Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 1 июля 1998 г. N 30-14/19490 "О проверке акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству"

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 1 июля 1998 г. N 30-14/19490
"О проверке акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству"


Государственная налоговая инспекция по г.Москве согласно пункта 20 плана работы Государственной налоговой инспекции по г.Москве на 1998 год (п.24 Национального плана проверок ГНС РФ) направляет Программу проверки акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

Обобщенная информация о результатах проверок, а также о принятых мерах представляется в Окружные налоговые управления к 18 августа 1998 года, а Окружными управлениями 25 августа 1998 года в Управление методологии налогообложения юридических лиц (комната N 432).

Приложение: на 8 листах - Программа проверки акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству.


Заместитель начальника инспекции
государственный советник
налоговой службы III ранга

М.Ю.Алексеев


Приложение
к Письму Госналогинспекции по г. Москве
от 1 июля 1998 г. N 30-14/19490


Программа
проверки акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству


При проверке акционерных обществ следует руководствоваться следующими законодательными актами и нормативными документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

- Федеральным законом Российской Федерации от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (статья 10);

- Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (статья 12);

- Законом Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (статья 5, пункт 1);

- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, статья 102, пункты 1,3);

- Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (пункт 8);

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 названный Указ признан утратившим силу


- Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 (раздел IV, статья 4, пункт 4.2; статья 5, пункты 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7; статья 6, подпункт 5, пункты 6.5, 6.6);

- Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 (пункт 4.1);

- Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (пункты 2.6., 2.7., 2.12. раздела 2);

- Указом Президента Российской Федерации от 10.06.94 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (пункты 5, 7);

- Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государств как собственника и акционера" (пункт 4, абзац первый; пункт 10);

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 признан утратившим силу


- Указом Президента Российской Федерации от 16.04.98 N 396 "О признании утратившими силу указов Президента Российской Федерации, касающихся льгот на использование дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N 641 "О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов" (пункт 3 Приложения);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.97 N 989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и заключении договоров доверительного управления этими акциями" (в редакции от 17.04.98 N 396; пункты 5, 6);

- постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.97 N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (пункты 1, 2);

ГАРАНТ:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18, 20 ноября 2003 г. N 19/20 постановление от 2 апреля 1997 г. N 4/8 признано утратившим силу


- Инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей";

- письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы" (зарегистрировано в Минюсте России 23.12.93 N 441), в соответствующий бюджет, передачи копий платежных поручений фондами или комитетам по управлению имуществом, контроля за перечислением дивидендов и порядка зачисления их в бюджет;

- письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.94 N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству" (зарегистрировано в Минюсте России 02.09.94 N 679);


При проверке акционерных обществ необходимо иметь в виду, что с введением в действие Федерального закона Российской Федерации от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом акционерного общества или решением общего годового собрания акционеров, которое согласно этого закона может проводиться в период с марта по июнь (включительно) года, следующего за отчетным.

Пунктом 5 статьи 1 указанного Закона установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий, действующими вплоть до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации.

Однако, Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместном постановлении от 02.04.97 N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" разъяснили, что поскольку Федеральный закон "Об акционерных обществах" относит к специальному правовому регулированию лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, названных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 1 Закона, во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, в том числе содержащихся в нем норм, устанавливающих гарантии и способы защиты прав акционеров, определяющих порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров.

ГАРАНТ:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18, 20 ноября 2003 г. N 19/20 постановление от 2 апреля 1997 г. N 4/8 признано утратившим силу


Таким образом, сроки и порядок проведения годового общего собрания акционеров, порядок принятия решения о выплате дивидендов не являются особенностями правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Сроки выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ определяются в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 105 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" со дня опубликования 30 марта 1998 г. (Собрание Законодательства РФ от 30.03.98, N 13, ст.1464) отменяется в 1998 году льготный порядок распределения дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, установленный для отдельных предприятий и организаций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Льготный порядок распределения дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, отменяется при распределении дивидендов по итогам 1997 финансового года.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.04.98 N 396 "О признании утратившими силу указов Президента Российской Федерации, касающихся льгот на использование дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности" (опубликован в Собрании Законодательства РФ от 20.04.98, N 16, ст.1832) признаны утратившими силу:

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 12 октября 1992 г. N 1190 "Об особенностях приватизации производственного объединения "Волжский автомобильный завод";

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества";

абзац третий пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий";

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения";

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1484 "Об особенностях приватизации производственного объединения "ГАЗ";

абзац шестой пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 446 "Об особенностях приватизации предприятий, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по атомной энергии, и управления ими в условиях развития рыночной экономики";

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 1993 г. N 1017 "Об особенностях акционирования и приватизации Российского государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов "Норильский никель";

пункт 6.2 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535, в части, касающейся акций, находящихся в федеральной собственности;

Кроме того, не применяется льготный порядок распределения дивидендов, установленный следующими законодательными и нормативными правовыми актами:

девятый абзац статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О реализации в транспортном строительстве промышленной политики при приватизации государственных предприятий";

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 31 "О Федеральном фонде развития электронной техники";

пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 802 "Об образовании открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная компания";

абзац четвертый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 754 "Вопросы государственного фонда конверсии".

1. Проверку полноты и своевременности перечисления в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности следует начинать с ознакомления с учредительными документами акционерного общества (Устав и др.) и в первую очередь с реестром акционеров, в котором должно быть указано количество акций, принадлежащих каждому из них. Необходимо также определить, кто является держателем пакета акций, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

При наличии в собственности государства обыкновенных акций следует проверить протокол годового общего собрания акционеров, в котором может быть определен размер дивиденда, приходящегося на одну обыкновенную акцию.

В Уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения.

2. Предварительно следует проверить правильность и обоснованность отражения акционерным обществом в его бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия, а также доходов от внереализационных операций, т.е. проверить, правильно ли сформулирована валовая прибыль. В случае выявления факта занижения прибыли дивиденды по акциям, принадлежащим государству, дополнительно не начисляются.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом последующих изменений и дополнений), а также согласно п.1.8 Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, и п.36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, заниженная прибыль отражается в следующей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

3. Дивиденды выплачиваются по акциям, приобретенным не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. Начисление дивидендов в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75/2 "расчеты по выплате доходов".

Выплата начисленных сумм дивидендов по акциям отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Суммы дивидендов, подлежащие перечислению в бюджет учитываются по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75/2 "расчеты по выплате доходов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

Перечисление дивидендов в бюджет отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет"

Дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета на код 20102 "Дивиденды по акциям, принадлежащим государству" Бюджетный классификации Российской Федерации в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.94 N 177 "О бюджетной классификации Российской Федерации", либо на раздел 12 "Прочие налоги, сборы и другие поступления", параграф 54 "Дивиденды по акциям, принадлежащим государству" Классификации доходов и расходов бюджетов Российской Федерации в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 89 "О внесении изменений и дополнений в Классификацию доходов и расходов бюджетов Российской Федерации".

4. Необходимо выяснить, соответствуют ли порядок и сроки перечисления акционерными обществами дивидендов в соответствующие бюджеты, вышеизложенному порядку.

В случае нарушения сроков перечисления акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не внесенная в бюджет сумма считается недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 0,05 процента в соответствии с п.11 инструкции Минфина России от 12.06.81 N 121, изданной на основании п.37 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.81 N 3820-Х, а также п.1 приложения 2 к инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей".

Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" дивиденды по акциям, принадлежащим государству, относятся к неналоговым доходам, их поступление в бюджет не регулируется налоговым законодательством и налоговым органам не предоставлено право в бесспорном порядке взыскать с акционерных обществ невнесенные в бюджет дивиденды.

Доля акций, принадлежащих государству, является вкладом государства в уставный капитал акционерного общества, а согласно статье 94 (п.3) Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по вкладам государства права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы.

Статьей 10 (п.3) Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" установлено, что специализированное учреждение в пределах своей компетенции осуществляют меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых специализированное учреждение от имени Российской Федерации осуществляет полномочия акционера (участника), а статьей 30 (п.2) продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Таким образом, при наличии у акционерного общества задолженности по уплате в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, госналогинспекциям следует направлять комитетам по управлению имуществом или фондам имущества (как держателям государственной доли акций) материалы проверок для взыскания с акционерного общества задолженности по дивидендам в судебном порядке.

5. Необходимо также проверить, чтобы сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями), была уменьшена на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части обложена налогом у источника выплаты этих доходов.

Начисление налога на дивиденды отражается проводкой: Д-т счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75/2 "Расчеты по выплате доходов", К-т счета 68 "расчеты с бюджетом".

Уплата налога оформляется проводкой: Д-т счета 68 "Расчеты с бюджетом", К-т счета 51 "Расчетный счет".


Проверки проводятся по итогам финансового 1997 года. По результатам каждой проверки составляется акт документальной проверки, а в случае отсутствия нарушений составляется справка. В целях реализации материалов проверки госналогинспекция принимает решение о взыскании доначисленных сумм с учетом финансовых санкций, которое направляется плательщику.

Обобщенную информацию о результатах проведенных проверок с указанием конкретных нарушений и недостатков следует представить в Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов и доходов от приватизации в произвольной форме. Необходимо отметить выявленные в ходе проверок недостатки и нарушения. Информация должна содержать следующие данные:

1. Произведено проверок в ... акционерных обществах;

из них, количество АО, у которых

выявлены нарушения ...акционерных обществ;


2. Сумма дивидендов,

начисленных акционерным обществом

        в бюджеты всех уровней - всего              ...тыс. рублей;
        в т.ч. в федеральный бюджет                 ...тыс. рублей;
        из них, в результате отмены льгот           ...тыс. рублей;

3. Сумма дивидендов,

        перечисленных в бюджеты - всего             ...тыс. рублей;
        в т.ч. в федеральный бюджет                 ...тыс. рублей;
        из них, в результате отмены льгот           ...тыс. рублей;

4. По результатам проверок

доначислено платежей в бюджеты

        (без учета пени)   - всего                  ...тыс. рублей;
        в т.ч. в федеральный бюджет                 ...тыс. рублей;

     5. Сумма начисленных пени - всего              ...тыс. рублей;
        в т.ч. в федеральный бюджет                 ...тыс. рублей;

Кроме того, необходимо привести следующие данные:


     1. Количество акционерных обществ
на территории субъекта РФ, имеющих
акции, находящиеся в федеральной
собственности, (по данным органов
приватизации по состоянию на дату
составления списка акционеров, имеющих
право на участие в общем собрании
акционеров) всего   акционерных
обществ;

из них:


     - количество АО, получивших убыток
по итогам отчетного финансового года              акционерных обществ;

     - имеющие прибыль, недостаточную
для начисления дивидендов                         акционерных обществ;

     - количество АО нарушивших сроки
проведения общего годового собрания
акционеров (ст.47 Закона)                         акционерных обществ.

Контактный телефон: 200 00 42


Начальник Управления
государственных целевых бюджетных
и внебюджетных социальных фондов
и доходов от приватизации

Л.В.Милославская



Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 1 июля 1998 г. N 30-14/19490 "О проверке акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.