г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А41-107520/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Досовой М.В., Семикина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области": Рубан Е.Н. по доверенности N 11-23/2021 от 01.06.21,
от публичного акционерного общества "Сбербанк России": Черанев А.Ю. по доверенности N СРБ/736-Д от 14.10.21,
от Министерства жилищной политики Московской области: Ищенко А.Е. по доверенности N 1 от 09.01.23,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2022 года по делу N А41-107520/17, по заявлению унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" о пересмотре по новым обстоятельствам определения Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2021 года по заявлению унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" о намерении приобрести объект незавершенного строительства и исполнить обязательства застройщика по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД",
УСТАНОВИЛ:
Унитарная некоммерческая организация в организационно-правовой форме Фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" (Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просила:
1. Пересмотреть вступившее в законную силу определение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2021 года по делу N А41 -107520/17 в порядке статей 201.15-1, 201.15-2 Закона о банкротстве об удовлетворении заявления Унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" по новым обстоятельствам.
2. Отменить определение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2021 года по делу N А41-107520/17 в порядке статей 201.15-1, 201.15-2 Закона о банкротстве об удовлетворении заявления Унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" по новым обстоятельствам.
3. Передать (возвратить) в конкурсную массу общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Рантект-МФД" соответствующее имущество:
- земельный участок (право аренды на земельный участок) с кадастровым номером 50:20:0030102:43 площадью 2 180 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства (местоположение земельного участка: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 2-й, дом 5/2), со всеми неотделимыми улучшениями на этом земельном участке, в том числе объектом незавершенного строительства:
- жилой корпус с нежилой площадью, подземной автостоянкой и объектами инженерной инфраструктуры расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон N 2, корпус 5 (идентификатор объекта: р-2064);
а также требования и обязательства ООО "Рантект-МФД" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства в рамках дела N А41-107520/17.
4. Определить, что судебный акт об отмене определения Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2021 года по делу N А41-107520/17 об удовлетворении заявления о намерении Унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" является основанием для государственной регистрации перехода прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями ООО "Рантект-МФД".
5. Определить, что судебный акт об отмене определения Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2021 года по делу N А41-107520/17 об удовлетворении заявления о намерении Фонда является основанием для расторжения договоров, заключенных между ООО "Рантект-МФД", в лице конкурсного управляющего Салоха Ирины Георгиевны, и Унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области": договора передачи земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями от 06 августа 2021 года N 23-16/2021, а также договора передачи обязательств застройщика от 22 ноября 2021 года N 23-33/2021 (л.д. 2-5).
Заявление подано на основании статей 164-170, 184, 185, 223, 311, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2022 года заявление Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области было удовлетворено, определение суда от 23 июля 2021 года отменено, Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области обязан передать ООО "Рантект-МФД":
право на земельный участок площадью 2 180 кв.м., кадастровый номер 50:20:0030102:43, расположенный по адресу: Московская обл., г. Одинцово, микр. 2-й, д. 5/2, принадлежащий на праве аренды ПАО "Сбербанк России", со всеми неотделимыми улучшениями на указанном земельном участке (в том числе объектами незавершенного строительства: жилой корпус с нежилой площадью и подземной автостоянкой и объектами инженерной инфраструктуры, расположенные по адресу: Московская обл., г. Одинцово, микр. N 2, корп. 5 (идентификатор объекта: p-2064), права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, и обязательства застройщика ООО "Рантект-МФД" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства (л.д. 27-30).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Сбербанк России" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права при его вынесении и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 32-35).
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2019 года ООО "Рантект-МФД" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Солоха Ирина Георгиевна.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года, Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области было передано право на земельный участок площадью 2 180 кв.м., кадастровый номер 50:20:0030102:43, расположенный по адресу: Московская обл., г. Одинцово, микр. 2-й, д. 5/2, принадлежащий на праве аренды ПАО "Сбербанк России", со всеми неотделимыми улучшениями на указанном земельном участке (в том числе объектами незавершенного строительства: жилой корпус с нежилой площадью и подземной автостоянкой и объектами инженерной инфраструктуры, расположенные по адресу: Московская обл., г. Одинцово, микр. N 2, корп. 5 (идентификатор объекта: p-2064), права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, и обязательства застройщика ООО "Рантект-МФД" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства (т. 4, л.д. 134-136, т. 5, л.д. 25-31).
В связи с принятием Федерального закона N 436-ФЗ от 30.12.21 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" была переименована в публично-правовую компанию (ППК) "Фонд развития территорий".
28.01.22 в ППК "Фонда развития территорий" поступило письмо Заместителя Председателя Правительства Московской области N ИСХ-1459/, в котором Правительство Московской области просило повторно вынести на рассмотрение Наблюдательного совета вопрос восстановления прав пострадавших граждан по Объектам 1, 2 с принятием решения о выплате возмещения, что позволит сократить сроки восстановления прав пострадавших граждан, а также наиболее эффективно использовать финансовые средства федерального и регионального бюджетов.
26.05.22 в ППК "Фонда развития территорий" поступило письмо Заместителя Председателя Правительства Московской области N ИСХ-8188/, в котором указано, что принимая во внимание, что согласно заключению государственной экспертизы продолжительность строительства проблемного объекта составляет 27 месяцев, а определение Арбитражного суда принято в июле 2021 года, ввод жилого дома в эксплуатацию может состояться не ранее 2025 года, что превысит нормативный срок (36 месяцев) передачи объектов долевого строительства гражданам не менее чем на 1 год.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ППК "Фонд развития территорий" указала, что для принятия решения о выплатах гражданам денежного возмещения в порядке предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ требуется осуществить возврат объекта ЖК "Единый Стандарт" и обязательств перед гражданами - участниками строительства в конкурсную массу и реестр требований участников строительства застройщика ООО "Рантект-МФД".
Вышеуказанные обстоятельства возникли по независящим от Фонда обстоятельствам и являются новым обстоятельством, которое делает невозможным для Фонда исполнение определения Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2021 года по делу N А41-107520/17 по исполнению обязательств по завершению строительства объекта и передаче участникам строительства жилых помещений в установленный вышеуказанным законом трехлетний срок.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из наличия новых обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу статьи 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Кодекса.
Предусмотренные в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации основания пересмотра вступивших в законную силу судебных актов направлены на установление дополнительных процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов общественных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный механизм может быть задействован лишь в исключительных случаях, в том числе в целях исправления очевидной судебной ошибки, произошедшей из-за отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для принятия правильного решения по существу спора. Иное понимание института пересмотра судебных актов привело бы к нарушению принципа правовой определенности, который предполагает, в частности, что судебный акт, выносимый при окончательном разрешении дела, не вызывает сомнений.
В соответствии с частью 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;
2) новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Исходя из части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, новыми обстоятельствами являются:
1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, примененного арбитражным судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации;
4) утратил силу;
5) определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;
6) установление или изменение федеральным законом оснований признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.
В обоснование заявленных требований ППК "Фонд развития территорий" указывает, что определение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2021 года должно быть отменено в порядке статей 201.15-1, 201.15-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 27.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" по новым обстоятельствам.
В силу пункта 7.1. статьи 201.15-1 Закона о банкротстве к заявлению о намерении Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие возможность финансирования завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке (сведения о собственных средствах и сведения о размерах финансирования, необходимого для завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке). В целях подтверждения возможности финансирования Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации вправе представить решение Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, или решение Фонда субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда субъекта Российской Федерации, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации.
Правила принятия решения Фонда развития территорий о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных мероприятий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1192 от 12.09.19.
Решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принимается Наблюдательным советом Фонда развития территорий (п. 2 Правил).
02.04.21 Наблюдательным советом Фонда было принято решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1. Закона N 218-ФЗ, в отношении объекта незавершенного строительства (ЖК "Единый Стандарт"): жилой корпус с нежилой площадью и подземной автостоянкой и объектами инженерной инфраструктуры, расположенные по адресу: Московская обл., г. Одинцово, микр. N 2, корп. 5 (идентификатор объекта: p-2064), в размере 634 144 000 рублей для завершения строительства.
В ходе мероприятий по завершению строительства ЖК "Единый Стандарт", реализуемого Фондом, было проведено техническое обследование проблемного объекта, а также проводились работы по разработке проектной документации, в ходе которых установлено, что продолжительность строительства проблемного объекта составляет 27 месяцев, ввод жилого дома в эксплуатацию может состояться не ранее 2025 года, что превысит нормативный срок передачи объектов долевого строительства гражданам не менее чем на 1 год.
Кроме того, установлено, что в целях соблюдения требований благоустройства территории для обеспечения ввода объекта ЖК "Единый Стандарт" в эксплуатацию требуется предоставление дополнительного земельного участка, прилегающего к земельному участку, на котором расположен проблемный объект.
Строительство жилого 4-6-25-ти этажного многоквартирного дома в составе двух корпусов N 5/1 и N 5/2 было начато и осуществлялось застройщиком-банкротом ООО "Рантект-МФД" на основании разрешения на строительство от 07 сентября 2011 года N RU50511105-066.
Строительство планировалось осуществить на двух земельных участках общей площадью 0,6232 га с кадастровыми номерами 50:20:0030102:48 и 50:20:0030102:43.
Проблемный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030102:43, указанном в разрешении на строительство, права на которые были переданы Фонду на основании определения арбитражного суда. При этом земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030102:48 находится под уже введенным в эксплуатацию в 2014 году многоквартирным домом (корпус 5/1).
При проектировании объекта в параметрах, необходимых для восстановления прав дольщиков, установлено, что часть проблемного объекта, переданного Фонду для завершения строительства, выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030102:43.
Вместе с тем, в соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от 06 ноября 2009 года N 1047, испрашиваемый для целей благоустройства земельный участок имеет иное планируемое назначение и не может быть предоставлен в указанных целях. В связи с чем, у Администрации городского округа Одинцово не имеется правовых оснований для предоставления необходимого земельного участка.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.04 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Фонд субъекта Российской Федерации обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее трех лет со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
На основании изложенного, выявленные особенности проблемного объекта и мероприятия по завершению его строительства приводят к невозможности соблюсти сроки восстановления прав граждан-участников строительства, установленные законодательством.
В соответствии с Правилами принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1192 от 04.12.21, решение о финансировании завершения строительства проблемного объекта не могут быть приняты в случае, если срок завершения строительства проблемного объекта превышает 3 года со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В этой связи ППК "Фонд развития территорий" указала, что для принятия решения о выплатах гражданам денежного возмещения в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17, требуется осуществить возврат объекта ЖК "Единый Стандарт" и обязательств перед гражданами - участниками строительства в конкурсную массу и реестр требований участников строительства застройщика ООО "Рантект-МФД".
Суд первой инстанции, в свою очередь, указал, что вышеуказанные обстоятельства возникли по независящим от Фонда причинам и, по мнению суда первой инстанции, являются новыми обстоятельствами, которые делают невозможным для Фонда исполнение вышеуказанного определения Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2021 года по настоящему делу.
Как указывалось выше, перечень оснований для пересмотра судебного акта по новым обстоятельства установлен статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 52 от 30.06.11 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Пункт 1 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве в числе прочего устанавливает, что при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который становится приобретателем и в качестве встречного представления исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (абзац первый), а приобретателем может быть публично-правовая компания "Фонд развития территорий" или соответствующий фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого ею или им решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства (абзац шестой). При этом, обратная передача застройщиком (в данном случае унитарной некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области") принятого имущества в конкурсную массу действующим законодательством не предусмотрена и по существу является односторонним отказом Фонда от исполнения договоров о долевом строительстве, заключенных с гражданами.
Согласно правовой позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 08 сентября 2022 года по делу N А41-60300/19, поскольку Фонд осуществляет свои полномочия не в собственных интересах, а в интересах граждан - участников долевого строительства и является публично-правовой организацией, оснований для отказа Фонда от заявления о намерении в порядке статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве стать приобретателем прав застройщика на земельные участки со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке (объектами незавершенного строительства) не имеется. Такое право не предусмотрено действующим законодательством. Более того, отказ от заявления затрагивает права участников долевого строительства, с которыми должником были заключены соответствующие договоры.
Данные выводы Арбитражного суда Московского округа поддержал Верховный Суд Российской Федерации в определении N 305-ЭС20-23285 от 05 декабря 2022 года по настоящему делу.
Следовательно, в силу действующего законодательства Фонд не вправе отказаться от заявления о намерении стать приобретателем прав застройщика, а значит, у суда первой инстанции не имелось оснований для обязания Фонда возвратить имущество и права застройщика в конкурсную массу ООО "Рантект-МФД".
При этом заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия новых обстоятельств, которые явились бы основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта.
Обстоятельства, сопутствующие завершению строительства проблемного объекта, должны были быть оценены Фондом при принятии решения о финансировании.
Исходя из положений Устава Фонда, риск принятия необоснованного решения лежит на членах Наблюдательного совета.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Наблюдательном совете публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1231 от 07.10.17 (Положение о Наблюдательном совете) Наблюдательный совет Фонда осуществляет контроль за деятельностью Фонда, в том числе за исполнением принимаемых органами управления Фонда решений, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом положений законодательства Российской Федерации и устава Фонда.
Как закреплено в Уставе ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 1231 от 07.10.17 (в редакции, действовавшей на 29.10.21, Наблюдательный совет Фонда в числе прочего:
29(1)) принимает решение о финансировании либо о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного подпунктом 11(1) пункта 37 настоящего устава;
29(4)) устанавливает порядок принятия Фондом решения о финансировании расходов, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и об определении предельного размера такого финансирования;
29(7)) принимает решение о выплате возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 35 Устава Фонда Член наблюдательного совета Фонда обязан разумно и добросовестно действовать в интересах Фонда, а также не разглашать конфиденциальную информацию, в том числе после прекращения членства в наблюдательном совете Фонда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1192 от 12.09.19 "Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Правила принятия решения о финансировании), решение о финансировании, за исключением случая, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, принимается наблюдательным советом Фонда при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона, за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное.
В пункте 5 Правил принятия решения о финансировании закреплено, что Фонд принимает решение о финансировании на основании:
а) информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
б) документов, полученных Фондом от застройщика в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона;
в) документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в соответствии с пунктом 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсным управляющим;
г) иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации (далее - ходатайство), составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Согласно пункту 8(1) Правил принятия решения о финансировании Фонд в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства осуществляет проверку комплектности документов, представляемых согласно перечню, являющемуся приложением к типовой форме ходатайства, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам. В случае непредставления или представления субъектом Российской Федерации в неполном объеме документов, предусмотренных указанным перечнем, Фонд в пределах указанного срока уведомляет субъект Российской Федерации о необходимости представления недостающих документов в течение 10 календарных дней со дня получения субъектом Российской Федерации такого уведомления. Непредставление недостающих документов субъектом Российской Федерации в указанный срок является основанием для отказа Фонда в рассмотрении ходатайства. При получении отказа в рассмотрении ходатайства субъект Российской Федерации вправе повторно направить в Фонд ходатайство, составленное в соответствии с типовой формой ходатайства, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил Принятие Фондом решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил, и предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства (строительства) объектов инфраструктуры, определенный в соответствии с пунктом 10(2) настоящих Правил;
д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат).
Изложенное свидетельствует о том, что при принятии решения о финансировании мероприятий в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Рантект-МФД" 02.04.21 Наблюдательный совет ППК "Фонд развития территорий" был ознакомлен с документами по строительству ЖК "Единый Стандарт", имел сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, о сроках, необходимых для завершения строительства, размере финансирования, необходимого для завершения строительства указанного объекта, и согласился с имеющимися условиями, приняв соответствующее решение.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, нельзя признать новыми и являющими основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии со статьей 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается лицами, участвующими в деле, в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.
Из материалов дела следует, что об обстоятельствах увеличения сроков строительства ППК "Фонд развития территорий" стало известно из положительного заключения государственной экспертизы от 22 марта 2022 года N 50-1-1-3-016113-2022, однако с заявлением о пересмотре Фонд обратился только 29 августа 2022 года (л.д. 6).
Следовательно, в силу статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фондом пропущен срок на обращение с заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам.
При этом из писем Заместителя Председателя Правительства Московской области от 28.01.22 N ИСХ-1459/ и от 26.05.22 N ИСХ-8188/ не следует, что Фонду было дано указание инициировать процесс пересмотра судебного акта в целях возвращения проблемного объекта в конкурсную массу должника.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Фонда о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2022 года по настоящему делу подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2022 года по делу N А41-107520/17 отменить.
В удовлетворении заявления Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области о пересмотре по новым обстоятельствам определения от 23 июля 2021 года отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107520/2017
Должник: ООО "Рантект-МФД"
Кредитор: "Кендалко холдингс лимитед", Абрамов Константин Анатольевич, Алейников Антон Алексеевич, Андреева Елена Юрьевна, Антипов Сергей Владимирович, Антропова Наталья Викторовна, АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", АО 1015 УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МОНТАЖНЫХ РАБОТ, Асташкин Владимир Тимофеевич, Асташкина Нина Анатольевна, Белянчиков Иван Юрьевич, Богданова Анна Сергеевна, Борискина Ирина Владимировна, Булах Елена Евгеньевна, Булах Константин Викторович, Бурмагина Альфия Гаптунаровна, Васильева Марина Юрьевна, Вербицкий Владимир Васильевич, Ветрова Елена Сергеевна, Воробьева Виктория Александровна, Глухова Мария Валерьевна, Грушевский Максим Дмитриевич, Давыденко Сергей Александрович, Дериколенко Дмитрий Юрьевич, Детков Сергей Сергеевич, Дибижев Владимир Федорович, Дьячек Ирина Александровна, Елкина Оксана Вячеславовна, Есенков Владимир Сергеевич, Иванкова Елена Алексеевна, Иванов Виктор Олегович, Игумнова Елена Геннадиевна, Ильина Наталья Васильевна, ИФНС N 22 по МО, Кантонистов Сергей Викторович, Кизима Анна Ильинична, Колтыпина Нина Васильевна, Комарова Юлия Анатольевна, Корябина Наталия Павловна, Костраменков Иван Сергеевич, Кристин Павел Артемьевич, Крупенкина Ирина Валентиновна, Кузнецов Дмитрий Юрьевич, Кузнецова Ирина Валентиновна, Лукьянов Андрей Сергеевич, Магакян Нарек Овикович, Малышев Владимир Фридрихович, Маляровский Виктор Александрович, Марушина Ольга Васильевна, Мельник Анатоий Алексеевич, Мингалеева Марина Игоревна, Михайлова Анна Петровна, Назаренко Роман Александрович, ОАО "1015 Управление специализированных монтажных работ", ООО " Гринтекст", ООО "ГРИНТЕКС", ООО "Москоммерц Инвест", ООО "РАНТЕКТ-МФД", ООО "РАПО", Панчук Ольга Васильевна, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО БАНК ВТБ, Петров Николай Петрович, Петросова Елена, Пискарев Николай Борисович, Пискунов Константин Геннадьевич, Подмаркова Светлана Юрьевна, Прядко Иван Алексеевич, Прядко Мария Геннадьевна, Пустобаева Мария Владимировна, Ряховский Андрей Константинович, Савин Игорь Викторович, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ПАРИТЕТ", Сейдбаталов Камиль Кадерович, Сергеева Ольга Николаевна, Сиротинская Татьяна Владимировна, Соколов Руслан Васильевич, сэнфорд перфекшн лимитед, Таманаев Михаил Викторович, Тин Вениамин Владимирович, Ткачук Михаил Михайлович, Фанасюткин Виатлий Викторович, Филимонова Елена Григорьевна, Цыганова Татьяна Николаевна, Чаплина Наталья Викторовна, Чебан (авилкина) Татьяна Юрьевна, Чебан Андрей Иванович, Шкорлаков Юрий Владимирович, Шульгин Василий Андреевич, Яковлев Роман Валерьевич, Яшин Вячеслав Владимирович, Яшина Елена Васильевна
Третье лицо: Тин В.В.
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
22.05.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4664/2024
14.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
12.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11490/2023
07.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8858/2023
06.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8300/2023
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
14.03.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2462/2023
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
30.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25752/2022
24.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21645/2022
23.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2397/2022
21.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
31.10.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
31.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16112/2022
17.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17879/2022
11.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15874/2022
27.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
29.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14011/2022
21.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
14.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
24.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9617/2022
21.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6386/2022
26.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4241/2022
06.05.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
05.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
27.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3663/2022
26.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3274/2022
23.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
15.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26922/2021
15.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24298/2021
14.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
20.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23270/2021
20.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11737/2021
05.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13560/2021
27.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11735/2021
22.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18227/2021
21.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16985/2021
20.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16976/2021
15.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16217/2021
06.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13594/2021
06.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13575/2021
01.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
27.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11734/2021
27.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11732/2021
09.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
08.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9003/2021
07.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9557/2021
03.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8887/2021
03.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8778/2021
13.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-785/2021
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
02.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19346/20
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
23.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16870/20
10.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6830/20
05.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2847/20
28.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25754/19
07.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6073/20
24.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9933/20
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
25.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1970/20
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
19.02.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23842/19
20.01.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23845/19
20.01.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23736/19
25.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22183/19
09.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20786/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
23.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
29.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13411/19
08.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5081/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
06.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7677/19
26.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
28.03.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
07.03.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
06.03.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22553/18
26.11.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
28.09.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16445/18
24.09.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17
17.08.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107520/17