Декларация по транспортному налогу: работа над ошибками
1 февраля для налогоплательщиков - собственников транспортных средств истек срок подачи декларации по транспортному налогу за прошедший год. Несмотря на то что этот налог достаточно прост в исчислении, все же существуют некоторые вопросы, требующие разъяснений. Проверим, все ли нюансы учтены при определении объектов налогообложения, налогооблагаемой базы и исчислении налога в налоговой декларации.
Облагаемые ТС
Напомним, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, их перечень приведен в п. 1 ст. 358 НК РФ. В данной норме выделим главный фактор, определяющий основание для начисления налога: регистрация транспортных средств в соответствующих органах. На это обращают внимание и ФНС в письмах от 20.09.2012 N БС-4-11/15686, от 27.01.2012 N БС-3-11/241, и Минфин в письмах от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09, от 24.01.2012 N 03-05-06-04/09, от 12.04.2011 N 03-05-06-04/142, подчеркивая, что фактическое использование транспорта роли для налогообложения не играет.
Перечислим наиболее распространенные случаи, в которых транспортные средства следует облагать налогом независимо от того, эксплуатируются они налогоплательщиком или нет.
Списанные с баланса организации ТС
Если машины не сняты с учета в регистрирующем государственном органе, но списаны с баланса предприятия (например, в связи с тем, что они не пригодны к дальнейшей эксплуатации по причине полного износа, не подлежат восстановлению в случае аварии или пожара, утилизированы), это обстоятельство не освобождает компанию от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, подчеркнул Президиум ВАС в Постановлении от 15.12.2011 N 12223/10. Только в случае, когда ТС снято с регистрационного учета, налогоплательщик имеет право прекратить исчисление транспортного налога с месяца, следующего за месяцем снятия с учета. На том же настаивает Минфин в Письме от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123.
Это касается и зарегистрированных ТС, переведенных на консервацию или находящихся на длительном ремонте. Так, хотя первая и апелляционная инстанции при рассмотрении спора поддержали компанию в том, что поскольку ТС в период его капитального ремонта находилось в неисправном состоянии и объективно не могло эксплуатироваться, в связи с чем не подлежало налогообложению, кассационный суд, руководствуясь позицией Президиума ВАС (Постановление от 15.12.2011 N 12223/10), признал правоту контролирующего органа, доначислившего налог (Постановление ФАС ЗСО от 07.11.2012 N А75-9581/2011).
Арестованные ТС
Как указал ФАС ДВО в Постановлении от 24.01.2012 N Ф03-6674/2011*(1), апеллируя к нормам ст. 357, 358, 362 НК РФ, арест транспортных средств не прекращает права собственности на них, более того, применение данной меры не является основанием для снятия их с регистрационного учета и освобождения от уплаты транспортного налога. Аналогичную позицию занял и ФАС МО в Постановлении от 19.11.2012 N А41-37469/11.
Переданные в аренду ТС
С государственного регистрационного учета собственник их, как правило, не снимает и на нового эксплуататора-арендатора не перерегистрирует, соответственно, налогоплательщиком является арендодатель. Постановка ТС на временный учет по месту нахождения арендатора не будет основанием для освобождения арендодателя от налогообложения (Письмо Минфина РФ от 04.03.2011 N 03-05-05-04/04).
Не стоит надеяться и на то, что компания сможет избежать ответственности за неуплату налога с транспортных средств, переданных в аренду, когда условиями договора аренды обязанность по его уплате возлагается на арендатора. Судьи признают такое условие договора ничтожным, поскольку исходя из ст. 19, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, которая является публично-правовой обязанностью. Устанавливать или передавать подобную обязанность по гражданско-правовому договору в силу п. 1 ст. 420 ГК РФ не разрешается. Более того, положения гл. 28 НК РФ не содержат оснований, освобождающих организации от уплаты налога в связи с передачей транспортного средства в аренду третьим лицам (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N А33-9806/2011, оставленное без изменения Постановлением ФАС ВСО от 29.02.2012).
ТС в лизинге
В соответствии с условиями договора лизинга при передаче транспорта в лизинг он может регистрироваться как за лизингодателем, так и за лизингополучателем. Эта возможность предусмотрена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", п. 48-48.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ*(2). Но здесь не все столь однозначно, как в обычном договоре аренды. Рассмотрим два варианта:
- ТС зарегистрированы за лизингодателем, передаются лизингополучателю и временно ставятся на учет в регистрирующих органах по месту нахождения лизингополучателя. В этой ситуации налогоплательщиком будет лизингодатель по месту основной (постоянной) государственной регистрации транспортных средств. Как подчеркивает УФНС по г. Москве, разъясняя подобный вопрос, по месту временной регистрации уплата налога не производится (Письмо от 29.03.2011 N 16-15/029632@);
- ТС на период действия договора изначально регистрируется за лизингополучателем (основное место государственной регистрации), при этом находится в собственности лизингодателя. Уплачивать налог в этом случае будет лизингополучатель. Когда срок действия договора лизинга истечет и, например, если транспорт не будет выкуплен лизингополучателем, налогоплательщиком после переоформления регистрации станет лизингодатель.
Аналогичного мнения придерживается Минфин в Письме от 16.05.2011 N 03-05-05-04/12.
Незарегистрированные ТС
Точку в многолетнем споре с налоговиками о том, следует ли облагать транспортные средства (например, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики), которые числятся на балансе предприятия и эксплуатируются только в пределах его промышленной территории без соответствующей регистрации в органах Гостехнадзора, поставил Президиум ВАС в прошлом году. Высшие арбитры указали, что колесная техника, используемая на ограниченных территориях и не участвующая в дорожном движении, является объектом налогообложения и должна пройти соответствующую госрегистрацию. Уклонение от постановки на учет транспорта не освобождает собственников от уплаты транспортного налога (Постановление от 07.06.2012 N 14341/11).
Здесь же рассмотрим случай, когда в результате реорганизации к компании присоединилось юридическое лицо, за которым числился транспорт. Изменения в регистрационные данные по переданным транспортным средствам, ставшим собственностью компании, не внесены. Тем не менее плательщиком налога будет компания, получившая их, несмотря на то, что по документам ТС зарегистрированы на прежнее юридическое лицо. Неисполнение заявителем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств, всецело зависящей от его волеизъявления, не может являться основанием для освобождения его от уплаты налога. Такой вердикт вынес ФАС УО в Постановлении от 04.05.2012 N Ф09-2951/12 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 N 7644/03, п. 2 ст. 58, 59 ГК РФ и на п. 2, 9 ст. 50 НК РФ.
Бухгалтеру предприятия, возможно, стоит еще раз инвентаризировать транспортные средства, как числящиеся на балансе, так и списанные в прошлом году, проверить сведения об их государственной регистрации и факт отражения не снятых или не поставленных на учет машин в налоговой декларации в качестве налогооблагаемых объектов.
Необлагаемые объекты
Теперь разберемся, какие транспортные средства не подлежат налогообложению. Их перечень приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Спецтехника сельхозтоваропроизводителей
Для предприятий пищевой промышленности представляет интерес преференция в части освобождения от налогообложения тракторов, самоходных комбайнов всех марок, специальных автомашин (молоковозов, скотовозов, спецмашин для перевозки птицы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техобслуживания) при условии, что перечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы на сельхозтоваропроизводителей и использоваться ими при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).
Надо быть внимательным, определяя принадлежность автомашины к той или иной категории транспортных средств. По этому вопросу возникает много разногласий с налоговыми органами. На то, что автомобиль является трактором, комбайном или специальной автомашиной, должно быть указано в ПТС. Однако данная информация не всегда отражается, например в отношении спецтехники. В таком случае основным аргументом в целях налогообложения становится наличие наименования техники в соответствующем разделе Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94*(3). В частности, автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, объединены под кодом 15 3410040. Исходя из этого могут не облагаться такие ТС, как автофургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (код 15 3410342), для перевозки хлеба (код 15 3410344), автоцистерны для воды (код 15 3410364), для пищевых жидкостей (код 15 3410365), муковозы (в том числе на полуприцепах) (код 15 3410366), сахаровозы (код 15 3410367).
ФАС ПО в Постановлении от 12.01.2010 N А06-2630/2009*(4) пришел к выводу, что седельный тягач УРАЛ-4320, а также экскаватор JCB (погрузчик), используемые для перевозки, погрузки или разгрузки урожая, то есть в целях производства сельхозпродукции, сельхозтоваропроизводители должны облагать в установленном порядке, поскольку в соответствии с ОК 013-94 данные транспортные средства не входят в категорию автомашин, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ: погрузчик не относится ни к тракторам, ни к комбайнам, а тягач седельный не является специальной техникой. Аналогичное решение в пользу налогового органа со ссылкой на ОК 013-94 вынес ФАС ВСО в отношении автомашин ГАЗ-330220, ГАЗ САЗ-3507, УАЗ-39094, САЗ-3507, КамАЗ-5410, КамАЗ-5410, которые хоть и используются сельхозпроизводителем для перевозки произведенной рыбной продукции, комбикорма, но не являются спецтехникой, соответственно, должны включаться в налогооблагаемую базу (Постановление от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1).
Обратите внимание: необходимое условие для освобождения от уплаты налога перечисленных ТС - наличие у компании статуса сельхозтоваропроизводителя. В целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории финансовое ведомство рекомендует*(5) руководствоваться положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Исходя из анализа указанных норм не облагать транспортным налогом тракторы, комбайны и специальные автомашины могут организации и предприниматели, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ*(6), и реализацию этой продукции при условии, что доля выручки от ее реализации составляет не менее 70% общих доходов за календарный год. Также освобождаются от налогообложения перечисленные ТС сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (в том числе кредитных), снабженческих, заготовительных), созданных в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ они также признаются сельхозтоваропроизводителями.
Приведем пример из арбитражной практики. ФАС ВВО отклонил довод налогоплательщика о том, что для освобождения от уплаты транспортного налога достаточно факта регистрации техники за сельскохозяйственным производителем или использования техники в сельскохозяйственных работах, как основанный на неправильном толковании норм права. Как выяснили арбитры при рассмотрении дела, объемы сельхозпродукции, производимой и реализуемой в проверяемый период, не дают права на освобождение от уплаты налога, поскольку не превышают 70%-й порог (Постановление от 28.09.2012 N А31-8691/2010).
По вопросу определения статуса сельхозтоваропроизводителя при осуществлении им различных видов деятельности есть множество нюансов, которые влияют на определение обязательств не только по транспортному налогу, но и по ЕСХН, налогу на прибыль, налогу на имущество. Это тема для отдельного разговора, которую обсудим в ближайших номерах журнала. А в рамках этой статьи рассмотрим один из многих споров, касающихся определения выручки от реализации сельхозпродукции. Так, первая и апелляционная инстанции (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 N А35-5723/2009) пришли к выводу, что организация в отношении деятельности по доращиванию скота (то есть приобретению, откорму и продаже молодняка) может не уплачивать транспортный налог по определенным категориям транспортных средств. Аргументировали свое решение судьи тем, что такая деятельность признается сельскохозяйственной, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК005-93*(7) и Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 поголовье стада крупного рогатого скота относится к сельскохозяйственной продукции, а именно к продукции животноводства при условии собственного производства и выращивания. Однако кассационная инстанция (Постановление ФАС ЦО от 06.06.2011 N А35-5723/2009) признала позицию нижестоящих судов ошибочной исходя из следующего. Выращивание (доращивание) животных - это процесс сельскохозяйственной деятельности, включающий в себя кормление, содержание, уход за животными в течение определенного времени, в результате которого происходит увеличение их возраста и веса, и завершается переводом в другую возрастную группу для производства сельскохозяйственной продукции. Суд выяснил, что период откорма приобретенных коров составил семь дней, после чего они были реализованы без перевода в группу "основное стадо", а это свидетельствует о незавершенности стадии выращивания и откорма и об отсутствии продукции сельскохозяйственного производства. Вместе с тем отметим, что в рассмотренном деле организация все же отстояла право на освобождение, но по другим основаниям. Налоговый орган при расчете доли выручки общества от сельскохозяйственной деятельности за спорный налоговый период исчислял 70%-ю долю от всех доходов, полученных обществом (включая значительную часть внереализационных доходов), в то время как данная доля подлежала исчислению как соотношение между доходом от реализации сельхозпродукции и доходом от реализации товаров, работ, услуг за соответствующий период. При этом даже при исключении из расчета суммы, полученной от реализации скота, доля дохода от реализации компанией сельхозпродукции намного превысила 70%.
Если предприятие по итогам налогового периода не отвечает хотя бы одному из обозначенных условий (ТС определенных видов не эксплуатируются при производстве сельхозпродукции, не зарегистрированы за налогоплательщиком, компания не является сельхозтоваропроизводителем, выручка от реализации сельхозпродукции не превышает за налоговый период 70% в общем объеме выручки), транспортный налог следует исчислить в общеустановленном порядке.
Промысловые морские и речные суда
Предприятиям рыбопромыслового комплекса следует обратить внимание на пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ, который позволяет не облагать транспортным налогом промысловые морские и речные суда. Налоговый кодекс не разъясняет условия освобождения указанных транспортных средств от налогообложения. Чиновники комментариев по этому вопросу также не дают.
Арбитражная практика исходит из того, что применение этой нормы ставится в зависимость от использования судов для осуществления рыболовства (Постановление ФАС ЗСО от 09.04.2007 N Ф04-986/2007(31980-А45-15)), при этом эксплуатация их наряду с основной деятельностью по добыче рыбы в иных целях, например, для осуществления перевозок грузов по договорам перевозки, не имеет правового значения (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2008 N Ф03-А24/08-2/423).
Более того, данной преференцией налогоплательщики могут пользоваться независимо от осуществления ими деятельности по рыболовству, поскольку на это нет прямого указания в налоговом законодательстве. Как отметил ФАС ДВО в Постановлении от 15.04.2010 N Ф03-1999/2010, основанием для применения данной нормы служит отнесение судов к морским и речным промысловым судам. Под судами рыбопромыслового флота согласно п. 2 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
К сведению. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 к промысловым судам относит добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код ОКОФ 15 3511050).
При новом рассмотрении вышеназванного дела тот же ФАС ДВО в Постановлении от 29.12.2010 N Ф03-8837/2010 установил, что спорные суда являлись транспортными рефрижераторами, самим обществом для рыболовства не эксплуатировались, а были сданы в аренду иностранным компаниям, которые и использовали их для обслуживания рыбопромыслового комплекса (перевозки рыбопродукции). Поскольку налоговая инспекция не опровергла то обстоятельство, что транспортные средства относятся к промыслово-транспортным судам и обслуживают рыбопромысловую деятельность, арбитры признали правомерным освобождение их от налогообложения. Более того, суд не принял довод налогового органа о том, что доказательством отнесения спорных судов к рыбопромысловым может быть только их регистрация в реестре морского рыбного порта.
ТС в розыске
Исключаются из объектов налогообложения в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ и транспортные средства, находящиеся в розыске. Здесь главным условием является подтверждение факта угона (кражи) транспортных средств документом, выдаваемым уполномоченным органом. По этому поводу ФНС дала исчерпывающие комментарии в информационном письме, размещенном 27.11.2012 на ее сайте http://www.nalog.ru. Документом, который позволяет не рассматривать транспортное средство, находящееся в розыске, в качестве объекта налогообложения, является справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств. При этом право пользования данной льготой, обратите внимание, налогоплательщик должен подтвердить самостоятельно, предоставив подлинник или копию выданной ОВД справки об угоне (краже) в налоговый орган или сообщив в инспекцию любым доступным способом. Подобные же разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 17.02.2012 N БС-3-11/507@. С этим согласны и судьи (см., например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.08.2012 N 33-11096/2012*(8)).
Угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период розыска. В целях исчисления этого налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца. То есть транспортный налог компания вправе не начислять с месяца, следующего за месяцем угона. Аналогичное мнение изложено в Письме УФНС по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/015742. При этом не имеет значения, в каком месяце фактически получен оправдательный документ, подтверждающий право на освобождение.
Судьи при разрешении споров признают обоснованным доначисление транспортного налога инспекцией, которой налогоплательщик не представил доказательств факта угона транспортного средства (постановления ФАС СКО от 15.11.2011 N А32-17989/2010, от 31.10.2011 N А15-2503/2010).
Какие еще ТС не нужно облагать?
Напоследок отметим, что в налогооблагаемые объекты не включены прицепы, даже если на них установлен двигатель, например, для работы насоса слива жидкости из цистерны, расположенной на нем. Так считает Минфин, исходя из положений п. 1 ст. 358 НК РФ (Письмо от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03). Не является объектом налогообложения и транспорт, имеющий транзитные номера (Письмо ФНС РФ от 01.09.2011 N ЗН-3-11/2995@).
Налоговая база
Налоговой базой в целях исчисления налога является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). В некоторых паспортах технических средств (ПТС) мощность двигателя указывается не в лошадиных силах, а в метрических единицах мощности (кВт). Бухгалтеры зачастую не обращают внимания на такой нюанс и, отражая в декларации налоговую базу в метрических единицах, занижают налог. А ведь значения у этих единиц измерения разные. Если в ПТС мощность двигателя выражена в кВт, следует произвести пересчет мощности двигателя в лошадиные силы путем умножения значения метрических единиц на переводной коэффициент 1,35962 (1 л. с. = 0,736 кВт). При этом округление следует производить с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, далее - Методические рекомендации).
Не стоит упускать из виду и другую возможную ситуацию. Если в течение года на транспортное средство был установлен новый двигатель, мощность которого не совпадает с мощностью прежнего двигателя (кстати, подобное действие необходимо зарегистрировать в органах ГИБДД*(9) с внесением изменений в ПТС), это приведет к изменению налоговой базы. В пункте 31 Методических рекомендаций разъяснено, что исчисление транспортного налога должно производиться с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. Иными словами, с месяца, в котором проведена замена двигателя, нужно исчислять налог, исходя из мощности нового двигателя.
В отношении гибридных автомобилей Минпромторг в Письме от 18.10.2012 N 20-3729 подтвердил, что при определении налоговой базы можно учитывать совокупную или суммарную мощность двух двигателей. Из Письма Минфина РФ от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18, содержащего ссылку на данный документ, можно сделать вывод, что округлять по гибридным автомобилям налоговую базу в виде мощности двигателя не следует.
Коэффициент владения ТС и коэффициент льготы
Проверим правильность их расчета.
Коэффициент владения (Кв) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспорта, как и месяц его снятия с регистрации, принимается за полный месяц. На это прямо указывает п. 3 ст. 362 НК РФ.
Апеллируя к данной норме, чиновники заявляют, что даже при одновременной постановке и снятии с учета автомашины, когда эти действия были совершены в течение одного дня, транспортный налог придется заплатить как за целый месяц (письма Минфина РФ от 02.11.2012 N 03-05-06-04/217, ФНС РФ от 01.09.2011 N ЗН-3-11/2995@). Таким образом, сэкономить на транспортном налоге, перерегистрировав автомашину за один день, не удастся.
Коэффициент льготы (Кл) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых предоставляется налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде). По аналогии с коэффициентом владения месяц возникновения права на налоговую льготу, как и месяц прекращения указанного права, принимается за полный месяц.
ФНС в Письме от 26.10.2012 N БС-4-11/18200 отметила, что в случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы, установленной региональным законодательством, в налоговом периоде 2012 года в целях корректного исчисления суммы налоговой льготы в строке 180 налоговой декларации вместо коэффициента Кв (строка 120 налоговой декларации) следует применять коэффициент Кл (строка 160 налоговой декларации).
Легковое, грузовое или самоходное ТС?
От категории транспортного средства и его мощности зависят ставка и сумма исчисленного налога. В частности, ст. 361 НК РФ выделяет такие категории, как автомобили легковые, грузовые, другие самоходные ТС на пневматическом и гусеничном ходу. Зачастую у бухгалтеров возникает вопрос: по каким признакам автомобиль отнести к тому или иному виду транспорта?
Главным первичным документом - основанием для определения категории машины и, соответственно, для исчисления налога является ПТС. В его строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика авто, определяемая конструкторскими особенностями и назначением ТС, аналогичная приведенной в "Одобрении типа транспортного средства" - сертификате соответствия ("легковой", "автобус", "грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.д.). Однако не всегда перечисленная информация присутствует в ПТС в этом формате. Например, в нем может быть указано "грузопассажирский", "универсал", а такие сведения не позволяют однозначно установить, легковая или грузовая машина перед нами. Тогда идем далее. Строка 4 паспорта определяет категорию машины (А, В, С, D, прицеп), соответствующую классификации транспортных средств, приведенной в Конвенции о дорожном движении (далее - Конвенция)*(10) в зависимости от разрешенного максимального веса, количества сидячих мест, предназначения для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Вместе с тем ориентироваться только на эти данные не следует. Так, в Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении*(11) к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории "В" не свидетельствует о том, что машина считается легковой либо грузовой. К такому выводу пришел Минфин в письмах от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251.
Еще одним документом, позволяющим определить принадлежность транспорта к той или иной категории ТС, является Отраслевая нормаль ОН 025 270-66 *(12). Обратимся к строке 2 паспорта "Марка, модель ТС". В ней приводится условное обозначение машины, состоящее из букв, из цифр или смешанное. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства согласно Отраслевой нормали указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль, "3" - грузовой (бортовой), "4" - седельный тягач, "6" - цистерна, "9" - специальное ТС. Но и здесь не все ясно. Например, цифры 6 и 9 в обозначении опять же не показательны.
Таким образом, если ПТС не содержит необходимой информации, позволяющей однозначно установить категорию машины, и в результате анализа совокупности приведенных критериев сомнения все-таки остаются, лучше уточнить этот вопрос, направив запрос в регистрирующие органы, поскольку к их компетенции, как подчеркнул ФАС ПО в Постановлении от 08.02.2012 N А55-13540/2011, относится определение категории ТС.
Обратите внимание: если в ПТС прямо указано на принадлежность машины к конкретной категории, это транспортное средство не следует относить к иной категории на основании выше рассмотренных признаков. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 27.09.2011 N А29-89/2011 судьи посчитали автомобили УАЗ-390944 грузовыми, однако в ПТС одного из них стояла отметка "легковой", исходя из чего машина была отнесена к категории легковых.
Если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. К транспортным средствам, к которым при исчислении налога применяется налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства", относятся машины, зарегистрированные в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта самоходных машин и других видов техники (ПСМ). Подобные разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 15.02.2012 N БС-4-11/2450@ со ссылкой на постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2620/07, от 17.07.2007 N 2965/07 и от 18.09.2007 N 5336/07. Иными словами, исчислять транспортный налог в отношении специальных автомобилей, оборудованных на базе грузовых и зарегистрированных в ГИБДД именно в таком качестве, следует по ставке налога, предусмотренной именно для грузовых машин (постановления ФАС ЗСО от 27.07.2011 N А81-5964/2010, от 03.10.2011 N А46-14465/2010).
Исправление ошибок в сданной декларации
Итак, если в поданной в инспекцию декларации по транспортному налогу все-таки допущены ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений (например, объектов налогообложения), то налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ должен в обязательном порядке представить уточненную декларацию с внесенными изменениями. При этом, поскольку сроки подачи декларации и сроки уплаты налога истекли, в случае, если проверка по этому налогу еще не назначена и налоговый орган не успел выявить ошибки и искажения в первичной декларации, организации во избежание штрафных санкций за неполную уплату налога по ст. 122 НК РФ следует до представления уточненной налоговой декларации уплатить недостающую сумму налога и пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Если же нашлись ошибки или искажения в сторону завышения налога (например, не заявлена положенная льгота), организация вправе представить уточненную налоговую декларацию и исчислить налог к уменьшению.
* * *
Надеемся, что предложенный материал поможет читателям разобраться в ряде сложных ситуаций при исчислении транспортного налога и избежать споров с контролирующими органами. Особое внимание предприятиям пищевой промышленности следует уделить льготам и преференциям. Право на их использование документально подтвердить и обосновать должен сам налогоплательщик.
Е.Н. Саяпина,
редактор журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определением ВАС РФ от 18.05.2012 N ВАС-5900/12 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
*(2) Утверждены Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.
*(3) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(4) Определением ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2570/10 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
*(5) Письмо от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05.
*(6) Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446.
*(7) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301.
*(8) Несмотря на то, что определение вынесено при рассмотрении спора с налогоплательщиком - физическим лицом, выводы судей справедливо распространяются и на налогоплательщиков - юридических лиц.
*(9) Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938.
*(10) Заключена в г. Вене 08.11.1968.
*(11) Приложение 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005.
*(12) "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"