Восстановление срока на судебное взыскание налогов
В случае пропуска налоговым органом установленного срока на бесспорное взыскание налога (сбора, пеней, штрафов), у него есть возможность взыскать с налогоплательщика причитающиеся к уплате суммы через суд. При этом срок на обращение в суд с соответствующим заявлением также ограничен (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ):
- 6 месяцами - при взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика или электронных денежных средств;
- 2 годами - если взыскание производится за счет иного имущества налогоплательщика,
отсчитываемыми от истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом. Для этого налоговый орган должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ст. 117 АПК РФ). В случае пропуска установленного срока и отсутствия такого ходатайства, либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании налога (п. 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, далее - Постановление N 57).
Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2014 N Ф06-3042/13).
Ни нормы НК РФ, ни нормы АПК РФ, КАС РФ не устанавливают какого-либо перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок, либо критериев их определения. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения (ст. 117 АПК РФ, ст. 95 КАС РФ).
Уважительными суды признают такие причины, которые объективно препятствуют налоговому органу своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением. При этом лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок (постановления Двадцатого ААС от 15.01.2014 N 20АП-8143/13, от 23.04.2014 N 20АП-1406/14, от 20.01.2014 N 20АП-8146/13).
Некоторую определенность в этот вопрос внес Пленум ВАС (п. 60 Постановления N 57). Он указал, что не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленных сроков взыскания:
- необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления;
- нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске);
- кадровые перестановки;
- смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске);
- иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В постановлении ФАС Уральского округа от 15.05.2013 N Ф09-3617/13 отмечено, что не относятся к внутренним организационным проблемам налогового органа следующие обстоятельства:
- наличие судебного разбирательства, предметом которого является вопрос о правомерности доначисления налогов (см. также постановления ФАС Уральского округа от 30.10.2012 N Ф09-10372/12, ФАС Поволжского округа от 17.07.2012 N Ф06-4907/12)*(1);
- принятие судом по этому делу обеспечительных мер в виде запрета инспекции совершать действия по принудительному взысканию оспариваемой суммы;
- переход налогоплательщика из одной инспекции в другую.
Указанные причины (в совокупности) признаны судом уважительными для восстановления пропущенного срока на взыскание.
В качестве обстоятельства, послужившего уважительной причиной пропуска срока, можно также назвать наличие неопределенности с подведомственностью дела (см. определение ВАС РФ от 08.06.2012 N ВАС-7387/12).
А вот смена места учета налогоплательщика при отсутствии иных уважительных причин, как правило, не признается основанием для восстановления пропущенного срока (постановления ФАС Московского округа от 11.10.2010 N КА-А40/12335-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2009 N Ф04-2106/2009(4215-А70-15), N Ф04-2053/2009(3989-А70-25)).
В числе обстоятельств, послуживших причиной пропуска срока на взыскание, налоговый орган нередко указывает значительную загруженность его сотрудников. Ранее отдельные суды признавали такой факт основанием для восстановления пропущенного срока (постановления ФАС Московского округа от 13.10.2011 по делу N А41-8921/11 и от 17.06.2011 N Ф05-4958/11, ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008).
Однако с учетом сформированной в Постановлении N 57 позиции такие причины, являющиеся по сути внутренними организационными, вряд ли могут быть признаны уважительными для пропуска установленного срока взыскания налога. Чрезвычайно обширный документооборот и загруженность государственного органа не приняли во внимание и суды в постановлениях:
- ФАС Уральского округа от 01.04.2013 N Ф09-486/13;
- ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2013 по делу N А32-12959/2012;
- ФАС Уральского округа от 04.10.2010 N Ф09-8301/10-С3 (отказано в передаче в Президиум ВАС РФ определением ВАС РФ от 28.03.2011 N ВАС-213/11);
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08;
- и другие,
оставившие без удовлетворения ходатайство налогового органа о восстановлении срока взыскания.
Иные причины, приводимые налоговым органом в качестве обоснования пропуска срока на взыскание, и не признанные судами уважительными:
- проведение сверки по налогам (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009);
- обещание налогоплательщика уплатить задолженность в добровольном порядке, а также указание на ранее имевшую место устойчивую платежеспособность должника (решение АС Пензенской области от 09.06.2011 N А49-2010/2011);
- проведение мероприятий по переходу на новую базу данных системы электронной обработки документов (постановление Двадцатого ААС от 15.02.2014 N 20АП-281/14).
______________________________
*(1) Альтернативная позиция изложена в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.09.2009 N Ф03-4354/2009. При наличии длительных судебных разбирательств суд не усмотрел уважительных причин, не зависящих от воли налогового органа и послуживших препятствием к своевременной подготовке и подаче заявления в суд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах