Акционерное общество ежегодно на годовом общем собрании акционеров избирает новые составы совета директоров и ревизионной комиссии. Гражданско-правовые договоры с ними не заключаются, вознаграждение в последние несколько лет не выплачивается, страховые взносы не начисляются. Получить номера СНИЛС всех участников совета директоров и ревизионной комиссии не представляется возможным.
Нужно ли АО оформлять и подавать формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в отношении участников в течение всего периода выполнения ими своих функций с момента вступления в силу решения общего собрания акционеров, утвердившего состав совета директоров и ревизионной комиссии?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сведения о членах совета директоров и ревизионной комиссии следует включать в формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ независимо от того, выплачивается вознаграждение или нет.
Обоснование позиции:
СЗВ-М
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, предоставляет в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг), предусмотренные данной статьей, по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах"*(1) (далее - СЗВ-М).
В форме СЗВ-М указываются данные, в частности, о работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры и гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из положений ст. 1 Закона N 27-ФЗ, подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей - участников отношений обязательного пенсионного страхования относятся российские организации, производящие выплаты застрахованным физическим лицам, а к числу последних относятся в том числе граждане РФ, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (ст. 1 Закона N 27-ФЗ, п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
В определении КС РФ от 06.06.2016 N 1170-О было разъяснено, что отношения с участием членов совета директоров и ревизионной комиссии в полной мере подпадают под предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Эта норма прямо включает в предмет гражданско-правового регулирования отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции. По существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. Такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров. Таким образом, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Мнение КС РФ должно учитываться всеми судебными органами и проверяющими (смотрите также п. 6 решения КС РФ от 10.11.2016, определение КС РФ от 06.06.2016 N 1169-О).
В связи с этим общество (как акционерное, так и общество с ограниченной ответственностью) в силу ст. 1 Закона N 27-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ является страхователем по отношению к членам совета директоров и ревизионной комиссии и обязано представлять сведения о них по форме СЗВ-М в ПФР, а выплаты вознаграждений им облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг (письма Минфина России от 04.09.2017 N 03-15-06/56601, от 09.06.2017 N 03-15-06/36344, от 09.06.2017 N 03-15-06/36349, от 13.02.2017 N 03-15-06/7788, N 03-15-06/7792, N 03-15-06/7794, от 27.02.17 N 03-15-06/10897, N 03-15-06/10916 и N 03-15-06/10836)).
При этом следует учитывать, что в случае осуществления членами совета директоров и ревизионной комиссии своих полномочий отчетность по форме СЗВ-М на них должна представляться вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период (месяц) в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов (письмо ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Но заметим, что существует письмо Минтруда России от 11.04.2016 N 17-3/В-147, в котором была обоснована следующая позиция: "...поскольку вознаграждения членам совета директоров, членам ревизионной комиссии АО производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то на основании положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами". Те же выводы были представлены в письмах Минтруда России от 26.02.2016 N 17-4/ООГ-318, Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 1145-19. Специалисты рекомендуют следующее: "с практической точки зрения компании стоит сослаться на письма Минтруда России как на основания для отмены пеней и штрафа" (Сведения о членах совета директоров указывают в СЗВ-М (С. Разгулин, журнал "Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2016 г.)).
Ссылка на эти письма была сделана страхователем в постановлении Одиннадцатого ААС от 23.01.2019 N 11АП-20672/18. Суд указал, что тот факт, что заявитель при выплате указанных вознаграждений руководствовался разъяснениями Минздравсоцразвития РФ, Минтруда РФ, учтен Управлением ПФР при вынесении оспариваемого решения, поскольку в нем не было произведено начисление штрафных санкций и пеней.
На сайте ПФР по ссылке http://www.pfrf.ru/branches/spb/info/~voprosotvet/3324 размещены ответы на вопросы, связанные с представлением формы СЗВ-М, где, в частности, указано, что для решения вопроса о представлении либо непредставлении на конкретное застрахованное лицо ежемесячной отчетности необходимо исходить из следующего:
1) какой договор заключен между работодателем и застрахованным лицом (вид договора);
2) действовал ли данный договор в отчетном периоде - месяце (сведения по форме СЗВ-М подлежат представлению, если в отчетном периоде соответствующий договор действовал как минимум один день);
3) не имеет значения, производились ли в отчетном периоде начисление и выплата заработной платы (вознаграждения) по данному договору и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Члены совета директоров начинают исполнять полномочия, предусмотренные ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), с момента их избрания до проведения следующего годового общего собрания акционеров (ст. 66 Закона N 208-ФЗ) (постановление Седьмого ААС от 21.02.2012 N 07АП-10388/11). Соответственно, в течение указанного периода организация обязана составлять форму СЗВ-М на членов совета директоров и ревизионной комиссии.
Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных в том числе п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), организация оплачивает штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Срок исковой давности в общем случае составляет три года: страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности) (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из вопроса, организация не представляла на указанных лиц ежемесячные сведения. В таком случае следует предоставить в территориальный орган ПФР дополняющие формы СЗВ-М (ст. 15 Закона N 27-ФЗ), включив в них только сведения о членах совета директоров и ревизионной комиссии, которые не были указаны в первоначальных отчетах. Если организация сдаст дополняющую СЗВ-М за пределами установленного срока, но до того, как ошибку заметит ПФР, оснований для штрафа нет (определение ВС РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702). При этом ПФР в письме от 28.03.2018 N 19-19/5602 указывает, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо. Как мы видим, вопрос начисления санкций остается спорным. Любая санкция применяется судами с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, поэтому в случае судебных споров с ПФР исход дела неочевиден.
Большинство судов придерживается следующей позиции: в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не возникает (постановления Восьмого ААС от 21.05.2021 N 08АП-3728/21, Седьмого ААС от 25.02.2021 N 07АП-12301/20, АС Поволжского округа от 18.01.2018 N Ф06-28615/17, Восемнадцатого ААС от 23.01.2018 N 18АП-16216/17). О возможности применения такого подхода относительно представления сведений по форме СЗВ-М свидетельствует также информация, размещенная на официальном сайте ПФР по адресу: http://www.pfrf.ru/branches/vologda/news~2016/08/03/117485, еще в 2016 году. Дополнительно отметим, что в соответствии со ст. 15.33.2 КоАП предусмотрена ответственность должностных лиц за непредоставление или предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
СЗВ-СТАЖ
В территориальный орган ПФР также необходимо представлять сведения о страховом стаже застрахованных лиц (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом) (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). Форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" утверждена постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п.
Как установлено п. 1.5 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)"... (далее - Порядок заполнения), форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях (в том числе с которым заключены трудовые договоры) или заключивших с ним гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Как мы отметили выше, отношения организации с членами совета директоров и ревизионной комиссии необходимо рассматривать как взаимоотношения по гражданско-правовому договору. При этом общество является страхователем, поэтому в форму СЗВ-СТАЖ необходимо включить сведения о рассматриваемых лицах. Так как членам совета директоров и ревизионной комиссии не выплачивались вознаграждения, то в графе 11 необходимо указать код "НЕОПЛДОГ" (2.3.5 Порядка заполнения).
Отсутствие сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
В случае отсутствия сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС)*(2) ПФР и налоговые органы позволяют страхователю:
- либо проверить онлайн достоверность данных сотрудника (https://pfr.gov.ru/branches/orel/news/~2020/04/15/203737, https://www.nalog.gov.ru/rn29/ifns/imns29_31/6970941/);
- либо оформить СНИЛС для сотрудника в случае отсутствия у него данного номера (https://pfr.gov.ru/branches/spb/news/~2020/04/10/203473).
В связи с этим рекомендуем осуществить процедуру официального запроса недостающих данных непосредственно у самих физических лиц (членов совета директоров и ревизионной комиссии). Целесообразность предоставления персональных данных в пользу Пенсионного фонда РФ можно обосновать, сославшись на подп. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.08.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно этой норме на страхователях (в данном случае - АО) лежит обязанность представлять страховщику и (или) налоговому органу сведения (в данном случае - Пенсионному фонду РФ), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в частности, трудового стажа. Сами члены совета директоров и ревизионной комиссии считаются застрахованными лицами по смыслу вышеназванного ФЗ.
Как уже упоминалось выше, в случае непредоставления необходимых данных физическими лицами организация может самостоятельно запросить у соответствующего органа ПФР оформить новый СНИЛС, при этом не исключены случаи выдачи второго СНИЛС лицу, у которого уже есть данный документ (смотрите Вопрос: Выдача нового СНИЛС с новым номером лицу, у которого уже имеется СНИЛС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)). В таком случае физическое лицо самостоятельно будет решать с ПФР ситуацию наличия нескольких СНИЛС, но обязанность организации по представлению отчетности по застрахованным лицам будет исполнена.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Вознаграждения членам Совета директоров ООО;
- Энциклопедия решений. Лица, в отношении которых представляются сведения по форме СЗВ-М;
- Энциклопедия решений. Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ);
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ);
- Энциклопедия решений. Учет вознаграждений членам совета директоров;
- Вопрос: Налоги, взносы и персотчетность при выплате вознаграждения председателю совета директоров АО (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);
- Опоздали с подачей СЗВ-М при наличии в штате пенсионера - будьте готовы возместить ущерб (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2021 г.);
- Вопрос: Решением единственного акционера избран Совет директоров с 16.05.2017. Вознаграждения выплачивались по решению в июле и ноябре 2017 года. Сведения о членах совета директоров не включались организацией в форму СЗВ-М. Члены совета директоров являются гражданами РФ. Нужно ли показывать членов совета директоров в СЗВ-М и годовом СЗВ-СТАЖ? Если указывать СЗВ-СТАЖ, то какой период указывать: с момента избрания или период проведения совета директоров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
12 августа 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указанная форма утверждена постановлением Правления ПФР от 15.04.2021 N 103п и вступила в силу с 30 мая 2021 г, ранее применялась форма СЗВ-М, утвержденная постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п. Смотрите информацию Отделения ПФР по Ярославской области от 26.05.2021 "О новой форме СЗВ-М". Поскольку Закон N 27-ФЗ не содержит норм о применении тех форм отчетности, которые действовали в корректируемом периоде, мы полагаем, что для заполнения после 30.05.2021 дополняющих сведений (п. 13 Порядка) за более ранние периоды следует использовать "свежую" форму СЗВ-М. Уточнить правильность такого подхода рекомендуем в ПФР.
*(2) С 01.04.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в результате чего вместо выдачи СНИЛС физических лиц будут информировать о регистрации в системе ПУ путем уведомления, в том числе в электронной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.