Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если не установлено иное (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). На основании п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является упрощение способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Так, ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) для:
- субъектов малого предпринимательства;
- некоммерческих организаций (НКО);
- организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, регламентируются в специальном федеральном стандарте (п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Пока такой стандарт не утвержден, экономические субъекты, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:
- в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;
- в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);
- в сокращении количества применяемых синтетических счетов;
- в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;
- в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;
- в применении кассового метода учета доходов и расходов;
- в отказе от переоценки и обесценения активов;
- в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.
Такие принципы упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности изложены в Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015. В п. 1.2 Информации сказано, что организация, применяющая упрощенные способы, имеет возможность самостоятельно избирать, какие из них применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Это касается как предприятий малого бизнеса, так и НКО, а также участников проекта "Сколково". Также разъяснения по упрощенному бухучету обобщены в Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016.
Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, включая микропредприятия, рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (см. письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136).
Кроме того, не утратили силу Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Так, например, согласно п. 22 Типовых рекомендаций малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям). Учтите только, что применять Рекомендации следует с учетом изменений, произошедших в регулировании бухгалтерского учета, обращая внимание на статус нормативных правовых актов, упоминаемых в Рекомендациях.
В письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 Минфин России информирует, что важнейшими мерами снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства (далее также - СМП) в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета стали:
1) предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи);
2) предоставление права экономическим субъектам самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;
3) предоставление права субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, состав и содержание которой определены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н;
4) предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета.
Кроме того, в письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 отмечается, что ведение бухгалтерского учета в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности может осуществляться микропредприятием как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи. Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства". См. также письмо Минфина России от 08.09.2015 N 03-11-11/51593.
25 ноября 2015 года экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованная Минфином России, одобрила Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (протокол N 7). В частности, установлено, что упрощенные способы ведения бухучета представляют собой такие способы формирования документированной систематизированной информации об объектах учета и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применение которых обеспечивает снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты. Основными принципами установления упрощенных способов ведения бухучета являются:
а) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
б) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;
в) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;
г) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
д) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
е) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.
Отметим, что, по мнению Экспертной комиссии, при организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухучета одним из подходов является применение способов учета доходов и расходов, установленных налоговым законодательством, для целей бухгалтерского учета в случаях, когда их применение не снижает качества формируемой информации.
В Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 разъяснено, что малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", в частности, требованиями полноты и рациональности. Кроме того, необходимо исходить из требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н внесены изменения в четыре положения по бухучету: ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007. Они касаются организаций, которые применяют упрощенные способы бухгалтерского учета.
В ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" добавлены пункты, согласно которым такие предприятия вправе учитывать стоимость сырья, материалов, товаров в расходах сразу при поступлении, минуя счета 10 и 41. Правда, этот порядок могут применять безусловно только микропредприятия, остальные СМП - при условии, что их деятельность не предполагает существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения ее пользователей. Зато расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, вправе учитывать в составе расходов по мере их приобретения (осуществления) все субъекты, имеющие право на упрощенный учет. Также все они могут не применять п. 25 ПБУ 5/01 о резерве под снижение стоимости МПЗ из-за ухудшения их качества.
Согласно новому пункту в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" организации, которые ведут упрощенный бухучет, могут определять первоначальную стоимость покупных ОС по цене поставщика и затрат на монтаж, а при их сооружении - в сумме, уплачиваемой подрядчикам. Иные затраты, непосредственно связанные с покупкой или созданием ОС, можно включать в состав расходов по обычной деятельности в момент их несения. Самое главное новшество - такие предприятия теперь вправе начислять годовую амортизацию ОС единовременно на 31 декабря отчетного года или по периодам, определенным самостоятельно (раз в месяц, раз в квартал или раз в полугоде - как решит организация). А производственный и хозинвентарь можно самортизировать единовременно при принятии к бухучету в размере первоначальной стоимости.
Расходы на НИОКР (ПБУ 17/02) и затраты на приобретение (создание) объектов НМА (ПБУ 14/2007) организации, применяющие упрощенные способы бухучета, также теперь могут признавать в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления.
Приказ N 64н вступил в силу 20 июня 2016 года. При принятии решения о начале применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (из числа предусмотренных приказом N 64н) следует исходить из того, что в соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных приказом N 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.
См. также Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3.
Тема
Федеральное регулирование бухгалтерского учета
См. также
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность
Организация ведения бухгалтерского учета
Учетная политика по бухгалтерскому учету
Ведение бухгалтерского учета при УСН
Ведение бухгалтерского учета при ЕНВД
Ведение бухгалтерского учета при ЕСХН
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Формы документов
Пример заполнения Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности (форма N К-1)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.