Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Налоговая база
(Ст. 153 НК)
1. Основания возникновения и порядок определения налоговой базы по НДС
1.1. Обязательным условием возникновения объекта налогообложения является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг
Исходя из норм налогового законодательства обязательным условием возникновения объекта налогообложения является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 153, пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров (работ, услуг) как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Следовательно, при определении налогооблагаемой базы по НДС учитываются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. То есть, для целей определения действительной обязанности налогоплательщика по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость определяющее значение имеет установление факта реализации им товаров (работ, услуг) конкретным лицам.
Выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентов недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
Выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
1.2. Суммы авансовых платежей или предоплаты в счет предстоящих поставок товаров либо оплату за частично произведенную продукцию налогоплательщик обязан включить в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены
Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1034-О
Федеральный законодатель, установив в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на добавленную стоимость (глава 21), определил существенные элементы данного налога, порядок определения налоговой базы (статьи 153 и 154) и порядок исчисления налога (статья 166), предусмотрел при этом возможность законного уменьшения налогоплательщиком общей суммы исчисленного к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость на установленные законом налоговые вычеты. Данное право предоставлено в том числе в отношении сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных налогоплательщиком с суммы частичной оплаты, полученной от контрагента по договору в счет предстоящего выполнения работ (пункт 8 статьи 171 данного Кодекса).
Такое правовое регулирование обусловлено особенностью определения налоговой базы по данному налогу, которая формируется налогоплательщиком не только по мере выполнения (реализации) им соответствующих работ, но и в момент получения им предварительной оплаты по договору (пункт 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации). Возможность вычета сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного ранее к уплате в бюджет с полученной предоплаты, исключает двойное налогообложение одних и тех же сумм. Данный правовой механизм обложения налогом на добавленную стоимость реализуется с учетом подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика законом возложена на налогового агента.
Определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2014 г. N 304-КГ14-1279
В качестве дополнительного основания для отказа в удовлетворении заявления общества суды указали на допущенное нарушение положений статей 153, 154, 164 и 167 Налогового кодекса, согласно которым оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В случае поступления налогоплательщику авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступившие средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в периоде их поступления. С данных сумм подлежит исчислению и уплата НДС.
При отгрузке товаров, в счет которых ранее была получена предварительная оплата (аванс), в соответствии со ст. 146, 154 НК РФ налогоплательщик должен исчислить НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), одновременно заявив ранее уплаченную сумму налога с полученного аванса к вычету.
Исходя из положений статей 153-158 НК РФ, налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).
В случае получения налогоплательщиком предоплаты исчислить и уплатить в бюджет НДС он должен в том налоговом периоде, когда была получена предоплата. При этом суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм полученной предоплаты под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), на основании пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 НК РФ подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка этих товаров (работ, услуг).
В случае поступления налогоплательщику авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступившие средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в периоде их поступления. С данных сумм подлежит исчислению и уплате НДС.
При отгрузке товаров, в счет которых ранее была получена предварительная оплата (аванс), в соответствии со ст. 146, 154 Кодекса налогоплательщик должен исчислить НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), одновременно заявив ранее уплаченную сумму налога с полученного аванса к вычету.
Денежные средства, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, включаются в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически эти средства получены.
В случае, если получение авансовых платежей под поставку товаров и реализация указанных товаров производится в одном налоговом периоде, то в декларации по НДС за истекший налоговый период отражаются суммы налога, исчисленные с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), и с реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в декларации также подлежат отражению суммы налога, начисленные с авансов и предоплаты, принимаемые к вычету в налоговом периоде при реализации товаров (работ, услуг).
1.3. Оплата товара, полученная налогоплательщиком в периоде отгрузки этого товара, авансом не является
Оплата товара, полученная налогоплательщиком в периоде отгрузки этого товара, авансом не является, независимо от того, в какой день налогового периода произошла отгрузка.
1.4. Налогоплательщик должен отразить в декларации по НДС сумму налога с полученной предоплаты, даже если ее получение и возврат приходятся на один налоговый период
Даже если получение и возврат авансовых платежей приходятся на один налоговый период (квартал), налогоплательщик должен отразить в декларации по НДС исчисленную согласно статье 154 НК РФ сумму налога с полученной предоплаты (статья 163 НК РФ) и в этом же налоговом периоде при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм этой предоплаты, и при условии изменения либо расторжения договора вправе заявить к вычету соответствующую сумму налога.
1.5. Моментом передачи услуг является дата оформления соответствующего акта, а не период выполнения работ (услуг)
Поскольку передача товаров, работ или услуг оформляется сторонами сделки соответствующими первичными документами, а в данном случае факт оказания услуг подтвержден оформленными сторонами договора актами, моментом передачи услуг является дата оформления соответствующего акта, а не период выполнения работ (услуг).
1.6. Доходы от реализации работ признаются таковыми в момент передачи результата выполненных работ независимо от даты поступления денежных средств
В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость доходы от реализации ремонтных работ признаются таковыми в момент передачи результата выполненных работ независимо от даты поступления денежных средств.
Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, на основании всех вышеизложенных норм законодательства является акт приемки выполненных работ формы N КС-2.
Следовательно, организация-подрядчик должна отразить в налоговом учете доход от реализации работ на дату подписании акта по форме N КС-2. Эта же дата будет являться моментом определения налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль.
1.7. Расхождение между сведениями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета и налоговых декларациях, представленных в налоговый орган, не может служить безусловным доказательством неверного исчисления НДС
Факт несовпадения данных первичных документов, книг продаж и книг покупок с данными налоговых деклараций по НДС может иметь различные причины и сам по себе не может свидетельствовать о занижении налоговой базы по НДС, суммы НДС к уплате в бюджет. Расхождение между сведениями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета и налоговых декларациях, представленных в налоговый орган, может быть расценено как нарушение порядка бухгалтерского учета, но не может служить безусловным доказательством неверного исчисления НДС.
Между тем, факт занижения налогооблагаемой базы должен доказываться налоговым органом путем ссылок на конкретные первичные документы.
1.8. Факт реализации товаров по цене ниже таможенной стоимости не имеет правового значения при исчислении НДС по операциям по реализации товаров на территории РФ
Факт реализации товаров по цене ниже таможенной стоимости не имеет в данном случае правового значения, поскольку таможенная стоимость применяется исключительно для таможенных целей (в особенности для исчисления таможенных платежей, включая НДС) и не может быть использована в качестве ориентира рыночной цены. Также она неприменима для исчисления НДС по операциям по реализации товаров на территории РФ.
1.9. Право налогоплательщика на вычет сумм НДС соотносится с обязанностью контрагента данного налогоплательщика уплатить НДС с оборота по реализации товара (работ, услуг)
Из анализа положений статей 153, 154, 167, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость соотносится с обязанностью контрагента данного налогоплательщика уплатить налог на добавленную стоимость с оборота по реализации товара (работ, услуг).
1.10. При определении налоговой базы изменение курса валюты допускается только на момент отгрузки
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2007 по делу N А43-6328/2007-34-140
В силу п. 4 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), установленному ст. 167 НК РФ (момент отгрузки либо получения предоплаты), или на дату фактического осуществления расходов.
Из содержания приведенных норм следует, что изменения, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу, учитываются применительно ко всем облагаемым операциям, момент определения налоговой базы по которым наступил применительно к конкретному налоговому периоду. При этом порядок исчисления налога на добавленную стоимость и процедура определения налоговой базы в соответствии с приведенными нормами гл. 21 НК РФ предусматривают возможность учета изменения курса валюты лишь в дату определения налоговой базы (с 01.01.2006 на дату отгрузки либо получения предоплаты).
С учетом изложенного суд сделал вывод, что в случае указания в счете-фактуре цены товара и НДС в иностранной валюте налогоплательщик-продавец не вправе изменять налоговую базу по НДС, исчисленную по курсу рубля к этой валюте на момент отгрузки товара (работ, услуг), по причине изменения валютного курса на день оплаты этого товара.
