Несчастный случай на производстве
(актуально до 28.02.2022)
Смотрите в этом материале:
- какие лица признаются пострадавшими в результате НС на производстве;
- перечень событий, квалифицируемых в качестве НС на производстве;
- обстоятельства, сопутствовавшие НС;
- последствия происшедшего НС на производстве;
- квалификация НС на производстве;
- обязанности работника при несчастном случае на производстве;
- обязанности работодателя при несчастном случае на производстве:
а) организация первой помощи пострадавшему и доставка его в больницу;
б) получение медзаключения о характере повреждений, полученных при НС;
г) сохранение и фиксация обстановки несчастного случая на производстве;
Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого пострадавшим (работником и другим лицом, участвующем в производственной деятельности работодателя) были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть. Указанное событие признается несчастным случаем на производстве, если оно произошло при исполнении работником трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (ч. 1 и ч. 3 ст. 227 ТК РФ, абз. 10 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), абз. 3 п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение N 73).
Какие лица признаются пострадавшими в результате несчастного случая на производстве
Пострадавшими в результате несчастного случая на производстве признаются:
1) работники, с которыми заключен трудовой договор, в т.ч. совместители и надомники (ч. 1 и ч. 2 ст. 227 ТК РФ, подп. "г" п. 2 Положения N 73);
2) физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанным договором заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ);
3) иные лица, участвующие в производственной деятельности работодателя, к которым, в частности, относятся (ч. 2 ст. 227 ТК РФ):
- работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
- обучающиеся, проходящие производственную практику;
- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
К другим лицам, участвующим с ведома работодателя (его представителя) в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров, подп. "д" п. 2 Положения N 73 относит:
- военнослужащих, студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, направленных в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и иных работ, не связанных с несением воинской службы либо учебным процессом;
- членов семей работодателей - физических лиц (глав крестьянских (фермерских) хозяйств), членов кооперативов, участников хозяйственных товариществ или иных обществ, работающих у них (в них) на собственный счет;
- членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций, конкурсных и внешних управляющих;
- граждан, привлекаемых по решению компетентного органа власти к выполнению общественно-полезных работ либо мероприятий гражданского характера;
- работников сторонних организаций, направленных по договоренности между работодателями в целях оказания практической помощи по вопросам организации производства;
- лиц, проходящих научно-педагогическую и научную подготовку в системе послевузовского профессионального образования (аспиранты и докторанты);
- работников, проходящих переобучение без отрыва от работы на основе заключенного с работодателем ученического договора;
- психически больных, получающих лечение в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, привлекаемых к труду в порядке трудотерапии в соответствии с медицинскими рекомендациями.
4) лица, привлеченные в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий (ч. 4 ст. 227 ТК РФ).
Перечень событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев на производстве
Расследованию как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены (ч. 3 ст. 227 ТК РФ):
1) телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
2) тепловой удар;
3) ожог;
4) обморожение;
5) утопление;
6) поражение электрическим током, молнией, излучением;
7) укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
8) повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
9) иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Обстоятельства (время, место и другие), сопутствовавшие несчастному случаю
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие (ч. 3 ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения N 73):
1) в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе:
- во время установленных перерывов;
- в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды;
- при выполнении других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы;
- при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
2) при следовании к месту выполнения работы или с работы:
- на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем),
- на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
3) при следовании к месту служебной командировки и обратно;
4) во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте;
5) при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
6) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
7) при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха;
8) при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
9) при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Последствия произошедшего несчастного случая на производстве
Несчастный случай на производстве, произошедший с работником, может повлечь (ч. 3 ст. 227 ТК РФ):
1) необходимость перевода пострадавших на другую работу;
2) временную или стойкую утрату трудоспособности;
3) смерть пострадавшего.
Квалификация несчастного случая на производстве
Квалификация несчастного случая - это процесс правильного установления (определения, признания) происшедшего с работником события как несчастного случая на производстве. При этом для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо установить наличие определенных юридически значимых обстоятельств.
Так, в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", указано, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:
1) относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);
2) указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
3) соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;
4) произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Закона N 125-ФЗ);
5) имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч.6 ст. 229.2 ТК РФ).
Отметим, что установить, связан ли несчастный случай с производством или нет, может только специально созданная комиссия в ходе организованного работодателем расследования (абз. 6 ст. 228 ТК РФ). См. также п. 1.2 и п. 1.3 Энциклопедии судебной практики. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету (ст. 227 ТК РФ).
Таким образом, для признания несчастным случаем на производстве происшедшее событие должно обладать совокупностью указанных выше установленных законом квалифицирующих признаков (правовых условий, юридически значимых обстоятельств), определяющих связь этого события с производством:
Несчастный случай на производстве |
1) пострадавший - работник или иное лицо, участвующее в производственной деятельности работодателя (ч. 1 и ч. 2 ст. 227 ТК РФ) |
2) происшедшее событие указано в перечне абз. 1 ч. 3 ст. 227 ТК РФ в качестве несчастного случая на производстве (травма, ожог, обморожение, утопление поражение электрическим током и т.д.) | |
3) обстоятельства (время, место и другие), сопутствовавшие несчастному случаю, соответствуют перечисленным в абз. 2-7 ч. 3 ст. 227 ТК РФ (в рабочее время на территории работодателя, при следовании в служебную командировку и обратно и т.д.) | |
4) последствия произошедшего несчастного случая на производстве соответствуют указанным в абз.1 ч. 3 ст. 227 ТК РФ (необходимость перевода на другую работу, утрата трудоспособности либо смерть) |
Обязанности работника при несчастном случае на производстве
В соответствии с абз. 5 ст. 214 ТК РФ и п. 4 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение N 73), работник организации обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Законодательством не установлено, каким именно образом работник обязан производить извещение работодателя, то есть работодатель, в свою очередь, может самостоятельно установить порядок такого извещения локальным нормативным актом в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ либо иным документом, например, прописать такой порядок в правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда. Таким образом, если в ЛНА порядок извещения о несчастном случае не установлен, работник может сообщить о несчастном случае в любой форме: это может быть личное обращение, звонок по телефону или т.п. Главное, чтобы соблюдался принцип "немедленности" такого сообщения и ясности, что работодатель уведомлен.
Судебные органы указывают на то, что сам факт неизвещения работодателя о травме не является основанием для признания факта несчастного случая непроизводственным (см. определение Кемеровского облсуда от 30.05.2012 по делу N 33-4966). Кроме того, вина работника в неизвещении работодателя о проявлении признаков острого профессионального заболевания, с точки зрения суда, отсутствует, если работник, не имея медицинского образования, не мог определить его наличие (см. определение Томского облсуда от 15.03.2013 по делу N 33-521/2013). В любом случае независимо от того, когда с работником произошел несчастный случай, он в любое время вправе обратиться к работодателю с заявлением о проведении расследования несчастного случая, и работодатель, в свою очередь, обязан провести его в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления (ч. 2 ст. 229.1 ТК РФ, п. 20 Положения N 73, разъяснения Роструда)
Однако следует иметь ввиду, что при неизвещении работодателя об ухудшении состояния здоровья, по мнению суда, у работодателя отсутствуют основания перевести работника на другую работу (см. определение Кемеровского облсуда от 13.04.2012 по делу N 33-3643).
Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
В соответствии со ст. 228 ТК РФ при несчастном случае на производстве работодатель обязан:
1) немедленно организовать первую помощь пострадавшему, а если есть необходимость - доставить его в больницу;
2) принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
3) сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
4) немедленно проинформировать о несчастном случае соответствующие заинтересованные органы, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - родственников пострадавшего;
5) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Организация первой помощи пострадавшему при несчастном случае на производстве и доставка его в больницу
Первая помощь (до оказания медицинской помощи) оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью (ст. 31 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а также перечень мероприятий по её оказанию.
Работодатель обязан организовать первую помощь пострадавшему, а не оказывать ее (см. определение Санкт-Петербургского горсуда от 09.02.2017 по делу N 33-3452/2017).
Организация оказания работодателем первой помощи пострадавшему на производстве включает несколько аспектов:
а) организацию постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками (часть первая ст. 223 ТК РФ);
б) организацию доставки пострадавшего в медицинскую организацию (абз. 2 ст. 228 ТК РФ);
в) обучение работников приемам оказания первой помощи (абз. 8 части второй ст. 212, абз. 4 части первой ст. 214 ТК РФ).
а) Организация постов первой помощи, укомплектованных аптечками
Любая организация независимо от ее правовой формы и сферы деятельности должна иметь аптечку для оказания первой помощи. В соответствии с частью первой ст. 223 ТК РФ работодателем в целях санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников организуются, в том числе, посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. При этом определение понятия "пост для оказания первой помощи" в законодательстве и нормативных правовых актах отсутствует. В некоторых нормативных актах вместо этого термина применяется термин "санитарный пост": например, в п. 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н) указано, что работодатель оборудует по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создает санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Однако следует отметить, что и определение термина "санитарный пост" в законодательстве об охране труда и об охране здоровья граждан не содержится.
В связи с этим часто у работодателя часто возникают вопросы: как именно оборудовать такие посты, сколько аптечек должно быть в организации и как укомплектовывать аптечки первой помощи? Постараемся на них ответить.
В нормативно-технической документации соответствующие нормы (относительно состава и площади) установлены только для помещений медицинского обслуживания (медицинских пунктов) некоторых организаций, но не для постов первой помощи: см., например, раздел Помещения медицинского обслуживания и приложение Ж Свода правил СП 279.1325800.2016.
Обязательное наличие поста или аптечки в том или ином помещении организации либо на определенном рабочем месте может закрепляться в отдельных правилах по охране труда. Так, в подразделениях пожарной охраны наличие аптечек первой пормощи необходимо в помещениях диагностики пожарной техники; в соответствии с Правилами по охране труда в ЖКХ бригада, выполняющая работы в колодцах, камерах, тоже должна иметь аптечку; при проведении работ по нанесению металлопокрытий наличие аптечки обязательно в отдельных помещениях для приготовления цианистых растворов и т.д.
Из письма Роструда от 07.11.2012 N ПГ/8351-3-5 и разъяснений его специалистов следует, что локальным актом работодателя самостоятельно определяется как количество аптечек с учетом числа работающих и характера работы, так и места хранения аптечек.
Таким образом, ввиду отсутствия в трудовом законодательстве и законодательстве по охране труда специальных требований к организации постов для оказания первой помощи, кроме укомплектования их соответствующими аптечками, полагаем, что руководитель организации вправе самостоятельно устанавливать (с учетом санитарно-эпидемиологических требований, требований отдельных правил ОТ, количества работников, специфики производственной и хозяйственной деятельности и т.п.), какое оборудование включают в себя данные посты, где они должны размещаться, их количество, метраж и т.п., утвердив принятое решение локальным нормативным актом. При этом работники должны быть извещены о местах нахождения постов с аптечками, а сами эти места должны быть доступны.
Согласно п. 5.27 Свода правил СП 44.13330.2011 "СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания" при списочной численности работающих на предприятии от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.
Требования к комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н, который вступил в силу с 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027 г. Напомним, что аптечки первой помощи комплектуются не лекарственными средствами, а исключительно медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке (жгуты, бинты, лейкопластыри, салфетки марлевые, перчатки смотровые, маски одноразовые и др.). При этом аптечки, произведенные (укомплектованные) до дня вступления в силу приказа N 1331н, подлежат применению в течение срока их годности, но не позднее 31 августа 2025 г. (п. 2).
В состав аптечки теперь включена соответствующая инструкция по оказанию первой помощи. Такая инструкция разработана и размещена на официальном сайте Минздрава России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Документы". С текстом инструкции вы можете ознакомиться и в системе ГАРАНТ. Однако еще раз напомним, что данная инструкция разработана для оказания первой помощи именно с применением соответствующей аптечки.
Как следует из примечаний к приказу N 1331н, по истечении сроков годности медицинские изделия и прочие средства, которыми укомплектована аптечка, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством В случае использования или списания и уничтожения (утилизации) медицинских изделий и прочих средств аптечки, их необходимо пополнить.
Необходимо упомянуть о том, что в некоторых случаях, связанных с особенностью трудовой деятельности, в отдельных правилах по ОТ можно встретить требования к комплектации аптечек и медикаментами - например, при работе с наземными беспозвоночными животными в цирках, зоопарках и т.п. работники обеспечиваются соответствующими медикаментами для оказания первой помощи (антигистаминными препаратами, обезболивающими, обеззараживающими средствами и др), которые должны находиться в аптечке рядом с рабочим местом. Но это, конечно, исключение из правил.
Ранее представители Роструда в своих разъяснениях указывали на то, что работодатель имеет право расширить перечень изделий медицинского назначения, содержащихся в аптечке первой помощи, изделиями и (или) препаратами, не перечисленными в соответствующем приказе Минздрава, отразив это в локальном нормативно-правовом акте. Однако в последнее время Роструд отсылает за ответом в Минздрав России, указывая на то, что данный вопрос не входит в его компетенцию. Суды ранее также допускали комплектование аптечки первой помощи лекарственными средствами (решение Московского горсуда от 12.12.2014 N 7-9197/14), но анализ последних решений указывает на возможные негативные последствия в случае закупки препаратов, не указанных в соответствующем приказе Минздрава. Так, в определении Челябинского облсуда от 22.04.2019 по делу N 11-6433/2019 определено, что суд правильно отнес расходы на приобретение медицинских препаратов (витамины, противовирусные и сердечные препараты), не имеющих отношения к обязательной аптечке первой помощи, к необоснованным затратам.
Обращаем внимание на письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930, в котором указано, что ведется работа над внесением изменений и дополнений в статью 31 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Законопроект предусматривает расширение объема первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит в том числе применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.
Таким образом, в связи с неоднозначностью подхода к данному вопросу различных органов и с целью избежания претензий со стороны надзорных органов рекомендуем, если есть такая необходимость, доукомплектовывать аптечку (в том числе медикаментами) только после официального согласования с территориальными органами Минтруда и Минздрава.
Работодателю для упорядочения пользования и содержания аптечки первой помощи рекомендуется издать приказ, в котором назначить работника, ответственного за приобретение, хранение, использование аптечки, обозначить место ее хранения, а также порядок использования и контроля ее содержания. При этом полагаем, что работника, назначенного ответственным за хранение и использование аптечки, необходимо обучить приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве (см. письмо Роструда от от 07.11.2012 N ПГ/8351-3-5).
Кроме того, в организациях разрабатывается и утверждается инструкция по оказанию первой помощи, а по решению руководителя может применяться и журнал регистрации использования аптечек первой помощи, хотя это не предусмотрено законодательством (см. консультацию Роструда).
Суд по интеллектуальным правам в некоторых случаях может признать инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве объектом авторского права (см. постановление от 22.07.2019 N С01-388/2018).
б) Доставка пострадавшего в медицинскую организацию
Если состояние травмированного работника требует срочного медицинского вмешательства, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь (ч. 1 ст. 35 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Если травма не столь серьезна и работник в состоянии самостоятельно передвигаться, работодатель должен организовать его доставку в медорганизацию (абз. 2 ст. 228 ТК РФ).
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет (часть вторая ст. 223 ТК РФ).
Судебные органы и специалисты Роструда отмечают, что работодатель обязан организовать первую помощь и доставку пострадавшего в медицинскую организацию даже несмотря на отказ работника от таковой (определение Санкт-Петербургского горсуда от 09.02.2017 по делу N 33-3452/2017, разъяснения Роструда). Именно в медицинской организации можно определить, какой вред здоровью работника причинен (легкий, тяжкий), от этого зависят дальнейшие действия работодателя:
- какие органы, каких лиц и в какой срок должен известить работодатель;
- состав и численность комиссии по расследованию НС;
- срок расследования НС (ст. 229.1 ТК РФ)
в) Обучение работников приемам оказания первой помощи
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве является частью обучения охране труда и относится к одной из обязанностей работодателя. Работник, в свою очередь, также обязан пройти такое обучение (абз. 8 части второй ст. 212, абз. 4 части первой ст. 214 ТК РФ).
Подробнее о таком обучении см. в материале Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
Напомним также, что работники, прошедшие обучение приемам оказания первой помощи, оказывать такую помощь при несчастном случае на производстве не обязаны. Подтверждают данную точку зрения и разъяснения специалистов Роструда, и судебная практика (см. определение Санкт-Петербургского горсуда от 09.02.2017 по делу N 33-3452/2017).
Получение медицинского заключения о характере повреждений, полученных работником в результате несчастного случая на производстве
Форма N 315/у медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" (далее - Приказ N 275). Данная форма выдается по запросу организации, индивидуального предпринимателя медицинской организацией, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший в результате несчастного случая на производстве, незамедлительно после поступления запроса (абз. 1 Приложения N 3 к Приказу N 275).
Форма запроса нормативными актами не установлена, поэтому работодатель может отправить такой запрос в произвольной форме, например, в виде письма на имя руководителя медицинской организации.
Запрос подается:
- если работник не госпитализирован - в медицинскую организацию, куда пострадавший впервые обратился за медпомощью (абз. 1 Приложения N 3 к Приказу N 275);
- если работник госпитализирован - в медицинскую организацию, где проводится лечение (абз. 5 Приложения N 3 к Приказу N 275).
Врачи скорой и неотложной медицинской помощи учетную форму N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" не заполняют (абз. 8 Приложения N 3 к Приказу N 275).
Обращаем внимание на то, что при определении степени повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве не применяется термин "повреждение здоровья средней тяжести" (см. решение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N АКПИ17-137).
В дальнейшем медицинское заключение по форме N 315/у включается в материалы расследования несчастного случая на производстве (абз. 8 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ).
Неотложные меры по предотвращению развития аварийной и иной чрезвычайной ситуации при несчастных случаях на производстве
При несчастных случаях на производстве работодатель обязан принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации, воздействия травмирующих факторов на других лиц, а также меры по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (абз. 3 ст. 228, абз. 16 части второй ст. 212 ТК РФ).
Как правильно действовать в указанных ситуациях, установлено Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) и Государственным стандартом ГОСТ Р 22.3.03-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения" (введ. в действие постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994 N 329).
В соответствии со ст. 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В первую очередь подобные ситуации возникают при пожарах, взрывах, обвалах и обрушениях строительных конструкций, техногенных авариях, разрушениях при авариях производственного оборудования и т. п.
Таким образом, если в результате несчастного случая есть угроза жизни и здоровью других работников или же всей организации, руководителю необходимо принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и ЧС.
Наиболее общие основные мероприятия для защиты жизни и здоровья населения в ЧС (мероприятия ГО), являющиеся составной частью мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), перечислены в п. 3.1 ГОСТа Р 22.3.03-94:
- укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
- эвакуацию населения из зон ЧС;
- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
- проведение мероприятий медицинской защиты;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
Если же ЧС или авария происходят на конкретном производстве, руководитель и другие должностные лица организации должны незамедлительно:
- оповестить работников об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (пп. "з" части 1 ст. 14 Закона N 68-ФЗ);
- удалить работников за пределы зоны воздействия опасных факторов и создать для спасенных необходимые условия физиологически нормального существования человеческого организма (п. 3.6.2 ГОСТа Р 22.3.03-94);
- блокировать, локализовать или нейтрализовать источники опасности, либо снизить их интенсивность (п. 3.6.3 ГОСТа Р 22.3.03-94);
- немедленно проинформировать об угрозе возникновения или возникновении ЧС соответствующие органы (МЧС, полицию, Роспотребнадзор и др.) (абз. 3 п. 3.9 ГОСТа Р 22.3.03-94);
- ввести режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил РСЧС (ч. 2 ст. 14 Закона N 68-ФЗ);
- при возникновении ЧС локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации - принять решение об установлении объектового уровня реагирования (подп. "а" п. 8 ст. 4 Закона N 68-ФЗ).
Руководитель организации может определять руководителя ликвидации ЧС, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 10 ст.10 Закона N 68-ФЗ).
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении соответствующего уровня реагирования руководитель организации имеет право применить дополнительные меры по защите работников организации и других граждан, которые находятся на ее территории, от ЧС (ч. 2 ст. 14, п. 10 ст.10 Закона N 68-ФЗ):
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Работодатель может привлечь работников, в том числе сверхурочно и без их согласия, для производства работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия (п. 1 части третьей ст. 99 ТК РФ).
Отметим, что вести работы по локализации и ликвидации ЧС силами работников организации можно только в том случае, если они прошли соответствующую подготовку и оснащены необходимыми средствами индивидуальной защиты (например, специальными средствами индивидуальной защиты органов дыхания, специальной одеждой, обувью и т. п.) (абз. 7-9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). То есть с такими работниками нужно обязательно провести целевой инструктаж, а в других случаях - предварительно обучить приемам выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с абз. 5 части второй ст. 59 ТК РФ для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств, работодатель вправе заключать срочный трудовой договор со сторонними лицами.
Сохранение и фиксация обстановки несчастного случая на производстве
В соответствии с абз. 4 ст. 228 ТК РФ при несчастном случае на производстве работодатель обязан сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия. Однако выполнять данную обязанность необходимо, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств.
Если сохранить сложившуюся обстановку невозможно, работодатель обязан ее зафиксировать следующим образом:
- составить осмотр, схемы, планы, эскизы места происшествия;
- провести фотографирование;
- провести видеосъемку;
- провести иные мероприятия, которые позволят зафиксировать обстановку на месте происшествия.
Данные материалы впоследствии будут приобщены к материалам расследования несчастного случая (абз. 3 части третей ст. 229.2 ТК РФ).
Работодатель обязан сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, или зафиксировать ее, даже несмотря на то, что место происшествия было осмотрено следственными органами.
Так, в решении Пензенского облсуда от 10.02.2017 по делу N 7-38/2017 отмечается, что на должностное лицо как на работодателя была возложена обязанность сохранения до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку, но данные обязанности выполнены не были. Ссылка на то, что место происшествия было осмотрено следственными органами, не может быть принята во внимание и являться основанием для отмены постановления должностного лица и решения судья районного суда, поскольку статьей 228 ТК РФ закреплено, что именно на работодателя возложена обязанность по сохранению до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия или ее фиксации. Со стороны должностного лица требование данной нормы закона выполнено не было.
Работодатель, не зафиксировавший обстановку несчастного случая, может быть привлечен к административной ответственности (см. решения Смоленского облсуда от 15.12.2015 по делу N 21-538/2015, Волгоградского облсуда от 23.01.2015 по делу N 07р-49/15).
Информирование (извещение) работодателем о несчастном случае на производстве заинтересованных органов и организаций, а также родственников пострадавшего
При возникновении несчастного случая на производстве работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего (абз. 5 ст. 228 ТК РФ). Порядок такого извещения для соответствующих органов и организаций определен ст. 228.1 ТК РФ.
а) Извещение о НС органов и организаций, указанных в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных актах
В зависимости от степени тяжести несчастного случая различаются сроки и адресаты извещения соответствующих органов и организаций.
Степень тяжести несчастных случаев соответствует степени тяжести повреждения здоровья работника (легкая или тяжелая), определяется она в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве (приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2005 N 160) и отражается в медицинском заключении Формы N 315/у, которое запрашивает работодатель в медицинском учреждении, куда был доставлен или самостоятельно обратился пострадавший работник.
Обращаем внимание на то, что отсутствие медицинского заключения о степени тяжести травмы не освобождает работодателя от исполнения обязанности в течение суток направить извещение о тяжелом несчастном случае (решение Архангельского облсуда от 29.03.2016 по делу N 7р-232/2016).
Перечень организаций, которые необходимо известить о несчастном случае на производстве, а также сроки и форма такого извещения представлены в таблице:
Вид несчастного случая (НС) |
Организация / орган, куда направляется извещение |
Форма извещения |
Срок направления извещения |
1. Групповой НС (два человека и более) 2. Тяжелый НС 3. НС со смертельным исходом (ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) |
1. ГИТ по месту наступления НС (абз.2 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) 2. Прокуратура по месту происшествия НС (абз.3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) 3. ОИВ субъекта и (или) ОМСУ по месту госрегистрации ЮЛ или ФЛ в качестве индивидуального предпринимателя (абз. 4 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ)*(1) 4. Работодатель, направивший работника, с которым произошел НС (абз. 5 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) 5. Соответствующий территориальный надзорный орган, если НС произошел в организации (на объекте), подконтрольном этому органу (например, Ростехнадзор, Россельхознадзор) (абз. 6 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) 6. Территориальное объединение организаций профсоюзов (ч. 2 ст. 228.1 ТК РФ) |
Форма 1 приложения N 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 |
В течение суток со дня наступления НС (ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ) |
7. ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (абз. 6 ч.1 ст. 228.1 ТК РФ, пп. 6 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ, п. 5 постановления Минтруда N73) |
Форма сообщения о страховом случае (Приложение 1 к приказу ФСС РФ от 24.08.2000 N 157) |
В течение суток со дня наступления страхового случая (пп. 6 п. 2 ст. 17) Закона N 125-ФЗ, ч. 1 ст. 228. 1 ТК РФ) |
|
НС, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых НС или НС со смертельным исходом (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
1. ГИТ по месту наступления НС 2. Территориальное объединение организаций профсоюзов 3. Соответствующий территориальный надзорный орган, если НС произошел в организации (на объекте), подконтрольном этому органу (например, Ростехнадзор) (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
Форма 1 приложения N 1 к постановлению Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 |
В течение 3 суток после получения сведений об этом (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
4. ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (если случай страховой) (ч. 5 ст. 228.1 ТК РФ) |
Форма сообщения о страховом случае (Приложение 1 к приказу ФСС РФ от 24.08.2000 N 157) |
____________________________________
*(1) Какой именно орган власти надо известить о НС на производстве, устанавливается актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Так, например:
в Москве необходимо известить Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (п. 1.2 Порядка участия представителей органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в расследовании несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Правительства Москвы от 26.03.2014 N 133-П);
в Смоленской области - Департамент Смоленской области по социальному развитию (п. 1 распоряжения Администрации Смоленской области от 29.03.2007 N 230-р/адм "Об органе исполнительной власти Смоленской области, извещаемом работодателями о несчастных случаях на производстве");
в Удмуртской Республике - Министерство социальной политики и труда УР (постановление Правительства УР от 21.12.2015 N 562 "Об исполнительном органе государственной власти Удмуртской Республики, извещаемом работодателями о несчастных случаях").
Об особенностях информирования о НС, происшедшем на находящемся в плавании судне, см. ч. 3 и ч. 4 ст. 228.1 ТК РФ.
Извещение может передано по телефону, факсом, телеграфом и другими имеющимися средствами связи (примечание к Форме 1 постановления Минтруда России N 73).
Факт извещения о несчастном случае рекомендуется зафиксировать (указать ФИО лица, принявшего извещение, дату и время) во избежание привлечения к ответственности и претензий со стороны надзорных органов.
Сделать это можно несколькими способами:
1. В соответствующем журнале.
Причем журнал этот может быть как специально предназначенным для этих целей, так и общим для фиксации (регистрации) телефонограмм, факсимильных сообщений, электронной почты и т. п.). Особенно это актуально для передачи сообщения о страховом случае в ФСС, поскольку в бланке Приложения 1 к приказу ФСС N 157 отсутствует строка с указанием лица, принявшего сообщение.
2. Внести соответствующие сведения о принимающем извещение о НС, дате и времени в строку 7 Формы 1 постановления Минтруда N 73.
3. Любые иные способы, подтверждающие передачу и получение информации о НС в соответствующие органы (документы, полученные в результате направления информации почтовым или телеграфным способом, автоматическое уведомление факсимильного сообщения и т. д.). Данные документы могут приобщаться к материалам расследования НС (абз. 11 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ).
Напоминаем, что соответствии со ст. 15.34 КоАП РФ сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Кроме того, за несообщение или несвоевременное сообщение о несчастном случае на производстве работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
При получении медицинского заключения о легкой степени травмы работодатель направляет запрос об отзыве извещения с приложением медицинского заключения и расследует несчастный случай самостоятельно (см. решение Архангельского облсуда от 29.03.2016 по делу N 7р-232/2016).
б) Информирование родственников пострадавшего при несчастном случае на производстве
В соответствии с абз 5 ст. 228 ТК РФ при тяжелом несчастном случае или НС, повлекшим смерть работника, работодатель обязан немедленно проинформировать и родственников пострадавшего.
При этом трудовое законодательство не предусматривает, каким образом должны быть извещены родственники пострадавшего (см. определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24.10.2016 по делу N 33-4849/2016).
Поэтому работодатель самостоятельно определяет форму этого уведомления: по телефону, телеграммой, отправкой работника отдела кадров на дом к пострадавшему, если он живет поблизости, и т.п. Закон не запрещает информировать родственников о любом НС, а не только о тяжком и смертельном. Рекомендуется также зафиксировать факт информирования родственников любым доступным способом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах