Контроль уплаты, взыскание и возврат (зачет) единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 1 января 2010 г.
Введение
Вступивший в силу с 1 января 2010 г. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон 2009 г. о страховых взносах; наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) регулирует отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС (до 1 января 2012 г. - также в ТФОМС).
Это регулирование заменило предусматриваемое ранее в гл. 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ, а также в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон 2001 г. о пенсионном страховании) - в части уплаты страховых взносов в ПФР. Одним из наиболее существенных нововведений Закона 2009 г. о страховых взносах явилась передача контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС России, в связи с чем данный Закон, а также принятый в связи с ним Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, внесший изменения в ряд законодательных актов (далее - Закон 2009 г. N 213-ФЗ) предусматривают ряд переходных положений. Наряду с прочим определен порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на ОПС, образовавшейся на 1 января 2010 г.
В то же время далеко не все вопросы, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС России, нашли свое отражение в Законе 2009 г. о страховых взносах и Законе 2009 г. N 213-ФЗ. Соответственно, ряд этих вопросов для своего разрешения потребовал издания ведомственных нормативных правовых актов, а ряд - формирования судебно-арбитражной практики. С учетом изложенного в настоящей работе рассмотрены, во-первых, вопросы правового регулирования осуществления проверок по ЕСН, взыскания и зачета (возврата) сумм налога, и, во-вторых, вопросы правового регулирования осуществления проверок по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г., взыскания и зачета (возврата) сумм таких страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2009 г.
1. Проверки по единому социальному налогу, взыскание и зачет (возврат) сумм единого социального налога
1.1. Камеральные проверки по единому социальному налогу
В отношении ЕСН, подлежащего исчислению и уплате за налоговые периоды до 1 января 2010 г., действует общая норма ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ, согласно которой права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений гл. 24 части второй данного Кодекса, действовавшей до признания ее утратившей силу.
С учетом данной нормы и исходя из положений гл. 24 части второй НК РФ по итогам 2010 г. в отношении представления налоговой декларации по ЕСН за 2009 г. подлежали выполнению следующие правила:
налогоплательщики ЕСН, производящие выплаты физическим лицам, представляют в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта 2010 г. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля 2010 г. представляет в территориальный орган ПФР (п. 7 ст. 243 НК РФ в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ*(1));
налогоплательщики ЕСН, не производящие выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, представляют в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля 2010 г. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 7 ст. 244 НК РФ в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ*(2)).
Как сообщалось в письме ФНС России от 16 сентября 2009 г. N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010"*(3), налоговые декларации по ЕСН за 2009 г. подлежали представлению в налоговые органы по следующим формам:
1) налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, - по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"*(4);
2) индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, - по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17 декабря 2007 г. N 132н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и порядка ее заполнения"*(5);
3) коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями - по форме, утвержденной Минфина России от 6 февраля 2006 г. N 23н "Об утверждении формы "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов" и Рекомендаций по ее заполнению"*(6).
По таким же формам подлежат представлению уточненные налоговые декларации по ЕСН за налоговые периоды до 1 января 2010 г.
Исходя из общей нормы ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ налоговые органы в связи с представлением налоговых деклараций по ЕСН за налоговые периоды до 1 января 2010 г. полномочны в порядке, определенном частью первой НК РФ, проводить камеральные проверки, рассматривать дела о налоговых правонарушениях и выносить решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
В письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. N 03-04-07-02/20*(7) отмечалось, что налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой ЕСН, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 г., должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС.
Речь идет о следующих положениях абз. 2 п. 2 ст. 243 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ *(8)): сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом 2001 г. о пенсионном страховании; при этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Вместе с тем, налоговые органы не обладали полномочиями по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в России либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. На это указывалось в письме Минфина России от 14 июля 2008 г. N 12-07-07/2733*(9) с учетом Определения ВАС России от 4 марта 2008 г. N 2206/08*(10), в котором признан верным основанный на положениях ст. 25 и 25.1 Закона 2001 г. о пенсионном страховании вывод о том, что полномочиями на принятие решения в части доначисления страховых взносов на ОПС наделены лишь территориальные органы ПФР, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
С учетом изложенного в письме ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ "О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года"*(11) определен следующий порядок (см. также раздел о выездных проверках):
таким образом, территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 г., и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на ОПС, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об ОПС, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на ОПС, а также пени и штрафы;
передаче территориальным органам ПФР подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на ОПС;
ФНС России поручает территориальным налоговым органам передавать территориальным органам ПФР акты камеральных проверок, выписки из актов выездных (повторных выездных) налоговых проверок и иные необходимые материалы проверок, проводимых по вопросам контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки лицами, проводившими соответствующую проверку.
Отдельно следует упомянуть о порядке применения положения абз. 4 п. 3 ст. 243 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 196-ФЗ*(12)), предусматривавшего, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на ОПС за тот же период, такая разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по ЕСН.
В отношении данного положения в Определении КС России от 8 ноября 2005 г. N 440-О*(13), выражена следующая правовая позиция:
связав исчисление и уплату ЕСН и страховых взносов на ОПС в единый процесс и возложив контроль за правильностью их исчисления и уплаты на налоговые органы, федеральный законодатель с учетом предназначения данного налога, взаимозависимости сумм обоих платежей и в целях обеспечения их уплаты, а также исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа ПФР (абз. 6 п. 2 ст. 24 Закона 2001 г. о пенсионном страховании), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами как занижение суммы ЕСН;
иное истолкование правоприменительными органами взаимосвязанных обязанностей по уплате ЕСН и страховых взносов на ОПС при непоступлении на счет ПФР страховых взносов в той сумме, которая была вычтена налогоплательщиком из суммы налога, - означало бы нарушение баланса государственных и частных интересов, принципа равного налогового бремени плательщиков ЕСН и страховых взносов на ОПС и прав застрахованных лиц, перед которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР (абз. 2 ст. 5 Закона 2001 г. о пенсионном страховании).
Президиум ВАС России в Постановлении от 21 июня 2011 г. N 1/11*(14) дал следующее толкование (вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий):
при условии уплаты недоимки по страховым взносам на ОПС не возникает необходимости государства компенсировать эту недоимку ПФР за счет средств федерального бюджета;
поэтому взыскание в этом случае разницы между суммой исчисленного и фактически уплаченного страхового взноса на ОПС как суммы занижения ЕСН не имеет экономического обоснования;
таким образом, взыскание арбитражным судом с налогоплательщика сумм ЕСН без учета уплаченной недоимки по страховым взносам на ОПС влечет нарушение принципа однократности налогообложения.
Изложенная правовая позиция выражена применительно к ситуации, когда налоговый орган, принимая решение о доначислении налогоплательщику ЕСН, исходила из занижения им суммы налога, подлежащей уплате, на сумму начисленных, но не уплаченных на момент представления декларации по ЕСН страховых взносов на ОПС; при этом налоговым органом не принят во внимание факт уплаты страховых взносов на ОПС после представления декларации, но до вынесения решения. В обоснование же правовой позиции Президиум ВАС России указал следующее:
предназначением ЕСН является формирование финансовой основы социального страхования. До вступления в законную силу Закона 2001 г. о пенсионном страховании ЕСН, начисленный по ставке 28%, в полном размере поступал в ПФР и предназначался для выплаты пенсий;
с принятием упомянутого Закона и Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы ЕСН, поступающие в ПФР, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона 2001 г. о пенсионном страховании, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на ОПС, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 части второй НК РФ, за вычетом страховых взносов на ОПС - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии;
при этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу);
целью установления в абз. 4 п. 3 ст. 243 части второй НК РФ механизма являлось обеспечение прав застрахованных лиц при неуплате страхователем страховых взносов или уплате их не в полном объеме. В таком случае выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии должны осуществляться за счет сумм ЕСН, так как налоговый орган, являясь администратором доходов бюджета, имеет возможность перераспределить совместно с соответствующим органом Федерального казначейства взысканные суммы ЕСН в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов из федерального бюджета в бюджет ПФР для учета указанной суммы как страховых взносов на ОПС.
1.2. Выездные проверки по единому социальному налогу
Исходя из приведенной выше общей нормы ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ следует, что полномочием на проведение налоговых проверок правильности исчисления и уплаты ЕСН за налоговые периоды до 1 января 2010 г. обладают также налоговые органы. На данное обстоятельство указывалось в письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19*(15). При этом также отмечалось, что с учетом норм ст. 89 части первой НК РФ налоговыми органами может быть проведена проверка правильности исчисления и уплаты ЕСН и страховых взносов (налоговый вычет) за налоговый (расчетный) период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих 2010 г.
В письме Минфина России от 6 мая 2010 г. N 03-04-08/1-95*(16), направленном письмом ФНС России от 17 мая 2010 г. N АС-37-2/1700@ "О направлении письма Минфина РФ от 06.05.2010 N 03-04-08/1-95"*(17), с учетом упоминавшегося выше письма Минфина России от 21 декабря 2009 г. N 03-04-07-02/20 указывалось, что налоговые органы, осуществляя свои функции по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой ЕСН в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 г., должны проверять правильность применения налогового вычета, т.е. осуществлять контроль за исчислением и уплатой страховых взносов на ОПС. В связи с этим в данном письме Минфин России указал, что в Решениях о проведении выездной налоговой проверки, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@*(18), при проверке правильности исчисления и уплаты ЕСН, в рамках которой проверяется правильность исчисления вышеупомянутого налогового вычета, налоговые органы должны ссылаться на норму ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ.
Упомянутое выше письмо ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ "О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года" в отношении выездных налоговых проверок предусматривает следующий порядок:
выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна состоять из вводной части акта, описательной и итоговой частей акта только в части проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС с копией листов акта с подписями лиц, проводивших проверку, подписью руководителя организации (физического лица) (их представителя), а также с подписью должностного лица территориального органа, свидетельствующей о получении экземпляра акта и дате его получения (если акт проверки был вручен налогоплательщику до направления выписки из акта проверки органу ПФР), или с записью об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна быть заверена руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, составившего выписку;
к выписке из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны быть приложены соответствующие данной выписке материалы проверки, относящиеся к контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, а также копия почтовой квитанции в случае направления акта проверки налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением;
при направлении налогоплательщику акта проверки по почте материалы проверки, относящиеся к контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, направляются налоговым органом в территориальный орган ПФР, не дожидаясь поступления почтового уведомления о получении налогоплательщиком указанного акта проверки;
при вручении акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, налоговые органы информируют налогоплательщика о том, что он, в качестве страхователя, вправе представить возражения в части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, касающейся проверки исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС, в соответствующий территориальный орган ПФР в течение 15 дней со дня вручения (направления) ему акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
в случае поступления в налоговый орган возражений страхователя по актам проверок, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС, поступившие от страхователя материалы направляются в адрес соответствующего территориального органа ПФР не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их получения;
обращаем внимание, что все материалы проверок, проводимых в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, передаются налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР, осуществившему регистрацию данного плательщика страховых взносов в качестве страхователя;
акт проверки (выписка из акта проверки) и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об ОПС, а также представленные проверяемым плательщиком страховых взносов (его представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, и по ним принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. По запросу территориальных органов ПФР налоговые органы могут участвовать вместе с территориальными органами ПФР в рассмотрении материалов проверок;
копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, принятого территориальным органом ПФР и заверенного руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, передается территориальному налоговому органу не позднее двух рабочих дней с даты его вступления в силу. В аналогичном порядке передаются также решения после обжалования их в вышестоящем органе ПФР;
налоговый орган не позднее двух рабочих дней с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной) налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН направляет в территориальный орган ПФР выписку из решения в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН. По запросу налоговых органов территориальные органы ПФР могут участвовать вместе с налоговыми органами в рассмотрении материалов проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН.
Не может не обратить на себя внимание то, что изложенный порядок определен лишь на уровне совместного ведомственного письма, т.е. даже не нормативным правовым актом. В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009*(19), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Там же установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
В то же время есть отдельные судебные акты арбитражных судов кассационной инстанции, в которых письмо ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ упоминается, но под сомнение содержащееся в нем регулирование под сомнение не ставится. В частности, это Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 мая 2011 г. по делу N А28-9292/2010*(20) и Постановление ФАС Уральского округа от 24 августа 2011 г. N Ф09-4707/11 по делу N А71-3480/2010*(21). Причем во втором из указанных судебных актов признан верным вывод суда апелляционной инстанции, согласно которому из соответствующих норм законодательства - статьи 25 и 25.1 Закона 2001 г. о пенсионном страховании, статьи 89, 100 и 101 части первой НК РФ - не следует, что основанием для вынесения органами ПФР о привлечении к ответственности может являться только вступившее в законную силу решение налогового органа. При этом наряду с письмом ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ суд кассационной инстанции сослался также на распоряжение ПФР и ФНС России от 28 декабря 2006 г. N 282р/231@ "Об утверждении Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"*(22).
1.3. Взыскание и зачет (возврат) сумм единого социального налога
В отношении исчисления и уплаты недоимки по ЕСН, образовавшейся на 31 декабря 2009 г. включительно, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также осуществления взыскания сумм такой недоимки, пеней и штрафов по ЕСН, проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм ЕСН действует упомянутая выше общая норма ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ, согласно которой права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений гл. 24 части второй данного Кодекса, действовавшей до признания ее утратившей силу.
В положениях ч. 13 ст. 37 Закона 2009 г. N 213-ФЗ предусмотрено, что в бюджеты ФСС, ФФОМС и ТФОМС наряду с доходами, предусмотренными статьей 146 БК РФ (в ред. указанного Закона), подлежат зачислению такие налоговые доходы, как ЕСН, уплаченный или взысканный за налоговые периоды до 1 января 2010 г., по налоговой ставке, установленной НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., в части, зачисляемой соответственно в ФСС России, ФФОМС и ТФОМС, а также соответствующие пени и штрафы.
При взыскании недоимки по ЕСН и задолженности по пеням и штрафам по ЕСН подлежат применению положения статей 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств", 47 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя" и 48 "Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем" части первой НК РФ.
В отношении применения рассмотренного выше положения абз. 4 п. 3 ст. 243 части второй НК РФ необходимо отметить следующее. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 18 января 2011 г. N 11927/10*(23) (содержащееся в данном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел), налоговые органы после взыскания суммы ЕСН в виде разницы между исчисленной и фактически уплаченной суммой страховых взносов на ОПС обязаны предоставить органам Федерального казначейства документы, необходимые для распределения этой суммы в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ, в частности в бюджет ПФР.
Соответственно, Президиум ВАС России признал основанным на неправильном толковании норм права вывод нижестоящих судов о том, что взыскание ПФР с общества задолженности по страховым взносам на ОПС без учета взысканной с него налоговым органом во внесудебном порядке задолженности по ЕСН не предполагает возложение на него повторной обязанности по уплате сумм налогов и сборов. В обоснование же правовой позиции Президиум ВАС России указал то, что было воспроизведено позднее в Постановлении Президиума ВАС России от 21 июня 2011 г. N 1/11 и изложено выше.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных ЕСН, пеней и штрафа по налогу, а также возврат излишне взысканных ЕСН, пеней и штрафа по налогу после 1 января 2010 г. осуществляются налоговыми органами в порядке, установленном соответственно статьями 78 и 79 части первой НК РФ. В части зачета и возврата излишне уплаченного ЕСН на данное правило указано в письме Минфина России от 2 февраля 2010 г. N 03-04-07/7-5*(24), письме ФСС России от 17 февраля 2010 г. N 02-02-01/09-308л*(25) и письме ФНС России от 12 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11198*(26).
В Постановлении Президиума ВАС России от 10 ноября 2011 г. N 9601/11*(27) также изложена правовая позиция, согласно которой в случае, если за 2009 г., а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, в т.ч. в части, подлежащей зачислению в ФСС России, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 части первой НК РФ (вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий).
Примечательно, что изложенная правовая позиция приведена в отношении переплаты по ЕСН в том случае, когда у налогоплательщика расходы на цели социального страхования превысили размер ЕСН к уплате в ФСС РФ за налоговый период и не зачтены в счет предстоящих платежей по налогу. Речь идет о применении положения абз. 1 п. 2 ст. 243 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ), согласно которому сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Ранее же в письме ФНС России от 3 марта 2010 г. N 3-6-03/535*(28) разъяснялось, что в случае превышения расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного им в 2009 г. ЕСН, подлежащего уплате в ФСС России, следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме ФНС России от 10 декабря 2007 г. N 05-2-05/481@*(29), а именно: превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного им ЕСН возмещает ФСС России; налоговые органы такой возврат не осуществляют.
Кстати говоря, в том же письме ФНС России от 3 марта 2010 г. N 3-6-03/535 разъяснено, что при исчислении ЕСН за 2009 г. в части, зачисляемой в ФСС России, не учитываются поступившие в 2010 г. от исполнительного органа ФСС России на банковский счет налогоплательщика суммы денежных средств в порядке возмещения страхователю произведенных им в 2009 г. расходов на цели государственного социального страхования, превышающих подлежащую уплате в ФСС России сумму начисленного налога.
Следует также упомянуть о письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-18*(30), в котором даны следующие разъяснения: выплаты, доначисленные организацией в 2010 г. в пользу физического лица за прошедший налоговый период 2009 г., подлежат включению в 2010 г. в базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды текущего расчетного периода; к выплатам, начисленным организацией своим работникам в 2010 г., применяются положения Закона 2009 г. о страховых взносах и корректировки налоговой базы по ЕСН за 2009 г. не требуется. Из этих разъяснений следует, что указанные доначисления не могут уменьшать размер переплаты по ЕСН.
Признание недоимки по ЕСН и задолженности по пеням и штрафам по ЕСН безнадежными к взысканию и их списание регламентированы положениями ст. 59 части первой НК РФ. Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам*(31).
2. Проверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 1 января 2010 г., взыскание и зачет (возврат) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г.
2.1. Камеральные проверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
В отношении камеральных проверок, проводимых в связи с представлением декларации по страховым взносам на ОПС за 2009 г., действуют прямые предписания, содержащиеся в положениях ст. 59 Закона 2009 г. о страховых взносах.
Так, в части 1 указанной статьи устанавливалось, что плательщики страховых взносов на ОПС не позднее 30 марта 2010 г. представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на ОПС за 2009 г. по форме, утвержденной Минфином России. Данное заключительное положение предопределено ранее действовавшей (до 1 января 2010 г.) нормой п. 6 ст. 24 Закона 2001 г. о пенсионном страховании (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ), устанавливавшей, что страхователи представляют декларацию по страховым взносам на ОПС в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Минфином России по согласованию с ПФР.
При этом подлежали использованию форма декларации по страховым взносам ОПС для лиц, производящих выплаты физическим лицам, а также Порядок заполнения декларации по страховым взносам на ОПС для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утв. Приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. N 30н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения"*(32), на что обращено внимание и в упомянутом выше письме ФНС России от 16 сентября 2009 г. N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010".
Часть 2 ст. 59 Закона 2009 г. о страховых взносах предписывала после проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе указанных в ч. 1 данной статьи деклараций передавать информацию о результатах таких проверок налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме.
При этом устанавливалось, что полежит применению порядок, определяемый соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенный между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах (т.е. ФНС России), и ПФР. Соответствующим документом является Соглашение по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22 февраля 2011 г. N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог*(33), направленное письмом ФНС России и ПФР от 22 февраля 2011 г. N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769 "О заключении соглашения между ФНС РФ и ПФ РФ"*(34). Неотъемлемой частью названного Соглашения является Протокол по применению средств криптографической защиты информации при информационном взаимодействии между ФНС России и ПФР в электронном виде*(35), утв. ФНС России 15 апреля 2011 г. и ПФР 13 апреля 2011 г.
Как говорилось выше, в письме ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ с учетом ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ о страховых взносах, Определения ВАС России от 4 марта 2008 г. N 2206/08, писем Минфина России от 14 июля 2008 г. N 12-07-07/2733 и от 21 декабря 2009 г. N 03-04-07-02/20 сообщено, что территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 г., и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на ОПС, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об ОПС, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на ОПС, а также пени и штрафы.
Представляется, что все изложенное выше относится и к представлению уточненных деклараций по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г.
2.2. Выездные проверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
В отношении полномочий на проведение выездных проверок правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г. ни в Законе 2009 г. о страховых взносах, ни в Законе 2009 г. N 213-ФЗ прямо ничего не говорится.
Вместе с тем в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"*(36) установлено, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФР за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России. С учетом данной нормы в упомянутом выше письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19 указано, что налоговые органы полномочны проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г.
Однако, представляется, что законодательной основой проведения налоговыми органами таких выездных проверок, является все же общая норма ст. 38 Закона 2009 г. N 213-ФЗ, согласно которой права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений гл. 24 части второй данного Кодекса, действовавшей до признания ее утратившей силу. Как говорилось выше, налоговые органы, осуществляя проведение мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой ЕСН, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 г., проверяют правильность применения налогового вычета, в рамках чего контролируют исчисление и уплату страховых взносов на ОПС.
Соответственно, выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г. являются составной частью проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок исчисления и уплаты ЕСН за налоговые периоды до 1 января 2010 г. На то, что выездные налоговые проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты ЕСН, а в т.ч. и страховых взносов на ОПС за периоды до 1 января 2010 г., должны проводиться налоговыми органами, указано также в упомянутом выше Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16 мая 2011 г. по делу N А28-9292/2010.
Выше также говорилось, что налоговые органы не обладали и не обладают полномочиями по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в России либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. В письме ПФР и ФНС России от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ сообщено, что территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 г., и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на ОПС, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об ОПС, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на ОПС, а также пени и штрафы.
2.3. Взыскание и зачет (возврат) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г.
Соответствующие вопросы урегулированы положениями ст. 60 "Порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на ОПС, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно)" Закона 2009 г. о страховых взносах.
В части 1 указанной статьи установлено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на ОПС, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона. Иначе говоря, при исчислении и уплате указанных недоимки и задолженности подлежит применению порядок, установленный статьей 24 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями" Закона 2001 г. о пенсионном страховании (в соответствии с Законом 2009 г. N 213-ФЗ статья признана утратившей силу).
Постольку, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона 2009 г. о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, осуществляют ПФР и его территориальные органы, в нормах ч. 2 и 3 указанной ст. 60 данного Закона установлено, что органами ПФР осуществляется:
во-первых, взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно;
во-вторых, зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно.
В данных нормах также предусмотрено, что при осуществлении данных действий подлежит применению порядок, установленный Законом 2009 г. о страховых взносах. Это означает, что подлежат применению положения следующих статей данного Закона:
при взыскании недоимки - статей 19 "Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках", 20 "Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя" и 21 "Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем";
при зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм - статей 26 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов" и 27 "Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов" (к этим двум статьям и отсылает норма ч. 3 ст. 60).
В соответствии со ст. 39 Закона 2009 г. N 213-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.). Тем самым воспроизведено положение ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ)*(37), устанавливавшее, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС России, Государственный фонд занятости населения РФ и ФОМС), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ (это положение Законом 2009 г. N 213-ФЗ признано утратившим силу). Согласно части 5 указанной ст. 9 взысканные после 1 января 2001 г. суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты ПФР, ФСС России и ФОМС, а по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - в федеральный бюджет.
Письмом ФНС России и ПФР от 11 августа 2010 г. N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" доведен следующий порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет ПФР за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, на коды бюджетной классификации РФ (КБК), главным администратором которых является ФНС России*(38):
плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов (п. 1);
территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на ОПС (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"*(39) (п. 2);
указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика (п. 3);
налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4);
орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н*(40), и Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н*(41), подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику (п. 5);
налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на ОПС (п. 6). Как говорилось выше, соответствующим документом является Соглашение по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22 февраля 2011 г. N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог, неотъемлемой частью которого является Протокол по применению средств криптографической защиты информации при информационном взаимодействии между ФНС России и ПФР в электронном виде.
Изложенный порядок в силу прямого указания в названном совместном письме ФНС России и ПФР от 11 августа 2010 г. распространяется на доходы бюджета ПФР за расчетные периоды 2002-2009 гг. по кодам бюджетной классификации РФ 182 1 02 02010 06 0000 160 (страховая часть трудовой пенсии) и 182 1 02 02020 06 0000 160 (накопительная часть трудовой пенсии). Как видно, при этом не идет речь о страховых взносах на ОПС в виде фиксированного платежа. Однако, это не означает невозможность возврата переплаты по таким страховым взносам, на что указано в Постановлениях ФАС Московского округа от 26 июня 2011 г. N А41-42657/10, от 22 июля 2011 г. N А40-127910/10-107-722 и от 26 декабря 2011 по делу N А40-44235/11-107-194.
Часть 4 ст. 60 Закона 2009 г. о страховых взносах предусматривает, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на ОПС, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 23 названного Закона.
Соответствующим актом является Постановление от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам"*(42). Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н утверждена Форма решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам*(43).
Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по работе с плательщиками страховых взносов по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам"*(44) утверждены Методические рекомендации по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам. Согласно пункту 11 названных Методических рекомендаций в отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002-2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Список использованных правовых актов
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ;
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах";
Федеральный закон от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах";
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах";
Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ;
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 196-ФЗ "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
Федеральный закон от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 440-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области о проверке конституционности положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации;
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 11927/10;
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2011 г. N 1/11;
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N 9601/11;
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2008 г. N 2206/08;
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2011 г. по делу N А28-9292/2010;
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2011 г. N А41-42657/10;
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2011 г. N А40-127910/10-107-722;
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2011 г. N Ф09-4707/11 по делу N А71-3480/2010;
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2011 по делу N А40-44235/11-107-194;
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам";
Приказ Министерства финансов РФ от 6 февраля 2006 г. N 23н "Об утверждении формы "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов" и Рекомендаций по ее заполнению";
Приказ Министерства финансов РФ от 27 февраля 2006 г. N 30н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения";
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки";
распоряжение Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2006 г. N 282р/231@ "Об утверждении Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров";
Приказ Министерства финансов РФ от 17 декабря 2007 г. N 132н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и порядка ее заполнения";
Приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2007 г. N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения";
Приказ Министерства финансов РФ от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации";
Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2010 г. N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам";
Приказ Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам";
распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 24 июня 2011 г. N 228р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по работе с плательщиками страховых взносов по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам";
письмо Федеральной налоговой службы от 10 декабря 2007 г. N 05-2-05/481@;
письмо Министерства финансов РФ от 14 июля 2008 г. N 12-07-07/2733;
письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2009 г. N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010";
письмо Министерства финансов РФ от 21 декабря 2009 г. N 03-04-07-02/20;
письмо Министерства финансов РФ от 2 февраля 2010 г. N 03-04-07/7-5;
письмо Фонда социального страхования РФ от 17 февраля 2010 г. N 02-02-01/09-308л;
письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2010 г. N 3-6-03/535;
письмо Министерства финансов РФ от 15 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-18;
письмо Министерства финансов РФ от 6 мая 2010 г. N 03-04-08/1-95;
письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2010 г. N АС-37-2/1700@ "О направлении письма Минфина РФ от 06.05.2010 N 03-04-08/1-95";
письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2010 г. N 1344-19;
письмо Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ от 11 августа 2010 г. N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование";
письмо Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы от 31 августа 2010 г. N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@ "О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года";
письмо Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ от 22 февраля 2011 г. N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769 "О заключении соглашения между ФНС РФ и ПФ РФ" (Соглашение по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22 февраля 2011 г. N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог);
письмо Федеральной налоговой службы от 12 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11198;
Протокол по применению средств криптографической защиты информации при информационном взаимодействии между ФНС России и ПФР в электронном виде, утвержден ФНС России 15 апреля 2011 г. и ПФР 13 апреля 2011 г.
А.Н. Борисов
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ, 2004, N 30, ст. 3088.
*(2) СЗ РФ, 2007, N 31, ст. 4013.
*(3) ЭЖ, 2009, N 40.
*(4) РГ, 2008, 9 февраля, N 28.
*(5) РГ, 2008, 30 января, N 18.
*(6) РГ, 2006, 2 марта, N 42.
*(7) СПС.
*(8) СЗ РФ, 2002, N 1 (ч. I), ст. 4.
*(9) СПС.
*(10) СПС.
*(11) ЭЖ, 2010, N 37.
*(12) СЗ РФ, 2003, N 1, ст. 11.
*(13) СПС.
*(14) ВВАС РФ,2011, N 10.
*(15) "Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 15.
*(16) СПС.
*(17) СПС.
*(18) БНА ФОИВ, 2007, N 13.
*(19) СЗ РФ, 1997, N 33, ст. 3895.
*(20) СПС.
*(21) СПС.
*(22) СПС.
*(23) ВВАС РФ, 2011, N 4.
*(24) СПС.
*(25) СПС.
*(26) СПС.
*(27) ВВАС РФ, 2012, N 4.
*(28) СПС.
*(29) СПС.
*(30) СПС.
*(31) РГ, 2010, 6 октября, N 225.
*(32) РГ, 2006, 17 марта, N 54.
*(33) СПС.
*(34) СПС.
*(35) СПС.
*(36) СЗ РФ, 2009, N 49 (ч. I), ст. 5868.
*(37) СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 13, ст. 1147.
*(38) СПС.
*(39) РГ, 2010, 17 февраля, N 33.
*(40) БНА ФОИВ, 2008, N 41.
*(41) БНА ФОИВ, 2008, N 51.
*(42) СЗ РФ, 2009, N 43, ст. 5070.
*(43) РГ, 2010, 26 февраля, N 40.
*(44) СПС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Борисов А.Н. Контроль уплаты, взыскание и возврат (зачет) единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 1 января 2010 г. - Специально для системы ГАРАНТ, 2012.
Материал содержит практически значимый анализ вопросов правового регулирования осуществления проверок по ЕСН, взыскания и зачета (возврата) сумм данного налога, а также проверок по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды до 1 января 2010 г., взыскания и зачета (возврата) сумм таких страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2009 г. Соответственно, рассмотрено переходное регулирование, связанное со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Издание предназначено для плательщиков страховых взносов, осуществлявших свою деятельность ранее 1 января 2010 г., должностных лиц налоговых органов и органов контроля за уплатой страховых взносов.
Автор
Борисов Александр Николаевич
Список сокращений
Органы государственной власти, государственные органы, иные организации:
КС России - Конституционный Суд Российской Федерации;
ВАС России - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
ФАС - федеральный арбитражный суд (федеральный арбитражный суд соответствующего округа);
Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;
ФНС России - Федеральная налоговая служба;
ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;
ФСС России - Фонд социального страхования Российской Федерации;
ФОМС - фонды обязательного медицинского страхования;
ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Правовые акты:
БК РФ - Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ*(1);
часть первая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(2);
часть вторая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(3);
Закон 2001 г. о пенсионном страховании - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(4);
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ*(5);
Закон 2009 г. о страховых взносах - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ)*(6);
Закон 2009 г. N 213-ФЗ - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"*(7).
Источники правовых актов:
БНА ФОИВ - "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";
ВВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";
РГ - "Российская газета";
СЗ РФ - "Собрание законодательства Российской Федерации";
СПС - справочные правовые системы;
ЭЖ - "Экономика и жизнь".
Иные сокращения:
ЕСН - единый социальный налог;
ОПС - обязательное пенсионное страхование.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3823.
*(2) СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824.
*(3) СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3340.
*(4) СЗ РФ, 2001, N 51, ст. 4832.
*(5) СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3012.
*(6) СЗ РФ, 2009, N 30, ст. 3738; 2010, N 49, ст. 6409.
*(7) СЗ РФ, 2009, N 30, ст. 3739.