1.11. При определении выручки от реализации стоимость товаров учитывается без НДС
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения определяется исходя из всех полученных в отчетном периоде доходов, стоимость которых учитывается без налога на добавленную стоимость.
1.12. Правило п. 3 ст. 153 НК РФ о пересчете выручки в иностранной валюте неприменимо в случаях, когда цена договора установлена в рублях
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2009 N Ф03-3198/2009 по делу N А59-3506/2008
Пункт 3 ст. 153 НК РФ применим в случаях получения налогоплательщиком выручки в иностранной валюте, поэтому при определении налоговой базы она подлежит пересчету в рубли по курсу Центробанка России. К обстоятельствам дела данное правило неприменимо по причине отсутствия факта получения подрядчиком по условиям контракта выручки в рублях.
1.13. Суммовые разницы не учитываются при исчислении НДС, если отгрузка товара произошла до 01.10.2011, а оплата - после этой даты
Пункт 4 ст. 153 НК РФ об учете суммовых разниц введен в действие Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 01.10.2011.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А21-4452/2013
В ситуации, когда отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) произошла до 01.10.2011, а оплата произведена после указанной даты, нет оснований учитывать возникшие суммовые разницы при расчете НДС за налоговый период, в котором произошла оплата, поскольку в этот период уже действовали правила, установленные п. 4 ст. 153 НК РФ, введенные в действие Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
1.14. Выписки банка по расчетным счетам сами по себе не являются доказательством факта реализации товаров (работ, услуг)
Судами обеих инстанций установлено, что в случае, когда отгрузка товаров (работ, услуг) произошла до 01.10.2011, а оплата произведена после указанной даты, то нет оснований учитывать возникшие суммовые разницы при расчете НДС за налоговый период, в котором произошла оплата, поскольку правила, установленные новой редакцией п. 4 ст. 153 НК РФ, в этот период уже действовали.
1.15. Свидетельские показания не являются доказательством размера полученной от реализации выручки
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2010 N Ф03-1587/2010 по делу N А24-2928/2009
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция в ходе проведенной проверки сделала вывод о занижении выручки от реализации автомобилей физическим лицам. Данный вывод инспекция сделала на основании показаний физических лиц - покупателей автомобилей, допрошенных в качестве свидетелей.
Между тем, как отмечено судебными инстанциями, доначисление налога на основании протоколов допроса при отсутствии доказательств проведения мероприятий по получению дополнительных документов, позволяющих установить стоимость реализованных автомобилей, а также по проверке сведений, сообщенных свидетелями, не отвечает положениям законодательства о налогах и сборах.
1.16. Расчет налоговой базы по НДС в рублях на дату перечисления денежных средств иностранному исполнителю услуг, а не на дату подписания акта оказанных услуг правомерно
Из обжалуемого решения налогового органа следует, что заявителем в нарушение статьи 171 Кодекса неправомерно заявлен к вычету налог. Как следует из содержания решения управления по апелляционной жалобе заявителя, данная сумма образовалась вследствие курсовой разницы между суммой оплаты и суммой, отраженной в акте оказанных услуг. Соответственно, сумма недоимки рассчитана как разница между стоимостью произведенной обществом оплаты налога и стоимостью услуг на дату составления акта.
В рассматриваемом случае налогоплательщиком уплата налога произведена в день осуществления платежа иностранному контрагенту. Сумма уплаченного в бюджет налога соответствует сумме налога, предъявленного к вычету. Данное положение корреспондирует пункту 4 статьи 174 Кодекса.
При этом согласно пункту 3 статьи 153 Кодекса определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов. Следовательно, заявитель правомерно осуществил расчет налоговой базы в рубли на дату выплаты (перечисления) денежных средств иностранному исполнителю услуг.
2. Объекты, формирующие налоговую базу по НДС
2.1. Проценты по коммерческому кредиту не увеличивают налоговую базу по НДС
Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2014 N Ф05-4674/14 по делу N А40-115671/13
Проценты, начисляемые по коммерческому кредиту, не формируют цену товара и не связаны с оплатой реализуемого товара (работ, услуг), ввиду чего не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
П. 1 ст. 162 НК РФ предусмотрено увеличение налоговой базы. Вместе с тем проценты по коммерческому кредиту в этот перечень не включены. Иных выплат, на которые увеличивается налоговая база при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), НК РФ не содержит, данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
2.2. Для определения суммы выручки в целях предоставления права на освобождение от уплаты НДС учитывается выручка только от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 по делу N А45-11287/2011
Согласно положениям п. 1 ст. 154, п. 2 ст. 162, п. 1 и 4 ст. 166, ст. 173 НК РФ операции, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, не учитываются при формировании налоговой базы и исчислении НДС к уплате.
Поскольку продажа ценных бумаг (векселей) в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ не подпадает под реализацию, облагаемую НДС, то и выручка, полученная Обществом от продажи ценных бумаг, не учитывается при определении выручки при применении п. 1 ст. 145 НК РФ.
2.3. Сумма выручки по операциям, не облагаемым НДС, учитывается при определении размера выручки в целях освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ
Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2012 N Ф09-10415/12 по делу N А60-56382/11
Из положений ст. 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС. Исключение составляют только доходы от операций, не признаваемых в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), и операций, являющихся реализацией, но не признаваемых объектом налогообложения НДС.
Учитывая изложенное, установив, что учреждением при определении размера выручки в целях применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учтена выручка от оказания услуг по образовательным программам, суды пришли к обоснованному выводу о неверном определении налогоплательщиком предельного размера выручки, дающего право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика.
2.4. Корректировка налоговой базы необходима, когда соглашением сторон изменяется цена и (или) количество товаров (работ, услуг)
Корректировка налоговой базы, а также выставление корректировочного счета-фактуры необходимы в тех случаях, когда соглашением сторон изменяется цена и (или) количество товаров (работ, услуг). Если изменение стоимости произошло по иным причинам, нет оснований корректировать налоговые обязательства.
2.5. При определении налогооблагаемой базы по НДС сумма выручки подлежит определению с учетом премий, скидок и бонусов
Определение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2014 г. N 305-КГ14-3243
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции исходил из того, что поскольку при предоставлении премий (скидок) фактически происходит снижение стоимости товара, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для изменения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость у поставщика и сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у общества не соответствуют положениям пункта 2 статьи 153, пункта 1 статьи 154, пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из названных положений [п. 2 ст. 153, п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 166] Кодекса следует, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).
При этом апелляционный суд исходил из того, что выплата поставщиками премий покупателю-налогоплательщику непосредственно связана с поставками товаров, в связи с чем такие премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, влияющих на налоговую базу по НДС, в связи с чем в результате выплаты премий по итогам отгрузок товаров происходит уменьшение стоимости приобретенных товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС и, соответственно, корректировку ранее заявленных покупателем-налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в пропорциональном соотношении.
Вместе с тем невыполнение поставщиком товаров обязанности по корректировке счетов-фактур не влияет на правовую природу премии и не освобождает налогоплательщика-покупателя от обязанности скорректировать ранее заявленные налоговые вычеты по НДС и восстановить соответствующую сумму НДС.
2.6. В целях определения налоговой базы по НДС квалификация премии в качестве формы торговой скидки должна производиться в каждом конкретном случае
В случае выплаты поставщиком товаров их покупателю премии, которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и изменяет цену товаров (является формой торговой скидки) и налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Суды правильно исходили из того, что квалификация премии в качестве формы торговой скидки должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.
Влияющей на налоговую базу по НДС признается скидка с цены единицы товара, уменьшающая эту цену.
Если премия по условиям договора или соглашения между продавцом и покупателем уменьшает цену товара и рассчитывается как процентное соотношение к цене за единицу товара, такое соглашение является основанием для внесения изменений в расчеты по НДС как со стороны поставщика, который обязан выставить корректирующий счет-фактуру, так и со стороны покупателя, который должен уменьшить ранее принятый к вычету НДС.
В том же случае, когда премия не уменьшает цену товара и рассчитывается в конце периода (месяц, квартал, год) в результате соблюдения покупателем определенных условий, установленных договором, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу конкретного товара, премия не учитывается для целей налогообложения НДС, как не влияющая на ранее сформированную налоговую базу по реализованным (приобретенным) товарам.
Таким образом, изменение налогообложения по НДС по уже совершенным хозяйственным операциям зависит от воли сторон договора и их фактических действий.
В случае выплаты поставщиком товаров их покупателю премии, которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и изменяет цену товаров (является формой торговой скидки) и налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится в случае, если сторонами цена товара изменена согласно условиям договора, дополнительным соглашением сторон, либо путем направления в адрес покупателя откорректированных первичных документов (товарных накладных) на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры в порядке, предусмотренном подп. 4 п. 3 ст. 170 Кодекса.
2.7. Проценты за пользование чужими денежными средствами не увеличивают налоговую базу по НДС
Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2010 N КА-А40/7482-10 по делу N А40-141993/09-111-1075
Проценты за пользование чужими денежными средствами имеют самостоятельную правовую природу, не связанную с объектами налогообложения по НДС, и у налогоплательщика не возникает обязанности по включению этих сумм в налогооблагаемую базу по НДС.
2.8. Уплачиваемые населением денежные средства за коммунальные услуги не учитываются органом местного самоуправления при формировании налоговой базы по НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 6613/05 по делу N А55-10431/2004-10
Пункт 2 ст. 153 НК РФ предусматривает формирование налоговой базы по указанному налогу с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг).
Уплачиваемые населением средства за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы мэрии по налогу на добавленную стоимость, поскольку получение платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которым указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации, операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых, в том числе, управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что управляющая организация не облагает НДС операции по реализации населению коммунальных услуг, если приобретает их у организаций коммунального комплекса, поставщиков соответствующих ресурсов. Приведенная норма направлена как на освобождение управляющих организаций от уплаты НДС по операциям реализации коммунальных услуг, так и на недопущение неоправданного роста стоимости данного вида услуг, оказываемых управляющими организациями населению.
Поэтому суды правильно указали, что у управляющих компаний, предоставляющих коммунальные услуги и осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, отсутствует обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС применительно к данным операциям при условии того, что эти работы (услуги) приобретаются ими у организаций (индивидуальных предпринимателей), непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) и реализуются собственникам квартир в многоквартирном доме по той же стоимости. Соответственно, налог на добавленную стоимость, уплаченный контрагентам, непосредственно предоставляющим коммунальные услуги и выполняющим (оказывающим) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не подлежит возмещению из бюджета, а учитывается в стоимости этих работ (услуг).
В соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно официальной позиции Минфина РФ и ФНС России, изложенной в многочисленных письмах (например, N 03-07-07/51 от 21.07.2010, N 03.07.07/21 от 30.04.2010, N ШС-37-3/2791@ от 28.05.2010 и др.) услуги, поименованные в подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 Кодекса, не облагаются НДС независимо от того, кому они оказываются - физическим или юридическим лицам.
Такое толкование в применении нормы соответствует ее содержанию, поскольку реализация вышеуказанных работ и услуг осуществляется управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций, индивидуальных предпринимателей, также у ресурсоснабжающих организаций (у последних, включая НДС).
Иными словами, сумма НДС, уплаченная предприятием поставщикам работ и услуг, впоследствии включается им в стоимость этих работ и услуг при их реализации физическим и юридическим лицам.
2.9. Сумма вознаграждений, превышающая фактическую стоимость работ, услуг, подлежит включению в налоговую базу при исчислении НДС
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N ВАС-6429/14
Суды с учетом положений пункта 1 статьи 146, статей 153, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 4, 5, 6, 12, 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" пришли к выводу о том, что сумма превышения инвестиционного взноса, полученного обществом как застройщиком от участников договоров о долевом участии в строительстве, над фактическими затратами по строительству объектов, связана с оплатой реализованных услуг, оказанных на основании договора участия в долевом строительстве, вследствие чего подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд не учел, что суммы вознаграждений, превышающие стоимость работ, услуг, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса увеличивают налоговую базу по НДС как получаемые в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных работ (услуг).
Так, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, регулирующей особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается в том числе на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В силу статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС средства, полученные как от собственников, так и на основании Закона N 185-ФЗ, с соответствующим применением налоговых вычетов по расходам, связанным с таким ремонтом, в полной сумме.
Включение в налоговую базу по НДС только сумм, уплаченных собственниками помещений (5%), и предъявление к вычету НДС с сумм, уплаченных подрядчикам в полном объеме, не соответствует природе косвенного налога (НДС).
2.10. Средства, выделенные на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, подлежат включению в налоговую базу по НДС
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 9 июля 2015 г. N 301-КГ15-1438
Средства, выделенные на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общем порядке, поскольку не могут быть признаны субсидиями, и их выделение не свидетельствует о предоставлении налогоплательщику льготы.
2.11. Средства, полученные от изготовителей (продавцов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров не включаются в налоговую базу по НДС
Судами правильно указано, что в налоговую базу по НДС не включаются суммы, полученные организацией, непосредственно осуществляющей гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта и запасных частей, использованных при осуществлении данного ремонта.
При этом суды руководствовались Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31.03.2011 N 03-11-06/3/40, в котором разъяснено, что величина освобождения от налогообложения определяется как сумма расходов на проведение гарантийного ремонта и стоимости запасных частей, использованных при его осуществлении.
Таким образом, не включаются в налоговую базу средства, полученные от изготовителей (продавцов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров.
2.12. Суммы неустойки и штрафа не подлежат обложению НДС
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 305-ЭС15-7719
При этом суды, исходя из системного толкования положений статей 146, 154, 167, 168, пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что заказчик, как получатель услуги, не наделен правом и обязанностью начислять НДС на фактическую стоимость работ; при расчете неустойки цена услуги должна приниматься заказчиком без НДС, как не формирующего его доход.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги) и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Таким образом, истец, как получатель услуги, не вправе был начислять НДС на сумму неустойки, уплаченную ему продавцом услуги.
Суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору, выставленные обществу контрагентом, не связаны с оплатой товара в смысле приведенных положений НК РФ и, следовательно, обложению НДС не подлежат.
Поскольку указанные денежные средства получены обществом не за реализацию товара (работы, услуги), то судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что данные штрафные санкции не учитываются при налогообложении по НДС.
2.13. Передача имущества в счет выплаты дивидендов не образует иной объект налогообложения, кроме дохода акционера, поэтому не облагается НДС
Определение Верховного Суда РФ от 31 июля 2015 г. N 302-КГ15-6042
Передача имущества в счет выплаты дивидендов не образует иной объект налогообложения, кроме дохода акционера, следовательно, не является операцией, облагаемой у передающей стороны налогом на добавленную стоимость.
2.14. Полученные банком от клиентов денежные средства по договорам поручительства являются выручкой банка за оказанные клиентам услуги, поэтому подлежат обложению НДС
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2014 г. N ВАС-4462/14
Учитывая переквалификацию указанных правоотношений между банком и клиентами, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что полученные банком от клиентов денежные средства по договорам поручительства (стоимость выданного поручительства) являются выручкой банка за оказанные клиентам услуги по договорам факторинга (без регресса), операции по реализации которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в силу положений статей 146, 149, 153, 154, 155 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.15. Возмещение убытков в размере стоимости утраченного имущества его собственнику не облагается НДС
Из смысла норм гражданского и налогового законодательства Российской Федерации следует, что возмещение убытков в размере стоимости утраченного имущества его собственнику не является операцией, облагаемой НДС, поскольку такие правоотношения являются установленным гражданским законодательством способом возмещения ущерба, причиненного арендатором в результате использования арендованного имущества.
2.16. Уплата НДС с выручки от реализации железнодорожных вагонов производится, даже если продажа была вызвана необходимостью возврата кредита
Заявитель жалобы полагает, что продажа вагонов осуществлялась при вынужденных обстоятельствах возврата кредита, в связи с чем доход от реализации вагонов не содержит признаков, соответствующих понятию дохода, полученного от предпринимательской деятельности и, тем самым, предприниматель не наделен обязанностью исчислить налог к уплате по данным сделкам.
Судами по материалам дела правильно установлено, что ИП в нарушение пункта 1 статьи 146, пунктов 2, 3 статьи 153, пункта 1 статьи 154 НК РФ не исчислила НДС от операции по реализации по договору купли-продажи в адрес ООО железнодорожных вагонов.
При реализации вагонов ИП в адрес ООО выставила счет-фактуру. Денежные средства (в т.ч. НДС) перечислены ООО в полном объеме на расчетный счет ИП, что подтверждается платежным поручением.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что положения главы 21 НК РФ не связывают уплату НДС с полученными доходами и произведенными расходами.
Суд кассационной инстанции с учетом приведенных выше обстоятельств соглашается с судами первой и апелляционной инстанций о правомерности доначисления ИП НДС.
2.17. Если фактически между сторонами заключен договор подряда на изготовление продукции из давальческого сырья, а не агентский договор на организацию таких работ, то налогоплательщик-исполнитель обязан включить в налоговую базу по НДС всю выручку от реализации работ, а не только вознаграждение за агентские услуги
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2016 г.
Суд правомерно определил правовую природу полученных налогоплательщиком денежных средств от ООО 2 не как агентское вознаграждение, а как выручку от реализации услуг (работ), обоснованно указав, что они получены в связи с исполнением обществом договора по производству кондитерской продукции, следовательно, связаны с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), реализуемых ООО 2.
Суды установили, что ООО 1 производило кондитерскую продукцию из давальческого сырья; получало доходы, связанные с реализацией работ (услуг) в пользу ООО 2 и в силу взаимосвязанных требований статей 39, 156, 162 Кодекса обязано включать выручку от реализации услуг (работ) в налоговую базу по НДС.
Включение в налоговую базу по НДС суммы вознаграждения за оказанные агентские услуги не соответствует юридической природе заключенного между ООО 1 и ООО 2 и исполненного ими договора.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности заявленных обществом требований.
2.18. Заключение формальных договоров комиссии с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, свидетельствует о незаконном уменьшении налогоплательщиком базы по НДС путем перевода части собственной выручки от реализации с общего режима налогообложения на УСН
Как следует из материалов дела и установлено налоговым органом в ходе проверки, налогоплательщик, общества 1, 2 и предприниматель являются взаимозависимыми лицами, что позволило указанным лицам создать путем формального документооборота схему, направленную на уклонение от уплаты НДС; налогоплательщик, находясь на общей системе налогообложения, являясь плательщиком НДС и осуществляя реальную деятельность по реализации третьим лицам закупленного им у сельхозпроизводителей молока, с целью сокрытия оборота по реализации от обложения НДС в проверяемый период заключал в качестве комиссионера формальные договоры комиссии с обществами 1, 2 и предпринимателем, которые находились на УСН, не имели необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Согласно условиям договоров комиссии, заключенных между налогоплательщиком и обществами 2, 1, предпринимателем, комиссионное вознаграждение налогоплательщика установлено в размере 0,1% от суммы закупленного молока, что и составляет налоговую базу по НДС, в то время как при реализации молока налоговая база составит его стоимость.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 Кодекса).
Таким образом, взаимозависимость лиц предполагает возможность оказания ими влияния на условия их совместной деятельности путем достижения общего интереса. Именно к такому выводу пришел налоговый орган в ходе проверки, указав на то, что взаимозависимость лиц позволила им создать схему, направленную на занижение облагаемой НДС выручки от реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.