Энциклопедия решений. Какие ограничения установлены в 2020 году для торговых организаций (ИП), применяющих ЕНВД?

Какие ограничения установлены в 2020 году для торговых организаций (ИП), применяющих ЕНВД?

Организации и ИП, осуществляющие розничную торговлю товарами через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, или через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, могут применять в отношении данной деятельности специальный режим налогообложения - ЕНВД (ст. 346.28, п.1, пп.пп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

При этом в отношении реализации (в том числе в розницу) товаров, перечисленных в двенадцатом абзаце ст. 346.27 НК РФ, ЕНВД применяться не может (см. письма Минфина России от 17.07.2018 N 03-11-06/3/49836, от 30.06.2011 N 03-11-11/106).

 

Ограничение по товарам, подлежащим обязательной маркировке

 

С 1 января 2020 года возможность применения спецрежима поставлена в зависимость еще и от отношения реализуемых товаров к маркированным (п. 58 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 31.05.2019 N 03-11-06/3/39855).

Так, с указанной даты к розничной торговле в целях применения ЕНВД не будет относиться деятельность по реализации:

1) лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

Какие лекарства подлежат маркировке?

Практически все лекарственные препараты с 1 января 2020 года подлежат обязательной маркировке средствами идентификации в порядке, установленном Положением о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 N 1556 (абзац 2 пп. "б" п. 7 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 N 425-ФЗ, см. информацию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения "С 1 октября 2019 года на территории Российской Федерации вводится обязательная маркировка лекарственных препаратов семи высокозатратных нозологий" (сентябрь 2019 г.), письмо Росздравнадзора от 20.05.2019 N 01и-1269/19).

С учетом абзаца 2 пп. "б" п. 7 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 425-ФЗ, ч. 5 и 8 ст. 13 Закона N 61-ФЗ не маркируются средствами идентификации лекарственные препараты:

- производимые для проведения клинических исследований;

- производимые для экспорта;

- изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций;

- приобретенные физическими лицами за пределами РФ и предназначенные для личного использования;

- ввозимые в РФ для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- ввозимые в РФ на основании выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения и предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов и (или) проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов;

- фармацевтические субстанции;

- радиофармацевтические (изготавливаются непосредственно в медицинских организациях в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 27.04.2015 N 211н);

- пиявки медицинские,

- предназначенные для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, и разработаны по заданию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны страны и безопасности государства.

Из приведенного перечня следует, что не маркируются лишь те лекарственные препараты, которые либо не предназначены для продажи, либо являются готовой продукцией собственного производства, что исключает возможность применения ЕНВД в отношении операций по реализации таких препаратов (абзац 12 ст. 346.27 НК РФ).

Исключением являются только пиявки медицинские, они не маркируются, поэтому в случае, если организация или ИП самостоятельно их не выращивает (не производит), а только перепродает их по договорам розничной купли-продажи, то, по нашему мнению, данная деятельность может облагаться в рамках ЕНВД.

2) обувных товаров, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (см. также Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р);

Какая обувь подлежит маркировке?

Согласно Перечню и Правилам N 860 с 1 марта 2020 года подлежат обязательной маркировке обувные товары (см. также Информацию управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 16 июля 2019 г. "О маркировке обуви"):

- водонепроницаемая обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме обуви с защитным металлическим подноском (код по ОКПД 15.20.11);

- обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме водонепроницаемой или спортивной обуви (код ОКПД 15.20.12);

- обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с защитным металлическим подноском и различной специальной обуви (код ОКПД 15.20.13);

- обувь с верхом из текстильных материалов, кроме спортивной обуви (код ОКПД 15.20.14);

- обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия (код ОКПД 15.20.21);

- прочая спортивная обувь, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками (код ОКПД 15.20.29);

- обувь с защитным металлическим подноском (код ОКПД 15.20.31).

- деревянная обувь, различная специальная обувь и прочая обувь, не включенная в другие группы (код ОКПД 15.20.32);

- лыжная обувь (код ОПД 32.30.12);

- водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом (код ТН ВЭД 6401);

- прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы (код ТН ВЭД 6402);

- обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи (код ТН ВЭД 6403);

- обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов (код ТН ВЭД 6404).

- прочая обувь ( код ТН ВЭД 6405).

Не маркируются (п. 4 Правил N 860):

- обувные товары, находящиеся на временном хранении либо помещенные под таможенную процедуру таможенного склада;

- обувные товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС иностранных обувных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

- обувные товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

- обувные товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;

- обувные товары, производимые в целях их вывоза на территории государств - членов ЕАЭС (на период до принятия Советом ЕАЭС решения о введении обязательной маркировки обувных товаров в рамках ЕАЭС либо до введения обязательной маркировки обувных товаров двумя или более государствами - членами ЕАЭС);

- образцы обувных товаров в необходимых количествах при их хранении и транспортировке, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства РФ, актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств - членов ЕАЭС в области стандартизации;

- обувные товары, ввозимые на территорию РФ, произведенные на территории РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

- обувные товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;

- обувные товары при хранении их производителем;

- обувные товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и обувные товары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены законодательством РФ о таможенном деле и законодательством РФ о налогах и сборах, при их хранении, транспортировке, реализации (продаже) уполномоченным органом, а также обувные товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;

- обувные товары, ввозимые в РФ физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования;

- обувные товары, предназначенные для официального использования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании;

- обувные товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, практически все виды обуви, реализуемые в розницу, подлежат обязательной маркировке с марта 2020 года. Поэтому в отношении вида деятельности по продаже в розницу всех видов обувных товаров с 2020 года не применяется ЕНВД.

3) предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации согласно Правилам_, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 N 787.

Какие изделия из меха маркируются?

Согласно приложению 1 к Правилам N 787 обязательная маркировка предусмотрена для предметов одежды из норки, из нутрии, из песца или лисицы, из кролика или зайца, из енота, из овчины, а также для предметов одежды из иных видов меха, соответствующие кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0, 4303 10 902 0, 4303 10 903 0, 4303 10 904 0, 4303 10 905 0, 4303 10 906 0, 4303 10 908 0.

По ТН ВЭД термин "натуральный мех" применяется в том числе ко всей номенклатуре предметов одежды, изготовленных из дубленых или выделанных шкур. То есть такие виды одежды также отнесены к группе 43.

При этом к группе 43 и соответственно к предметам одежды, включенным в приложение N 1 к Правилам N 787, не относятся:

- перчатки, рукавицы и митенки (перчатки без пальцев) с натуральным мехом,

- головные уборы или их части,

- спортивная одежда,

- обувь с натуральным мехом.

См. Примечания к группе 43 ТНВЭД, информацию Роспотребнадзора от 2 ноября 2016 "О контроле за оборотом швейных меховых изделий по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками".

Иными словами, такие изделия с мехом не подлежат маркировке. Операции по их реализации не перечислены в абзаце 12 ст. 346.27 НК РФ в качестве не признаваемых розничной торговлей в целях применения ЕНВД. Полагаем, что в отношении розничной торговли указанными товарами с мехом в 2020 году может применяться ЕНВД.

То есть, если организации или ИП продают в розницу лекарственные препараты, или обувные товары, либо предметы одежды из меха, подлежащие обязательной маркировке, то система налогообложения в виде ЕНВД в отношении этих видов деятельности с 2020 года применяться не может. Доходы от указанных видов торговли должны облагаться другими налогами (например, в рамках общей системы налогообложения либо УСН). Данные обстоятельства не связаны с наличием или отсутствием обязательной маркировки на продаваемых товарах, а связаны именно с фактом продажи товаров, подлежащих маркировке.

Внимание

Однако из-под понятия "розничная торговля" в целях применения данных спецрежимов не исключается реализация иных не упомянутых в абзаце 12 ст. 346.27 НК РФ товаров, подлежащих обязательной маркировке, таких, например, как табачная продукция, белье, одежда из трикотажа, духи (см. Перечень, письма Минфина России от 22.07.2019 N 03-11-11/54493, от 16.07.2019 N 03-11-10/52558, от 07.06.2019 N 03-11-06/3/41708). Поэтому в отношении розничной торговли, например, духами, в 2020 году может применяться ЕНВД.

 

Санкции за применение ЕНВД при торговле маркируемыми товарами

 

"Вмененщик", допустивший реализацию товаров, не относящуюся к розничной торговле в соответствии с абзацем 12 ст. 346.27 НК РФ, считается утратившим право на применение ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода (квартала), в котором были допущены нарушения указанных требований.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном НК РФ для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ в редакции с 01.01.2020).

Примечание

Налоговой ответственности за отсутствие обязательной маркировки на товарах не предусмотрено (гл. 16 НК РФ). За отсутствие маркировки товаров предусмотрена административная (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.