1. Положения нормативного правового акта о преференциях не могут применяться в случае, если участником предоставлены недостоверные сведения о стране происхождения предлагаемого им к поставке товара.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку лекарственных средств.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, поскольку на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата, соответствующего требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки средств лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях, входящих в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) "21".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка лекарственных средств, а именно "Бупивакаин". Код ОКПД 2 - 21.20.10.231 "Анестетики".
На заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подана заявка с порядковым номером "5", в которой представлен товар, страной происхождения которого является Россия, в то время как Заявитель (победитель), а также участник закупки с порядковым номером "2" в заявках на участие в Аукционе представили лекарственный препарат "Бупивакаин", страной происхождения которых является Франция.
Учитывая положения Приказа N 155, Заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2018, в соответствии с которым предложение цены контракта Заявителя (победителя), а также предложение участника закупки с порядковым номером "2" АО "Р", занявшем второе место по результатам проведения Аукциона (далее - АО "Р"), снижены на 15 процентов от предложенных Заявителем, АО "Р" цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения Закона о лекарственных средствах предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения их эффективности, безопасности и качества.
Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, документация об Аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Кроме того, применение постановления Правительства Российской Федерации N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) невозможно без наличия информации, которая указывается в регистрационном удостоверении, в том числе информации о производителе лекарственного препарата.
На заседании Комиссии установлено, что подпунктами 1,2 пункта 37 документации об Аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно в соответствии с Приказом N 155, а также Постановлением N 1289.
Подпунктом 3 пункта 38 документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию, составу заявки, а именно: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Поставщиком предоставляется сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, регистрационное удостоверение. Поставщик отвечает за качество поставляемого товара в течение всего срока годности. Транспортировка и перемещение Товара, осуществляемая Поставщиком, должна обеспечивать сохранность его качества, эффективности и безопасности, исключать возможность контаминации микроорганизмами и другими веществами".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, являющиеся предметом закупки или информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В приложении N 2 к документации об Аукционе "Описание объекта закупки" установлены, в том числе следующие требования к лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Бупивакаин": "активное вещество: Бупивакаина гидрохлорид моногидрат для инъекций 5,28мг, соответствующий 5,0мг бупивакаина гидрохлорида; вспомогательные вещества: декстрозы моногидрат для инъекций 80,0 мг, что соответствует 72,7 мг декстрозы безводной, натрия гидроксид и/или хлористоводородная кислота для доведения pH до 4,0-6,0, вода для инъекций до 1 мл; гипербарический раствор: соответствие; Лекарственная форма: раствор для инъекций; Форма выпуска: ампула 4мл".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования "Бупивакаин", в том числе произведенных на территории России. Вместе с тем, представитель Заявителя представил сведения из Государственного реестра лекарственных средств, согласно которым на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата "Бупивакаин" с характеристиками, соответствующими Приложению N 2 к документации об Аукционе, в том числе, соответствующим требованиям в отношении вспомогательных веществ (декстрозы моногидрат), а также в отношении гипербарического раствора, в связи с чем заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наименования страны происхождения товара или предоставлением конкретных показателей, не соответствующих требованиям, установленным в Приложении N 2 к документации об Аукционе. Таким образом, в связи с тем, что заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, положения Приказа N 155 не применяются.
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером "5" (далее - Участник N 5), представленную Оператором электронной площадки, Комиссия установила, что первая часть заявки Участника N 5 содержит следующую информацию в отношении страны происхождения товара, а именно: "Россия", при этом сведения в отношении торгового наименования лекарственного средства отсутствуют. Вместе с тем, в составе второй части заявки Участника N 5 не приложена копия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, а также отсутствует информация о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Кроме того, Заказчик на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, в письменных возражениях не представил доказательств, подтверждающих, что заявка Участника N 5 соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также содержит сведения, позволяющие однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Бупивакаин" со страной происхождения "Россия".
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "Р".
Таким образом. Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Учитывая изложенное, Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "Р-Фарм".
Таким образом, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Решение и Предписание ФАС России от 13.02.2018 по делу N 18/44/99/63 являются законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2018 г. по делу N А40-43634/18-92-474)
2. Оператор электронной площадки не вправе требовать от организации, получающей аккредитацию, сведения не предусмотренные Законом о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при осуществлении аккредитации Заявителя на электронной площадке.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 61 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае не предоставления им документов и информации, указанных в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.
Частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в статье 61 Закона о контрактной системе - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
7) адрес электронной почты этого участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с главой 3 Закона о контрактной системе;
8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительным документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Закона о контрактной системе в срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона или отказать этому участнику в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 61 Закона о контрактной системе, а также направить ему уведомление о принятом решении.
Согласно части 6 статьи 61 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 8 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в аккредитации участника электронного аукциона на электронной площадке в иных случаях, за исключением указанных в части 6 статьи 61 Закона о контрактной системе случаев, не допускается.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителю отказано в аккредитации на сайте Оператора электронной площадки по следующему основанию: "Необходимо указать наименование вашей организации в поле "Наименование получателя в Расчетной организации".
На заседании Комиссии установлено, что 08.12.2017 Заявитель направил в адрес Оператора электронной площадки документы и сведения для получения аккредитации на сайте Оператора электронной площадки, предусмотренные частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе.
14.12.2017 Оператор электронной площадки отказал Заявителю в аккредитации на сайте Оператора электронной площадки на основании того, что Заявителем в заявке на аккредитацию в разделе "Наименование получателя в Расчетной организации" указана противоречивая информация.
Вместе с тем, частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимой для получения аккредитации, при этом предоставление сведений о наименовании получателя в расчетной организации Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки нарушают часть 8 статьи 61 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оператор электронной площадки, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "14.12.2017 Оператор электронной площадки отказал Обществу в аккредитации на сайте Оператора электронной площадки на основании того, что Заявителем жалобы в заявке на аккредитацию в разделе "Наименование получателя в Расчетной организации" указана противоречивая информация.
Вместе с тем, частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимой для получения аккредитации, при этом предоставление сведений о наименовании получателя в расчетной организации Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки нарушают часть 8 статьи 61 Закона о контрактной системе.
Положения части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе содержат исчерпывающий перечень документов и информации, которые участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки для получения аккредитации. При этом содержание такого заявления Законом не определено, в связи с чем оно может подаваться участником в произвольной форме.
При этом Общество при подаче заявления указало всю требуемую в соответствии с частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе информацию, включая свое наименование.
Такого же подхода придерживаются суды по аналогичным делам. В частности, Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2018 N 304-КГ18-4874 по делу N А27- 2769/2017; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 N Ф05-17122/2017 по делу N А40-51290/2017; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.12.2017 N Ф05-19402/2017 по делу N А40-40127/2017; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 N Ф05- 17712/2017 по делу N А40-34133/2017 и др.
Кроме того, довод Оператора электронной площадки о том, что форма заявления не регламентирована и что ФАС России по сути обязывает изменить форму заявления Оператора электронной площадки на аккредитацию участника закупки несостоятелен по следующим основаниям.
Форма заявления регламентирована в той мере, в которой Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов необходимых для получения аккредитации, при этом частью 8 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в аккредитации участника электронного аукциона на электронной площадке в иных случаях, за исключением указанных в части 6 статьи 61 Закона о контрактной системе случаев, не допускается.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в его действиях не содержится нарушения части 8 статьи 61 Закона о контрактной системе является необоснованным, не подтвержденным материалами настоящего дела.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемые решение и предписание являются законными, обоснованными, приняты в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными ".
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2018 г. по делу N А40-51592/18-122-598)
3. Заказчик не вправе изменить положения документации о закупке после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту конференц-зала на 8 этаже здания.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1367) в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе.
Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе в редакции от 12.01.2018 дата и время окончания срока подачи заявок - 29.01.2018 в 09:00.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 26.01.2018 Заказчиком подписаны изменения в извещение о проведении закупки и направлены на контроль согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, вместе с тем, в связи с проведением контроля Федерального Казначейства изменения извещения размещены в ЕИС 29.01.2018 в 10:45, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего изменения положений документации об Аукционе в ЕИС после окончания срока подачи заявок, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В свою очередь, ссылка заявителя на факт размещения им внесенных изменений на официальном сайте закупок 26.01.2018 в 18:42 является несостоятельной, поскольку упомянутая дата является датой только подписания заказчиком таких изменений, но не датой их опубликования на официальном сайте. Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства размещения изменений аукционной документации в ЕИС 26.01.2018.
Согласно п. 14 Порядка объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок размещению в информационной системе, размещаются в ней в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля в информационной системе. Данная норма свидетельствует о том, что направление информации на размещение в единой информационной системе и ее непосредственное размещение в ней не являются тождественными понятиями, а потому сам факт подписания заявителем изменений к документации и направление таких изменений на контроль и последующее размещение в единой информационной системе не свидетельствуют о том, что именно в эту дату такие изменения были размещены, вопреки утверждению заявителя об обратном.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, изменения в аукционную документацию были размещены Учреждением в единой информационной системе только 29.01.2018, то есть за пределами законодательно отведенного на то срока, что, в свою очередь, повлекло за собой остановку электронного аукциона, блокировку электронной площадкой денежных средств третьего лица, а также сокращение последующего срока на подачу заявок. Доводы заявителя об отсутствии вины юридического лица в данном случае, суд не принимает во внимание, поскольку, учреждение, являясь Заказчиком аукциона должно строго соблюдать все требования законодательства об осуществлении закупок.
Следовательно, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2018 г. по делу N А40- 56326/18-148-412)
4. В документации о закупке заказчик должен установить инструкцию по заполнению заявок.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию и благоустройству прилегающей территории административного здания.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2017 участнику закупки с порядковым номером "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, если в описании объекта закупки содержатся значения параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не ниже", "знак ">=", "не ранее") Участнику электронного аукциона необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные документацией об электронном аукционе. Согласно требованиям пп. 4 п. 10 Технического задания Участнику закупки нужно было указать прочность на сжатие цемента не менее 14,0 Мпа, Участник закупки указал: "16 МПа в возрасте 7 суток и 40 МПа в возрасте 28 суток", что не является конкретным показателем".
Инструкцией по заполнению первой части заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Если в описании объекта закупки содержатся значения параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не ниже", "знак ">", "не ранее") Участнику электронного аукциона необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные документацией об электронном аукционе (например, если в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм", то Участнику электронного аукциона необходимо указать значение, равное 100 мм, или любое значение, превышающее установленное документацией об электронном аукционе)".
Подпунктом 4 пункта 10 "Требования к материалам" Технической части документации об Аукционе, установлены следующие требования к товару "Цемент": "Класс прочности: 32,5 Н; Конец схватывания: Не более 7 суток: Равномерность изменения объема (расширение): Не более 10 мм; Тип: III; Прочность на сжатие: Не менее 14.0 Мпа".
Согласно заявке Заявителя, представленной представителем Заказчика на заседании Комиссии, в отношении товара "Цемент" представлены, в том числе следующие сведения: "Класс прочности: 32Н; Конец схватывания: 7 суток: Равномерность изменения объема (расширение): 10мм; Тип: III; Прочность на сжатие: 16 Мпа в возрасте 7 суток и 40 Мпа в возрасте 28 суток".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя отклонена в связи с тем, что Заявителем не представлен конкретный показатель по характеристике "прочность на сжатие" товара "Цемент", поскольку Заявителем предложен показатель, который не требуется Заказчику.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем представлено конкретное значение в отношении характеристики "прочность на сжатие" товара "Цемент", а именно: "Прочность на сжатие: 16 Мпа в возрасте 7 суток", при этом положения Закона о контрактной системе не устанавливают запрет на указание участниками закупки дополнительных характеристик товаров, используемых при оказании услуг, в составе первой части заявки.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ряде позиций пункта 10 "Требования к материалам" Технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 2 "Противогололедный материал": "Влажность: Не более 5%; Показатель активности водородных ионов от 5,0 до 9,0 единиц", по позиции 3 "Песок": "Модуль крупности: от 1,0 до 3,0 мм; Плотность зерен: от 1 до 3 г/см3; Содержание глины в комках: Не более 0,75%; Содержание пылевидных и глинистых частиц: Не более 10%", по позиции 4 "Цемент": "Конец схватывания: Не более 7 суток; Равномерность изменения объема (расширение): Не более 10 мм; Прочность на сжатие Не менее 14,0 Мпа", по позиции 5 "Краска масляная": "Массовая доля пленкообразующего вещества: Не менее 20%; Массовая доля летучего вещества Не менее 20%; Время высыхания при температуре 20 °С:Не более 24 часов" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не установлен запрет о предоставлении дополнительных сведений в составе первой части заявки, а также сведений, не противоречащих Технической части документации об Аукционе, а также то, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, а также то, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, согласился с выводами комиссии ФАС России и оставил решение и предписание в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2018 г. по делу N А40-57180/18-93-604)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.