В представительстве иностранного банка в г. Москве работают два гражданина, которые уплачивают подоходный налог. Налоговые органы провели камеральную проверку. Налоговый орган запросил штатное расписание банка за 2021 год. Из Республики Казахстан поступил ответ, в котором говорится, что налоговый орган согласно иностранному законодательству не имеет права требовать штатное расписание. Нужно подготовить ответ в Республику Казахстан со ссылкой на нормативное законодательство, чтобы предоставить налоговому органу нужные данные.
Каким документом руководствоваться налоговому органу в случае требования представить штатное расписание?
На основании п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По общему правилу, установленному в п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Следовательно, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.
Аналогичные разъяснения дают и официальные органы (смотрите письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668, от 11.01.2013 N 03-07-08/02, от 25.07.2012 N 03-02-08/65, письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ (п. 7.7), от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (подп. 6 п. 2.8), от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 1, 3)).
Соответствующая позиция относительно толкования положений ст. 88 НК РФ изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 и поддерживается арбитражными судами (смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2014 N Ф04-7364/14, ФАС Центрального округа от 30.07.2012 N Ф10-2186/12 и от 21.10.2010 по делу N А64-890/2010, ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16578-10 и от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10).
Соответственно, ст. 88 НК РФ налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных налоговых проверок дополнительно требовать у налогоплательщика представить пояснения, а также истребовать в установленном порядке документы в определенных случаях. Более подробно ознакомиться с ними можно в материале: Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок.
Также отметим, что согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и/или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и/или бухгалтерского учета и/или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, как следует из приведенной нормы, представление первичных документов и регистров учета в этом случае является правом, а не обязанностью проверяемого. Приводя эту норму, ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 3) сообщила следующее: Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Минфин России (письмо от 25.07.2012 N 03-02-08/65) в дополнение к этому проинформировал, что обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ.
Также отметим, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).
Таким образом, затребовать у налогоплательщика первичные документы при проведении камеральной проверки ИФНС вправе, только если в налоговой декларации были обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами пп. 6, 7, 8-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ.
В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика первичных учетных документов нет. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ (как уже было отмечено выше), согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Энциклопедия решений. Сроки истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Представление налогоплательщиком пояснений при проведении камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Требование налогового органа о представлении документов (информации);
- Энциклопедия решений. Сроки представления истребуемых налоговым органом документов;
- Вопрос: Организация получила требование о предоставлении пояснений в соответствии со ст. 88 НК РФ по форме 6-НДФЛ за 1 квартал, 6 месяцев 2020 года. В требовании ФНС не указывает, какие ошибки или противоречия выявлены камеральной проверкой, и просит представить копии всех трудовых договоров, договоров ГПХ, штатное расписание, табели учета рабочего времени за 1 квартал, 2 квартал 2020 года. Правомерно ли требование? Как ответить на такое требование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Ответ прошел контроль качества
22 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"