ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Представители Минфина России неоднократно разъясняли, что в целях ЕНВД под автотранспортными услугами следует понимать платные услуги по перевозке пассажиров и грузов, классифицированные (до 1 января 2017 года) по ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), по кодам услуг 021520-021553, 022500, оказываемые физическим лицам и хозяйствующим субъектам на основе заключенных договоров перевозки (см. письма Минфина России от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 08.07.2008 N 03-11-04/3/318, от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106, от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87, от 17.12.2007 N 03-11-05/304, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459).
С 1 января 2017 года классификатор ОКУН не применяется. По нашему мнению, с этой даты услуги следует классифицировать по ОКВЭД 2 (из группировки 49.3 "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта"). Официальных разъяснений по этому вопросу пока нет.
Между тем определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в НК РФ отсутствует. Следовательно, на основании ст. 11 НК РФ под указанным видом предпринимательской деятельности следует понимать деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки (глава 40 ГК РФ). Согласно статьям 785 и 786 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного предусмотренного документа) (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Таким образом, в целях применения ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов налогоплательщики должны оказывать данные услуги по договору перевозки (см. письма Минфина России от 30.09.2013 N 03-11-11/40326, от 25.06.2013 N 03-11-11/24002, от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 10.01.2012 N 03-11-11/336, от 26.12.2011 N 03-11-11/322 и др., ФНС России от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040).
Возможность применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг не зависит от формы оплаты услуг (наличный или безналичный расчет), а также от того, с какими лицами (физическими или юридическими) заключен договор перевозки (см. письма Минфина России от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45, от 20.09.2010 N 03-11-11/248, от 22.08.2008 N 03-11-04/3/394, от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167, от 25.07.2007 N 03-11-05/171). Кроме того, полученные организацией из бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке льготной категории населения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны (см. письмо Минфина России от 04.12.2012 N 03-11-06/3/81). Соответственно факт частичного бюджетного субсидирования пассажирских перевозок не препятствует применению ЕНВД.
При этом не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и соответственно не переводится на ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортных средств (в том числе с экипажем) (см. письма Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002, от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, от 09.06.2011 N 03-11-06/3/65, ФНС России от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18523@, от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040). Однако, как разъяснил Минфин России, передача в аренду автомобиля с экипажем может относиться к деятельности по оказанию автотранспортных услуг и попадать под систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем (см. письма от 03.06.2010 N 03-11-11/154, от 25.02.2010 N 03-11-11/33). Основным и существенным обстоятельством для разграничения правоотношений по аренде транспортного средства с экипажем и по перевозке груза является то, что при перевозке груза перевозчику передается груз, в то время как по договору аренды собственнику груза передается транспортное средство (см. постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2013 N Ф09-11491/13).
В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ при осуществлении деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг физический показатель и базовая доходность зависят от вида перевозок:
- при перевозке грузов физическим показателем является количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов. Базовая доходность - 6000 руб. в месяц;
- при перевозке пассажиров физический показатель - количество посадочных мест. Базовая доходность - 1500 руб. в месяц.
Тема
Виды деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД
См. также
Корректирующие коэффициенты базовой доходности (К1, К2) при ЕНВД
ПСН в отношении автотранспортных услуг
Аренда транспортного средства с экипажем
Аренда транспортного средства без экипажа
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах