Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
(Ст. 165 НК)
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ признан утратившим силу.
В предыдущей редакции пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ предусматривал, что:
выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
В случае совершения налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при осуществлении которых товары ввозятся на территорию Российской Федерации, выполняются работы (оказываются услуги), налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, выполнение работ (оказание услуг) и их оприходование.
В случае осуществления налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при осуществлении которых товары не ввозятся на территорию Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории Российской Федерации (на ее территории) и их оприходование.
В случае, если товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, в налоговые органы наряду с документами, указанными в абзацах четвертом и (или) пятом настоящего подпункта, представляются документы (их копии), подтверждающие, что это третье лицо передало налогоплательщику товары (работы, услуги) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику товаров (работ, услуг) по вышеуказанной товарообменной (бартерной) операции. В случае, если товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, указанного в данной операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, представление в налоговые органы документов, указанных в настоящем абзаце, не требуется.
В случае, если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж;
1. Общие вопросы применения ст. 165 НК РФ
1.1. Перечень документов, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, является открытым
Перечень, содержащийся в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ документов, является открытым и в обоснование совершенного экспорта допускает представление и иных документов, прямо не указанных в ст. 165 НК РФ.
1.2. Иными документами, указанными в п. 1 ст. 165 НК РФ, являются документы, равнозначные транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включающие сведения о способе доставки и маршруте следования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 3237/08
Исходя из содержания пункта 1 статьи 165 Кодекса, под иными документами имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой специальной связи, коносамент и т.п.).
1.3. Перечень документов, содержащийся в ст. 165 НК РФ, носит исчерпывающий и обязательный характер, а подтверждение факта экспорта товаров, копиями иных, помимо указанных в данной статье, не предусмотрено
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П
Положения пункта 1 статьи 164 во взаимосвязи с положениями подпункта 4 пункта 1 и подпункта 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, как свидетельствует практика их применения, понимаются налоговыми инспекциями и арбитражными судами при рассмотрении дел, связанных с вывозом (ввозом) товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты, как устанавливающие обязательность представления документов согласно перечню, содержащемуся в статье 165 данного Кодекса. При этом данному перечню придается исчерпывающий и обязательный характер и не допускается подтверждение факта экспорта товаров (выполнения работ, оказания услуг, непосредственно связанных с реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта) копиями иных, помимо коносамента, транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Тем самым документам, указанным в перечне, придается самостоятельное значение, что исключает для налогоплательщиков возможность подтверждения альтернативными способами фактического экспорта товара (работы, услуги) и, как следствие, - права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
1.4. Представление полного пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ, не является основанием для автоматического применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2005 г. N 10048/05
Судами не было учтено, что представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога на добавленную стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического применения налоговой ставки ноль процентов и возмещения налога на добавленную стоимость. Для установления обоснованности применения налогоплательщиком льготного налогообложения судами должна быть дана надлежащая правовая оценка всем имеющим значение для правильного разрешения спора фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Представление полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС. Документы должны подтверждать реальность хозяйственных операций, отвечать предъявляемым требованиям, не содержать противоречий. Данная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2005 N 10048/05, от 13.12.2005 N 10053/05 и от 13.12.2005 N 9841/05.
Сделав вывод о реальности хозяйственных операций между обществом и ООО, сославшись на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает такого основания для отказа в возмещении НДС, как отсутствие доказательств уплаты налога в доход бюджета субпоставщиками экспортированной продукции, суды не учли, что представление полного пакета документов, отвечающих требованиям статьи 165 Кодекса, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов по НДС и возмещения налога. Это является лишь условием для подтверждения факта реального экспорта и уплаты НДС, поэтому при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты проведенных налоговыми органами встречных проверок достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, а также проверки предприятий-поставщиков.
1.5. Применение ставки 0% в отношении товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, происходит при выполнении налогоплательщиком требований ст. 165 НК РФ независимо от момента перехода права собственности на товар
В случае, если товар вывезен в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик вправе при условии соблюдения иных требований налогового законодательства, изложенных в том числе в статье 165 НК РФ, применить налоговую ставку 0 процентов независимо от того, в какой момент произошел переход права собственности на этот товар.
1.6. Если отсутствие выписки банка (ее копии) связано с особым условием контракта, заключенного с иностранным покупателем, согласно которому оплата экспортируемых товаров осуществляется путем выполнения иностранной фирмой каких-либо работ на территории РФ с последующим зачетом стоимости этих работ в оплату стоимости экспортированных товаров, у налогоплательщика не возникает право на налоговую ставку 0%
Отсутствие выписки банка (ее копии) в связи с особым условием контракта, заключенного с иностранным покупателем, согласно которому оплата экспортируемых товаров осуществляется путем выполнения иностранной фирмой каких-либо работ на территории Российской Федерации с последующим зачетом стоимости этих работ в оплату стоимости экспортированных товаров, не относится к случаям, когда налогоплательщик имеет право на налоговую ставку 0 процентов в отсутствие выписки банка.
1.7. При внесении уточнений в декларацию повторного предъявления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не требуется
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2006 г. N КА-А40/1825-06
Законодательство о налогах не содержит требование повторно представлять документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% (по ст. 165 НК РФ, в случае внесения уточнений в декларацию.
1.8. Применение ставки в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ при использовании установленного ст. 313 ГК РФ правила возможно лишь в случае подтверждения того, что полученные от третьего лица денежные средства поступили в оплату отгруженной на экспорт конкретной партии товаров, по конкретному контракту и оплата произведена за иностранного покупателя, указанного в контракте, по его поручению
Принимая во внимание положения подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ о возможности применения льготной налоговой ставки 0 процентов при условии представления доказательств поступления выручки от иностранного лица - покупателя указанного в контракте товара, налогоплательщик при использовании установленного статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации правила обязан представить налоговому органу бесспорные доказательства того, что полученные от третьего лица денежные средства поступили в оплату отгруженной на экспорт конкретной партии товаров по конкретному контракту и оплата произведена за иностранного покупателя, указанного в контракте, по его поручению.
1.9. Фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара не означает, что выручка должна поступить только со счета иностранного покупателя
По смыслу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и применения налоговой льготы существенное значение имеет факт поступления валютной выручки и наличие возможности идентифицировать эти средства как выручку по конкретному экспортному договору. Из содержащегося в подпункте 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса словосочетания "фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара" не следует однозначно, что выручка должна поступить только со счета иностранного покупателя.
1.10. Представление выписки из реестра строящихся судов в соответствии с п. 13 ст. 165 НК РФ осуществляется для подтверждения факта, что построенное судно подлежит регистрации в РМРС
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что целью представления предусмотренной пунктом 13 статьи 165 НК РФ выписки из реестра строящихся судов является подтверждение того факта, что построенное судно подлежит регистрации в РМРС.
1.11. Порядок представления документов, предусмотренный п. 9 ст. 165 НК РФ, не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2008 г. N А55-10216/2007
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
2. Требования к документам, представляемым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов
2.1. Документы, представляемые для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов должны обладать признаками достоверности, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях
Представление налогоплательщиками налоговому органу документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения ими налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспортных операциях.
По смыслу статьи 165 Кодекса эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им на экспорт товара.
2.2. Наличие на копии контракта с иностранным лицом - покупателем товара и на дополнительных соглашениях к такому контракту отметок банка о принятии этого контракта на расчетное обслуживание пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ не предусмотрено
Довод жалобы налоговой инспекции об отсутствии на дополнительных соглашениях, спецификациях и приложениях к экспортному контракту, отметок банка о принятии этого контракта на расчетное обслуживание следует признать необоснованным, поскольку необходимость наличия такой отметки как на представляемой в налоговый орган копии контракта с иностранным лицом -покупателем товара, так и на дополнительных соглашениях к такому контракту, не предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.3. Налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган перевод на русский язык документов, подтверждающих факт получения организацией-экспортером выручки от покупателя экспортированного товара
Необоснованным является довод жалобы инспекции о представлении налогоплательщиком swift-сообщений без перевода на русский язык, поскольку в материалы дела представлен надлежащий перевод этих документов. Вместе с тем в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган перевод на русский язык документов (в данном случае swift-сообщений), подтверждающих факт получения организацией-экспортером выручки от покупателя экспортированного товара.
2.4. Положения п. 2 ст. 165 НК РФ не содержат требований о том, какие отметки должны иметь ГТД, подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ
Из [п. 2 ст. 165 НК РФ] следует, что она не устанавливает требований о том, какие отметки должны иметь грузовые таможенные декларации, подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
2.5. Положениями пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ не предусмотрено проставление на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ отметок пограничных таможенных органов
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2006 г. N КА-А40/5377-06
Довод налогового органа о том, что представление копий коносаментов без отметок таможенного органа, является нарушением п.п. 4 п. 4 ст. 165, п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, является необоснованным, поскольку п.п. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ не требует проставления отметок пограничных таможенных органов на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
2.6. Наличие в выписках банка корреспондентского счета, с которого зачислена валютная выручка, положениями ст. 165 НК РФ не предусмотрено
Не может быть признан обоснованным довод жалобы инспекции о том, что представленные заявителем выписки банка в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтверждают фактическое поступление валютной выручки от иностранного лица - покупателя товара, основанный на том, что в них отсутствует корреспондентский счет, с которого зачислена валютная выручка.
Податель жалобы не учитывает, что положения статьи 165 НК РФ не предусматривают названного требования к представляемым налогоплательщиками в налоговый орган выпискам банка.
2.7. Положения пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ допускают возможность подтверждения вывоза товара на экспорт путем представления в налоговые органы вместо коносамента вместе с обязательными иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию и относящихся к системе накладных
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П
Положение абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему смыслу в общей системе правового регулирования оно не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления налогоплательщиком - для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию и относящихся к системе накладных.
3. Документы, предоставление которых не является обязательным в соответствии со ст. 165 НК РФ
3.1. Непредставление налогоплательщиком документов, указанных в ст. 165 НК РФ, которые он представлял ранее, не влечет отказ в возмещении НДС по экспортным операциям, если применение ставки 0% в отношении данных операций на основании этих документов ранее было признано налоговым органом правомерным
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2006 г. N 9196/06
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом деле факт непредставления обществом документов, установленных статьей 165 Кодекса, сам по себе не может служить основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в отношении экспортных операций, по которым применение налоговой ставки 0 процентов уже признано инспекцией правомерным в установленном законом порядке на основании документов, ранее представленных обществом.
3.2. Непредставление свифт-сообщения не влечет отказ в обоснованности применения нулевой ставки по НДС, т.к. не относится к документам, представление которых в налоговый орган в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ является обязательным
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 ноября 2008 г. N А55-17623/07
Довод налогового органа, что Обществом не представлено свифт-сообщение, следовательно, является основанием для отказа в подтверждении реализации товара, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Данный довод налогового органа является ошибочным, поскольку, свифт-сообщение не является документом, обязательным к представлению в налоговый орган в силу пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Следовательно, непредставление Обществом свифт-сообщения не может являться законным основанием для отказа в обоснованности применения нулевой ставки по НДС.
3.3. Дополнительные соглашения к экспортным контрактам, предусматривающие оплату по контрактам третьими лицами, не включены в перечень обязательных документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ
Ссылку инспекции на то, что общество не представило в налоговый орган дополнительные соглашения к экспортным контрактам, предусматривающие оплату по контрактам третьими лицами, следует признать несостоятельной, поскольку статья 165 НК РФ, регулирующая порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%, не предусматривает представления налогоплательщиком данных документов.
3.4. Непредставление спецификации к контракту не влечет отказ в возмещении НДС, т.к. представление данного документа в соответствии со ст. 165 НК РФ не является обязательным
Судебными инстанциями правильно установлено, что непредставление обществом спецификации к контракту не может являться основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку представление указанного документа не предусмотрено положениями ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.5. Бухгалтерские расшифровки положениями ст. 165 НК РФ не включены в перечень предусмотренных данной статьей обязательных для представления документов
Обстоятельство, что представленные налогоплательщиком по требованию налогового органа расшифровки не соответствует документам, представленным для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как представление данных расшифровок не предусмотрено требованиями статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции, рассмотрев спор по существу, исследовав первичные документы, служащие основанием для применения налоговой ставки 0 процентов, не установил противоречий в сведениях, содержащихся в данных документах, которые могли повлиять на правильность исчисления налога.
3.6. Ст. 165 НК РФ не предусматривает представление в налоговый орган документов, подтверждающих совершение складских, транспортных и приемно-сдаточных операций, предусмотренных контрактом, с целью проверки, откуда и кем именно был перевезен экспортируемый товар и имело ли место его перемещение
Довод жалобы инспекции о невозможности проверить, откуда и кем именно был перевезен экспортируемый товар и имело ли место перемещение товара, основанный на непредставлении обществом документов, подтверждающих совершение складских, транспортных и приемно-сдаточных операций, предусмотренных контрактом, кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку статья 165 НК РФ не содержит требований по представлению налогоплательщиком в налоговый орган названных документов.
3.7. Ст. 165 НК РФ не предусматривает представление налогоплательщиком кредитового авизо для подтверждения поступления валютной выручки
Статья 165 НК РФ не содержит требования о представлении налогоплательщиком кредитового авизо для подтверждения поступления валютной выручки.
4. Срок представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ
4.1. Исчисление срока представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, начинается с даты проставления штампа таможенного органа на полной ГТД
Срок представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, следует исчислять с даты проставления штампа таможенного органа на полной грузовой таможенной декларации.
4.2. В случае пропуска налогоплательщиком 180-дневного срока для представления соответствующего пакета документов в обоснование применения ставки 0% при реализации товаров на экспорт, он вправе представить их в налоговый орган за пределами этого срока
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования [о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС], исходили из того, что пропуск налогоплательщиком предусмотренного абзацем первым пункта 9 статьи 165 НК РФ 180-дневного срока для представления соответствующего пакета документов в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт не лишает его возможности представить их в налоговый орган за пределами этого срока.
4.3. Момент, с которого у налогоплательщика возникает обязанность представить соответствующий пакет документов, подтверждающих реализацию услуг по ставке 0%, связан с фактом декларирования указанной реализации как подтвержденной по ставке 0%
Согласно п. 4 ст. 165 НК РФ при реализации услуг по перевозке внешнеторговых грузов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются соответствующие документы.
В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Таким образом, обязанность налогоплательщика представить соответствующий пакет подтверждающих ставку НДС 0 процентов документов возникает не в момент оказания услуг, а в момент декларирования указанной реализации как подтвержденной по ставке 0 процентов, то есть юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение у налогоплательщика обязанности представить документы, подтверждающие реализацию по ставке 0 процентов, является факт декларирования налогоплательщиком указанной реализации как подтвержденной по ставке НДС 0 процентов.
5. Применение раздельного учета сумм "входного" НДС
5.1. Ст. 165 НК РФ не определяет правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок ведения учета и закрепить его в приказе об учетной политике
Поскольку законодательством о налогах и сборах не определен порядок ведения раздельного учета, под ним можно понимать любую обоснованную методику, закрепленную в учетной политике налогоплательщика и позволяющую достоверно определить необходимые показатели. Налогоплательщики должны вести раздельный учет таким образом, чтобы можно было достоверно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы налога.
Как предусмотрено пунктом 10 статьи 165 НК РФ, порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Поскольку правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок ведения учета "входного" НДС и закрепить его в приказе об учетной политике.
5.2. Отсутствуют основания для применения "прямого" метода определения сумм "входного" НДС, предусмотренного учетной политикой, если отгрузка нефти осуществляется как на экспорт, так и на внутренний рынок
Как предусмотрено пунктом 10 статьи 165 НК РФ, порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Налогоплательщиком утверждена и введена в действие на 2014 год учетная политика, которой определен порядок исчисления НДС как "прямым", так и "расчетным" методом.
Так как в спорный период налогоплательщик отгружал нефть как на экспорт, так и на внутренний рынок, у него отсутствовали основания для применения "прямого" метода определения сумм "входного" НДС, предусмотренного учетной политикой, по услугам, связанным с добычей и перекачкой нефти.
Поскольку применявшаяся налогоплательщиком в 2014 году учетная политика не противоречит требованиям гл. 21 НК РФ и не приводит к искажению доли "входного" НДС, распределяемого налогоплательщиком, у налогового органа отсутствовали основания для уменьшения НДС, заявленного к возмещению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 марта 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.