мог являться основанием для отказа в возврате налога, поскольку данная льгота гарантирована статьей 150 НК РФ и не ставится в зависимость от момента, когда лицо заявит о ней.
15. В ст. 150 НК РФ нет указаний относительно обязательного ввоза и декларирования медицинской техники именно в комплекте (полном или ином)
Положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинской техники именно в комплекте (полном или ином).
16. Несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не лишает налогоплательщика права на освобождение от обложения НДС при ввозе на территорию РФ жизненно необходимых медицинских изделий
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 НК РФ). Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В соответствии со статьей 38 Закона N 323-ФЗ вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Исходя из системного анализа приведенных нормативных положений суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что в исследуемом периоде имелось несоответствие терминологии, приведенной в Налоговом кодексе Российской Федерации и Законе N 323-ФЗ, терминологии, содержащейся в Перечне и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия"). При этом какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать при наличии к тому оснований юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров.
17. Льгота по НДС при ввозе медицинского изделия применяется и в том случае, когда оно перевозится в разобранном виде, и его комплектующие не перечислены отдельно в регистрационном удостоверении
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили ссылку Таможни на разъяснения Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения", согласно которым при указании в регистрационном удостоверении терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
При этом суды (с учетом имеющихся в материалах дела "Инструкции по использованию заявленного к таможенному оформлению товара", дополнения к дистрибьюторскому соглашению, и письма производителя товара - компании "Э") указали, что представленное Обществом при таможенном оформлении названного товара регистрационное удостоверение распространяется на весь ввезенный декларантом товар, поскольку упомянутые интродьюсер, толкатель и баллонный катетер являются неотъемлемой частью одного товара, а именно "стент-графт "ELLA". Эти составные части данного товара не были задекларированы и не ввозились как самостоятельный товар. В графе 31 вышеназванных ДТ ООО конкретно указало, что "стент-графт "ELLA" состоит из интродьюсера, толкателя и баллонного катетера, а для удобства транспортировки и сохранности изделия перевозится в разобранном виде и упаковано в отдельные контейнеры. Кроме того, "стент-графт "ELLA" поставляется с системой доставки.
Таким образом, суды двух инстанций удостоверились в том, что ввозимый Обществом товар является единым и неделимым. В данном случае у Таможни не имелось оснований полагать, что к таможенному оформлению был предъявлен какой-то иной товар, не поименованный в регистрационном удостоверении. Более того, указанный товар правомерно отнесен декларантом к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике применительно к Перечню N 19.
Учитывая обстоятельства дела, выводы двух судебных инстанций об отсутствии у Таможни оснований для принятия ею решения о непредоставлении декларанту освобождения от уплаты НДС и о направлении Обществу спорных требований в части уплаты пеней являются правильными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.