Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Учет земельных участков, полученных на праве постоянного (бессрочного) пользования (для бюджетной сферы)

Учет земельных участков, полученных на праве постоянного (бессрочного) пользования (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).

Действующие в настоящее время правила бухгалтерского учета предусматривают учет таких активов на балансе организаций госсектора. Ранее, с 1 января 2011 года и до перехода на учет согласно требованиям Инструкции N 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н, земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (письма Минфина России от 21.10.2011 N 02-06-07/4680, от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет земельных участков, предоставленных организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, на счете 103 00 "Непроизведенные активы" (п. 70 Инструкции N 157н). При этом должны выполняться следующие условия:

1) за организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (п.п. 36, 70, абзац 2 п. 71 Инструкции N 157н);

2) участки используются в процессе деятельности организации (п. 70 Инструкции N 157н).

У субъекта учета может отсутствовать документ, подтверждающий закрепление используемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - учреждение может использовать его на каких-либо иных основаниях (например, арендовать). В этом случае земельный участок не подлежит отражению в балансовом учете. Его учет по-прежнему должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-05-10/23911).


Учет при поступлении

Поступление земельных участков (в т.ч. расположенных под объектами недвижимости) в распоряжение субъекта учета, а также их постановка на балансовый учет в связи с исправлением ошибок отражается по кадастровой стоимости с применением корреспонденций, приведенных в Таблице 1.

Таблица 1


В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном (автономном) учреждении

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 180

КРБ 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 180

4 103 11 330

(4 103 11 000)

4 401 10 180

Основание: п. 16 Инструкции N 162н

Основание: п. 38 Инструкции N 162н

Основание: п. 20 Инструкции N 174н, п. 20 Инструкции N 183н


Затраты на выкуп земельных участков учитывают на счете 0 106 13 000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения". После оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельные участки отражаются на счете 0 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения" в сумме фактических вложений. Затем их балансовая стоимость приводится в соответствие с кадастровой стоимостью с использованием проводок (письмо Минфина России от 05.02.2016 N 02-06-10/5988):

Дебет 0 103 11 330 Кредит 0 401 10 180 (при превышении кадастровой стоимости над суммой вложений);

Дебет 0 103 11 330 Кредит 0 401 10 180 способом "Красное сторно" (при превышении суммы вложений над кадастровой стоимостью).

При поступлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования в организациях госсектора может оформляться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (см. Приложение N 5 к Приказу N 52н).

Операции по постановке на балансовый учет земельных участков в связи с исправлением ошибок оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) и учитываются обособленно. Для этого согласно учетной политике в рамках третьего разряда кода КОСГУ в счете 0 401 10 180 может использоваться специальный индекс - например, может применяться аналитический счет 0 401 10 189 (подраздел 2 "Особенности применения КОСГУ" раздела V Указаний N 65н).


Коды бюджетной классификации при постановке на учет земельных участков применяются организациями госсектора в порядке, приведенном в Таблице 2.

Таблица 2


Код бюджетной классификации

(1-17 разряды номера счета)

Примечание

Основание

КРБ - ХХ ХХ 00 0 00 00000 000

ХХ ХХ - соответствующий код раздела, подраздела по классификации расходов бюджетов

абз. 6 п. 2 Инструкции N 162н

КДБ - 1 17 ХХХХХ ХХ 0000 180

ХХХХХ ХХ - соответствующий код статьи, подстатьи, элемента по классификации доходов бюджетов. Получателями средств федерального бюджета при принятии к учету НФА по результатам инвентаризации в 4 - 10 разрядах счета 1 401 10 180 отражаются нули

пп. "б" п. 1.2.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120


Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции N 157н). В качестве инвентарного номера может использоваться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").


Учет во время использования

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу N 52н).

На что обратить внимание при организации учета земельных участков?

1. На земельные участки, учтенные в балансовом учете, как и на другие виды нефинансовых активов, распространяются требования п.п. 33, 381, 383 Инструкции N 157н. Например, в органе управления имуществом казны переданные в аренду участки должны одновременно отражаться:

- на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну";

- на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)".

2. Органы управления имуществом казны не должны учитывать земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 141 Инструкции N 157н, п. 2.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918), на следующих счетах:

счет 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну";

забалансовый счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".

Дело в том, что после закрепления за учреждениями земельные участки выбывают из состава имущества казны. Кроме того, действующая методология бухгалтерского учета просто не предусматривает возможность учета одних и тех же нефинансовых активов на балансе двух субъектов учета.

3. На счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" подлежит учету балансовая стоимость имущества, которым согласно действующему законодательству бюджетное (автономное) учреждение может распоряжаться только по согласованию с собственником и которым не отвечает по своим обязательствам (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ; п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, стоимость закрепленных за учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков должна учитываться при формировании показателей счетов:

- 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем" в бюджетных и автономных учреждениях (пп. "б" п. 2.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, письмо Минфина России от 08.11.2016 N 02-06-10/65148);

1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" в органах, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений (пп. "б" п. 3.1.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, п. 3.9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824). При формировании (корректировке) размера участия учредителем, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, показатели финансового результата текущего года по номеру счета 1 401 10 172 формируются с указанием в 1 - 17 разрядах группировочного (не детализированного) кода бюджетной классификации доходов 000 111 09000 00 0000 120 "Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" (пп. "а" п. 1.2.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

4. У получателей средств федерального бюджета показатели финансового результата текущего года при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, формируются по номеру счета 1 401 10 180 "Прочие доходы" с указанием в 1 - 17 разрядах группировочного (не детализированного) кода бюджетной классификации доходов с указанием подгруппы видов доходов 117 "Прочие неналоговые доходы" (пп. "б" п. 1.2.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

5. По земельным участкам, как и по иным объектам непроизведенных активов, амортизация не начисляется.


Учет выбытия

Выбытие земельных участков отражается в бухгалтерском учете на основании документов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном ст.ст. 45, 53, 54 Земельного кодекса РФ. Стоимость выбывающих земельных участков при их передаче в состав казны может списываться в дебет счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" (п. 17 Инструкции N 162н, п. 22 Инструкции N 174н, п. 22 Инструкции N 183н)*(1).

При выбытии земельных участков в организациях госсектора может оформляться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (см. Приложение N 5 к Приказу N 52н).


______________________________

*(1) В казенном учреждении корреспонденция применяется при условии, что движение объектов осуществляется между организациями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета (п. 17 Инструкции N 162н). Дополнительно см. письмо Минфина России от 15.02.2016 N 02-06-10/7917


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на август 2021 года.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Сотрудники направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Объединенная редакция "Бюджетная сфера":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Департамент бюджетной методологии:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт


Направление "Бюджетная сфера" компании "Гарант" - центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.

2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.

3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.

4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании "Гарант", включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.

5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.

6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.

7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.

8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.

9. Разработка программ повышения квалификации.

10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне ("Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений"; "Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита", "Модели налогового учета в учреждениях высшего образования", "Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета", "Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах" и др.).

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.