Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
По общему правилу, установленному в п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ*(1).
Статьей 88 НК РФ налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных налоговых проверок дополнительно требовать у налогоплательщика представить пояснения, а также истребовать в установленном порядке документы в следующих случаях:
Основания для истребования | Что вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральных налоговых проверок | Норма |
Пояснения | ||
При проверке выявлены: - ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; - несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. | Необходимые пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок*(2) | Абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ |
При проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) | Необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)*(2) |
(применяется с 01.01.2014) |
При проверке налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка | Необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка*(2) |
(применяется с 01.01.2014) |
Документы и сведения | ||
При проверке налоговой декларации, в которой заявлено право на применение налоговых льгот | С 02.06.2016 у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя: - необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, - и (или) документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы. До 02.06.2016 - только документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. | п. 6 ст. 88 НК РФ*(4) |
При проверке налоговых деклараций (расчетов) | Документы, которые налогоплательщик обязан был представить вместе с декларацией (расчетом) в соответствии с НК РФ, но не представил*(5) | п. 7 ст. 88 НК РФ |
При проверке налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога | Документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов | п. 8 ст. 88 НК РФ*(6) |
При выявлении в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком: 1) противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в ней; 2) несоответствия сведений об операциях, содержащихся в ней, сведениям об указанных операциях, содержащимся: - в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС); - в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность. Такие противоречия, несоответствия являются основанием для истребования документов только в случае, если они свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению | Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям | п. 8.1 ст. 88 НК РФ*(7) (применяется с 01.01.2015) |
При проверке налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества | У участника договора инвестиционного товарищества: - сведения о периоде его участия в таком договоре; - о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества; - а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа | п. 8.2 ст. 88 НК РФ*(8) |
При проверке уточненной налоговой декларации (расчета), которая соответствует одновременно двум условиям: 1) она представлена по истечении 2-х лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период; 2) в ней уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом). | Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений | п. 8.3 ст. 88 НК РФ*(9) (применяется с 01.01.2014) |
При проверке налоговой декларации по акцизам: - в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции); - представленной в связи с возвратом налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику - производителю этилового спирта; - отражающей налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. | Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям. | п. 8.4 ст. 88 НК РФ*(10) (применяется с 05.05.2016) |
При проверке налоговой декларации по НДС | У иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ - документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория РФ, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг | п. 8.5 ст. 88 НК РФ*(11) (применяется с 01.01.2017) |
При проверке расчета по страховым взносам | У плательщика страховых взносов - сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов | п. 8.6 ст. 88 НК РФ*(12) (применяется с 01.01.2017) |
При проверке по налогам, связанным с использованием природных ресурсов | Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов | п. 9 ст. 88 НК РФ |
При проверке по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) | У ответственного участника этой группы - копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по КГН в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы | п. 11 ст. 88 НК РФ |
При проверке налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для этой категории лиц НК РФ и (или) законами субъектов РФ | Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ | п. 12 ст. 88 НК РФ*(13) (применяется с 01.01.2014) |
Следует различать процедуру требования пояснений и процедуру истребования документов.
Истребование пояснений осуществляется путем направления налогоплательщику требования о представлении пояснений - в порядке и случаях, определенных в п. 3 ст. 88 НК РФ. В этом случае налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Срок представления налогоплательщиком пояснений - в течение 5 рабочих дней или в этот же срок необходимо внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Затребовать у налогоплательщика документы при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе только, если в налоговой декларации обнаружены ошибки или противоречия либо в случаях, прямо установленных нормами п.п. 6, 7, 8-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ. В этих ситуациях налогоплательщику направляется требование о предоставлении документов (информации) истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Срок представления налогоплательщиком документов по требованию налогового органа - в течение 10 рабочих дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования. В отдельных случаях этот срок может быть продлен (п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Формы требования о представлении пояснений и требования о предоставлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
И если в случае получения требования о представлении пояснений представление подтверждающих первичных документов является правом налогоплательщика, то при получении требования о предоставлении документов (информации) налогоплательщик обязан представить именно документы (их копии).
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Следует также учитывать, что с 01.01.2017 всутпила в силу поправка в п. 1 ст. 129.1 НК РФ, внесенная Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ, согласно которой предусматривается ответственность за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы в силу п. 5 ст. 93 НК РФ не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:
- документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков);
- документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
______________________________
*(1) Аналогичные разъяснения дают и официальные органы (см. письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668, от 11.01.2013 N 03-07-08/02, от 25.07.2012 N 03-02-08/65, письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ (п. 7.7), от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (пп. 6 п. 2.8), от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 1, 3)).
