город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2024 г. |
дело N А32-13093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2023 по делу N А32-13093/2023
по иску индивидуального предпринимателя Бобнева Федора Евгеньевича (ИНН 235101268343, ОГРН 319237500194373),
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399),
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бобнев Федор Евгеньевич (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) об обязании произвести с 01.01.2021 расчет арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:23:0701002:16, 23:23:0701003:5, 23:23:0701004:6, 23:23:0701001:4, 23:23:0701001:77, 23:23:0701002:167, 23:23:0701002:4, 23:23:0701002:127, 23:23:0701005:12, 23:23:0701002:7, 23:23:0701002:91, 23:23:0701002:61, 23:23:0701007:1, 23:23:0701009:1, 23:23:0701009:232, 23:23:0701008:13, 23:23:0701008:4, 23:23:0701000:116 (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2023 суд обязал департамент произвести с 01.01.2021 расчет арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:16 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/2, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701003:5 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/3, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701004:6 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/4, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701001:4 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/5, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701001:77 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/6, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:167 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/7, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:4 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/8, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:127 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/10, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701005:12 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/11, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:7 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/12, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:91 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/13, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:61 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/14, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701007:1 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/15, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701009:1 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/16, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701009:232 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/17, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701008:13 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/18, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701008:4 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/19, земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701000:116 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/20. С департамента в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 108 000 руб. Предпринимателю из федерального бюджета возвращено 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что исключительным правом на изменение условий договора обладает только арендодатель, следовательно, арендатор с целью изменения порядка расчетов должен руководствоваться общими положениями ГК РФ, в том числе ст. 450- 453 ГК РФ. Вопрос регулирования размера арендной платы не связан с фактическим использованием земельного участка со стороны арендатора в определенный период времени по выбранному им виду экономической деятельности, а зависит от первоначальных условий договора и положений норм действующего законодательства, определяющих основания и условия предоставления земельного участка. При заключении договора аренды и при его исполнении не происходило изменение законодательства, изменяющего порядок расчета или размер арендной платы, а также первоначальным арендатором и его правопреемником не ставился вопрос о необходимости изменения п. 2.1 и приложения договору (порядок расчета арендной платы) или п. 2.2 договоров (порядок одностороннего изменения размера платы). Отсутствие возражений и разногласий по рассматриваемому существенному условию договора, а также методике расчета арендной платы как в прошлом, так и в настоящее время свидетельствует о согласовании и законности установленного размера арендных платежей. Департамент полагает, что действия истца направлены на ущемление публичных интересов Краснодарского края, выраженных в виде изменения установленного вида разрешённого использования земельного участка с учетом хозяйственной деятельности истца и обесценивания принадлежащего на праве собственности Краснодарскому краю объекта недвижимости. Истец просит суд фактически произвести изменение вида разрешённого использования земельного участка без внесения соответствующих сведений в ЕГРН, при этом истец не приводит никаких доводов о невозможности использования земельного участка по его целевому назначению. Исходя из содержания исковых требований невозможно установить какому способу защиты права соответствуют заявленные требования, а также что избранный способ защиты не нарушает публичные интересы Краснодарского края. Истец не обращался в департамент, а также в суд с требованием об изменении существенного условия договоров о размере арендной платы. В рамках ст. 450, 452 ГК РФ в настоящее время условия договоров, определяющие размер арендной платы, не признаны в судебном порядке недействительными или подлежащими применяю в иной редакции. Принятые по делу судебные акты порождают риск правовой неопределённости в будущей последовательности действий сторон по вопросу расчета арендных платежей, как со стороны арендодателя, так и арендатора, где с одной стороны истец будет требовать неосновательного обогащения на основании преюдициальной судебной практики, а ответчик обязан будет проводить расчет арендной платы на условиях договора. Вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, имеет 20 подвидов разрешенного использования. Учитывая, что спорным договором аренды не установлен конкретный вид использования земельного участка, соответственно, земельный участок имеет несколько видов разрешенного использования. Согласно п. 17 Постановления N 121, в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования, арендная плата, определяемая на основании кадастровой стоимости земельного участка, взимается по наибольшей ставке, установленной для соответствующего вида разрешенного использования земельного участка. В случае несогласия арендатора с видом разрешенного использования земельного участка действующее законодательство предусматривает возможность изменения такого вида и определения иного размера арендной платы в соответствии с положениями Постановления N 121. Департаментом утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по принятию решения об установлении соответствия разрешение го использования находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка, указанного в заявлении, классификатору видов разрешенного использования земельных участков (приказ департамента от 27.09.2019 N 2016 опубликован на официальном сайте департамента diok.krasnodar.ru в подразделе "Нормативные правовые акты департамента" раздела "Деятельность"). При наличии оснований, указанных в регламенте, и принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка виду отличному от указанного в договоре аренды в ЕГРН вносятся сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Указанный способ изменения условий договора и размера арендной платы является законным и обязательным как для арендодателя, так и для арендатора, при этом использование данного механизма изменения гражданских отношений способствует существенному уменьшению судебных дел по данной категории споров. В рамках рассмотрен дела истец и суд не произвели обоснования невозможности получения вышеуказанной государственной услуги, а суд не дал надлежащего обоснования причин, по которым данный правовой механизм не применим в спорных отношениях. Департамент полагает, что использование актов обследования земельных участков не может служить основанием для определения размера арендной платы за прошлые периоды пользования земельным участком. Заявленные исковые требования не соответствуют установленному действующим законодательством РФ способу защиты прав и противоречат основным принципам взаимоотношений сторон по вопросу исполнения договора аренды, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следовало отказать.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Представитель ответчика Королева В.В., ходатайство которой об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции было удовлетворено судом, в назначенное время не подключилась к данной системе. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) со стороны суда не установлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановлений главы администрации муниципального образования Отрадненский район от 31.01.2008 N 98, 99, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 126, 127, 134, 136, 128, 129, 130, 131, 132 и 133 администрация муниципального образования Отрадненский район Краснодарского края и общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания Отрадненская" заключили договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности:
1. договор от 31.01.2008 N 8823000045/2 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:16, общей площадью 2 117 404 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, Бесстрапшенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрапшенское", участок N 502-1;
2. договор от 31.01.2008 N 8823000045/3 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701003:0005, общей площадью 4 327 523 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрапшенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрапшенское", участок N 503-1;
3. договор от 31.01.2008 N 8823000045/4 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701004:0006, общей площадью 806 407 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрапшенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрапшенское", участок N 504-1;
4. договор от 31.01.2008 N 8823000045/5 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701001:0004, общей площадью 5 441 274 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 505-1;
5. договор от 31.01.2008 N 8823000045/6 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701001:0077, общей площадью 751 556 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 506-1;
6. договор от 31.01.2008 N 8823000045/7 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0167, общей площадью 4 488 192 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 507-1;
7. договор от 31.01.2008 N 8823000045/8 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0004, общей площадью 69 000 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 508;
8. договор от 31.01.2008 N 8823000045/10 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0127, общей площадью 5 115 135 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N510-1;
9. договор от 31.01.2008 N 882300045/11 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701005:0012, общей площадью 602 157 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 512-1;
10. договор от 31.01.2008 N 882300045/12 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0007, общей площадью 157 000 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 513;
11. договор от 31.01.2008 N 882300045/13 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0091, общей площадью 2 177 630 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 514-1;
12. договор от 31.01.2008 N 8823000045/14 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0061, общей площадью 2 429 898 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N515-1;
13. договор от 31.01.2008 N 8823000045/15 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701007:0001, общей площадью 19 000 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 516;
14. договор от 31.01.2008 N 8823000045/16 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701009:0001, общей площадью 198 045 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 517;
15. договор от 31.01.2008 N 8823000045/17 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701009:0232, общей площадью 3 383 043 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстраншенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстраншенское", участок N518-1;
16. договор от 31.01.2008 N 8823000045/18 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701008:0013, общей площадью 1 213 923 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстраншенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстраншенское", участок N 520-1;
17. договор от 31.01.2008 N 8823000045/19 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701008:0004, общей площадью 655 925 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстраншенское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 521 -1;
18. договор от 31.01.2008 N 8823000045/20 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701000:0116, общей площадью 37 197 кв.м, Краснодарский край, Отрадненский район Бесстрашненское сельское поселение, в границах АОЗТ "Бесстрашненское", участок N 539-1.
Исходя из протоколов от 13.12.2011 о результатах торгов по продаже арестованного имущества должника ООО "Агропромышленная компания "Отрадненская"" право аренды на спорные земельные участки перешло Королеву В.В.
Соглашением от 03.03.2016 ООО "Росток" в лице генерального директора Королева В.В. передало индивидуальному предпринимателю Бобневу Ф.Е. права и обязанности арендатора по вышеуказанным договорам аренды земельных участков.
Согласно сведениям ЕГРН, спорные земельные участки принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Предприниматель обратился в департамент с просьбой направить в его адрес расчет арендной платы по вышеуказанным договорам.
Департамент направил предпринимателю расчет размера арендной платы, исходя из которого следует, что арендная плата начисляется в размере 2 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Как поясняет истец в исковом заявлении, он использует спорные земельные участки для животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, в связи с чем арендная плата должна исчисляться из расчета 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Исходя из данного расчета, арендатор также вносит арендную плату.
В соответствии с выписками из ЕГРН на спорные земельные участки, вид разрешенного использования участков - "для сельскохозяйственного производства".
В пункте 1.1 спорных договоров аренды так же указано, что участки предназначены для сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1.2 договоров, фактическое состояние участков соответствует условиям договоров и целевому назначению.
Приказом министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об установлении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование представляет собой ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 (далее - Постановление N 121), подпунктом 3.3.3 пункта 3 которого определено, что арендная плата за земельные участки, предоставленные для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, устанавливается в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Арендная плата в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с подпунктом 3.5.1. пункта 3 Порядка может применяться при ином использовании сельскохозяйственных угодий, за исключением п.п.3.3.3.пункта 3 Порядка.
Основываясь на вышеуказанном, предприниматель неоднократно обращался в департамент по вопросу перерасчета размера арендной платы за земельные участки, приложив пакет документов, согласно которым такой вид угодий как пашня в арендуемых предпринимателем земельных участках отсутствует.
Согласно представленной документации в арендуемых Бобневым Ф.Е. земельных участках определены следующие виды угодий:
- с кадастровым номером 23:23:0701000:0116 - пастбища, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0016 - пастбища, прочие, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701003:0005 - пастбища, дороги, сенокосы, болото;
- с кадастровым номером 23:23:0701004:0006 - пастбища, прочие, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701001:0004 - пастбища, дороги, сенокосы, прочие;
- с кадастровым номером 23:23:0701001:0077 - пастбища, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0167 - пастбища, дороги, сенокосы;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0004 - пастбища;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0127 - пастбища, дороги, сенокосы, болото;
- с кадастровым номером 23:23:0701005:0012 - пастбища, дороги, сенокосы;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0007 - дорога, под водой, пастбища;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0091 - пастбища, дороги, сенокосы, болото;
- с кадастровым номером 23:23:0701002:0061 - пастбища, дороги, сенокосы;
- с кадастровым номером 23:23:0701007:0001 - пастбища, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701009:0001 - пастбища, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701009:0232 - пастбища, дороги, сенокосы;
- с кадастровым номером 23:23:0701008:0004 - пастбища, дороги;
- с кадастровым номером 23:23:0701008:0013 - пастбища, прочие, дороги.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных явлений.
В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашню, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории Краснодарского края в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в аренду физическим и юридическим лицам, вид разрешенного использования в большинстве своем установлен "для сельскохозяйственного производства" или "для сельскохозяйственного использования". Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в договоре аренды, расчет арендной платы за земельные участки осуществляется в соответствии нормой подпункта 3.3.3 пункта 3 Постановления N 121 при условии, если указанный в таком подпункте вид использования земельного участка нашел свое отражение в условиях договора аренды и (или) в документе позволяющим индивидуально определить вид сельскохозяйственных угодий. В вышеуказанных договорах вид разрешенного использования, установлен "для сельскохозяйственного производства".
Истец указывает, что в департамент была предоставлена документация по определению видов угодий земельных участков, предоставленных предпринимателю в аренду, согласно которой такой вид угодий как пашня в арендуемых им земельных участках отсутствует.
Кроме того, в соответствии с письмом департамента от 25.12.2019 исх. N 52-51973/19-38-05 ответчик подтвердил, что по результатам анализа материалов инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных органом местного самоуправления, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:23:0701002:16, 23:23:0701003:5, 23:23:0701001:77, 23:23:0701002:167, 23:23:0701002:4, 23:23:0701002:127, 23:23:0701005:12, 23:23:0701002:7, 23:23:0701002:61, 23:23:0701007:1, 23:23:0701009:1, 23:23:0701009:232, 23:23:0701008:4, 23:23:0701000:116 отнесены к видам угодий "пастбище и сенокосы".
В обоснование своей позиции истец также ссылается на то, что департамент обращался в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности и пени по договорам N 8823000045/2, N 8823000045/3, N 8823000045/4, N 8823000045/5, N 8823000045/6, N 8823000045/7, N 8823000045/8, N 8823000045/10, N 8823000045/12, N 8823000045/13, N 8823000045/14, N 8823000045/15, N 8823000045/16, N 8823000045/17, N 8823000045/18, N 8823000045/19, N 8823000045/20, N 8823000045/39.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2020 по делу N А32-31961/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2020, в удовлетворении требований департамента отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что департамент неправомерно применил в расчете ставку 2% от кадастровой стоимости, при расчете арендной ставки по договорам необходимо использовать ставку 0,3 % от кадастровой стоимости.
Кроме того, в рамках дела N А32-41530/2020 предприниматель обращался в суд с требованием произвести перерасчет арендной платы с применением ставки в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0020 по договору от 31.01.2008 N 8823000045/1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2021 по делу N А32-41530/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2021, на департамент возложена обязанность произвести с 31.03.2016 расчет арендной платы по договору от 31.01.2008 N 8823000045/1 за использование земельного участка с кадастровым номером 23:23:0701002:0020 с применением ставки в размере 0,3% от кадастровой стоимости.
Вместе с тем, несмотря на вступившие в законную силу судебные акты, сформированную практику и представленные документы, департамент производит начисление арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу п. 5 ст. 65 ЗК РФ, с учетом положений ст. 424 ГК РФ, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее -Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно вышеприведенной правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку договоры аренды между сторонами заключены после вступления в силу Земельного кодекса РФ, арендная плата по ним является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил определения размера арендной платы, установленных Постановлением N 582, для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Как указывалось выше, согласно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от N 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об установлении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование представляет собой ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, под сельскохозяйственным использованием земель сельскохозяйственного назначения предполагает ведение сельского хозяйства. При этом, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18 классификатора, где код (числовое обозначение) 1.7 вида разрешенного использования земельного участка - животноводство, предусматривает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для животноводства, включая сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведения племенных животных, а также производство и использование племенной продукции.
Из содержания поконтурной ведомости спорных земельных участков, подготовленной ООО "Центр оформления объектов недвижимости" и поконтурной ведомости земельных угодий совхоза "Бесстрашненский", подготовленной Госагропром РСФСР института "Кубаньгипрозем", следует, что данные земельные угодия являются пастбищем.
В материалы дела администрацией Бесстрашненского сельского поселения Отрадненского района представлена справка от 14.09.2023 N 114, исходя из которой следует, что Бобнев Ф.Е., является арендатором земельных участков сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, кадастровые номера: 23:23:0701002:0020, 23:23:0701002:0016, 23:23:0701003:0005, 23:23:0701004:0006, 23:23:0701001:0004, 23:23:0701001:0077, 23:23:0701002:0167, 23:23:0701002:0004, 23:23:0701002:0127, 23:23:0701005:0012, 23:23:0701002:0007, 23:23:0701002:0091, 23:23:0701002:0061, 23:23:0701007:0001, 23:23:0701009:0001, 23:23:0701009:0232, 23:23:0701008:0004, 23:23:0701008:0013, 23:23:0701000:0116. Администрация подтверждает, что вышеуказанные земельные фактически используются для сенокошения. На земельных участках произрастают естественные многолетние травы. Рельеф местности холмистый, имеются заболоченные и оползневые участки.
Произрастание естественных многолетних трав, древесной и кустарниковой растительности подтверждено также актами обследований спорных земельных участков ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 03.10.2023.
Таким образом, факт использования Бобневым Ф.Е. спорных земельных участков для выпаса скота и сенокошения подтвержден.
Доводы департамента о том, что в случае несогласия арендатора с видом разрешенного использования земельного участка действующее законодательство предусматривает возможность изменения такого вида и определения иного размера арендной платы в соответствии с положениями Постановления N 121; что департаментом утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по принятию решения об установлении соответствия разрешение го использования находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка, указанного в заявлении, классификатору видов разрешенного использования земельных участков (приказ департамента от 27.09.2019 N 2016) и при наличии оснований, указанных в регламенте, и принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка виду отличному от указанного в договоре аренды в ЕГРН вносятся сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости; что в рамках рассмотрен дела истец и суд не произвели обоснования невозможности получения вышеуказанной государственной услуги, а суд не дал надлежащего обоснования причин, по которым данный правовой механизм не применим в спорных отношениях, подлежат отклонению как не опровергающие заявленные требования с учетом фактически установленных обстоятельств.
При этом из материалов дела следует, что в департамент была предоставлена документация по определению видов угодий земельных участков, предоставленных предпринимателю в аренду, согласно которой такой вид угодий как пашня в арендуемых им земельных участках отсутствует.
Кроме того, в соответствии с письмом департамента от 25.12.2019 исх. N 52-51973/19-38-05 ответчик подтвердил, что по результатам анализа материалов инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных органом местного самоуправления, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:23:0701002:16, 23:23:0701003:5, 23:23:0701001:77, 23:23:0701002:167, 23:23:0701002:4, 23:23:0701002:127, 23:23:0701005:12, 23:23:0701002:7, 23:23:0701002:61, 23:23:0701007:1, 23:23:0701009:1, 23:23:0701009:232, 23:23:0701008:4, 23:23:0701000:116 отнесены к видам угодий "пастбище и сенокосы".
В соответствии с подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, арендная плата земельного участка предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства или животноводства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, рассчитывается в размере 0,3% от кадастровой стоимости такого земельного участка.
Арендная плата за использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, занятого иными сельскохозяйственными угодьями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.3.3 пункта 3.3, в соответствии с 6 подпунктом 3.5.1 пункта 3 Порядка, рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом фактического использования спорных земельных участков, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, вопреки доводам департамента, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что расчет департаментом арендной платы должен производиться с применением ставки 0,3% от кадастровой стоимости спорных земельных участков, в силу чего доводы апелляционной жалобы департамента об обратном подлежат отклонению.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2020 по делу N А32-18162/2018, от 01.12.2020 по делу N А32-51197/2019, от 03.12.2020 по делу N А32-31961/2019, от 07.10.2021 по делу N А32-41530/2020.
При этом не обращение истца в департамент, а также в суд с требованием об изменении существенного условия договоров о размере арендной платы применительно к обстоятельствам настоящего дела правомерность заявленных требований не опровергает.
В соответствии с пунктом 5 данный документ (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121) вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru -21.03.2016).
Поскольку изменения в законодательстве, регулирующем арендные отношения государственных земельных участков, произошли 31.03.2016, а именно Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 введен подпункт 3.3.3 пункта 3.3, то департамент обязан произвести расчет арендной платы с момента изменения нормативно-правовых актов, т.е. с 31.03.2016.
С учетом изложенного, требования предпринимателя об обязании департамент с 01.01.2021 произвести расчет арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:23:0701002:16, 23:23:0701003:5, 23:23:0701004:6, 23:23:0701001:4, 23:23:0701001:77, 23:23:0701002:167, 23:23:0701002:4, 23:23:0701002:127, 23:23:0701005:12, 23:23:0701002:7, 23:23:0701002:91, 23:23:0701002:61, 23:23:0701007:1, 23:23:0701009:1, 23:23:0701009:232, 23:23:0701008:13, 23:23:0701008:4, 23:23:0701000:116 были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом вопреки доводам департамента, решение суда не порождает риск правовой неопределённости в будущей последовательности действий сторон по вопросу расчета арендных платежей, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, начиная с 01.01.2021 общеобязательным является принцип определения арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами 23:23:0701002:16, 23:23:0701003:5, 23:23:0701004:6, 23:23:0701001:4, 23:23:0701001:77, 23:23:0701002:167, 23:23:0701002:4, 23:23:0701002:127, 23:23:0701005:12, 23:23:0701002:7, 23:23:0701002:91, 23:23:0701002:61, 23:23:0701007:1, 23:23:0701009:1, 23:23:0701009:232, 23:23:0701008:13, 23:23:0701008:4, 23:23:0701000:116, которая не должна превышать 0,3% от кадастровой стоимости данных участков.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А32-29994/2019 и от 19.03.2020 по делу N А32-33236/2019 и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2020 по делу N А32-37500/2019.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда не имеется.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2023 по делу N А32-13093/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13093/2023
Истец: Бобнев Ф. Е
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края