Новости для кадровика за январь 2023 года
См. текущие новости.
Январь 2023 года
31 января 2023 года
Как документально оформить факт уничтожения персональных данных?
Информация Роскомнадзора от 19 января 2023 года
Работодатель имеет право хранить копии личных документов работника только до достижения конкретных, заранее определенных и законных целей. Если такие цели отсутствуют, хранение копий документов работника противоречит требованиям закона. В этом случае работодателю следует вернуть копии документов работнику или уничтожить их (ст. 21 Закона о персональных данных). Требования к подтверждению уничтожения персональных данных (ПД) установлены в приказе Роскомнадзора N 179, который вступит в силу с 1 марта 2023 года.
В связи с этим Роскомнадзор разъяснил, что теперь при оформлении документа операторам (персональных данных) нужно обратить внимание на то, как осуществляется обработка ПД.
Если используются какие-либо средства автоматизации (компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные и т.д.) или смешанная обработка, то документами, подтверждающими уничтожение персональных данных субъектов, являются:
1) акт об уничтожении персональных данных (см. пункты 3 и 4 Требований);
2) выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных (см. п. 5 Требований).
Если в выгрузке из журнала невозможно указать какие-то сведения, их можно отразить в акте. В таком случае подтверждением будут оба способа, независимо от способа обработки ПД (см. п. 6 Требований).
Если средства автоматизации не используются, то подтверждением будет только акт об уничтожении персональных данных.
______________________________________
Продолжительность обучения по ОТ может быть снижена при освоении сразу всех программ
Письмо Минтруда России от 15 декабря 2022 г. N 15-2/ООГ-3216
Обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программам обучения:
- общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;
- безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
- безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования.
По первой и второй программе продолжительность обучения составляет не менее 16 часов. Если работник подлежит обучению по трем программам, то продолжительность обучения суммируется. При этом общая минимальная продолжительность обучения может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение, предусматривается время на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам.
Объединение программ в одну не предусмотрено.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Срок исполнения обязанности по оснащению тахографами транспортных средств категорий М2 и М3 отложили до 1 марта 2025 года
Постановление Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 112
До 1 марта 2025 года приостановлено действие требования об оснащении тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. Ранее действие этого же требования было приостановлено до 1 марта 2024 года.
Напомним, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения юрлица и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы установлены приказом Министерства транспорта РФ от 28.10.2020 N 440. Порядок оснащения транспортных средств тахографами урегулирован приказом Министерства транспорта РФ от 26.10.2020 N 438.
Как предусмотрено п. 1 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных Приказом N 440, использование тахографов должно осуществляться водителями в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха, а владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Контроль за соблюдением режима работы и отдыха водителей с помощью тахографа |
______________________________________
Президент поручил правительству повысить МРОТ с опережением инфляции
Президент поручил Правительству РФ обеспечить повышение в 2023 году МРОТ с опережением темпов роста инфляции и роста среднемесячной заработной платы в стране в 2023 году и представить предложения по его дальнейшему повышению. Срок исполнения поручения - до 1 июля 2023 г.
Кроме того, Правительству РФ необходимо обеспечить в 2023 году рост реальной заработной платы.
Напомним, в декабре прошлого года Президент подписал федеральный закон, устанавливающий МРОТ на 2023 год в размере 16 242 руб.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
|
Справочная информация |
______________________________________
30 января 2023 года
Добровольное возмещение работником ущерба работодателю исключает применение удержаний из заработной платы
Определение Третьего КСОЮ от 07 декабря 2022 г. N 8а-21805/2022
Определение Ленинградского облсуда от 14 апреля 2022 г. N 33а-2354/2022
В связи с неблагоприятной обстановкой, вызванной распространением COVID-19, работодатель предоставил работникам возможность за его счет использовать такси. При этом он ежемесячно проверял обоснованность и правильность выставленных счетов за услуги такси. При проведении проверки выяснилось, что сотрудница совершила поездки за счет работодателя, не связанные с исполнением ею должностных обязанностей. Тогда ее попросили подтвердить производственный характер поездок либо использование такси в личных целях и предоставить заявление на добровольное возмещение расходов. В ответ сотрудница прислала по электронной почте письмо, к которому приложила неподписанные заявления на удержание денежных средств. Оригиналы подписанных заявлений на удержание предоставила работодателю позже. Работодатель удержал переплату на такси из выплат при увольнении сотрудницы.
Тогда она обратилась в ГИТ. Инспектор вынес предписание, которым на работодателя возложена обязанность выплатить сотруднице незаконно удержанные суммы, а также денежную компенсацию за задержку заработной платы в сумме удержанных расходов на такси.
Не согласившись с предписанием, работодатель попытался обжаловать его в суд, при этом утверждал, что удержанная сумма является ущербом, который сотрудник возместил добровольно.
Суды посчитали, что предписание ГИТ является законным и обоснованным. Заявления сотрудницы об удержании из заработной платы расходов за такси не зарегистрированы отделом кадров или иным отделом организации, не имеют даты. Иных письменных соглашений о возмещении ущерба между работницей и работодателем не заключалось. Удержание денежных средств признано незаконным.
Отметим, что в случае наличия договоренности о возмещении работником ущерба добровольно, причитающиеся работодателю суммы работнику необходимо внести в кассу организации или перечислить на ее расчетный счет. В случае отказа работника исполнять ранее принятое на себя обязательство о добровольном возмещении ущерба непогашенная задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Статьи 137 и 138 ТК РФ на добровольный порядок возмещения ущерба не распространяются.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Добровольное возмещение работником ущерба, причиненного работодателю |
|
Энциклопедия судебной практики |
|
Формы документов Обязательство работника о возмещении ущерба, причиненного работодателю |
______________________________________
Роструд напомнил о нюансах продления и расторжения срочного трудового договора с беременной женщиной
Письмо Роструда от 23 декабря 2022 г. N ПГ/31526-6-1
В Роструде напомнили, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.
Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Расторжение трудового договора с беременной по инициативе работодателя допускается только в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Напомним, что Трудовым кодексом установлены также особенности увольнения женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Во всех нюансах расторжения трудового договора с беременной женщиной поможет разобраться Энциклопедия решений.
______________________________________
27 января 2023 года
Использование электронных расчетных листков возможно, только если в организации в отношении данного документа ведется электронный документооборот
Письмо Минтруда РФ от 20 января 2023 г. N 14-6/ООГ-296
Согласно ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Ранее Минтруд России указывал на возможность информирования работника о составных частях заработной платы посредством электронной почты (письмо от 21.02.2017 N 14-1/ООГ-1560). В судебной практике также имеются примеры, когда уведомление работника о составных частях заработной платы по электронной почте признавалось надлежащим исполнением требований ст. 136 ТК РФ (см. решения Долгопрудненского горсуда Московской области от 13.09.2022 N 2-1451/2022, Первоуральского горсуда Свердловской области от 02.12.2022 N 2-4423/2022). Рассуждая по аналогии, представители ГИТ в г. Москве заключили, что рассылка расчетных листков посредством мессендежеров также возможна при условии, что такой способ установлен в трудовом договоре, коллективном договоре или ЛНА (письмо от 17.09.2021 N ТЗ/4683/10-33121-ОБ/18-1297). Однако на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" можно встретить и другое мнение по данному вопросу.
С появлением в трудовом законодательстве норм об электронном документообороте (статьи 22.1 - 22.3 ТК РФ), на наш взгляд, приведенные выше разъяснения о способах передачи работникам расчетных листков утратили свою актуальность. Теперь по смыслу ТК РФ документы, в отношении которых трудовое законодательство устанавливает необходимость соблюдения их письменной формы, в том числе и расчетный листок, по умолчанию должны оформляться на бумажном носителе. Сказанное подтвердили специалисты Минтруда в новом письме. Они сообщили, что извещение работника о составных частях заработной платы в электронном виде не будет соответствовать требованиям трудового законодательства, за исключением случаев, когда в организации ведется электронный документооборот в соответствии со статьями 22.1-22-3 ТК РФ.
Разобраться в том, как ввести электронный документооборот, поможет наша статья "Электронный документооборот в трудовых отношениях".
______________________________________
В Госдуму внесен законопроект о смягчении визовых ограничений для иностранных научных работников и исследователей
Проект федерального закона N 283309-8
Проектом федерального закона предлагается предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории России, являющимся научными работниками (исследователями), обладающим необходимой квалификацией и профессионально занимающимся научной (научно-технической) деятельностью, заключившим трудовой договор (гражданско-правовой договор) с российской научной организацией или организацией, осуществляющей деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, на срок не менее 1 года, обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Кроме того, предлагается предоставить льготный визовый режим в части выдачи обыкновенной рабочей многократной визы для иностранного гражданина, въезжающего в Россию, на срок не менее 1 года, а также членам его семьи на срок не менее чем 3 года со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Для этого иностранному гражданину необходимо:
- являться научным работником (исследователем);
- обладать необходимой квалификацией и профессионально заниматься научной (научно-технической) деятельностью;
- заключить трудовой договор (гражданско-правовой договор) с российской научной организацией или организацией, осуществляющей деятельность по реализации образовательных программ высшего образования.
Срок рассмотрения вопроса о выдаче обыкновенной рабочей многократной визы указанным иностранным гражданам будет составлять не более 5 дней.
Проект разработан в целях обеспечения присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
______________________________________
26 января 2023 года
Компенсация за неиспользованный отпуск: период вынужденного прогула не может быть ограничен датой трудоустройства работника к другому работодателю
Определение Седьмого КСОЮ от 22 ноября 2022 г. по делу N 8Г-18492/2022
Работник был уволен, но решением суда его увольнение было признано незаконным. В связи с этим работодатель должен был восстановить его на работе, оплатить время вынужденного прогула (периодом вынужденного прогула был признан период с 13.08.2019 по 25.02.2020), выплатить компенсацию за неиспользованные дни отпуска. Однако работодатель этого не сделал. Тогда работник решил взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск в суде.
Суды первой и апелляционной инстанции взыскали с работодателя компенсацию за неиспользованный отпуск не за весь период вынужденного прогула, а только за период до трудоустройства работника к другому работодателю (до 11.11.2019).
Кассация с такой позицией не согласилась. Признание увольнения незаконным и восстановление на работе влечет за собой восстановление в полном объеме трудовых прав работника, в том числе права на отпуск. Поскольку работник восстановлен на работе, то он имеет право на предоставление ежегодного очередного отпуска. При увольнении работника право на отпуск реализуется выплатой работнику денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
При этом часть первая статьи 127 ТК РФ не устанавливает ни максимальное количество неиспользованных увольняемым работником дней отпуска, взамен которых ему должна быть выплачена денежная компенсация, ни ее предельные размеры, ни какие-либо обстоятельства, исключающие саму выплату, ни иные подобные ограничения. Напротив, прямо и недвусмысленно указывая на необходимость выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, данная норма предполагает безусловную реализацию работником права на отпуск в полном объеме. Ввиду изложенного вывод судов о том, что выплата компенсации за неиспользованный отпуск должна быть произведена за период до трудоустройства работника к другому работодателю, является неправомерным.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
|
Энциклопедия судебной практики Реализация права на отпуск при увольнении работника (Ст. 127 ТК) |
______________________________________
25 января 2023 года
Отсутствие у работника в период испытания дисциплинарных взысканий не является доказательством успешного прохождения им испытания
Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2022 г. N 3215-О
Трудовой договор с гражданкой был расторгнут в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Не согласившись с увольнением, она обратилась в суд. Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что представленные работодателем доказательства не подтверждают ненадлежащего исполнения работницей возложенных на нее трудовых обязанностей, а отсутствие в период работы дисциплинарных взысканий исключает возможность признания ее не выдержавшей испытание.
Работодатель пытался обжаловать решения в Верховный Суд, но безуспешно. Тогда он подал жалобу в Конституционный Суд. Он считал, что часть первая ст. 71 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 192 ТК РФ противоречит части 1 ст. 37 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому данному законоположению сложившейся правоприменительной практикой (в том числе в решениях по конкретному делу), устанавливает прямую зависимость между отсутствием у работника дисциплинарных взысканий и признанием его выдержавшим испытание.
Конституционный Суд РФ пояснил, что правовое регулирование в сфере трудовых отношений разграничивает увольнение, применяемое в качестве дисциплинарного взыскания, и увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Данное разграничение обусловлено различными причинами, лежащими в основе увольнения работника: в первом случае работник увольняется за виновное и противоправное поведение, а во втором - ввиду неспособности выполнять определенную работу при отсутствии виновных и противоправных действий с его стороны.
В силу этого совершение работником в период испытания дисциплинарного проступка хотя и может повлечь за собой наложение на него дисциплинарного взыскания, но не свидетельствует о его неспособности (исходя из его деловых качеств) выполнять порученную ему работу и не может расцениваться как обстоятельство, предопределяющее неудовлетворительный результат испытания. И, напротив, отсутствие у работника в период испытания дисциплинарных взысканий не является безусловным доказательством успешного прохождения им испытания, если при этом проявленные им в ходе испытания деловые качества свидетельствуют о его несоответствии порученной ему работе.
С учетом изложенного часть первая ст. 71 ТК РФ не препятствует работодателю уволить работника, не привлекавшегося в период испытания к дисциплинарной ответственности, в связи с неудовлетворительным результатом испытания при наличии достаточных оснований для признания такого работника не выдержавшим испытание, а потому не может расцениваться как нарушающая права работодателя.
Проверка же обоснованности судебных решений по конкретному делу не относится к компетенции Конституционного Суда РФ, поэтому организации было отказано в принятии к рассмотрению жалобы.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания |
|
Энциклопедия судебной практики |
______________________________________
Кадровый электронный документооборот можно вести одновременно с помощью двух систем: ЕЦП "Работа России" и информсистемы работодателя
Письмо Минтруда РФ от 20 января 2023 г. N 14-6/ООГ-303
Согласно части четвертой ст. 22.1 ТК РФ работодатель может вести электронный документооборот посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа России" (далее - ЕЦП) или посредством информационной системы работодателя. В Минтруд поступил вопрос, может ли работодатель вести электронный документооборот с помощью одновременно обеих систем?
В ведомстве пояснили, что ограничений на осуществление работодателем электронного документооборота посредством ЕЦП и информационной системы работодателя одновременно ТК РФ не содержит.
Разобраться в том, как ввести электронный документооборот, как взаимодействовать работнику и работодателю посредством электронного документооборота, поможет наша статья "Электронный документооборот в трудовых отношениях".
______________________________________
Предлагают ужесточить ответственность за прием на работу без документов воинского учета
Проект федерального закона N 283349-8
При заключении трудового договора поступающий на работу кандидат из числа военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, обязан предъявить работодателю, в частности, документы воинского учета. В случае принятия на работу гражданина, не представившего документы воинского учета, возможно привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Законопроектом предлагается дополнить статью 5.27 КоАП РФ новой частью, предусмотрев повышенные санкции для работодателей, которые заключают трудовые договоры с военнообязанными или лицами, подлежащими призыву на военную службу, не представившими документы воинского учета. Предлагается ввести штраф для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а для юрлиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих на воинском учете, хотят предусмотреть штраф в размере от 5 тысяч до 25 тысяч рублей. Сейчас то же деяние влечет наложение штрафа в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
По мнению авторов законопроекта, внесение изменений в КоАП РФ позволит повысить эффективность мероприятий по воинскому учету и будет способствовать более ответственному отношению трудоустраивающихся граждан и потенциальных работодателей к своим обязанностям по воинскому учету.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Воинский учет граждан по месту работы Ответственность за правонарушения работодателей в области воинского учета |
______________________________________
24 января 2023 года
Отчитываемся в службу занятости по-новому: подготовлены примеры заполнения новых отчетов
С 01.01.2023 установлены новые формы представления работодателями сведений органам службы занятости, соответствующие изменения внесены в приказ Минтруда от 26.01.2022 N 24. Мы подготовили примеры заполнения обновленных отчетов:
отчета о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников организации, ИП и возможном расторжении трудовых договоров;
отчета о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
отчета о введении режима простоя (приостановке производства);
отчета об организации дистанционной (удаленной) работы;
отчета об отпусках без сохранения заработной платы;
отчета о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о ЛНА, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
______________________________________
Верховный Суд: срок для обращения с требованием о невыплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, неприменим к спорам с ГИТ
Определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2022 г. N 46-КАД22-15-К6
На основании обращений работников (в 2020 году) ГИТ провела внеплановую проверку в организации и по ее результатам вынесла предписание об устранении выявленных нарушений. Согласно предписанию учреждение обязано, в частности:
- устранить нарушение ст. 147 ТК РФ, выразившееся в отсутствии оплаты труда в повышенном размере лицам, работающим с вредными условиями труда, установленными по результатам СОУТ, проведенной в 2015 году;
- начислить и выплатить лицам, работающим во вредных условиях труда, надбавку за вредные условия труда с даты проведения СОУТ по настоящее время;
- устранить нарушение ст. 117 ТК РФ, выразившееся в непредоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.
Работодатель с предписанием не согласился и обратился в суд. Он считал, что установленный статьей 392 ТК РФ срок для взыскания работниками невыплаченных надбавок за работу во вредных условиях труда истек. Суды трех инстанций иск удовлетворили, однако Верховный Суд направил дело на пересмотр.
По мнению Верховного Суда, ссылка судебных инстанций при разрешении спора на положения статьи 392 ТК РФ является ошибочной, поскольку данная норма применима при разрешении в суде индивидуального трудового спора между работником и работодателем, тогда как по настоящему делу сторонами являются работодатель и уполномоченный государственный орган - ГИТ. Суд пояснил, что оспариваемое предписание, выданное государственным инспектором труда, является правомерной реакцией на явные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем, и само по себе не свидетельствует о разрешении индивидуального трудового спора.
Отметим, что срок обращения в трудовую инспекцию законодательно не установлен. Верховный Суд РФ в определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 сформулировал позицию, согласно которой инспектор труда, действуя в интересах работника, должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Тем не менее трудовое законодательство не содержит норм, которые указывали бы на утрату работником права на выплаты, входящие в состав заработной платы, по прошествии какого-либо срока. Работник имеет право на любые не выплаченные ему своевременно суммы, являющиеся заработной платой, в состав которой входит и доплата за вредность (ст. 129 ТК РФ), независимо от того, сколько прошло времени с того момента, когда они должны были быть выплачены. Работодатель, в свою очередь, обязан эти суммы выплатить.
При рассмотрении настоящего спора Верховный Суд обратил внимание на то, что нарушения со стороны работодателя в отношении работников, выразившиеся в том числе в неустановлении работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенного размера оплаты труда и невыплате причитающихся этим работникам компенсаций начиная с 2015 года носят длящийся характер, в связи с чем обязанность работодателя по выплате работникам данных компенсаций сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2). При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания незаконным предписания в части возложения на работодателя обязанности начислить и выплатить работникам, работающим во вредных условиях труда, надбавку за вредные условия труда за названный выше период.
Рекомендуем:
Энциклопедия судебной практики Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (Ст. 392 ТК) |
____________________________________________
23 января 2023 года
23 января начинается прием заявок на отсрочку от армии для IT-специалистов
Информация Минцифры РФ от 19 января 2023 г.
Минцифры сообщило об изменении правила подачи заявлений на отсрочку от срочной службы в армии. Теперь информацию о себе смогут заполнить сами сотрудники. Им необходимо с 23 января по 6 февраля через Госуслуги подать заявление.
Работодатель увидит заявления сотрудников в своём личном кабинете на портале. Если сотрудник не имеет личного кабинета или не отправит свои данные, то организация сможет внести его в список самостоятельно.
До 9 февраля работодателю необходимо будет проверить данные сотрудников, подтвердить их и отправить списки в Минцифры через Госуслуги. От одной организации может быть несколько списков.
До 1 марта Минцифры передаст списки в Минобороны. С 1 апреля по 15 июля призывная комиссия будет принимать решения по отсрочке.
Минцифры также проинформировало о ключевых критериях, которым должны отвечать специалисты:
- российское гражданство, мужской пол;
- возраст - от 18 до 27 лет;
- работа по трудовому договору;
- нормальная продолжительность рабочего дня;
- высшее образование по специальности из перечня подпадающих под отсрочку;
- работа в аккредитованных IT-компаниях не менее 11 месяцев в период с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года. Компания должна быть аккредитована до 9 февраля 2023 года. Если стаж сотрудника меньше 11 месяцев, работодатель должен убедиться в том, что он устроился на работу в течение года после окончания учебы.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
20 января 2023 года
Кабмин не поддержал законопроект об объявлении 31 декабря нерабочим праздничным днем
Официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона N 1070437-7
Правительство не поддержало инициативу об объявлении 31 декабря нерабочим праздничным днем. Это следует из официального отзыва на проект федерального закона N 1070437-7.
Законопроектом предлагалось внести изменение в часть первую ст. 112 ТК РФ, согласно которому Новогодние каникулы включают 1, 2, 3, 4, 5, 6 января и 31 декабря. В пояснительной записке отмечалось, что установление 31 декабря нерабочим праздничным днем вместо 8 января позволит работникам более рационально использовать нерабочие праздничные дни, а также соблюсти баланс интересов между работниками, работодателями и профсоюзами.
Правительство РФ напомнило, что:
- частью пятой ст. 112 ТК РФ предусмотрено, что в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ;
- в 2022 году 31 декабря был выходным днем, в 2023 году он также будет выходным днем;
- Правительство РФ в каждом конкретном случае определяет наиболее целесообразный порядок использования нерабочих дней и необходимость переноса одного из выходных дней на 31 декабря, и решения по такому переносу в разные годы уже принимались.
По мнению Кабмина, предлагаемое законопроектом регулирование в настоящее время является избыточным.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Утверждены единые рекомендации по оплате труда бюджетников на 2023 год
Приведены рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 г. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. Также рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2023 году.
В новом документе отличий от предыдущих рекомендаций (на 2022 год) немного.
Оговорено, что при установлении оплаты труда педагогическим работникам учреждений, реализующих основные и дополнительные программы общего и среднего профессионального образования, имеющим первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную / установленную на территории бывших республик СССР, имеющиеся квалификационные категории учитывать в течение срока, на который они были присвоены / установлены, но не более чем на 5 лет. Кроме того, такие квалификационные категории дают право прохождения аттестации, в том числе на высшую квалификационную категорию, по истечении срока их действия.
В связи с изменениями, внесенными в Закон о физической культуре и спорте и Закон об образовании Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ (см. новость от 17.05.2021), при переводе работников физкультурно-спортивных организаций с должности "тренер" на должности педагогических работников "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" рекомендуется:
- в целях недопущения снижения выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности "тренер";
- не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать на уровне, предусмотренном НПА органов исполнительной власти субъектов РФ по должности "учитель".
При установлении стимулирующих выплат медицинским работникам учреждений здравоохранения рекомендовано предусматривать выплаты за наставничество в отношении молодых специалистов (в пределах ФОТ).
Творческим работникам согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2022 N 434-ФЗ (см. новость от 09.11.2022), необходимо оплачивать время, в течение которого они по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, ЛНА, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, рассчитанного пропорционально указанному времени. Время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивать в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
При установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры рекомендуется не превышать предусмотренного частью второй статьи 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы.
При формировании систем оплаты труда тренеров и других работников сферы физической культуры и спорта можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях.
Рекомендуем:
Справочная информация |
______________________________________
Работодатель узнал о беременности сотрудницы после увольнения: расторжение трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, законно
Определение Восьмого КСОЮ от 27.10.2022 N 8Г-21096/2022
Статьей 261 ТК РФ установлены гарантии для работниц - беременных женщин, связанные с их увольнением. Закон запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП). В случае истечения срочного трудового договора в период беременности работодатель обязан по письменному заявлению работницы и при предоставлении справки продлить срок действия трудового договора. Увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, допускается, если работницу невозможно с ее письменного согласия перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.
Гражданка была принята на работу по срочному трудовому договору, заключенному на период исполнения обязанностей временно отсутствующего основного работника. 09.12.2021 ей было направлено уведомление о расторжении срочного трудового договора, в котором указано, что в связи с выходом на работу с 12.12.2021 основного сотрудника срочный трудовой договор будет расторгнут в последний рабочий день, предшествующий дате выхода на работу основного сотрудника - 11.12.2021. Отметим, что вопрос о том, какой именно день становится днем увольнения работника, принятого на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, является спорным, подробнее см. Энциклопедию решений.
Приказом от 11.12.2021 сотрудница была уволена. 13.12.2021 она получила медицинскую справку о беременности. Этим же числом обратилась к работодателю с заявлением о продлении срока действия ее срочного трудового договора. Работодатель ответил, что информацией о том, что она находится в состоянии беременности, до даты увольнения не обладал. Кроме того, на момент увольнения и в настоящее время у него отсутствуют вакансии, которые могли бы быть предложены гражданке. Тогда уволенная работница обратилась в суд и требовала признать увольнение незаконным.
Суды трех инстанций встали на сторону работодателя. Действующее законодательство не предусматривает возможность продления срока срочного трудового договора после увольнения работника. Суд также установил, что у работодателя на момент увольнения отсутствовали вакантные должности, в связи с чем срочный трудовой договор не мог быть продлен.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
19 января 2023 года
Утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4356-р
Кабмин утвердил новую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы.
Разработчики отмечают, что женщины имеют высокую бытовую нагрузку. По опросам Росстата, работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1,5 - 2 часа больше времени, чем мужчины. Это создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности.
При высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин в среднем по экономике сохраняется на высоком уровне (28%).
Ключевыми целями стратегии являются соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин в различных сферах жизни, повышение экономической независимости и политической активности россиянок, расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики, профилактика женского социального неблагополучия, сохранение здоровья женщин всех возрастов.
Решать поставленные задачи предполагается путем формирования у женщин интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения женщин в цифровую экономику, развития дистанционных форм занятости, создания условий для получения женщинами профессионального образования, повышения и подтверждения квалификации в области экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства, в том числе на высокооплачиваемые рабочие места.
Рекомендуем:
Памятки ГАРАНТа |
______________________________________
18 января 2023 года
В Госдуму внесен проект нового закона о занятости
Проект федерального закона N 275599-8
Он должен заменить действующий в настоящее время Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1. Предполагается, что новый закон о занятости населения в РФ вступит в силу с 1 января 2024 года.
Так, в частности, в новом законе планируется закрепить такие понятия, как самозанятый и платформенно занятый. Под самозанятостью будет пониматься деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода. А платформенно занятыми будут считаться граждане, лично выполняющие работы или оказывающие услуги на основе заключенных договоров и использующие цифровые платформы занятости. Например, к таким работникам будут относиться курьеры и таксисты. В проекте отмечается, что вопросы, связанные с этими формами занятости, будут урегулированы отдельным федеральным законом.
Отдельная статья законопроекта посвящена противодействию нелегальной занятости в РФ. Правительство РФ будет утверждать план мероприятий по противодействию нелегальной занятости, а межведомственные комиссии регионов будут координировать выполнение плана и рассматривать письменные обращения граждан, содержащие информацию о фактах нелегальной занятости. Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
Планируется изменить правила установления квоты для приема на работу инвалидов.
Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, законодательством субъекта РФ будет устанавливаться квота исходя из потребности инвалидов в трудоустройстве и возможностей экономики субъекта РФ в размерах от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При этом субъект РФ сможет дифференцировать размер квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников.
Планируют закрепить перечень случаев, когда работодатель освобождается от выполнения квоты:
- отсутствие на территории субъекта РФ необходимого для выполнения квоты числа инвалидов;
- введение любой из процедур банкротства в отношении работодателя;
- уменьшение численности работников в связи с сокращением штата до числа работников, при котором квота не устанавливается.
Информацию о ликвидации, сокращении численности (штата), возможном расторжении трудовых договоров, введении режима неполного рабочего дня, о банкротстве, о наличии вакансий, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов предлагают размещать на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах. Возможность представлять информацию в органы службы занятости непосредственно или в виде почтового отправления законопроектом не предусмотрена.
Прописана обязанность работодателя сообщать о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя (об изменении и отмене решения), а также об иных действиях и событиях, влияющих на ситуацию на рынке труда, в случаях, порядке и сроки, установленных Правительством РФ.
Информацию о наличии вакансий работодатель обязан будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня их появления; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов - ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Сейчас конкретный срок представления таких сведений законом не установлен (кроме того, что такие сведения представляются ежемесячно). Минтруд рекомендовал представлять информацию, сформированную по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного месяца, в орган службы занятости в течение 10 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем. Сведения о наличии вакансий рекомендовалось также направлять в течение 3 рабочих дней после дня появления вакансии.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Нововведения в обучении по охране труда с 1 марта: Минтруд подготовил реестры и личные кабинеты
Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда Минтруда России
Согласно постановлению Правительства РФ N 2464 с 1 марта 2023 года:
- работодатель проводит обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи, обучение по использованию СИЗ после регистрации в реестре ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, при условии внесения информации о нем в личный кабинет в информационной системе охраны труда Минтруда;
- ИП или юрлица, осуществляющие деятельность по обучению своих работников, а также организации и ИП, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, после проведения проверки знания передают в реестр обученных лиц соответствующие сведения.
Для реализации этих положений Минтруд организовал:
- реестр ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда;
- проверку наличия сведений об обучении по охране труда;
- личный кабинет работодателя по охране труда.
______________________________________
С 1 февраля вырастут выплаты пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 12.01.2023)
На федеральном портале проектов НПА размещен проект постановления Правительства РФ (ID проекта 01/01/01-23/00134975) "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году".
Предлагается с 1 февраля 2023 г. размер выплат, предусмотренных законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", увеличить на 11,9%.
Напомним, что выплаты пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний подлежат индексации один раз в год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.
Рекомендуем:
Справочная информация Справка о коэффициенте индексации размера ежемесячной страховой выплаты |
______________________________________
17 января 2023 года
Роструд: график отпусков на 2023 год нужно было утвердить до 16 декабря
Письмо Роструда от 12 января 2023 г. N ПГ/32986-6-1
Согласно ст. 123 ТК РФ график отпусков должен быть утвержден работодателем не позднее чем за две недели до начала календарного года. В зависимости от того, включать ли в указанный срок сам день утверждения графика, последний день, когда может быть утвержден график отпусков, определяется по-разному: это может быть или 17, или 18 декабря.
Минтруд ранее говорил о том, что крайним сроком утверждения графика является 17 декабря (даже если это выходной день) (письмо от 08.12.2017 N 14-2/ООГ-9399), и о том, что график отпусков должен быть утвержден не позднее календарной даты начала двухнедельного срока до наступления календарного года, продолжительность недели составляет семь календарных дней (письмо от 20.12.2022 N 14-2/ООГ-7894).
В Роструде считают иначе. По мнению чиновников, график отпусков на 2023 год подлежал утверждению до 16 декабря 2022 года (включительно).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
16 января 2023 года
Можно ли удалить недействительные записи из электронной трудовой книжки?
Определение Второго КСОЮ от 04 октября 2022 г. N 8Г-22475/2022
Если работодателю поступило заявление работника о выдаче дубликата трудовой книжки в связи с тем, что в его трудовой книжке есть запись об увольнении или переводе, которая была признана недействительной, то работодатель по последнему месту работы обязан оформить дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.
Однако в "электронной трудовой книжке" запись, признанная недействительной, останется.
Работодатель уволил работника по п. 11 части первой ст. 81 ТК РФ (за представление подложных документов при заключении трудового договора). Однако в суде (при рассмотрении дела о признании увольнения незаконным) стороны договорились об изменении основания увольнения на п. 1 части первой ст. 77 ТК РФ (по соглашению сторон), о чем заключили мировое соглашение. Тогда работник обратился к отделению ПФР с требованием удалить недействительные записи о трудовой деятельности, содержащиеся в информационных ресурсах ПФР, но получил отказ.
Из ответа ПФР следовало, что на основании Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь предоставляет о работающих у него зарегистрированных лицах сведения о трудовой деятельности. При этом для информирования застрахованных лиц о содержащихся в индивидуальном лицевом счёте сведениях о трудовой деятельности была предусмотрена форма СТД-ПФР (сейчас - СТД-СФР), которая содержит специальную графу - "Признак отмены записи сведений о приеме, переводе, увольнении", в которой в случае, если сведения о трудовой деятельности работника были отменены, проставляется символ "X".
Попытка работника оспорить действия ПФР не увенчалась успехом.
Разрешая спор и отказывая гражданину в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из того, что содержащиеся в информационных ресурсах ПФР сведения о периоде работы истца в организации внесены ответчиком в полном соответствии с фактическими обстоятельствами увольнения и переданными работодателем данными о дате и основании его увольнения, а также об изменениях даты и основания увольнения истца. При этом суды учли, что формирование сведений о трудовой деятельности, заполнение форм отчетности является обязанностью работодателя, и действия отделения ПФР по корректировке сведений и внесении уточнений (дополнений) на основе представленных данных в рассматриваемом случае полностью соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
С 1 сентября 2023 г. поменяются правила определения численности работников, подлежащих обучению охране труда в обучающей компании
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2022 г. N 2540
При определении численности работников, подлежащих обучению охране труда в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, не нужно будет учитывать сотрудников на постоянной удаленке. Сноска об этом появится в Приложении N 4 к Правилам обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464.
Документ вступает в силу 1 сентября 2023 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
______________________________________
13 января 2023 года
Срок действия трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, может превышать 5 лет
Определение Второго КСОЮ от 06 октября 2022 г. N 8Г-24156/2022
Определение Московского городского суда от 07 июня 2022 г. N 33-17142/2022
Работника приняли на работу по срочному трудовому договору на период отсутствия основного работника. Затем последовали два перевода:
- на такую же должность, но в другой отдел на период отсутствия другого работника;
- на другую должность на период отсутствия третьего работника.
В связи с выходом на работу третьего основного работника сотрудника уволили. Работник посчитал, что срочный трудовой договор был заключен незаконно, оснований для его увольнения в связи с истечением срока трудового договора у работодателя не имелось.
Суд первой инстанции решил, что основания для расторжения срочного трудового договора, заключенного на период отсутствия первого основного работника, у работодателя имелись. Однако увольнение истца в связи с выходом третьего основного работника суд посчитал незаконным, поскольку срочные трудовые договоры могут заключаться на определенный срок не более 5 лет.
С последним выводом не согласились апелляционный и кассационный суды.
Время исполнения обязанностей отсутствующего работника не связано со сроком 5 лет. По общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.
Между тем, иной срок (т.е. не пятилетний срок) прямо установлен ст. 59 ТК РФ, согласно которой срочный трудовой договор может заключаться на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.
Действия работодателя признаны законными.
______________________________________
Для лиц, проходящих военную службу в войсках нацгвардии, установлены допгарантии за участие в охране госграницы в зоне СВО
Указ Президента РФ от 31 декабря 2022 г. N 996
Президент ввел дополнительные гарантии для военнослужащих и полицейских, проходящих военную службу в войсках нацгвардии.
Установлены выплаты в 3 млн руб. для получивших увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении задач по охране госграницы на участках, примыкающих к районам проведения СВО.
5 млн руб. выплатят членам семей в случае гибели (смерти) при выполнении задач либо в течение года после увольнения из-за увечья или заболевания. При назначении этой выплаты будут учитывать выплату в 3 млн руб. для получивших увечье.
При назначении пенсий участвующим в охране госграницы в зоне СВО один день службы будет засчитываться за два, а время, проведенное на излечении, будет учитываться по формуле "один месяц службы за два".
Указ вступил в силу 31 декабря 2022 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
______________________________________
12 января 2023 года
С 2023 года медицинским работникам установлены новые ежемесячные выплаты
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568
С 1 января 2023 года специальная социальная выплата полагается отдельным категориям медицинских работников государственных и муниципальных медицинских организаций, входящих в систему ОМС. Прибавку получат медики дефицитных специальностей: врачи и специалисты первичного звена здравоохранения, доктора районных больниц, а также врачи, работающие на станциях и в отделениях скорой помощи:
Выплаты будет осуществлять объединенный Социальный фонд на расчетный счет работника или его банковскую карту, т.е. минуя медицинское учреждение.
Размер ежемесячной выплаты осуществляется пропорционально отработанному времени медицинского персонала на должности, для которой определена выплата. Максимальная сумма на каждого работника в месяц определена в следующих размерах:
Категория медицинских работников |
Размер выплаты, руб. |
Врачи: |
х |
- центральных районных, районных и участковых больниц |
18 500 |
- поликлиник и других амбулаторных учреждений первичного звена здравоохранения, ведущие прием (в т.ч. с профилактической целью и диспансерным наблюдением) или проводящие исследования |
14 500 |
- станций или отделений скорой медицинской помощи |
11 500 |
Врачи и медработники с высшим немедицинским образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям из районных больниц и поликлиник |
11 500 |
Медицинские сестры и фельдшеры: |
х |
- центральных районных, районных и участковых больниц |
8 000 |
- поликлиник и других амбулаторных учреждений первичного звена здравоохранения, работающие с врачами, ведущими прием (в т.ч. с профилактической целью, диспансерным наблюдением) или проводящими исследования, а также самостоятельно оказывающие первичную медико-санитарную помощь или исследования (в т.ч . с профилактической целью, диспансерным наблюдением) |
6 500 |
- станций или отделений скорой медицинской помощи |
7 000 |
Медицинские сестры и фельдшеры станций или отделений скорой медицинской помощи, осуществляющие прием вызовов и передачу их выездным бригадам СМП |
4 500 |
Младший медперсонал |
4 500 |
- центральных районных, районных и участковых больниц | |
- поликлиник и других амбулаторных учреждений первичного звена здравоохранения | |
- станций или отделений скорой медицинской помощи |
Выплата положена работникам:
- занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г.,
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени,
- вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские учреждения в 2023 году.
Выплата НЕ положена работникам:
- являющимся руководителями медицинских учреждений и их заместителями (главный врач, заместитель главного врача)
- медицинскому персоналу, работающему на условиях внутреннего и внешнего совместительства.
Взаимодействие сторон, ответственных за выплату:
- по итогам каждого месяца медучреждение формирует реестр выплаты, с указанием персональных сведений о работнике, плановой нормы и фактически отработанного времени, расчетной суммы выплаты;
- не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца в территориальный орган СФР медицинское учреждение передает сформированный реестр;
- в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра СФР производит перечисление средств работнику по реквизитам, указанным в реестре;
- планируется через "Госуслуги" уведомлять работника о начислении и выплате;
- ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, СФР представляет в Минздрав России и Минтруд России информацию о специальных социальных выплатах, с указанием персональных сведений о работнике, плановой нормы и фактически отработанного времени, расчетной суммы выплаты;
- контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими учреждениями, осуществляют территориальные органы СФР;
- ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплат несет медицинское учреждение.
ВАЖНО! При внесении изменений в штатное расписание медицинского учреждения, приводящих к увеличению численности получателей специальной социальной выплаты, необходимо в 3-дневный срок информировать Минздрав России для проведения оценки обоснованности такого изменения с учетом численности прикрепленного населения и нагрузки на медицинских работников.
______________________________________
Принят закон об отмене квалификационных экзаменов для госслужащих
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 645-ФЗ
Из Закона о госслужбе исключаются понятие квалификационного экзамена и необходимость его проведения.
Вводятся понятия "профессиональный уровень" (заменит понятие "уровень квалификации"), "оценка профессионального уровня", "область профессиональной служебной деятельности" и "вид профессиональной служебной деятельности".
К функциям подразделения госоргана по вопросам госслужбы и кадров отнесены поиск и привлечение кадров, оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, а также проверка их соответствия квалификационным требованиям. Установлено, что оценка профессионального уровня осуществляется в целях проверки соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям. Оценка проводится с использованием не противоречащих законодательству методов оценки с участием подразделения госоргана, в котором учреждена соответствующая должность. К оценке профессионального уровня могут привлекаться научные, образовательные, иные организации.
Представитель нанимателя сможет устанавливать квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы в части квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной программы профпереподготовки.
Закон вступает в силу 29 апреля 2023 г.
______________________________________
Испытание при переводе на другую должность устанавливать нельзя
Определение Седьмого КСОЮ от 22 марта 2022 г. N 8Г-1577/2022
Гражданку приняли на работу без испытания. Затем ее перевели на другую должность, в трудовой договор внесли изменения путем заключения дополнительного соглашения, в котором был установлен испытательный срок. До истечения срока испытания работницу уволили по части первой ст. 71 ТК РФ. Тогда она обратилась в суд.
Суды трех инстанций встали на ее сторону. Включение в трудовой договор условия об испытательном сроке после его заключения сторонами посредством издания работодателем дополнительного соглашения является грубым нарушением трудовых прав работника, приступившего к работе на иных условиях (без прохождения испытательного срока) и противоречит нормам трудового законодательства. В результате суды пришли к выводу о незаконном увольнении и восстановили работницу на работе.
Напомним, что по смыслу части первой ст. 70 ТК РФ условие об испытании может быть предусмотрено в трудовом договоре только при его заключении (см. также письмо Роструда от 05.04.2021 N ПГ/07358-6-1).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Президент определил особенности поступления на службу в ОВД для новых регионов
Указ Президента РФ от 30 декабря 2022 г. N 984
До 1 января 2026 г. сняты ограничения по предельному возрасту для поступления на службу в ОВД для новых регионов. При этом сохранены требования о предельном возрасте пребывания на службе для лиц, имеющих спецзвания. Годность к службе определяется на основании заключения по результатам военно-врачебной экспертизы. Профессиональный психологический отбор будут проходить только руководители территориальных органов МВД и организаций, входящих в его систему. Испытание не устанавливается, личное поручительство не оформляется.
Отдельно оговорены условия поступления на службу граждан, ранее служивших в вооруженных силах, органах правопорядка или прокуратуры новых регионов.
______________________________________
11 января 2023 года
Авиакомпании и предприятия угольной промышленности начнут подавать в СФР новые сведения на своих работников
Постановление Правления ПФР от 3 ноября 2022 г. N 251п (зарег. в Минюсте 28.12.2022)
Информация ПФР от 22 сентября 2022 г.
ПФР утвердил форму и формат сведений о периодах работы, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии, и заработке, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии застрахованного лица (СЗВ-ДСО), а также порядок заполнения формы указанных сведений.
Форма СЗВ-ДСО заполняется и представляется в Фонд пенсионного и социального страхования страхователями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и страхователями, относящимися к организациям угольной промышленности, имеющими рабочие места, занятость на которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Форма является входящим документом индивидуального (персонифицированного) учета и может быть представлена в электронной форме или на бумажном носителе (в т. ч. в сопровождении магнитного носителя).
Постановление вступает в силу 1 марта 2023 г.
______________________________________
Для командированных в новые российские регионы установлены дополнительные соцгарантии
Указ Президента РФ от 29 декабря 2022 г. N 972
Президент подписал указ о дополнительных соцгарантиях для командированных в новые регионы. В перечень таких лиц вошли:
- граждане, замещающие государственные и муниципальные должности;
- госслужащие и муниципальные служащие;
- работники, замещающие в органах публичной власти должности, не отнесенные к должностям государственной или муниципальной службы;
- сотрудники организаций и учреждений, подведомственных органам публичной власти;
- работники иных организаций, которые участвуют в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры.
5 млн руб. выплатят семьям в случае гибели (смерти) командированных, а также в случае смерти командированного до истечения года со дня возвращения из-за полученного увечья или заболевания.
3 млн руб. выплатят пострадавшим командированным в случае ранения, травмы и контузии.
Утрачивает силу прежний порядок предоставления дополнительных соцгарантий для командированных на Донбасс. Указ вступил в силу с 29 декабря 2022 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2022 г.
Если командированные в период с 24 февраля по 30 сентября 2022 г. ранее не получили единовременных выплат, они получают выплаты в порядке, установленном новым Указом. В случае гибели (смерти) командированных в период с 24 февраля по 30 сентября 2022 г. члены семьи, не получившие ранее единовременных выплат, получают данные выплаты в порядке, установленном новым Указом.
______________________________________
Подготовлены методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах и расходах за 2022 г.
Методические рекомендации (утв. Минтрудом РФ, по состоянию на 30 декабря 2022 г.)
Информация Минтруда РФ от 30 декабря 2022 г.
Минтруд представил актуальные рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах и расходах и заполнения формы соответствующей справки в 2023 г. (за отчетный 2022 г.). Так, учтены особенности предоставления сведений лицами, замещающими публичные должности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также отдельными категориями лиц в связи с проведением специальной военной операции.
В п. 20 Методических рекомендаций подчеркнуто, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности представить сведения в рамках декларационной кампании, по общему правилу, являются правоотношения, имеющиеся на 31 декабря отчетного года.
Актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом для целей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также перечень денежных средств, которые не являются таким доходом.
Указано на необходимость оценки использования актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК" на дату предоставления сведений.
Уточнены положения, касающиеся цифровых финансовых инструментов.
Рекомендуем:
Памятки ГАРАНТа по противодействию коррупции Основные нормативные акты, разъяснения, примерные формы |
______________________________________
10 января 2023 года
СНИЛС для работника по новым правилам и формам
Постановление Правления ПФР от 31 октября 2022 г. N 243п (зарег. в Минюсте 29.12.2022)
Одним из обязательных документов, которое лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, обязано представить работодателю, является СНИЛС. Если лицо, впервые поступающее на работу, такого документа не имеет, сведения, необходимые для регистрации указанных лиц, представляются в СФР работодателем (часть четвертая ст. 65 ТК РФ).
ПФР обновил формы документов для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета: АДВ-1, АДВ-2, АДВ-3, АДВ-6-1 и др. Определен новый порядок их заполнения и электронный формат документов. Предусмотрена возможность заполнения анкеты зарегистрированного лица (форма АДВ-1) представителем.
Прежние формы и порядок их заполнения утратили силу.
Документ вступил в силу 9 января 2023 г.
______________________________________
Установлены особенности применения трудового законодательства на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2571
Правительство урегулировало особенности применения трудового законодательства в новых регионах.
В частности, установлено, что отсутствие у работника при заключении трудового договора СНИЛС, в том числе в форме электронного документа, не может являться основанием для отказа в заключении трудового договора. Регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется работниками самостоятельно или по заявлению работников работодателями в соответствии с законодательством РФ.
При заключении трудового договора с работниками, проживавшими по состоянию на 30 сентября 2022 г. на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, не имеющими гражданства РФ, особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не применяются до 1 июля 2023 г.
С работниками, эвакуированными после 30 сентября 2022 г. в соответствии с решениями высших исполнительных органов ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, действие трудового договора приостанавливается до окончания эвакуации в установленном указанными высшими исполнительными органами порядке, либо за ними может быть сохранено рабочее место в соответствии с НПА указанных регионов, действовавшими по состоянию на 30 сентября 2022 г. На время приостановления может быть заключен срочный трудовой договор с другим работником. Если эвакуированный работник не вышел на работу через полгода со дня информирования работодателем о возобновлении деятельности или необходимости приступить к работе, работодатель может прекратить трудовой договор.
Мобилизованным работникам могут быть сохранены рабочие места и до 1 июля 2023 г. - заработная плата.
Старые трудовые книжки продолжают действовать, но по просьбе работника ему может быть оформлена новая трудовая книжка или "электронная трудовая книжка".
Постановление вступило в силу 4 января 2023 г. и действует до 1 января 2026 г.
______________________________________
9 января 2023 года
Мораторий на внеплановые проверки продлен на 2023 год практически в том же объеме, в каком он действовал в 2022 году
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 года N 2516
Продлено на год (то есть до конца 2023 года) действие постановления Правительства РФ N 336 об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Таким образом, все действующие в 2022 году ограничения на проведение внеплановых проверок сохранены, за одним исключением:
- в 2022 году было разрешено проводить внеплановые проверки и КНМ при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, если эти индикаторы риска выявлены на объекте чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехническом сооружении I и II класса, либо эти индикаторы риска влекли непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера,
- а в 2023 году будут разрешены внеплановые проверки и КНМ в случае выявления любого индикатора риска на любом объекте.
Напомним, что индикатором риска являются соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Еще одна новация - это право (но не обязанность) надзорного органа исключить из плана проверок/КНМ намеченное плановое мероприятие, если в течение 3 месяцев до даты его проведения в отношении того же лица уже проведен профилактический визит.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Работодателей обязали приостанавливать исполнение требований к мобилизованным о взыскании денежных средств
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 603-ФЗ
С 29 декабря 2022 года работодатель по заявлению мобилизованного работника-должника (или члена семьи такого работника) обязан приостановить исполнение требований о взыскании денежных средств, содержащихся в поступивших или поступающих непосредственно от взыскателя исполнительных документах в отношении должника. Исключение - требования по алиментным обязательствам, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Обязанность приостановить исполнение требований также возникает в случаях:
- участия работника-должника в контртеррористической операции;
- заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ;
- прохождения военной службы в органах федеральной службы безопасности и выполнения задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, а также в ходе вооруженной провокации на границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения специальной военной операции (СВО);
- прохождения службы в войсках национальной гвардии РФ, оказывающих содействие пограничным органам по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, а также в ходе вооруженной провокации на границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения СВО.
Если заявление о приостановлении исполнения требований подает член семьи должника, необходимо приложить документы, подтверждающие родство.
Исполнение документов приостанавливается со дня подачи заявления, а возобновляется не ранее чем по истечении 30 дней после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
Исполнительное производство (за исключением исполнения требований по алиментным обязательствам и обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца) в отношении перечисленных выше категорий граждан теперь будет приостанавливаться и судебным приставом-исполнителем (полностью или частично).
Рекомендуем:
Справочная информация |
______________________________________
Установлен ряд запретов на допуск водителей к управлению такси
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ
Принят закон, направленный на регламентацию деятельности в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Им устанавливаются, в частности, обязательные требования к перевозчикам легковыми такси и используемым ими транспортным средствам (например, в части наличия таксометра и устройства контроля за вниманием и усталостью водителя); к водителям такси, в том числе перечень оснований для запрета на допуск к управлению такси, в числе которых:
- повторное наказание в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;
- отсутствие аттестации, если таковая предусмотрена региональным нормативным правовым актом;
- непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений, указанных в ст. 328.1 ТК РФ, или уголовное преследование за эти преступления;
- наличие более трех неуплаченных административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.
Предусмотрены обязательные требования к деятельности служб заказа такси. В частности, на эти службы возлагается обеспечение мониторинга за соблюдением установленных законодательством норм времени управления легковым такси, рабочего времени и времени отдыха водителя посредством программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения.
Определенные обязанности возлагаются также на организации, которые предоставляют принадлежащие им транспортные средства в аренду для осуществления таксомоторных перевозок. В целях обеспечения безопасных условий перевозок такие лица должны предоставлять арендаторам возможность прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров водителя, предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортного средства.
Закон вступает в силу 1 сентября 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.
______________________________________
Установлены послабления для мигрантов из ЕАЭС
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 574-ФЗ
Ратифицированы поправки к Договору о ЕАЭС.
В частности, упрощен режим пребывания и работы для трудовых мигрантов из ЕАЭС. Предусмотрено признание документов о квалификации педагогов и юристов, об ученых степенях и званиях. Цель въезда работающий мигрант сможет изменить, не покидая территорию государства трудоустройства.
______________________________________
2 января 2023 года
С 1 сентября 2023 г. медосмотры работников можно будет проводить дистанционно
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 629-ФЗ
Вводится новый вид медосмотра - в течение рабочего дня или смены.
Установлена возможность проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медосмотров, медосмотров в течение рабочего дня (смены) дистанционно с использованием специальных медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
При этом должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом. Также сотрудники, которые проходят медосмотр дистанционно, должны регулярно (не менее двух раз в год) проходить очное исследование на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.
Дистанционные медосмотры запрещены в отношении водителей, занимающихся организованной перевозкой групп детей, опасных грузов, регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении на маршрутах протяженностью от 300 км.
Обязательные предрейсовые медосмотры не будут проходить наряду с водителями, управляющими транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, водители транспортных средств воинских частей и силовых ведомств.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
______________________________________
До 30 июня 2024 г. смогут продолжить службу (работу) лица, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 602-ФЗ
Работники госорганов и органов местного самоуправления, которые являются гражданами России и имеют гражданство (подданство) иностранного государства, в отношении которых ТК РФ (статьей 349.6) установлены ограничения, могут продолжить работу до 30 июня 2024 г.
В день получения документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, они обязаны представить такие документы работодателю.
При непредставлении работодателю таких документов с 30 июня 2024 г. трудовые договоры подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой ст. 83 ТК РФ, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй ст. 83 ТК РФ.
Государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники, некоторые военнослужащие, которые имеют гражданство (подданство) иностранного государства, смогут продолжить проходить службу (работать) на замещаемых ими должностях также до 30 июня 2024 г. При непредставлении документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства), они подлежат освобождению от замещаемых должностей, увольнению со службы (с работы).
Напомним, запрет лицам с иностранным гражданством:
- работать в госорганах, органах местного самоуправления на должностях, требующих оформления допуска к гостайне, установлен Федеральным законом от 30.04.2021 N 109-ФЗ;
- замещать государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях на некоторых воинских должностях - Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ.
______________________________________
См. Архив новостей для кадровика за 2022 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.