Энциклопедия решений. Сведения о среднесписочной численности работников для целей налогового контроля

Сведения о среднесписочной численности работников

Обязанность представления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников установлена п. 3 ст. 80 НК РФ.


Событие, в связи с которым представляются сведения

Срок представления

Дата, на которую представляются сведения

Кто представляет

Окончание календарного года

Не позднее 20 января текущего года (года, следующего за прошедшим календарным годом)

На 1 января текущего года (за предшествующий календарный год)


Сведения за 2016 год представляются по состоянию на 1 января 2017 года


1. Организации, как при наличии наемных работников, так и при их отсутствии. Освобождение организаций, не имеющих работников, от представления в налоговый орган в установленный срок указанных сведений, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390)


2. Индивидуальные предприниматели только в случае привлечения наемных работников в течение соответствующего года*(1)

Создание организации

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)*(2)

На 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) (письмо Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-08/65770)


Пример Организация была создана в январе 2017 года. Сведения должны быть представлены по состоянию на 1 февраля 2017 года

Вновь созданные организации (в т.ч. в результате реорганизации)

Реорганизация

Внимание

Сведения не представляются:

- лицами, которые не признаются индивидуальными предпринимателями (например, нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет) (письмо Минфина России от 27.03.2013 N 03-02-08/23);

- вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. НК РФ не предусматривает обязанности представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников не позднее 20-го числа месяца, следующим за месяцем, в котором физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (письмо Минфина России от 19.07.2013 N 03-02-08/28369).

Среднесписочная численность работников является очень важным показателем для целей налогового контроля. В частности, численность работников влияет на:

1) форму представления отчетности. Так, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, плательщик страховых взносов обязан представлять Расчет по страховым взносам только в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Если среднесписочная численность за предшествующий календарный год превысит 100 человек, то все виды налоговой отчетности должны представляться только в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ);

2) право применения специальных режимов налогообложения (например, УСН и ЕНВД);

3) порядок исчисления налогов (например, показатель среднесписочной численности необходим для определения налоговой базы по налогу на прибыль при наличии в составе организации обособленных подразделений).

Сведения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Такие сведения определяются в целом по организации, включая обособленные подразделения (см. письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-02-07/1-38).

С 01.06.2016 сведения о среднесписочной численности перестали быть налоговой тайной и подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России ежегодно 25 июля (пп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 приказа ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@). Первое размещение ожидается 25.07.2017 (п. 7 Приказа).

Форма "Сведения о среднесписочной численности за прошедший календарный год" (код формы по КНД 1180011) утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174. Рекомендации по порядку ее заполнения содержатся в письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ (далее - Рекомендации).

Внимание

Рекомендации ссылаются на Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденный постановлением Росстата от 09.10.2006 N 56. Однако данный Порядок последний раз распространялся на отчетность за 2007 год.

В связи с этим, заполняя Сведения о среднесписочной численности за соответствующий период, необходимо руководствоваться теми же Рекомендациями и тем Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения, который будет действовать на момент формирования указанных Сведений.

С 01.01.2017 при расчете среднесписочной численности необходимо руководствоваться п.п. 78-81 Указаний по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 N 498 (п. 11 Указаний к Приказу N 379).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год могут быть представлены:

- на бумажном носителе;

- в электронном виде. Формат представления сведений в электронном виде (на основе XML) (версия 4.01), часть LXXXII утвержден приказом ФНС России от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@.

Непредставление в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников в установленный срок признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Для малых предприятий непредставление таких сведений чревато исключением из Реестра субъектов малого предпринимательства (пп. 5 п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

______________________________

*(1) Правило действует с 24.08.2013 года. Соответствующие изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. До этой даты индивидуальный предприниматель обязан был представлять сведения о среднесписочной численности в общем порядке, т.е. независимо от того, привлекал он наемных работников в течение календарного года или нет (см., например, письмо Минфина России от 20.03.2012 N 03-02-08/23). В этом случае в форме Сведений ИП проставлял либо прочерк, либо "ноль"

*(2) Датой создания (реорганизации) организации является дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ, п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 11, ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на январь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.