Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Стадничук Юлии Владимировны, Шендеровича Дениса Игоревича на решение Московского городского суда от 28 апреля 2020 года (дело N 3а-3877/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2020 года (дело N 66а-3194/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Федулаева Вадима Николаевича, Стадничук Юлии Владимировны, Цитренко Ильи Витальевича, Ашаева Дениса Владимировича, Ашаевой Елены Геннадьевны, действующих в своих интересах и в интересах "данные изъяты" детей Ашаевой Виктории Денисовны, Ашаева Александра Денисовича, Ашаевой Екатерины Денисовны, по коллективным административным исковым заявлениям Шендеровича Дениса Игоревича, Обухова Алексея Владимировича, Соколовой Анны Николаевны, Макаровой Анны Владимировны, Щербакова Максима Сергеевича, Богдановой Полины Александровны, Головлевой Юлии Викторовны, Аверина Романа Эдуардовича, Шапошниковой Анны Светланы Альфредовны, Булановой Елены Сергеевны, Теребкова Ильи Андреевича, Константинова Ильи Павловича, Логацкой Татьяны Михайловны, Сидоренко Марии Яковлевны, Афанасьевой Светланы Александровны, Беляева Ивана Андреевича, Байновой Марии Сергеевны, Кайновой Анастасии Евгеньевны, Халматовой Татьяны Далбаевны, Курыниной Светланы Владимировны, Столповской Елены Александровны, Павловой Валентины Васильевны, Мусиенко Татьяны Владимировны. Волочаева Михаила Олеговича, Самойлова Ильи Сергеевича, Власенко Александра Валентиновича, Розановой Надежды Анатольевны, Цукасова Сергея Сергеевича, Горчакова Дмитрия Алексеевича, Комарова Алексея Димитриевича, Баранова Романа Александровича, Любимовой Маргариты Вячеславовны, Безниско Олега Дмитриевича, Юковой Валерии Вячеславовны, Караваевой Елены Николаевны, Кукушкиной Елены Геннадьевны, Винтер Алины Борисовны, Юковой Валерии Вячеславовны.
Стародворцева Игоря Вячеславовича, Ситникова Виктора Владимировича, Узловского Николая Дмитриевича, Узловской Ксении Юрьевны, Ревзина Виталия Львовича, Лавровой Юлии Александровны, Бохуленкова Александра Юрьевича о признании недействующими отдельных положений указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", указов Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N 34-УМ, от 31 марта 2020 года N 35-УМ, от 2 апреля 2020 года N 36-УМ, от 4 апреля 2020 года N 39-УМ, от 10 апреля 2020 года N 42-УМ, от 18 апреля 2020 года N 44-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ", указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения Стадничук Ю.В, Шендеровича Д.И. и его представителя по доверенности Исакова В.М, поддержавших доводы кассационных жалоб, выслушав возражения представителей Мэра Москвы и Правительства Москвы по доверенности Гоголя С.А. и Стужиной Т.А. относительно доводов кассационных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационных жалоб отказать, судебная коллегия
установила:
5 марта 2020 года Мэром Москвы принят указ N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указ размещен 5 марта 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www. mos.ru.
Указами Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N 34-УМ, от 31 марта 2020 года N 35-УМ, от 2 апреля 2020 года N 36-УМ, от 4 апреля 2020 года N 39-УМ, от 10 апреля 2020 года N 42-УМ, от 18 апреля 2020 года N 44-УМ, внесены изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Названные указы размещены на указанном выше официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Пунктом 9.3 указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N 34-УМ, пунктом 10.3 указа Мэра Москвы от 2 апреля 2020 года N 36-УМ, пунктом 12.3 указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ предусмотрена обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
11 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также введением в городе Москве режима повышенной готовности.
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Названным указом предусмотрено, что с 15 апреля 2020 года граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком (пункт 2).
Возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается:
цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы, оформляемым в соответствии с настоящим Порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Цифровой пропуск может быть предъявлен как в бумажном виде, так и в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное носимое устройство) (пункты 3, 3.1).
Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка (пункт 4).
Получение цифрового пропуска осуществляется с 13 апреля 2020 года на основании электронной заявки гражданина на официальном сайте Мэра и правительства Москвы, по телефону Единой справочной службы правительства Москвы +7 (495) 777-77-77 или путём отправки сообщения на специальный короткий номер 7377 (пункт 5).
Требования настоящего Порядка не распространяются на лиц, не достигших возраста 14 лет (пункт 11.1).
Передвижение по территории города Москвы без использования транспортных средств осуществляется без оформления цифрового пропуска при условии соблюдения требований и ограничений, установленных указом Мэра Москвы (пункт 11.2).
Цифровой пропуск представляет собой буквенно-числовой код формата ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ, первая секция которого соответствует дате истечения срока действия цифрового пропуска, обеспечивает проверку представленных сведений и подлежит использованию для передвижения в соответствии с представленными гражданином сведениями (пункт 13).
Порядок оформления цифрового пропуска устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы (пункт 16).
За нарушение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе за представление недостоверных сведений, нарушившее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством об административных правонарушениях (пункт 16).
Административные истцы обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими отдельных положений указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (пункты 9, 9.3) в редакциях указов от 29 марта 2020 года N 34-УМ, от 31 марта 2020 года N 35-УМ, от 2 апреля 2020 года N 36-УМ (пункты 10, 10.3), от 4 апреля 2020 года N 39-УМ, от 10 апреля 2020 года N 42-УМ (пункты 12, 12.3), от 18 апреля 2020 года N 44-УМ, от 11 апреля 2020 года N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Требования мотивированы тем, что оспариваемые указы Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты за пределами его полномочий, поскольку устанавливают ограничения и запреты для определённого круга граждан, препятствующие реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную "данные изъяты" (статья 23), права на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24), права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27). Ограничения гражданских прав и свобод в силу статьи 56 Конституции Российской Федерации возможно исключительно в условиях военного и чрезвычайного положения, которые в городе Москве не введены, при этом отдельные права и свободы, в том числе предусмотренные статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежат.
Решением Московского городского суда от 28 апреля 2020 года постановлено:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Ашаева Д.В, Ашаевой Е.Г, действующих в своих интересах и в интересах "данные изъяты" детей Ашаевой В.Д, Ашаева А.Д, Ашаевой Е.Д. к Мэру Москвы о признании недействующими:
пунктов 9.3, 9 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 года N 17-УМ, от 14 марта 2020 года N 20-УМ, от 16 марта 2020 года N 21-УМ, от 19 марта 2020 года N25-УМ, от 23 марта 2020 года N 26-УМ, от 25 марта 2020 года N 28-УМ, от 26 марта 2020 года N 31-УМ, от 27 марта 2020 года N 33-УМ, от 29 марта 2020 года N 34-УМ, от 31 марта 2020 года N 35-УМ, от 2 апреля 2020 года N 36-УМ и далее;
пунктов 10.3, 10 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 года N 17-УМ, 14 марта 2020 года N 20-УМ, 16 марта 2020 года N 21-УМ, 19 марта 2020 года N25-УМ, 23 марта 2020 года N 26-УМ, 25 марта 2020 года N 28-УМ, 26 марта 2020 года N 31-УМ, 27 марта 2020 года N 33-УМ, 29 марта 2020 года N 34-УМ, 31 марта 2020 года N 35-УМ, 2 апреля 2020 года N 36-УМ, 4 апреля 2020 года N 39-УМ;
пунктов 12.3, 12 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции указов Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ, 18 апреля 2020 года N 44-УМ;
указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части положений, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N 34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 31 марта 2020 года N 35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 2 апреля 2020 года N 36-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 4 апреля 2020 года N 39-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
указа Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года N 44-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания).
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Федулаева В.Н. к Мэру Москвы о признании недействующими пункта 12.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Шендеровича Д.И, Обухова А.В, Соколовой А.Н, Макаровой А.В, Щербакова М.С, Богдановой П.А, Головлевой Ю.В, Аверина Р.Э, Шапошниковой А.С.А, Булановой Е.С, Теребкова И.А, Константинова И.П, Логацкой Т.М, Сидоренко М.Я, Афанасьевой С.А, Беляева И.А, Байновой М.С, Кайновой А.Е, Халматовой Т.Д, Курыниной С.В, Столповской Е.А, Павловой В.В, Мусиенко Т. В, Волочаева М.О, Самойлова И.С, Власенко А.В, Розановой Н.А, Горчакова Д.А, Комарова А.Д, Баранова Р.А, Любимовой М.В, Безниско О.Д, Юковой В.В, Караваевой Е.Н, Кукушкиной Е.Г, Стародворцева И.В, Ситникова В.В, Узловского Н.Д, Узловской К.Ю, Ревзина В.Л, Бохуленкова А.Ю. к Мэру Москвы о признании недействующим указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N 34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ в части новой редакции пункта 9.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Федулаева В.Н, Стадничук Ю.В, Шендеровича Д.И, Обухова А.В, Соколовой А.Н, Макаровой А.В, Щербакова М.С, Богдановой П.А, Головлевой Ю.В, Аверина Р.Э, Шапошниковой А.С.А, Булановой Е.С, Теребкова И.А, Константинова И.П, Логацкой Т.М, Сидоренко М.Я, Афанасьевой С.А, Беляева И.А, Байновой М.С, Кайновой А.Е, Курыниной С.В, Столповской Е.А, Цукасова С.С, Горчакова Д.А, Винтер А.Б, Юковой В.В, Караваевой Е.Н, Кукушкиной Е.Г, Ситникова В.В, Власенко А.В, Павловой В.В, Безниско О.Д, Лавровой Ю.А, Бохуленкова А.Ю. к Мэру Москвы о признании недействующим указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Цитренко И.В. к Мэру Москвы о признании недействующими пунктов 3, 3.1 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утвержденного указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В кассационных жалобах Шендерович Д.И. и Стадничук Ю.В, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального права, нарушений норм процессуального права.
В возражениях на кассационные жалобы представитель Мэра Москвы просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административных истцов и представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемые указы Мэра Москвы приняты с соблюдением установленного законом порядка, в пределах предоставленных полномочий, официально опубликованы и соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - нормам международного права, Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В обжалуемых судебных актах подробно изложен анализ оспариваемых положений нормативных правовых актов применительно к положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года г. Рим) не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, может быть ограничено, в частности, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 21декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1);
вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1);
устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1).
При введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "а" пункта 10 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно статье 19 данного Закона (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Этим Законом к полномочиям Мэра Москвы отнесены принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций, введение режима повышенной готовности (статья 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (СОVID-2019), решением Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на территории города Москвы Мэром Москвы приняты оспариваемые нормативные правовые акты, которыми, с учётом приведенных выше положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную "данные изъяты", защиту своей чести и доброго имени, на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, на свободу выбора места пребывания и жительства, не нарушены.
Право граждан на свободу передвижения в пределах территории города Москвы не нарушает приведенных выше норм законов ввиду существования на территории города Москвы угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Установив, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат нормам международного права, федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы в судебных актах, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат доводов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 28 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Стадничук Юлии Владимировны, Шендеровича Дениса Игоревича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.