Соответствующая позиция относительно толкования положений ст. 88 НК РФ изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 и поддерживается арбитражными судами (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2014 N Ф04-7364/14, ФАС Центрального округа от 30.07.2012 N Ф10-2186/12 и от 21.10.2010 по делу N А64-890/2010, ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16578-10 и от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10).
*(2) Дополнительно к пояснениям налогоплательщик вправе представить в налоговый орган любые документы (в том числе выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета), подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст 88 НК РФ).
*(3) Норма введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.
*(4) Со 2 июня 2016 г. норма п. 6 ст. 88 НК РФ применяется в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, предоставившей налоговым органам право требовать не только документы, но и пояснения.
При применении данной нормы необходимо учитывать, что в формально-юридическом смысле применение дифференцированных налоговых ставок не является налоговой льготой. Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения. Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу). При этом в ст. 88 НК РФ прямо не предусмотрена возможность истребования при проведении камеральных налоговых проверок документов, подтверждающих право на применение дифференцированных налоговых ставок. Вместе с тем в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган вправе потребовать необходимые пояснения (письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668, от 21.10.2013 N 03-11-11/43791).
Применительно к операциям, указанным в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ, практика истребования документов в связи с применением налогоплательщиком льгот определена Пленумом ВАС РФ в п. 14 постановления от 30.05.2014 N 33. Согласно разъяснениям не могут быть истребованы у налогоплательщиков на основании п. 6 ст. 88 НК РФ документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций. Действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется только на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения НДС, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы, данному в п. 1 ст. 56 НК РФ. К таковым относятся, например, пп. 5 п. 2 ст. 149, пп. 1, пп. 2, пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Ранее такая позиция была сформулирована Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12.
ФНС и Минфин России обещали согласовать перечень операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, которые по своему характеру отвечают понятию льготы и разместить данную информацию на официальном сайте ФНС России (письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14351@). Но пока такая информация отсутствует. При этом финансовое ведомство, со ссылкой на определение КС РФ от 09.06.2005 N 287-О, указывает на правомерность истребования документов, подтверждающих право налогоплательщиков на освобождение от налогообложения НДС по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-07-11/18691).
*(5) Представление документов вместе с налоговыми декларациями предусмотрено, в частности, пп. пп. 15, 19 ст. 149, ст. 165, п. 13 ст. 167, п. 2 ст. 184, п.п. 7, 7.1 ст. 198, п.п. 11 - 19 ст. 201, п. 7 ст. 204, п. 18 ст. 214.1, п.п. 13, 13.1, 28 ст. 217, пп.пп. 3, 4, 5 п. 1 ст. 219, п. 1 ст. 220, п. 4 ст. 220.1, п. 4 ст. 220.2, п. 8 ст. 262, п. 6 ст. 284.1, п. 6 ст. 289, п. 2 ст. 386.1 НК РФ.
*(6) Пленум ВАС РФ в п. 25 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают не все декларации по НДС, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств. Вместе с тем налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ вправе запросить у налогоплательщика письменные пояснения, указав в запросе на возможность представления в добровольном порядке подтверждающих документов (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
*(7) Норма п. 8.1 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, вступила в силу с 1 января 2015 года и применяется при проведении камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-11/25178).
По мнению ФНС России, в указанных случаях налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры (письмо от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@).
На практике налоговые органы на основании данной нормы нередко истребуют также сводные бухгалтерские регистры за налоговый период в целом (анализ счета и карточки по счету 41 "Товары", оборотно-сальдовые ведомости и т.д.). В этом случае суды могут признать действия налоговых органов неправомерными, поскольку такие документы в нарушение п. 8.1 ст. 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога (см., например, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/16, от 28.04.2016 N Ф02-1859/16).
*(8) До 1 января 2015 года норма регламентировалась п. 8.1 ст. 88 НК РФ. В связи с поправками, внесенными в ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, эти положения с 01.01.2015 содержатся в п. 8.2 указанной статьи.
*(9) Норма п. 8.3 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.
*(10) Норма п. 8.4 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 101-ФЗ и вступила в силу с 5 мая 2016 года.
*(11) Норма п. 8.5 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 03.06.2016 N 244-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2017 года. При этом камеральная проверка такой налоговой декларации по НДС проводится налоговым органом шесть месяцев, а не три (соответствующие дополнения внесены и в п. 2 ст. 88 НК РФ).
*(12) Норма п. 8.6 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2017 года.
*(13) Норма п. 12 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.
Тема
Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки
См. также
Сроки истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок
Требование налогового органа о предоставлении документов (информации)
Способы направления налоговым органом требования о предоставлении документов (информации)
Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов
Способы предоставления истребуемых налоговым органом документов
Заверение копий истребуемых налоговым органом документов
В каких случаях налоговая инспекция имеет право требовать оригиналы документов
Повторное истребование документов налоговым органом
Истребование документов при проведении налогового мониторинга
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах