Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
Организация проводит мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы?
Юридические аспекты
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).
Согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К нормальным условиям относятся, в частности:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Перечень расходов на "нормальные условия", приведенный в ст. 163 ТК РФ, является открытым, поэтому организация сама вправе определять, что относится к нормальным условиям труда на конкретном предприятии.
В ст. 212 ТК РФ содержится подробный перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Это, в частности::
- обеспечение безопасности средств и предметов труда; обеспечение работников за счет работодателя средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами;
- организацию обучения и инструктажа работников по охране труда;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (СОУТ);
- контроль за проведением и организацию медицинских осмотров, где этого требуют условия производства или трудовое законодательство;
- организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников,
- информирование работников об условиях труда на рабочем месте и компенсациях, положенных за работу в тяжелых и опасных условиях труда;
- взаимодействие работодателя с государственными органами контроля за условиями и охраной труда;
- проведение обучения наемных работников элементарным основам охраны труда.
Чтобы оценить условия труда на рабочих местах, выявить вредные и (или) опасные производственные факторы, привести рабочие места в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, все работодатели обязаны обеспечить проведение спецоценки условий труда. СОУТ регламентирована Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Более подробно указанные направления работы рассмотрены в статьях 213, 215, 221-223, 225, 227-230 ТК РФ.
Например, согласно ст. 223 ТК РФ работодатель обеспечивает обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда. Для этого он должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создать посты для оказания первой помощи с аптечками и т.п.
В соответствии с ст. 22 ТК РФ обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, является обязанностью работодателя. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда могут быть зафиксированы в локальном нормативном документе, коллективном договоре, в трудовых договорах. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Требования к обеспечению безопасных для работников условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). В связи с этим в локальном нормативном документе или соответствующем разделе трудового (коллективного) договора работодатель может сослаться на действующие в настоящий момент на территории России санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП) и т.п.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Периодом времени, который должен быть использован для расчета размера финансирования, является год. При этом 0,2% - это лишь минимальный размер денежных средств, которые должны быть направлены на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, в связи с чем допускается увеличение данного показателя. См. письмо Роструда от 11.03.2014 N 457-6-1.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 20: по дебету к счету 26: по дебету/по кредиту к счету 44: по дебету/по кредиту |
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность создать нормальные условия труда на производстве для своих работников. В связи с этим затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности можно отнести на основании п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (п. 16 ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
При этом если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
Расходы на услуги по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, оказываемые сторонними организациями, отражаются по соответствующим счетам учета затрат или расходов на продажу:
Дебет |
Кредит |
Описание |
учтена стоимость оказанных услуг (без НДС) |
||
отражен НДС со стоимости услуг |
Если расходы в области обеспечения нормальных условий труда и техники безопасности осуществляет служба охраны труда, созданная на предприятии, то они отражаются по соответствующей калькуляционной статье расходов организации и, как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.
В случае приобретения товаров хозяйственного назначения и предметов личной гигиены (моющие средства, туалетная бумага, мыло и прочее) организация отражает их в составе МПЗ, а затем списывает на общехозяйственные расходы при отпуске в производство (ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").
Если приобретенное бытовое имущество (холодильники, СВЧ-печи, чайники и пр.) используется организацией для управленческих нужд, то оно учитывается либо в составе материально-производственных запасов, либо в составе основных средств.
См. также:
Учет приобретения основных средств за плату;
Учет приобретения материалов за плату;
Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ;
Учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества).
Документооборот
Конкретные обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда и меры по технике безопасности могут быть зафиксированы в локальном нормативном документе, например в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя.
Если кроме трудовых договоров между работниками и работодателем заключен также коллективный договор, мероприятия по созданию нормальных условий труда целесообразно закрепить и в этом документе. В организациях, в которых нет коллективного договора, указанные мероприятия можно перечислить непосредственно в трудовых договорах.
Документами, подтверждающими осуществление указанных мероприятий, являются:
- договор о выполнении работ (оказании услуг) либо договор купли-продажи;
- акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
- товарные накладные по форме ТОРГ-12 и др.
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В Отчете о финансовых результатах расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж" или по строке 2220 "Управленческие расходы".
В налоговой отчетности расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения N 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Такие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Произведенные расходы должны быть экономически оправданны, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности зависит, прежде всего, от наличия специальных и нормативно установленных положений. Так как перечень расходов на "нормальные условия", приведенный в ст. 163 ТК РФ, является открытым, предприятие вправе самостоятельно определять, что относится к нормальным условиям труда в соответствии с его спецификой и закрепить это в локальных нормативных актах, коллективном, трудовых договорах.
При этом организация вправе сама решить, какие затраты ей необходимы для ведения деятельности. Конституционный Суд РФ в определении от 04.06.2007 N 320-О-П указал, что обоснованность расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности, закрепленного в ст. 8 Конституции РФ, налогоплательщик ведет деятельность самостоятельно на свой риск и только он вправе оценивать ее эффективность и целесообразность. См. также определения КС РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 366-О-П.
Минфин России в письме от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95 разъяснил, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. См. также письма Минфина России от 02.10.2015 N 03-03-06/56359, Роструда от 11.03.2014 N 457-6-1.
При этом в письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/2/12697 отмечается, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов при методе начисления признается, если иное не установлено ст. 261, ст. 262, ст. 266 и ст. 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода - для расходов в виде затрат на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).
Организация вправе выбрать любой способ из перечисленных выше и отразить его в учетной политике.
При кассовом методе указанные затраты признаются сразу после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
НДС
Сумму НДС, предъявленную исполнителем, оказавшим услуги в области обеспечения нормальных условий труда и техники безопасности, организация вправе принять к вычету после принятия к учету оказанных услуг при наличии счета-фактуры исполнителя (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Организация приобретает для установки в офисе кулер и питьевую воду. Стоимость кулера - 24 000 руб., в том числе НДС 4000 руб. Согласно учетной политике ОС стоимостью менее 20 000 руб. учитываются в составе МПЗ.
Стоимость воды в одной поставке (30 бут. по 19 литров) составляет 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб. Кулером могут пользоваться все сотрудники и посетители.
В бухгалтерском учете организации затраты на приобретение кулера и чистой питьевой воды отражаются следующими проводками:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10, субсчет "Питьевая вода" |
5000 |
отражено приобретение питьевой воды |
|
10, субсчет "ОС стоимостью до 20 000 руб." |
20 000 |
отражено приобретение кулера |
|
5000 |
отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
5000 |
принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
51 |
30 000 |
перечислены денежные средства поставщику за питьевую воду и кулер |
|
10, субсчет "ОС стоимостью до 20 000 руб." |
20 000 |
передан в эксплуатацию кулер |
|
10, субсчет "Питьевая вода" |
|
списана стоимость израсходованной питьевой воды, предоставленной сотрудникам (записи производятся по мере установки бутылей) |
Возможные риски
Риск 1. Учитываются ли при налогообложении расходы на приобретение питьевой воды (кулера), а также оборудование для фильтрации водопроводной воды?
Риск 2. Учитываются ли расходы на приобретение кондиционеров, обогревателей и т.п.?
Риск 3. Учитываются ли расходы на приобретение чайников, микроволновых печей, пылесосов и другой бытовой техники?
Риск 4. Учитываются ли расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств?
Риск 5. Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы на приобретение и обслуживание предметов для улучшения интерьера (комнатных растений, цветочных кашпо, картин, аквариумов и пр.)?
1. Учитываются ли при налогообложении расходы на приобретение питьевой воды (кулера), а также оборудование для фильтрации водопроводной воды?
Отрицательная практика
Расходы на приобретение питьевой воды учитываются при налогообложении прибыли, если в организации отсутствует водопроводная вода, пригодная к употреблению, и это подтверждается заключением Госсанэпиднадзора. Есть судебные решения, подтверждающие такой подход.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Минфина России от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/43 (-) письмо Минфина России от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 (-) письмо Минфина России от 10 июня 2010 г. N 03-03-06/1/406 (-) письмо УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. N 19-12/007411 |
Акты судебных органов: (-) постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2007 г. N А13-441/2005-21 (-) постановление ФАС Московского округа от 26 июня 2007 г. N КА-А40/4983-07-07 |
Положительная практика
В более поздних разъяснениях Минфин России уже не упоминает про необходимость заключения о непригодности водопроводной воды к употреблению для учета спорных затрат при налогообложении прибыли. Причиной пересмотра позиции по этому вопросу послужил приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Им утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. В числе таких мероприятий - приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Есть примеры судебных решений, из которых следует, что независимо от того, пригодна водопроводная вода для употребления или нет, расходы на приобретение питьевой воды уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли как расходы на обеспечение нормальных условий труда.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 17 июля 2017 г. N 03-03-06/1/45286 (+) письмо Минфина России от 21 ноября 2013 г. N 03-03-06/1/50213 (+) письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/707 (+) письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/703 (+) письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/534 (+) письмо Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 (+) письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. N 03-03-06/2/111 (+) письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/2/89 (+) письмо Минфина России от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/402 (+) письмо Минфина России от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/401 (+) письмо Минфина России от 9 июля 2012 г. N 03-03-06/1/332 (+) письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/1/274 |
Акты судебных органов: (+) постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2010 г. по делу N А32-16552/2009 (+) постановление Десятого ААС от 29 апреля 2010 г. N 10АП-1912/2010 (+) постановление Седьмого ААС от 31 марта 2010 г. N 07АП-1823/10 (+) постановление Девятого ААС от 13 июля 2010 г. N 09АП-14414/2010 (+) определение ВАС РФ от 30 мая 2008 г. N 6728/08 (+) постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (+) постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2007 г. N А29-549/2007 (+) постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007 (+) постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2008 г. N А19-17095/07-50-Ф02-3307/2008 (+) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 г. N Ф04-9283/2006(30504-А45-33) (+) постановление ФАС Московского округа от 27 января 2009 г. N КА-А40/13199-08 (+) постановление ФАС Московского округа от 20 февраля 2008 г. N КА-А40/580-08 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2007 г. N А55-11076/06 (+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 (+) постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2008 г. N Ф08-16/08-170А (+) постановление ФАС Уральского округа от 30 мая 2007 г. N Ф09-4088/07-С3 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2009 г. N А06-4777/2008 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2009 г. N А06-4776/2008 (+) постановление ФАС Уральского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9908/08-С3 (+) постановление ФАС Уральского округа от 7 октября 2008 г. N Ф09-7111/08-С3 (+) постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2009 г. N КА-А40/3335-09 (+) постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2008 г. N КА-А40/10236-08 (+) постановление ФАС Московского округа от 18 декабря 2007 г. N КА-А40/13151-07 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 20 марта 2008 г. N А55-9669/07-3 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2008 г. N А57-597/07 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 15 января 2009 г. N А55-4941/2008 (+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 января 2007 г. N А56-1711/2006 |
2. Учитываются ли расходы на приобретение кондиционеров, обогревателей и т.п.?
Отрицательная практика
Налоговые органы полагают, что расходы на приобретение кондиционеров могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, если кондиционеры установлены в соответствии с нормами законодательства и специальными отраслевыми требованиями.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Управления МНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. N 26-12/26601 |
Положительная практика
Из большинства судебных решений следует, что климатические приборы обеспечивают нормальные условия труда в производстве, поэтому расходы на их приобретение учитываются при налогообложении прибыли. В подтверждение своей позиции судьи указывают, что расходы на приобретение бытового кондиционера подпадают под действие ст. 22 ТК РФ. В ней указано, что работодатель обязан обеспечивать нормальные условия труда. Следовательно, признание понесенных затрат правомерно.
В письме Минфина России 2012 года также отмечается, что расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112 |
Акты судебных органов: (+) постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2006 г. N А55-32558/2005 (+) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2006 г. N Ф04-1851/2006(20801-А45-40) (+) постановление ФАС Поволжского округа от 21 августа 2007 г. N А57-10229/06-33 (+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. N А56-34718/2005 |
3. Учитываются ли расходы на приобретение чайников, микроволновых печей, пылесосов и другой бытовой техники?
Отрицательная практика
Представители Минфина России разъясняют, что такое имущество организация вправе приобретать лишь за счет прибыли после уплаты налога на прибыль, поскольку это имущество используется для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Минфина России от 4 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/199 |
Положительная практика
Есть примеры судебных решений, из которых следует, что затраты на приобретение бытовой техники могут быть учтены при налогообложении прибыли, если данная техника используется в деятельности организации, результатом которой является получение прибыли. Также приобретение бытовой техники может быть необходимым в силу сменной работы или особого температурного режима. Затраты учитываются путем включения в расходы на обеспечение нормальных условий труда либо путем начисления амортизации. В постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 N А55-865/08 судьи на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ признали расходы на приобретение холодильника, микроволновой печи и вентилятора правомерными, указав, что они обеспечивают нормальные условия труда: холодильник и микроволновая печь необходимы для оборудования комнаты приема пищи, а вентилятор - для обеспечения функционирования компьютерной техники.
Аналогичный подход встречается и в поздних разъяснениях Минфина. При этом рекомендуется учитывать расходы на оборудование помещений для приема пищи на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/149 (+) письмо Минфина России от 14 июля 2011 г. N 03-03-06/2/112 |
Акты судебных органов: (+) постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. N КА-А40/7730-09 (+) постановление ФАС Московского округа от 18 декабря 2007 г. N КА-А40/13151-07 (+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. N А56-34718/2005 (+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г. N А56-7747/2005 (+) постановление ФАС Уральского округа от 15 октября 2007 г. N Ф09-8348/07-С2 (+) постановление ФАС Московского округа от 6 июля 2009 г. N КА-А41/6316-09 (+) постановление ФАС Центрального округа от 12 января 2006 г. N А62-817/2005 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 4 сентября 2007 г. N А65-19675/2006-СА1-19 (+) постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. N А55-18124/07 |
4. Учитываются ли расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств?
Положительная практика
Согласно позиции, выраженной в письмах УФНС России, расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Судебные решения подтверждают эту точку зрения.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 14 июля 2011 г. N 03-03-06/2/112 (+) письмо УФНС России по г. Москве от 6 октября 2006 г. N 20-12/89121.1 (+) письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 3 апреля 2006 г. N 02-05/07859@ |
Акты судебных органов: (+) постановление ФАС Поволжского округа от 3 июля 2007 г. N А65-20634/06 (+) постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06 |
5. Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы на приобретение и обслуживание предметов для улучшения интерьера (комнатных растений, цветочных кашпо, картин, аквариумов и пр.)?
Отрицательная практика
Представители Минфина России считают, что затраты на приобретение предметов интерьера (например подставок и горшков для комнатных растений) не учитываются в расходах при налогообложении прибыли, так как они не соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Минфина России от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/311 |
Положительная практика
Из ряда судебных решений следует, что отнесение затрат на приобретение предметов интерьера к расходам является правомерным. Такие затраты могут быть связаны с реализацией маркетинговой политики. Кроме того, приобретение некоторых предметов интерьера может быть направлено на обеспечение нормальных условий труда, а также санитарно-бытового обслуживания работников.
Акты судебных органов: (+) постановление Семнадцатого ААС от 28 июля 2016 г. N 17АП-8175/16 (+) постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. N КА-А40/12251-09 (+) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2008 г. N Ф04-2260/2008(3201-А45-40) (+) постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. N А55-18124/07 (+) постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. N КА-А40/8775-08 (+) постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2006 г. N КА-А40/8421-06 |
Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
Организация проводит мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации