Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки
В соответствии с положениями п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
При этом на основании абз. 3 п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки:
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также
приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки. Исключением являются мероприятия налогового контроля, подразумевающие действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, в частности, ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки (см., письма ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 4.2), постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 N Ф03-508/2011).
Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что по смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Запрета на иные действия проверяющих в период приостановления проведения выездной налоговой проверки НК РФ не содержит. В связи с этим в период приостановления выездной проверки налоговый орган может:
- вызывать свидетелей в налоговый орган для дачи показаний (см. письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.12 N АС-4-2/15309 (п. 16), а также постановления АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 N Ф04-2068/16, АС Московского округа от 30.06.2015 N Ф05-7720/15, ФАС Уральского округа от 16.10.2012 N Ф09-9504/12, ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N Ф07-1453/12, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2013 N Ф01-6383/12, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).
Однако необходимость вызова свидетеля для дачи показаний не может являться основанием для приостановления проведения проверки, так как перечень таких оснований является закрытым и не предусматривает допроса свидетелей (см. постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009).
- не возвращать налогоплательщику копии документов, полученные проверяющими до принятия решения о приостановлении проверки, а также исследовать эти копии, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ (см. письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-47).
Отметим также, что невозврат проверяемому лицу подлинников документов на момент приостановления проверки не является безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки, недействительным (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2010 N Ф07-9165/2010, ФАС Центрального округа от 10.06.2010 N А54-1814/2009-С8).
Документы, запрошенные налоговым органом до момента приостановления проверки, налогоплательщик обязан представить, даже если срок их представления приходится на период приостановления проверки.
На протяжении многих лет является спорным вопрос о том, в какие сроки необходимо представлять в налоговый орган документы по требованию, срок исполнения которого приходится на период приостановления налоговой проверки.
Согласно официальной позиции, решение о приостановлении проверки не приостанавливает течение установленного 10-дневного срока выполнения требования налогового органа о представлении проверяемым лицом документов, переданного ему до приостановления выездной налоговой проверки. Соответствующие разъяснения неоднократно давались Минфином и ФНС России (см. письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-02-07/1/24644, от 03.07.2008 N 03-02-07/1-246, от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58 и ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@).
ФНС России в письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13892@ также разъяснила, что норма п. 9 ст. 89 НК РФ, как и НК РФ в целом, не содержит положения, освобождающего налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления документов, ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Порядок продления срока представления документов по требованию налогового органа установлен в п. 3 ст. 93 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, не имея возможности в указанный срок представить истребуемые документы, должен письменно уведомить об этом налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, с указанием причин и сроков, в течение которых организация может представить документы.
Иного порядка продления срока предоставления документов по требованию налогового органа, помимо указанного в п. 3 ст. 93 НК РФ, НК РФ не предусмотрено. Поэтому в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан на основании требования о представлении документов (информации), оформленного в соответствии с законодательством о налогах и сборах, представить документы (информацию) в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации).
Арбитражная практика по вопросу о сроках представления документов в случае приостановления проведения проверки складывается неоднозначно. Нередко суды поддерживали официальную позицию, считая, что запрет на истребование документов в период приостановления выездной налоговой проверки, установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ, не относится к тем требованиям, которые направлены в адрес налогоплательщика до приостановления указанной проверки (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2013 N Ф01-9105/13, ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 N А57-6890/2010, ФАС Московского округа от 28.04.2009 N КА-А40/3228-09, ФАС Уральского округа от 21.09.2011 N Ф09-5393/11).
В то же время существовала и противоположная позиция, согласно которой срок представления документов прерывается на период приостановления проверки, в связи с чем налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы лишь после возобновления проверки. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16423/12 судьи со ссылкой на п. 9 ст. 89 и п. 7 ст. 3 НК РФ указали, что непредставление документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку возложение обязанности по передаче документов в указанный период нарушает права налогоплательщика, гарантированные абз. 5 п. 9 ст. 89 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 N Ф06-5738/13, ФАС Московского округа от 29.11.2012 N Ф05-13655/12 (определением ВАС РФ от 29.04.2013 N ВАС-2839/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра), ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2011 N А78-343/2011, ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11059/09-С3.
Точку в разногласиях по данному вопросу поставил Пленум ВАС РФ, разъяснив в вышеуказанном п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57, что в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента ее приостановления. Последующие судебные решения принимаются в соответствии с позицией Пленума ВАС (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2015 N Ф02-523/15, АС Западно-Сибирского округа от 13.10.2014 N Ф04-9992/14 (определением ВС РФ от 09.02.2015 N 304-КГ14-7880 отказано в пересмотре дела), АС Дальневосточного округа от 15.08.2014 N Ф03-3127/14, ФАС Уральского округа от 10.10.2013 N Ф09-9556/13).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах