г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2022 г. |
дело N А56-26394/2005/ |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 07 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Будариной Е.В., Серебровой А.Ю.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Воробьевой А.С.,
при участии в судебном заседании:
от администрации: Карпова А.И. по доверенности от 07.11.2022;
от комитета: Смирнова А.А. по доверенности от 21.12.2021;
от конкурсного управляющего: Мосина Е.И. по доверенности от 21.11.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32869/2022) конкурсного управляющего унитарного муниципального предприятия "ЖилКомЭнерго" Болбиной Елены Валентиновны на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-26394/2005/торги2, принятое по заявлению Администрации муниципального образования Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района об оспаривании торгов в деле о несостоятельности (банкротстве) унитарного муниципального предприятия "ЖилКомЭнерго", заинтересованные лица: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, общество с ограниченной ответственностью "Тюнер", общество с ограниченной ответственностью "ЛОКС",
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2005 на основании заявления кредитора возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) унитарного муниципального предприятия "ЖилКомЭнерго" (далее - предприятие).
Определением от 27.09.2005 заявление кредитора признано обоснованным, в отношении предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена Лакомская Елена Владимировна.
Решением от 24.01.2006 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена Лакомская (в настоящее время - Болбина) Е.В.
Администрация муниципального образования Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района (далее - администрация) подала в суд заявление о признании недействительными торгов от 25.07.2019 по продаже социально-значимого имущества, перечень которого приведён в заявлении, а также договора купли-продажи в отношении соответствующих объектов, заключённого по результатам названных торгов, и о применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества предприятию.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, общество с ограниченной ответственностью "Тюнер", общество с ограниченной ответственностью "ЛОКС".
Определением от 14.09.2022 суд первой инстанции признал недействительными поименованные выше торги и договор и в порядке применения последствий недействительности сделок возвратил объекты в конкурсную массу предприятия, а также взыскал с последнего в пользу ООО "ЛОКС" 155 555 руб.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит определение от 14.09.2022 отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы настаивает на отсутствии у администрации полномочий для предъявления требований исследуемого содержания, что служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал апелляционную жалобу, а представители администрации и комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области возражали против её удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания иные лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, при формировании конкурсной массы УМП "ЖилКомЭнерго" конкурсным управляющим включены в её состав следующие объекты коммунальной инфраструктуры:
* резервуар чистой воды с объемом бака 42 куб.м, кадастровый номер 47:09:0102002:159, год постройки - 1987, основание: железобетонное, стены и перекрытия железобетонные, отделочные работы: гидроизоляция, расположенный на земельном участке площадью 755 кв.м с кадастровым номером 47:09:0102002:166 по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, д.Кальтино;
* водонапорная башня с объемом бака 25 куб.м, кадастровый номер 47:09:0102002:154, общая площадь 5,3 кв.м, год постройки - 1978, фундамент железобетонный; ствол башни кирпичный, перекрытие под бак железобетонное, лестницы металлические, окрашены, бак металлический, расположенная на земельном участке площадью 755 кв.м, кадастровый номер 47:09:0103002:166 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кальтино, у дома 62;
* водонапорная башня Рожновского, кадастровый номер 47:09:0103003:24, общая площадь 8,9 кв.м, год постройки - 1978, объём бака - 15 куб.м, ствол башни из оцинкованного железа, фундамент бетонный со смотровым колодцем, металлические лестницы окрашены, утепление бака минераловатные плиты с облицовкой листовой сталью, расположенная на земельном участке площадью 490 кв.м, кадастровый номер 47:09:0103003:25 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Старая Пустошь, у дома 48;
* сеть водопровода протяженностью 2 000,00 м, кадастровый (или условный) номер 47:09:0110010:361, назначение нежилое, год ввода в эксплуатацию - 1986, инв. N 16013, тип прокладки подземный, глубина прокладки 1,5 м, местонахождение: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Старая, пер. Школьный, д. б/н;
* водопровод протяженностью 1500,00 м, кадастровый (или условный) номер 47:09:0000000:77, назначение нежилое, год ввода в эксплуатацию - 1989, инв. N 16008, тип прокладки подземный, глубина прокладки 1,5 м, местонахождение: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кальтино, д. б/н;
* сеть водопровода протяженностью 3 694 м, кадастровый (или условный) номер 47:09:00000000:76, назначение нежилое, год ввода в эксплуатацию - 1983, тип прокладки подземный, глубина прокладки 1,5 м, инв. N 16014, расположенная по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Колтуши, д. б/н;
- сеть водопровода протяженностью 3000,00 м, кадастровый (или условный) номер 47:09:011000:5537, назначение нежилое, год ввода в эксплуатацию - 1983, тип прокладки подземный, глубина прокладки 1,5 м., инв. N 16012, расположенная по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Старая, ул. Верхняя, д. б/н;
Организатором торгов ООО "Тюнер" 20.03.2019 проведены торги в форме конкурса в отношении спорного имущества, которые в связи с отсутствием заявок признаны несостоявшимися.
Повторные торги, проведённые 29.04.2019, также признаны несостоявшимися.
В соответствии с сообщением N 3858026 от 14.06.2019, опубликованном на официальном сайте Балтийской электронной площадки, указанное выше имущество выставлено на торги в форме публичного предложения по цене 14 373 000 руб. 00 коп.
Исходя из сообщения N 4000957 от 26.07.2019, по результатам торгов посредством публичного предложения, состоявшихся 25.07.2019, победителем признано ООО "ЛОКС", приобретшее спорное имущество по цене 155 555,00 руб. на основании договора купли-продажи имущества от 12.08.2019 N 11 (листы дела 126-129).
Ссылаясь на то, что спорные объекты не подлежали включению в конкурсную массу должника, поскольку относятся к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения, поэтому такое имущество не подлежало продаже в процедуре банкротства, а должно было быть передано в собственность муниципального образования, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранён от участия в торгах, на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена, продажа была произведена ранее указанного в извещении срока, были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, либо были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Таким образом, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 приведённой статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Коль скоро Законом N 416-ФЗ запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то такие объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения представляет собой инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, для правильного разрешения спора необходимо исследовать вопрос - являются ли спорные объекты движимого и недвижимого имущества объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, а также входят ли они в единый имущественный комплекс с объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании постановления администрации от 28.06.2017 N 201 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения МО Колтушское СП Всеволожского района Ленинградской области на период до 2035 года", схемы водоснабжения и водоотведения МО Колтушское СП Всеволожского района Ленинградской области на период до 2035 года, а также разработки указанной схемы ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ" по заказу Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга суд первой инстанции установил, что спорные объекты недвижимости входят в состав объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения (листы дела 61-98).
При таком положении апелляционный суд поддерживает позицию суда о том, что ввиду доказанности принадлежности спорных объектов недвижимости к объектам централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, такое имущество не могло быть включено в конкурсную массу должника и отчуждено в пользу третьих лиц.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание и то, что отчуждение объектов социального назначения посредством публичного предложения не соответствует требованиям Закона о банкротстве, так как согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Закона. При этом обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование таких объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. Не проданные на повторных торгах социально значимые объекты в силу пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Нормы статьи 139 Закона о банкротстве, регулирующие порядок продажи имущества, в том числе посредством публичного предложения, в любом случае не подлежат применению при продаже социально значимых объектов, поскольку статьёй 132 Закона о банкротстве установлен особый порядок продажи имущества должника, не включённого в конкурсную массу.
Проанализировав всё выше перечисленное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о недействительности оспоренных администрацией торгов и заключённого по их итогам договора.
Последствия недействительности сделки применены судом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий, не оспаривая выше приведённую позицию суда, настаивает лишь на отсутствии у администрации полномочий для предъявления требований исследуемого содержания.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, на торгах были отчуждены социально значимые объекты, подлежащие передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования. Именно администрация впоследствии обязана передать спорное имущество уполномоченному органу государственной власти Ленинградской области в связи с перераспределением соответствующих полномочий на основании областного Закона Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области".
Следовательно, администрация обладает правом на оспаривание торгов и договора, заключённого по их результатам, то есть является надлежащим заявителем по делу.
Апелляционный суд дополнительно принимает во внимание и то, что ранее администрация в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия уже обращалась с требованием о признании недействительными торгов и договора в отношении имущества, аналогичного по своему характеру (обособленный спор N А56-26394/2005/сд.1). При рассмотрении соответствующего спора суды апелляционной и кассационной инстанций не выявили оснований для отказа администрации в предъявленных ею требованиях по мотиву отсутствия у неё полномочий для этого.
Оспоренные торги грубо нарушили публичные интересы, в рассматриваемой ситуации имеющие приоритет над интересами конкурсных кредиторов.
Учитывая изложенное, определение суда как законное и обоснованное отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-26394/2005/торги2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Бударина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26394/2005
Должник: Унитарное муниципальное предприятие 'ЖилКомЭнерго'
Кредитор: ГУП 'Водоканал СПб'
Третье лицо: Генеральному директору ООО 'Граст' Катаеву В. А., Генеральный директор ООО "Граст" Катаеву В. А., ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, КУГИ СПб, НП СРО АУ Авангард, Представитель работников МУП "ЖилКомЭнерго", Представитель собственника - МО "Колтушская волость", Представитель учредителей МУП "ЖилКомЭнерго", Представителю работников МУП 'ЖилКомЭнерго', Представителю собственника - МО 'Колтушская волость', Представителю учредителей МУП 'ЖилКомЭнерго', Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, УФНС РФ по ЛО, Федеральная налоговая служба, Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, Конкурсномууправляющему МУП 'ЖилКомЭнерго' Лакомской Е. В., Конкурсный управляющий МУП "ЖилКомЭнерго" Лакомская Е. В., ООО "МонтажСтрой", Управление Росреестра по Ленинградской обалсти, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22125/2023
30.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33818/2023
06.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11522/2023
06.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11521/2023
10.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5430/2023
06.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-820/2023
07.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32869/2022
05.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14626/2021
03.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14532/2021
16.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21333/20
16.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21321/20
06.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1533/2021
19.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22305/20
16.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12409/20
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16063/19
09.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12789/19
28.05.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8850/19
11.03.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26394/05
31.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-635/12
22.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11759/11
24.01.2006 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26394/05