Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Молдовы
Смотрите в этом материале:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве;
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст. 11, 327.1 ТК РФ).
В отношении граждан Республики Молдова действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан (Москва, 30 ноября 2000 г.)). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца.
В отношении "безвизовых" иностранцев действует упрощенный - по сравнению со стандартным - порядок привлечения их к трудовой деятельности. В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее - работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Получать специальное разрешение на привлечение и использование таких работников не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Самому иностранцу для вступления в трудовые отношения, по общему правилу, необходимо достичь возраста 18 лет и оформить патент - документ, подтверждающий право "безвизового" иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории определенного субъекта РФ (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Подробнее смотрите в отдельном материале.
При этом, по общему правилу, временно пребывающий в РФ иностранец может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ)*(1). Аналогичный запрет установлен и для работодателя: нельзя привлекать иностранца к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан документ. Кроме того, если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), иностранный гражданин должен быть трудоустроен в точном соответствии с данными, указанными в патенте (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Нарушение этого правила также может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Также следует помнить, что иностранный гражданин в силу специальных положений законодательства не может занимать ряд должностей (см., например, ст. 14 Закона N 115-ФЗ), а в отдельных отраслях экономики Правительством могут вводиться допустимые доли иностранных работников (обратите внимание, в некоторых субъектах РФ допустимые доли отличаются от общероссийских, см. пункты 2 - 15 постановления Правительства РФ от 16.09.2023 N 1511). В случае превышения установленной доли (которая, к слову, может меняться ежегодно) иностранные работники подлежат увольнению по п. 9 части первой ст. 327.6 ТК РФ (приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление ими трудовой деятельности). Нарушение требования относительно допустимой доли иностранных работников является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве гражданин Молдовы должен представить документы, указанные в ст.ст. 65, 327.3 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- патент на работу (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ);
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.) предусматривается, что стороны (в том числе РФ и Молдова) признают (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09. 2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ: согласно ст. 327.2 ТК РФ в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина дополнительно должны указываться реквизиты патента.
Окончание срока действия патента является самостоятельным основанием для отстранения иностранца от работы (ст. 327.5 ТК РФ), а если соответствующие обстоятельства не были устранены в течение месяца, работник подлежит увольнению (п. 5 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Кроме того, временно пребывающий в РФ иностранец может быть уволен в связи с аннулированием патента (п. 2 части первой ст. 327.6 ТК РФ)*(2).
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что патент на работу имеет ограниченный срок действия.
Иностранный гражданин, не имеющий вида на жительство в РФ, в терминах валютного законодательства является нерезидентом (пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). По общему правилу, выплаты в пользу таких лиц в валюте Российской Федерации, в том числе выплата заработной платы, должны производиться в безналичном порядке, через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. Нарушение установленного порядка является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см. соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536):
- на бумажном носителе (подается в территориальный орган МВД РФ на региональном уровне непосредственно, либо через ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД РФ или уполномоченную г. Москвой организацию);
- путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг. При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной в том случае, когда он предоставляет иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания (в том числе, когда иностранец-работник проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ)).
По общему правилу, организация-работодатель, являющаяся принимающей стороной, обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Вместе с тем, если между иностранным гражданином и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, обязанность по подаче уведомления возлагается на самого иностранца. В этом случае к уведомлению о прибытии прилагается копия соответствующего договора (ч. 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(3). По общему правилу, уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (части 2 и 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на миграционный учет по месту пребывания, является соответствующая отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Если уведомление подавалось в электронной форме, отрывная часть подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н предусмотрено, что временно пребывающие в РФ лица (работающие по указанным в приказе профессиям и должностям) вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу при условии, что ее общая продолжительность не превышает 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Имеется судебная практика, распространяющая действие данного приказа на лиц, работающих на основании патента, то есть, по сути, приравнивающая патент к разрешению на работу (см. например, постановления Тринадцатого ААС от 05.07.2016 N 13АП-3505/16, Тушинского райсуда г. Москвы от 2201.2020 по делу N 05-0134/2020). Вместе с тем, зачастую суды исходят из буквального прочтения положений приказа и считают неправомерным применять их в отношении лиц, работающих по патенту (см., например, решения Климовского горсуда Московской области от 15.06.2020 по делу N 12-19/2020, Челябинского облсуда от 11.09.2019 по делу N 12-790/2019, Ставропольского краевого суда от 01.11.2017 по делу N 7А-1241/2017, постановление Хорошевского райсуда г. Москвы от 19.03.2019 по делу N 05-0242/2019). Соответственно, существуют достаточно серьезные риски для работодателя, если он, руководствуясь положениями приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н, направляет работника в командировку за пределы субъекта РФ, в котором последнему был выдан патент.
Смотрите также разъяснения Роструда.
*(2) Отметим, что в соответствии с п. 7 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев со дня выдачи патента представить лично, либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо направить в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг в орган МВД, выдавший ему этот патент, уведомление об осуществлении трудовой деятельности (с копией трудового договора). Невыполнение этой обязанности является основанием для аннулирования патента (а также для отказа в его переоформлении) (пп. 4 п. 22 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Рассматриваемые положения законодательства каких-либо дополнительных обязанностей на работодателя не возлагают, однако ему целесообразно проинформировать работника о них.
*(3) Другие ситуации, в которых иностранный гражданин самостоятельно направляет уведомление о прибытии в место пребывания, перечислены в частях 3-3.4, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Тема
Условия осуществления трудовой деятельности временно пребывающими в РФ безвизовыми иностранцами
См. также
Как иностранному гражданину получить патент для осуществления трудовой деятельности в РФ
Особенности отстранения от работы иностранных граждан
Особенности увольнения иностранных работников
Особенности выплаты заработной платы работникам - иностранцам
Трудоустройство временно проживающего (РВП) гражданина Молдовы
Трудоустройство постоянно проживающего в РФ (вид на жительство) гражданина Молдовы
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах