Типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок ФСС
В соответствии с п. 8 ст. 35 Закона о страховых взносах*(1) при проведении выездной проверки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС одновременно проводит проверку расходов, осуществляемых за счет средств обязательного социального страхования. В статье приведены типичные нарушения, которые выявляются по результатам проверок.
В целях совершенствования контроля над правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Методические указания N 81). Данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству РФ о страховых взносах.
Методическими указаниями N 81 определены основные направления контрольного мероприятия:
- проверка правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
- проверка правильности назначения и выплаты единовременных пособий: при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- проверка правильности назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- проверка правильности назначения и выплаты социального пособия на погребение либо возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
- проверка правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет.
Очевидно, что наибольший удельный вес среди названных расходов, возмещаемых за счет средств ФСС, приходится на пособия по временной нетрудоспособности, поэтому их проверке и нарушениям, выявляемым в ходе контрольного мероприятия, мы уделим особое внимание.
Ошибки и нарушения при заполнении листка нетрудоспособности
Согласно п. 60 Методических указаний N 81 перед проверкой правильности назначения (исчисления) пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам сотрудники ФСС обращают внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, в соответствии с которым производится выплата указанных пособий.
Обратите внимание! В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ*(2) листок нетрудоспособности, который работник представляет работодателю, должен быть выдан медицинским учреждением по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу п. 9 ст. 35 Закона о страховых взносах выездная проверка, проводимая контрольным органом, охватывает три календарных года, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Следовательно, проверки ФСС, проводимые в 2012 году, будут охватывать период с 01.01.2009 по 31.12.2011. Таким образом, контролеры ФСС будут проверять формы заполненных больничных листов, которые выдавались медицинскими учреждениями в соответствии с действующим в проверяемом периоде порядком.
Формы листков нетрудоспособности и порядок их заполнения представим в таблице.
Проверяемый период | Форма листка нетрудоспособности | Порядок выдачи листка нетрудоспособности |
С 01.01.2009 по 30.06.2011 | Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2007 N 172 | Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок N 514) |
С 01.072011 по настоящее время | Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н | Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н) |
В пункте 60 Методических указаний N 81 перечислены 16 типичных нарушений, которые наиболее часто встречаются в оформлении листков нетрудоспособности. Приведем их ниже.
Вид нарушения | Нарушенная норма Порядка N 514 | Нарушенная норма Порядка N 624н |
Не указано место работы | ||
Отсутствует причина нетрудоспособности | ||
Выдан медицинской организацией, врачом, занимающимся частной практикой, не имеющими лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности | ||
Выдан (продлен) гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства, без разрешения главного врача медицинского учреждения либо его заместителя | ||
Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), без решения врачебной комиссии медицинской организации заменены листком нетрудоспособности образца, установленного в РФ | ||
Выдан единовременно на срок, превышающий 10 календарных дней, и без решения врачебной комиссии продлен на срок свыше 30 дней | ||
Выдан за прошедшее время без решения врачебной комиссии | ||
Выдан по месту регистрации (месту жительства) гражданина, а продлен медицинской организацией за пределами административного района без разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя (врачебной комиссии) | ||
При прерывании срока освобождения от работы выдан за каждый период освобождения от работы без решения врачебной комиссии | ||
Выдан в клинике научно-исследовательских учреждений (институтов) курортологии, физиотерапии и реабилитации, а не медицинским работником на основании решения врачебной комиссии при направлении гражданина на лечение в указанную клинику | ||
Продлен на срок свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: травма, состояние после реконструктивных операций, лечение туберкулеза - свыше 12 месяцев) | ||
Продлен после даты регистрации документов об установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности | ||
Продлен на срок более 24 календарных дней при направлении больного на долечивание в санаторно-курортные учреждения после стационарного лечения | ||
Выдан медицинским работником по уходу за больным членом семьи старше 15 лет - при амбулаторном лечении на срок более 3 дней или по решению врачебной комиссии на срок более 7 дней | ||
Выдан по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет на срок свыше 15 дней - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении | ||
Выдан гражданину, протезирующемуся в амбулаторно-поликлинических условиях |
Далее следует отметить, что в силу п. 61 Методических указаний N 81 при наличии перечисленных выше нарушений отделение (филиал отделения) ФСС в ходе проверки принимает одно из трех решений:
1) дать возможность исправить (устранить) нарушение;
2) не принимать к зачету расходы на основании акта проверки;
3) принять меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением медицинскими организациями порядка их выдачи.
К сведению. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Данной позиции придерживаются арбитры при вынесении решения (постановления ФАС ДВО от 06.02.2012 N Ф03-6781/2011, ФАС ВСО от 20.03.2012 N А33-12053/2011, от 20.03.2012 N А33-12051/2011, от 29.02.2012 N А33-5137/2011).
В то же время в арбитражной практике имеются решения, в которых ФАС встал на сторону организации, а не ФСС. Как отмечают арбитры, допущенные медицинскими учреждениями нарушения не могут служить основанием для отказа в принятии расходов (постановления ФАС ВСО от 21.08.2012 N А69-2192/2011, ФАС ЗСО от 04.10.2012 N А27-8889/2012, от 06.06.2011 N А27-13681/2010, от 05.05.2011 N А27-13682/2010, от 29.07.2011 N А27-915/2011, от 15.09.2011 N А45-20434/2010).
На практике у учреждений возникает вопрос: что делать, если ФСС не принял к зачету произведенные страхователем расходы, а ФАС не поддержал позицию организации? Можно ли в данной ситуации предъявить иск к лечебному учреждению, выдавшему листок нетрудоспособности с нарушением?
ФАС ЗСО в Постановлении от 04.10.2012 N А27-8889/2012 отметил следующее. Отношения по зачету спорных сумм, выплаченных в качестве пособий с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в настоящем споре не является субъектом обязательного социального страхования, следовательно, к нему нельзя предъявить иск по возмещению понесенных расходов. В связи с этим рекомендуем проверять листки нетрудоспособности на предмет их соответствия Порядку N 624н.
Нарушения в порядке выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам
В соответствии с п. 57 Методических указаний N 81 проверяющий ФСС должен проверить правильность определения заработка, из которого исчисляются пособия. В связи с этим ему необходимо установить:
- виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в организации;
- правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;
- правильность определения среднего дневного заработка;
- правильность определения размера дневного пособия;
- правильность исчисления страхового стажа.
Напомним, что документ, который регулирует вопрос исчисления пособий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Им является Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Неправильное определение выплат, включаемых в расчет среднего заработка для исчисления пособий
В соответствии с п. 2 Положения N 375 в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат и иных вознаграждений, применяемых у того или иного работодателя, которые включены в базу для начисления страховых взносов в ФСС.
Однако следует учитывать, что положениями ст. 9 Закона о страховых взносах определены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Ими, в частности, являются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсаций (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Таким образом, выплата гражданским служащим компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку в силу норм ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не подлежит обложению страховыми взносами, а следовательно, не включается в расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (см. постановления ФАС МО от 26.03.2012 N А40-89277/11-20-386, от 27.01.2012 N А40-40441/11-107-198).
В Постановлении ФАС ПО от 06.12.2011 N А57-2234/2011 арбитры признали отказ ФСС в принятии понесенных страхователем расходов обоснованным, поскольку организацией в средний заработок сотрудника были включены выплаты за период, когда учреждение не уплачивало страховые взносы с выплат, связанных с трудовыми отношениями, так как являлось плательщиком УСНО. Необоснованно завысив размер среднего заработка своего сотрудника, организация нарушила положения п. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения N 375.
Для справки. Ограничение в применении упрощенной системы налогообложения, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется (Письмо Минфина РФ от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140).
Нарушение порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам
Далее следует отметить, что в период с 01.01.2009 по 31.12.2011 поменялась не только форма листка нетрудоспособности, но и порядок расчета. В частности, законодатель принципиально изменил расчет среднего заработка, исходя из которого определяется размер пособия, подлежащего выплате.
С 2011 года пособия рассчитываются исходя из заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на 730.
При расчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам следует обратить внимание, что согласно п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год:
- в 2010-м - 415 000 руб. (п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах);
- в 2011-м - 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933);
- в 2012-м - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).
В случае если назначение и выплата пособия застрахованному лицу осуществляются несколькими работодателями, указанное ограничение действует в отношении каждого страхователя.
При проверках иногда выясняется, что страхователь не учитывает нормы п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в части ограничения в отношении произведенным им выплат. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 16.05.2012 N А21-8636/2011 рассмотрен спор между учреждением и региональным отделением ФСС об отказе в возмещении расходов на пособие по беременности и родам, выплаченное по листку нетрудоспособности с нарушением порядка исчисления среднего заработка. Организация в расчете среднего заработка за 2009 год учла 695 000 руб., включив в эту сумму 240 000 руб. - заработок работницы в своем учреждении, 415 000 руб. - заработок, полученный у другого работодателя, тем самым превысив порог ограничения, установленный на 2009 год, исходя из которого нужно исчислять пособия. Следовательно, отказ ФСС в части принятия к зачету суммы расходов, произведенных по листку нетрудоспособности, обоснован.
Выплата пособия без учета страхового стажа
Следующим нарушением, которое встречается при назначении и выплате пособий по беременности и родам, является выплата пособия без учета страхового стажа.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается застрахованным лицам при утрате трудоспособности в процентах к среднему заработку в зависимости от страхового стажа:
- до пяти лет - 60%;
- от пяти до восьми лет - 80%;
- от восьми лет - 100%.
Обратите внимание! Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа застрахованного лица определяется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91). Согласно п. 7 Правил N 91 страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам). Как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 29.09.2011 N А70-1657/2011, непринятие ФСС к зачету расходов, произведенных учреждением по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100%, обосновано. До 01.01.2010 в страховой стаж не включался период работы в Государственной противопожарной службе, поэтому размер пособия за счет ФСС должен быть уменьшен.
Для справки. Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2010, ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ дополнена ч. 1.1, согласно которой в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены данной статьей, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Кроме всего перечисленного выше, следует учитывать, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом; в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ).
К сожалению, встречаются нарушения, когда расчет пособия по больничным листам лицам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, осуществляется исходя из среднего заработка. Примером может служить спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЦО от 02.06.2010 N А62-8702/2009. В нем арбитры указали, что действия организации неправомерны, и поддержали ФСС.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности нарушителям нетрудоспособного режима в полном размере
Далее хотелось бы обратить внимание читателей на ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ. В силу приведенных в ней положений пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться в меньшем размере в случае:
- нарушения застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
- неявки застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или медико-социальную экспертизу;
- заболевания или травмы, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности оно выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ:
1) при наличии первых двух оснований - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии третьего основания - за весь период нетрудоспособности.
В качестве примера приведем Постановление ФАС СЗО от 15.11.2011 N А05-2144/2011. В вынесенном решении суд отклонил требования организации о признании недействительным решения ФСС в части отказа в зачете расходов, произведенных ею по обязательному социальному страхованию. Как было установлено арбитрами, временная нетрудоспособность работников возникла в результате заболевания, наступившего вследствие злоупотребления алкоголем и сопутствующего ему состояния опьянения. При таких обстоятельствах ФСС правомерно не принял к зачету расходы, произведенные учреждением по больничным листам, выданным указанным работникам.
В Постановлении ФАС ЗСО от 30.06.2011 N А45-18204/2010 суд отклонил требования организации о признании недействительным решения ФСС о непринятии к зачету расходов, поскольку в листке нетрудоспособности работницы лечащим врачом была проставлена отметка о неявке указанного лица на врачебный прием. Наличия уважительных причин неявки на прием к врачу не установлено. Следовательно, у фонда имелись основания для снижения размера пособия.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы
В силу ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения его от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, при выявлении фактов выплаты указанного пособия в периоды нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы ФСС имеет право отказать в принятии расходов, осуществляемых в целях социального страхования. Данный вывод был сделан в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2011 N 14334.
* * *
В заключение отметим: непринятие к зачету произведенных расходов неизбежно влечет не только уплату страховых взносов, но и применение к учреждению штрафных санкций. Согласно ст. 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.
С. Валова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"