Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе информационно-методическое письмо "Законодательное и методическое обеспечение лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга".
Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации при формировании государственного задания для ФБУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации в части планирования санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга необходимо учесть требования, изложенные в данном информационно-методическом письме.
Исследования, проводимые лабораториями, аккредитованными в установленном порядке, в рамках надзора и производственного контроля по атмосферному воздуху, воде, почве, контаминации пищевых продуктов и продовольственного сырья, по показателям радиационной безопасности и другим факторам среды обитания должны быть включены в базы данных региональных информационных фондов социально-гигиенического мониторинга.
При согласовании программ производственного контроля обращать особое внимание на необходимость включения исследований приоритетных веществ в объектах окружающей среды.
Приложение: на 14 л. в 1 экз.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
Информационно-методическое письмо
"Законодательное и методическое обеспечение лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга"
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" установлен порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 4 данного постановления Правительства РФ мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на региональном уровне утвержден приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 "О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими". Все собираемые данные передаются в федеральный информационный фонд данных СГМ.
Приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 368 "Об утверждении нормативных документов по проведению социально-гигиенического мониторинга" утверждено Положение о федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга.
Положение устанавливает порядок формирования федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.
Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее - ФИФ СГМ) представляет собой базу данных о состоянии среды обитания человека и здоровья населения, сформированную на основе многолетних динамических наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов регламентирующих ведение анализа, прогноза и выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, других материалов общего назначения и специальной информации в области гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения и оценки риска для здоровья.
Техническое обслуживание, пополнение данными и обеспечение информационной безопасности федерального информационного фонда, информирование пользователей о составе документов ФИФ СГМ производится Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.01.2006 N 810 "О перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга" для мониторинга определены химические, биологические и социальные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Роспотребнадзора N 810 следует читать как "30.12.2005"
К показателям, характеризующим факторы среды обитания, отнесены:
- качество атмосферного воздуха населённых мест;
- санитарно-эпидемиологическая безопасность питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- контаминация продовольственного сырья и продуктов питания химическими веществами;
- санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населённых мест;
- радиационная безопасность объектов окружающей среды и среды обитания людей.
Для СГМ и оценки риска здоровью населения источниками информации могут служить сведения:
- мониторинга факторов среды обитания, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- производственного контроля, осуществляемого аккредитованными в соответствующих областях измерений лабораториями;
- санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований;
- сертификационных и иных измерений, выполненных аккредитованными в соответствующих областях измерений лабораториями.
- арбитража и др.
Количество мониторинговых точек и их расположение определяется с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации.
Организация и проведение мониторинга за качеством атмосферного воздуха населенных мест регламентируется:
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Для осуществления контроля качества атмосферного воздуха установлено три категории постов наблюдения: стационарный, маршрутный, передвижной (подфакельный).
Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа.
Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижного оборудования.
Передвижной (подфакельный) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника.
Разовые пробы, отобранные не по программе исследований не пригодны для СГМ. Указанные данные могут быть использованы для оценок при проведении надзорных мероприятий.
Количество стационарных и маршрутных постов наблюдения за атмосферой на территории определяется в соответствии РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населённых пунктов", ГОСТ 17.2.1.03-84 "Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения".
Имеющаяся информация об уровнях загрязнения атмосферного воздуха, получаемая как на постах Росгидромета, Роспотребнадзора, так и на постах наблюдений объектов надзора может использоваться для ранжирования территорий с выделением наиболее загрязненных и определение приоритетов для дальнейшего наблюдения и изучения. Количество мониторинговых точек и их расположение, определяется с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации.
Для оценки влияния качества атмосферного воздуха на здоровье населения приемлемы данные стационарных и маршрутных постов Росгидромета с числом исследований не менее 200 среднесуточных проб в год по полной программе наблюдений.
Обязательные показатели (загрязнители) для мониторинга атмосферы определены ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населённых пунктов".
Приоритетные (специфические) загрязнители атмосферного воздуха для мониторинга определяются для каждой территории в зависимости от выбросов с применением методологии оценки риска здоровью населения.
Организация и проведение мониторинга загрязнения почв селитебных территорий регламентируется:
- СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы";
- СанПиН 2.1.7.2197-07 Изменение N 1 к СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы";
- СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности";
- МУ 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населённых мест".
Методы контроля и гигиенические нормативы приняты в соответствии с ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве"; ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве"; ГН 1.2.3111-13 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)". При организации мониторинга за качеством почв следует учитывать класс опасности химических веществ и возможное его влияние на здоровье населения.
В соответствии с МУ 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населённых мест" мониторинговые точки для контроля загрязнения почвы необходимо размещать на территориях детских образовательных организаций, игровых, спортивных, детских площадок селитебной территории, в зонах рекреаций, на территориях лечебно-профилактических учреждений.
Для оценки влияния качества почв на здоровье населения в каждой мониторинговой точке должно быть не менее 6 исследований в год на химические, бактериологические, паразитологические показатели и охватывать все сезоны года (кроме зимнего сезона для территорий с минусовыми температурами).
Химические показатели определяются в зависимости от степени техногенной нагрузки и уровней фонового загрязнения почв территорий.
В соответствии с МУ 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населённых мест" оценка эпидемической безопасности почв проводятся по бактериологическим показателям (БГКП, индекс энтерококков, энтеробактерии, энтеровирусы, сальмонеллы, другие) и по паразитологическим показателям (аскариды, власоглавов, токсакар, др. гельминты, онкосферы эхинококка, онкосферы тениид, цисты (ооцисты) кишечных патогенных простейших).
Организация и проведение мониторинга за качеством воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регламентируется:
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой, горячей воды";
- СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
- ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества";
- приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 "О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими".
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
В соответствии с п. 4.8 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения Роспотребнадзора в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 25 федерального закона от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Показатели для оценки воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (пункты 3.3., 3.4., 3.4.2., 3.6.).
Приоритетные (специфические) загрязнители воды для мониторинга определяются для каждой территории в зависимости от природного содержания, обработки воды (методов очистки), условий транспортировки, степени загрязнения источника и др.
В качестве критериев выбора ведущих показателей загрязнения рекомендуется учитывать:
1. Токсичность и опасность вещества (вещества 1, 2 класса, обладающие способностью вызывать отдаленные эффекты, канцерогенные, мутагенные соединения, влияющие на репродуктивную функцию).
2. Степень превышения ПДК.
3. Способность вещества задерживаться на водопроводных очистных сооружениях.
4. Стабильность и способность веществ к трансформации.
Необходимо учитывать, что при трансформации вещества могут образовываться более токсичные продукты, которые и должны быть использованы в качестве ведущих показателей.
В соответствии ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества" количество точек для отбора проб воды и места их расположения на водозаборе, в резервуарах чистой воды и в напорных водоводах, перед поступлением в распределительную сеть устанавливают собственники водопроводных систем (наружных и внутренних) по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора и (или) ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При проведении производственного контроля, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" количество проб воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения должно быть не менее 12 в год (ежемесячно).
Территориальный орган Роспотребнадзора вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:
а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды (п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой, горячей воды").
Для оценки влияния на здоровье населения количество проб воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения должно быть не менее 12 в год (ежемесячно) в каждой точке контроля, независимо от типа источника водоснабжения (поверхностный, подземный), включая результаты производственного контроля и надзора.
Роспотребнадзор осуществляет выборочный контроль за качеством питьевой воды, при этом места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор (письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 "О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды").
Организация и проведение мониторинга качества пищевых продуктов, как при проведении мероприятий по контролю, так и при производственном контроле осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза:
- ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна",
- ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции",
- ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей",
- ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию",
- ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания",
- ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции",
- ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции",
- ГН 1.2.3111-13 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)",
- а также в ряде случаев - Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.
При проведении мониторинга химической загрязненности пищевых продуктов определяется содержание в них тяжелых металлов, нитратов, пестицидов, микотоксинов, нитрозаминов и других контаминантов химической природы.
Отбор проб пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Перечнем стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 880) и других технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции, в том числе с использованием Унифицированных правил отбора проб сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и объектов окружающей среды для определения микроколичеств пестицидов от 21 августа 1979 N 2051-79.
Кроме того, следует учитывать положения Методических указаний МУ 2.3.7.2519-09 "Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население" в части рекомендаций относительно количества отбираемых образцов при проведении специальных исследований индивидуальной структуры питания населения региона. При проведении специальных исследований рекомендуемое количество исследуемых проб составляет при потреблении продукта:
- более 50 кг/год - не менее 30 проб;
- 10 - 49 кг/год - не менее 20 проб;
- 10 кг/год - не менее 10 проб.
Организация мониторинга показателей радиационной безопасности регламентирована:
- СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99);
- СП 2.6.1.799-99 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99);
- СП 2.6.1.1292-03 Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения,
- Методические указания "Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга" МУ 2.6.1.1868-04.
Требования к минимальному объёму контроля, выбору контрольных точек, расчёту массы отбираемых проб и периодичности контроля изложены в методических указаниях "Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга" МУ 2.6.1.1868-04.
Число контрольных точек на территории субъекта Российской Федерации должно обеспечивать представительность наблюдаемых радиационных параметров и достаточным для пространственной характеристики уровней содержания радиоактивных веществ (табл. 1).
Таблица 1
Требования к выбору контрольных точек и показателей
Фактор |
Количество точек |
Контролируемые показатели |
Почва |
1 |
137Cs, , 226Ra, 232Th, 40K |
Атмосферный воздух |
3 5 |
Суммарная b-активность, 137Cs, 90Sr, Гамма-излучения |
Жилые и общественные здания |
20 |
Изотопы радона, гамма-излучения |
Вода |
3 |
Суммарная а-активность, Суммарная b-активность, 137Cs, 90Sr, 226Ra, 238U, 234U |
Пищевые продукты: Молоко, мясо, рыба, хлеб, картофель, грибы, ягоды лесные |
3 |
цезий-137 и стронций-90 |
В каждой контрольной точке должно проводиться не менее 1 исследования в год.
Контролируемые показатели представлены в таблице 1,
Мониторинг показателей и данных о качестве воды в источниках централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения и зонах рекреации осуществляется в рамках формирования государственного водного реестра. Показатели и данные ежегодно передаются в Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 "О ведении государственного водного реестра", приказов Минприроды России от 27.08.2007 N 214 "Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр", от 27.11.2007 N 308 "Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для внесения в государственный водный реестр", приказов Роспотребнадзора от 21.07.2008 N 248 "Об утверждении состава сведений для внесения в государственный реестр", от 05.01.2013 N 812 "О сборе сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах за отчетный год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Министерства природных ресурсов РФ N 214 следует читать как "21.08.2007"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2016 г. N 01/870-16-32 "Законодательное и методическое обеспечение лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга"
Текст письма официально опубликован не был