Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.11.004-2020
"Методические рекомендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения (для опытного применения)"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 декабря 2020 г. N 4144-р)
Предисловие
1 Разработан Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры "НИПИ ТРТИ".
2 Внесен: Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан: Распоряжением Федерального дорожного агентства от "28" декабря 2020 г. N 4144-р.
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на автомобильные дороги общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью.
1.2 Положения настоящего отраслевого дорожного методического документа рекомендуются для опытного применения в подведомственных Федеральному дорожному агентству органах управления дорожным хозяйством - федеральными казенными учреждениями, в оперативном управлении которых находятся автомобильные дороги (далее - Заказчик), организациями, непосредственно выполняющими работы (оказывающими услуги) по содержанию таких автомобильных дорог (далее - Подрядчик, Исполнитель), а подведомственными учреждениями, осуществляющими мониторинг деятельности организаций дорожного хозяйства.
1.3 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по процедуре оценки фактического уровня содержания Объекта, приемки выполненных работ (оказанных услуг) Подрядчиком (Исполнителем), подлежащих оплате заказчиком за отчетный период при реализации Контрактов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем отраслевом дорожном методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ;
ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ;
ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения;
ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования;
ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования;
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования;
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения;
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования;
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля;
ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования;
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования;
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования;
ГОСТ Р 58350-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения;
ГОСТ Р 58948-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания.
3 Термины и определения
В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
3.2. дефект содержания: Несоответствие значений (количественных, линейных и/или площадных) показателей эксплуатационного состояния конструктивного элемента и сроков их устранения, нормируемых для уровня содержания, требуемого по контракту (договору) на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию.
3.3. конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.
3.4. момент обнаружения: Дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
3.5. момент обнаружения зимней скользкости: Дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
3.6. срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.
3.7. уровень содержания автомобильных дорог: Показатель, отражающий определенное эксплуатационное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог в весенне-летне-осенний и зимний периоды года.
3.8. оказание услуг по содержанию: процесс, выполняемый подрядной организацией, посредством воздействия на объект услуги с целью достижения конкретного результата, необходимого Заказчику в соответствии с требованиями государственного контракта, а именно поддержание надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, бесперебойного движения, оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения, с учетом требований к качеству проводимых мероприятий, которые устанавливаются Заказчиком в государственном контракте, исходя из текущего состояния конструктивных элементов автомобильной дороги (их совокупности), отдельных элементов обустройства (их совокупности), отдельных участков (их совокупности), отдельных искусственных дорожных сооружений (их совокупности) в составе автомобильных(ой) дорог(и) и других дорожных сооружений, являющихся технологической частью автомобильной дороги, автомобильной дороги в целом или сети автомобильных дорог, климатических условий эксплуатации, планируемых дорожных работ и установленного уровня содержания.
4 Основные положения
4.1 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 N 1737 "Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" [1], а также положений технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) [2] приемка результатов выполненных работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется организациями в соответствии с условиями заключенного контракта на их выполнение путем оценки качества и уровня их содержания.
4.2 Процедуру оценки фактического уровня содержания участков основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений, различных их совокупностей в составе автомобильной дороги, автомобильной дороги в целом или сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - Объект), приемки и определения стоимости выполненных Подрядчиком (Исполнителем) работ (оказанных услуг), подлежащих оплате заказчиком за отчетный период при реализации государственных контрактов (далее - Контракт) рекомендуется осуществлять в соответствии с настоящими "Методические рекомендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (для опытного применения) (далее - Порядок).
4.3 Отчетный период устанавливается в соответствии с положениями пункта 4.24 настоящего Порядка.
4.4 Предусмотренная настоящим Порядком процедура оценки фактического уровня содержания Объекта, приемки выполненных работ (оказанных услуг) Подрядчиком (Исполнителем), подлежащих оплате заказчиком за отчетный период при реализации Контрактов, проводится с целью:
- получения информации о фактическом уровне содержания Объекта за отчетный период и использования данной информации для целей управления качеством содержания Объекта;
- определения фактического уровня содержания Объекта за отчетный период, на основании которого в соответствии с условиями Контракта на содержание Объекта, заключенного между Заказчиком и Подрядчиком (Исполнителем), принимается решение о величине оплаты выполненных работ (оказанных услуг), применении или неприменении к Подрядчику (Исполнителю) мер ответственности за несоблюдение условий Контракта за отчетный период.
Требуемые уровни содержания Объекта, предусматриваемые предметом Контракта, определяются в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка.
4.5. Процедуре оценки фактического уровня содержания Объекта, приемки выполненных работ (оказанных услуг) Подрядчиком (Исполнителем), не подлежат (при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения) в части:
- конструктивных элементов (их совокупности) на участках основного хода автомобильных дорог, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений линейного типа (к искусственным дорожным сооружениям линейного типа следует относить: мостовые сооружения, галереи, тоннели, подземные пешеходные переходы, водопропускные трубы), подвергшиеся стихийному бедствию или событиям, которые к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации их последствий;
- конструктивных элементов (их совокупности) на участках основного хода автомобильных дорог, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений линейного типа, переданных другому Подрядчику (Исполнителю), согласно акту приема-передачи, с целью выполнения работ по их реконструкции, капитальному ремонту, ремонту;
- конструктивных элементов (их совокупности) на участках основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений значения (количественные, линейные и/или площадные) показателей дефектов содержания которых превышают значения (количественные, линейные и/или площадные) показателей дефектов, указанные для допустимого уровня содержания Объекта, согласно пункту 4.20 настоящего Порядка, в случае значительного (более двух периодов) нарушения межремонтных сроков на участке автомобильной дороги;
- конструктивных элементов (их совокупности) на участках основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений в случае, когда Контрактом на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию не предусмотрено использование настоящего Порядка в целях оценки фактического уровня содержания Объекта, приемки и определения стоимости выполненных работ (оказанных услуг) Подрядчиком (Исполнителем), подлежащих оплате заказчиком за отчетный период;
- участков основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок и искусственных дорожных сооружений линейного типа в целом, либо их конструктивных элементов, на которых выполняются работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, в том числе при строительстве примыканий и пересечений с такими участками.
Исключением из настоящего пункта, подлежащим указанию в Контракте по содержанию Объекта, является проведение процедуры оценки фактического уровня содержания Объекта, приемки и определения стоимости выполненных работ (оказанных услуг) Подрядчиком (Исполнителем), подлежащих оплате заказчиком за отчетный период (согласно настоящего Порядка) отдельных конструктивных элементов (их совокупности) в части:
а) не выведенных из режима эксплуатации, подлежащих содержанию и оценке уровня содержания участков основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений, в границах которых предусмотрена реконструкция, капитальный ремонт или ремонт лишь в части конструктивных элементов.
Перечень конструктивных элементов, которые на период выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту не выводятся из эксплуатации и подлежат в рамках контрактных обязательств Подрядчика (Исполнителя) работ (оказания услуг) по содержанию и оценке уровня содержания Объекта, согласно настоящему Порядку определяется Заказчиком;
б) находящихся в режиме эксплуатации в период действия гарантийных обязательств Подрядных организаций, выполнивших работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту, подлежащих содержанию и оценке уровня их содержания в рамках контрактных обязательств Подрядчика (Исполнителя), выполняющего работы (оказывающего услуги) по содержанию данных Объектов. При необходимости результаты оценки уровня содержания конструктивных элементов (их совокупности), полученные согласно настоящего Порядка, в отношении которых действуют гарантийные обязательства Подрядных организаций, выполнивших работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту, учитываются отдельно и используются для ведения претензионной работы, направленной на исполнение гарантийных обязательств.
4.6. Настоящий Порядок устанавливает следующие уровни содержания Объекта:
4.6.1. автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, входящих в ее состав (исключая искусственные дорожные сооружения линейного типа):
4.6.1.1. высокий уровень содержания - содержание автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, входящих в ее состав, обеспечивает поддержание их потребительских свойств выше потребительских свойств, обеспечиваемых при среднем уровне содержания Объекта.
Автомобильная дорога, каждый ее конструктивный элемент и их составляющие содержатся в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. Не допускается снижение скорости движения автомобилей относительно значений, разрешенных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 [3] и схемой организации дорожного движения при благоприятных условиях погоды.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках автомобильных дорог в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды, которые для целей настоящего Порядка подразделяются в соответствии с состоянием погоды:
благоприятные условия - состояние погоды, при котором метеорологические факторы не оказывают отрицательного влияния на состояние поверхности дороги, скорость и безопасность движения автомобилей (сухо, ясно, отсутствие ветра или ветер со скоростью до 10 м/с, отсутствие тумана, относительная влажность воздуха до 90%, температура воздуха в пределах от - 30°С до +30°С в тени);
неблагоприятные условия - состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов заметно изменяется состояние поверхности дороги, ухудшается взаимодействие автомобиля с дорогой и ее восприятие водителем, в результате чего снижается скорость и безопасность движения. К неблагоприятным условиям погоды относится отдельное и совместное действие следующих факторов: осадки в виде дождя или снегопада интенсивностью до 0,1 мм/мин, ветер со скоростью 10-20 м/с, метель со скоростью 3-9 м/с, туман с метеорологической дальностью видимости 200-500 м, относительная влажность воздуха более 90%, температура воздуха в тени;
особо неблагоприятные условия - состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов состояние поверхности дороги, условия взаимодействия автомобиля с дорогой и ее восприятие водителями изменяются настолько, что движение становится затрудненным и без специальных мер по защите дорог от воздействия метеорологических факторов может быть прервано. К особо неблагоприятным условиям погоды относятся: осадки в виде дождя и снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин, гололедица и гололед, метель со скоростью ветра более 9 м/с, ветер со скоростью более 20 м/с, туман с видимостью менее 200 м, температура воздуха летом выше +40°С в тени и зимой ниже -40°С).
При высоком уровне содержания Объекта, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.7 и 4.8 настоящего Порядка, значения усредненной оценки уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок
должны быть более или равны 4,85, а относительное количество километров с недопустимым уровнем содержания (с оценкой "2") на участках автомобильной дороги по основному ходу
и съездах транспортных развязок
должно быть менее или равно 3%;
4.6.1.2. средний уровень содержания - содержание автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, входящих в ее состав, обеспечивает поддержание их потребительских свойств выше потребительских свойств, обеспечиваемых при допустимом уровне содержания Объекта.
Состояние конструктивных элементов автомобильной дороги и их составляющих не вызывает необходимость временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств при благоприятных условиях погоды.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках автомобильных дорог в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды.
При среднем уровне содержания Объекта, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.7 и 4.8 настоящего Порядка, значения усредненной оценки уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок
должны быть менее 4,85, но более или равны 4,00, а относительное количество километров с недопустимым уровнем содержания (с оценкой "2") на участках автомобильной дороги по основному ходу
и съездах транспортных развязок
должно быть менее или равно 10%;
4.6.1.3. допустимый уровень содержания - содержание автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, входящих в ее состав, обеспечивает допустимый уровень безопасности движения. Состояние конструктивных элементов автомобильной дороги и их составляющих не вызывает необходимость временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств при благоприятных условиях погоды.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках автомобильных дорог в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды.
При допустимом уровне содержания Объекта, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.7 и 4.8 настоящего Порядка, значения усредненной оценки уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок
должны быть более или равны 3,00, но менее 4,00, а относительное количество километров с недопустимым уровнем содержания (с оценкой "2") на участках автомобильной дороги по основному ходу
и съездах транспортных развязок
должно быть менее или равно 15%;
4.6.1.4. недопустимый уровень содержания - содержание автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, входящих в ее состав, не обеспечивает допустимый уровень безопасности движения. Состояние конструктивных элементов автомобильной дороги и их составляющих вызывает необходимость временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств, как в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды, так и по окончании требуемых сроков по ликвидации указанных дефектов содержания, а также при благоприятных погодных условиях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
При недопустимом уровне содержания Объекта, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.7 и 4.8 настоящего Порядка, значения усредненной оценки уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок
менее 3,00, а относительное количество километров с недопустимым уровнем содержания (с оценкой "2") на участках автомобильной дороги по основному ходу
и съездах транспортных развязок
более 15%;
4.6.2. искусственных дорожных сооружений линейного типа (далее - ИССО):
4.6.2.1. высокий уровень содержания ИССО - содержание искусственного дорожного сооружения линейного типа обеспечивает поддержание его потребительских свойств выше потребительских свойств ИССО, обеспечиваемых при среднем уровне содержания Объекта. ИССО, каждый его конструктивный элемент содержатся в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. Не допускается снижение скорости движения автомобилей относительно значений, разрешенных [3], и схемой организации дорожного движения при благоприятных условиях погоды. В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на ИССО в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды.
При высоком уровне содержания ИССО, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.10 настоящего Порядка, значение усредненной оценки уровня содержания искусственного сооружения должно быть более или равно 4,85, а относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе искусственного сооружения с недопустимым (с оценкой "2") уровнем содержания
- менее или равно 3%;
4.6.2.2. средний уровень содержания ИССО - содержание искусственного дорожного сооружения обеспечивает поддержание его потребительских свойств искусственного дорожного сооружения на уровне выше потребительских свойств ИССО, обеспечиваемых при допустимом уровне содержания Объекта.
Состояние конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений не вызывает необходимости временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств при благоприятных условиях погоды. В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на ИСССО в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды.
При среднем уровне содержания ИССО, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.10 настоящего Порядка, значение усредненной оценки уровня содержания искусственного сооружения должно быть менее 4,85, но более или равно 4,00, а относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе искусственного сооружения с недопустимым (с оценкой "2") уровнем содержания
должно быть менее или равно 10%;
4.6.2.3. допустимый уровень содержания ИССО - содержание искусственных дорожных сооружений линейного типа обеспечивает допустимый уровень безопасности движения. Состояние конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений не вызывает необходимости временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств при благоприятных условиях погоды.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения допускается временное ограничение или прекращение движения автотранспортных средств на ИССО в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды.
При допустимом уровне содержания ИССО, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.10 настоящего Порядка, значение усредненной оценки уровня содержания искусственного сооружения должно быть менее 4,00, но более или равно 3,00, а относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе искусственного сооружения с недопустимым (с оценкой "2") уровнем содержания
должно быть менее или равно 15%;
4.6.2.4. недопустимый уровень содержания ИССО - содержание искусственного дорожного сооружения не обеспечивает допустимый уровень безопасности движения. Состояние конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений вызывает необходимость временного ограничения или прекращения движения автотранспортных средств на ИССО, как в период действия и до окончания требуемого срока по ликвидации дефектов содержания, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с наличием актов незаконного вмешательства, с дорожно-транспортными происшествиями, с проведением дорожных работ, с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями погоды, так и по окончании требуемых сроков по ликвидации указанных дефектов содержания, а также при благоприятных погодных условиях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
При недопустимом уровне содержания ИССО, рассчитанные за отчетный период в соответствии с положениями пункта 4.10 настоящего Порядка, значение усредненной оценки уровня содержания искусственного сооружения менее 3,00, а относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе искусственного сооружения с недопустимым (с оценкой "2") уровнем содержания
более 15%.
4.7. Расчет усредненной оценки уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу выполняется по формуле (1):
, (1)
где:
- итого оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу (исключая съезды транспортных развязок);
- количество оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу (исключая съезды транспортных развязок), на которых зафиксирована балльная оценка - 2;
- количество оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу (исключая съезды транспортных развязок), на которых зафиксирована балльная оценка - 3;
- количество оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу (исключая съезды транспортных развязок), на которых зафиксирована балльная оценка - 4;
- количество оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу (исключая съезды транспортных развязок), на которых зафиксирована балльная оценка - 5, рассчитанное по формуле (2).
, (2)
Относительное количество километров автомобильной дороги по основному ходу с недопустимым уровнем содержания рассчитывается по формуле (3).
(%), (3)
Оценку и расчет и
на основе формул (1-3) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов (их совокупности) по основному ходу автомобильной дороги.
4.8. Расчет усредненной оценки уровня содержания съездов транспортных развязок выполняется по формуле (4).
, (4)
где:
- итого оцениваемых километров съездов транспортных развязок;
- количество оцениваемых километров съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка - 2;
- количество оцениваемых километров съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка - 3;
- количество оцениваемых километров съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка - 4;
- количество оцениваемых километров съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка - 5, рассчитанное по формуле (5).
, (5)
Относительное количество километров съездов транспортных развязок с недопустимым уровнем содержания рассчитывается по формуле (6).
(%), (6)
Оценку и расчет и
на основе формул (4-6) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов (их совокупности) съездов транспортных развязок.
4.9. Фактический уровень содержания автомобильной дороги и съездов транспортных развязок устанавливается по таблице 1 и принимается равным уровню содержания, который соответствует наихудшему значению из двух оцениваемых показателей - усредненной оценки уровня содержания и относительного количества километров с недопустимым (с оценкой "2") уровнем содержания, либо уровню содержания, которому в равной мере соответствуют значения обоих показателей.
Таблица 1 - Фактический уровень содержания автомобильной дороги и съездов транспортных развязок
Уровень содержания |
Усредненная оценка уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу - |
Относительное количество километров с оценкой "2" по основному ходу автомобильной дороги - |
Высокий |
|
|
Средний |
|
|
Допустимый |
|
|
Недопустимый |
|
"2" > 15% |
4.10. Расчет усредненной оценки уровня содержания искусственного дорожного сооружения линейного типа выполняется по формуле (7).
, (7)
где:
- общее количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа, на которых зафиксирована балльная оценка - 2;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа, на которых зафиксирована балльная оценка - 3;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа, на которых зафиксирована балльная оценка - 4;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа, на которых зафиксирована балльная оценка - 5, рассчитанное по формуле (8).
, (8)
Относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе искусственного дорожного сооружения линейного типа с недопустимым уровнем содержания рассчитывается по формуле (9).
(%), (9)
Оценку и расчет и
на основе формул (7) и (9) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа.
4.11. Фактический уровень содержания искусственного дорожного сооружения линейного типа устанавливается по таблице 2 и принимается равным уровню содержания, который соответствует наихудшему значению из двух оцениваемых показателей - усредненной оценки уровня содержания ИССО и относительного количества оцениваемых показателей дефектов содержания ИССО с недопустимым уровнем содержания, либо уровню содержания, которому в равной мере соответствуют значения обоих показателей.
Таблица 2 - Фактический уровень содержания искусственного дорожного сооружения линейного типа (ИССО)
Уровень содержания |
Усредненная оценка уровня содержания ИССО |
Относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания ИССО с недопустимым (с оценкой - "2") уровнем содержания |
Высокий |
|
|
Средний |
|
|
Допустимый |
|
|
Недопустимый |
|
"2" > 15% |
4.12. Результаты оценки фактического уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию Объекта за отчетный период оформляются в соответствии с формой:
а) "Акт оценки уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию Объекта (автомобильной дороги или сети автомобильных дорог, исключая искусственные сооружения)", представленной в Приложении П настоящего ОДМ;
б) "Акт оценки уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию Объекта (искусственных дорожных сооружений линейного типа на автомобильной дороге или на сети автомобильных дорог)", представленной в Приложении С настоящего ОДМ.
4.13. Коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по участкам основного хода автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок), при снижении фактического уровня содержания по отношению к требуемому уровню содержания по Контракту, указываемый в форме Акта, представленной в Приложении П, рассчитывается по формуле (10).
, (10)
где:
- протяженность оцениваемых километров по основному ходу автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок), в километрах (далее - км);
- протяженность оцениваемых участков по основному ходу автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок), на которых фактический уровень содержания не ниже допустимого уровня содержания, но снижен по отношению к требуемому по Контракту уровню содержания на одну ступень, в км;
- протяженность оцениваемых участков по основному ходу автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок), на которых фактический уровень содержания не ниже допустимого уровня, но снижен по отношению к требуемому по Контракту уровню содержания на две ступени, в км;
- протяженность оцениваемых участков по основному ходу автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок) с недопустимым уровнем содержания, которая свыше протяженности таких участков, нормируемой (согласно пункту 4.6 настоящего Порядка) для уровня содержания, предусмотренного Контрактом, в км.
Стоимость работ (услуг) по содержанию участков автомобильной дороги (исключая съезды транспортных развязок и искусственные дорожные сооружения линейного типа), подлежащая оплате за отчетный период, указываемая в форме Акта, представленной в Приложении П, рассчитывается по формуле (11).
, (11)
где:
- стоимость работ (услуг), предусматриваемая по Объекту за оцениваемый период согласно контракту.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) на основе формулы (10) и расчет стоимости работ (услуг), подлежащей оплате за оцениваемый период, на основе формулы (11) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов (их совокупности) автомобильной дороги.
4.14. Коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по участкам съездов транспортных развязок (при снижении фактического уровня содержания по отношению к требуемому уровню содержания по Контракту), указываемый в форме Акта, представленной в Приложении П, рассчитывается по формуле (12).
, (12)
где:
- протяженность обследованных съездов транспортных развязок, в км;
- протяженность участков на съездах транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания выше допустимого уровня содержания, но снижен по отношению к требуемому по Контракту уровню содержания на одну ступень, в км;
- протяженность участков на съездах транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания выше допустимого уровня содержания, но снижен по отношению к требуемому по Контракту уровню содержания на две ступени, в км;
- протяженность участков на съездах транспортных развязок с недопустимым уровнем содержания, которая свыше протяженности таких участков, нормируемой (согласно пункту 4.6 настоящего Порядка) для уровня содержания, предусмотренного Контрактом, в км.
Стоимость работ (услуг) по содержанию съездов транспортных развязок, подлежащая оплате за отчетный период, указываемая в форме Акта, представленной в Приложении П, рассчитывается по формуле (13).
, (13)
где:
- стоимость работ (услуг), предусматриваемая по Объекту за оцениваемый период согласно контракту.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) на основе формулы (12) и расчет стоимости работ (услуг), подлежащей оплате за оцениваемый период, на основе формулы (13) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов (их совокупности) съездов транспортных развязок.
4.15. Коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по искусственным дорожным сооружениям линейного типа (при снижении фактического уровня содержания по отношению к требуемому уровню содержания по Контракту), указываемый в форме Акта, представленной в Приложении Р, рассчитывается по формуле (14).
, (14)
где:
- общее количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного дорожного сооружения линейного типа (указанных в итоговой ведомости);
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов конкретного ИССО, на которых фактическое значение балльной оценки показателей дефекта содержания конструктивных элементов выше двух баллов, но ниже на одну единицу по отношению к требуемому значению балльной оценки показателя дефекта содержания конструктивных элементов конкретного ИССО при уровне содержания, предусмотренным Контрактом.
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов конкретного ИССО, на которых фактическое значение балльной оценки показателей дефекта содержания конструктивных элементов выше двух баллов, но ниже на две единицы по отношению к требуемому значению балльной оценки показателя дефекта содержания конструктивных элементов конкретного ИССО при уровне содержания, предусмотренным Контрактом.
- количество показателей дефектов содержания конструктивных элементов в составе конкретного ИССО с фактическим значением балльной оценки равным двум баллам (2 (два) - балла), превышающее нормируемое (согласно пункту 4.6 настоящего Порядка) количество показателей дефектов содержания конструктивных элементов с значением балльной оценки равным двум баллам при уровне содержания конкретного ИССО, предусмотренным Контрактом.
Стоимость работ (услуг) по содержанию искусственных дорожных сооружений линейного типа, подлежащая оплате за отчетный период, указываемая в форме Акта, представленной в Приложении Р, рассчитывается по формуле (15).
, (15)
где:
- стоимость работ (услуг), предусматриваемая по ИССО за оцениваемый период согласно Контракту.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) на основе формулы (14) и расчет стоимости работ (услуг), подлежащей оплате за оцениваемый период, на основе формулы (15) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов (их совокупности) искусственных дорожных сооружений линейного типа.
4.16. На основании результатов оценки фактического уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию Объекта за отчетный период, составляют "Акт о приемке выполненных работ" ("Акт оказанных услуг"), согласно Приложения Т (Приложения У) и "Справку о стоимости выполненных работ и затрат" ("Справку о стоимости оказанных услуг"), согласно Приложения Ф (Приложения Х).
4.17. Усредненная оценка фактического уровня содержания сети автомобильных дорог за отчетный период рассчитывается по формуле (16).
, (16)
где:
,
,
,
- количество километров дорог сети с оценкой уровня содержания соответственно: не допустимым "2", допустимым "3", среднем "4" и высоком "5";
- суммарное количество километров в сети дорог.
4.18. Усредненная оценка фактического уровня содержания искусственных сооружений линейного типа на автомобильной дороге (сети автомобильных дорог) за отчетный период рассчитывается по формуле (16)
, (17)
где:
,
,
- протяженность сооружений с оценкой уровня содержания соответственно: не допустимым "2", допустимым "3", среднем "4" и высоком "5";
- суммарная протяженность искусственных сооружений линейного типа на автомобильной дороге (сети автомобильных дорог).
4.19. Требования к эксплуатационному состоянию конструктивных элементов при высоком, среднем и допустимом уровне их содержания устанавливаются для двух характерных по условиям содержания автомобильных дорог (искусственных дорожных сооружений) периодов: весенне-летне-осенний и зимний, на основе положений, указанных в пункте 4.20 настоящего Порядка.
Сроки начала и окончания характерных периодов определяются Заказчиком с учетом природно-климатических условий территории, на которой расположена автомобильная дорога (искусственное дорожное сооружение), и указываются в Контрактах на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию.
Требуемый уровень содержания участков автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений устанавливается Заказчиком и указывается в Контракте по содержанию Объекта.
Установленные Заказчиком в Контракте требуемые уровни содержания конкретного Объекта в весенне-летне-осенний и зимний периоды могут различаться Требуемый по Контракту уровень содержания съездов транспортных развязок может приниматься таким же, как и требуемый уровень содержания автомобильной дороги, на которой расположена транспортная развязка.
4.20. Единый подход к оценке уровня содержания участков основного хода автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений за отчетный период осуществляется на основе положений, изложенных в Приложениях А, Б, В, Г настоящего ОДМ, характеризующих дефект содержания конструктивных элементов Объекта составом показателей, значениями (количественными, линейными и/или площадными) показателей, признаками недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента (его составляющих), нормируемыми сроками их устранения при высоком, среднем и допустимом уровне содержания конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них, отнесенных к Объекту содержания.
Перечень дефектов (с конкретными значениями (количественных, линейных, площадных) показателей, признаками недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента (его составляющих), требуемыми сроками их устранения), допустимых при требуемом уровне содержания конкретного Объекта, устанавливается в Контракте на основе Приложений А, Б, В, Г настоящего ОДМ, учитывая технические особенности и фактический состав конструктивных элементов конкретного Объекта, и может быть изменен в связи с принятием новых, технических регламентов, стандартов, сводов правил и иных нормативно-технических документов.
Дефекты содержания конструктивных элементов (их составляющих) конкретного Объекта подлежат учету и балльной оценке в ходе проведения в отчетный период промежуточной и итоговой оценки уровня содержания конструктивных элементов, расположенных в границах минимальных (километровых) участков автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, а на искусственных сооружениях линейного типа - в границах единичных участков конкретного Объекта, определяемых согласно пунктов 4.25 и 4.26 настоящего Порядка, соответственно.
Оценка фактического уровня содержания минимальных (километровых) и единичных участков конкретного Объекта (их совокупности) за отчетный период осуществляется в соответствии с пунктами 4.6 - 4.18 настоящего Порядка, учитывая требуемый по Контракту уровень их содержания на конкретном Объекте.
При выявлении дефектов содержания конструктивных элементов конкретного Объекта, недопустимых при требуемом по Контракту уровне содержания Объекта, Заказчиком (или иными уполномоченными лицами) Подрядчику (Исполнителю) работ (услуг) выдается "Предписание на устранение нарушений требований к содержанию автодороги (искусственного сооружения)" (далее - Предписание), в котором указывается вид дефекта содержания и требуемый срок (дата и время) его устранения.
Образец формы Предписания указан в Приложении С настоящего ОДМ.
Срок устранения выявленных дефектов, который указывается в Предписании Заказчика (или иного уполномоченного лица), должен устанавливаться с учетом записи по таким дефектам, сделанной Подрядчиком (Исполнителем) в журнале ежедневных осмотров или в книге моста (путепровода), (далее - учетно-отчетная документация), а также записи в общем журнале производства работ (оказания услуг), (далее - исполнительная документация).
Фактическим началом отсчета требуемого срока устранения дефекта содержания является время и дата выдачи представителем Заказчика (или иным уполномоченным лицом) Предписания по устранению дефекта содержания Подрядчику (Исполнителю), время и дата фиксации дефектов (в том числе дефектов, связанных с фактическим началом и завершением периода негативного воздействия неблагоприятных и особо неблагоприятных условий погоды) в учетно-отчетной и исполнительной документации, предусмотренной в Контракте по содержанию конкретного Объекта.
Контроль за исполнением предписания Заказчика (или иного уполномоченного лица) по истечении требуемого срока устранения дефекта содержания Объекта, указанного в Предписании или в учетно-отчетной и исполнительной документации, используемой Подрядчиком (Исполнителем) работ (услуг) при содержании Объекта, осуществляют путем повторного осмотра (с фото- и/или видеофиксацией, предусматриваемой Контрактом по содержанию) конструктивного элемента (его составляющих) автомобильной дороги (искусственных дорожных сооружений линейного типа). По результатам повторного осмотра в Предписании или в учетно-отчетной и исполнительной документации делается отметка об устранении замечаний, выявленных в ходе оценки фактического уровня содержания автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в их составе.
Порядок ведения документооборота, формирования учетно-отчетной и исполнительной документации, использования фото- и/или видеоматериалов, отражающих факт наличия и устранения дефекта содержания конструктивного элемента (с указанием года, даты и времени обнаружения, регистрации (фиксации) и устранения дефекта (в том числе, дефекта, обусловленного негативным воздействием неблагоприятных или особо неблагоприятных условий погоды), определяется в соответствии требованиями Контракта по содержанию конкретного Объекта.
4.21. Контроль параметров дефекта содержания конструктивных элементов на участках автомобильной дороги, съездах транспортных развязок и искусственных дорожных сооружений, не требующих измерений, осуществляют путем внешнего их осмотра (с фото и/или видео фиксацией дефекта содержания конструктивного элемента, его составляющих, предусмотренной Контрактом по содержанию Объекта).
При наличии разногласий между Заказчиком и Подрядчиком (Исполнителем), возникших при внешнем осмотре дефекта содержания конструктивного элемента, выполняют инструментальные измерения фактических значений (количественных, линейных и/или площадных) параметров дефектов с целью определения их отклонения от значений показателей, установленных для требуемого уровня содержания Объекта.
4.22. Используемые измерительные приборы, оборудование, передвижные лаборатории для проведения оценки дефектов содержания конструктивных элементов и уровня содержания участков автомобильной дороги, съездов транспортных развязок и искусственных дорожных сооружений должны иметь свидетельство о поверке.
4.23. Оценка фактического уровня содержания участков автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений за отчетный период производится Заказчиком в присутствии Подрядчика (Исполнителя), выполняющего работы (оказывающего услуги) на основании контракта по содержанию конкретного Объекта (их совокупности или отдельно взятой совокупности конкретных конструктивных элементов).
По решению Заказчика к работе по оценке уровня содержания участков автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений (Объектов) возможно привлечение представителей федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, а также представителей Ространснадзора, Госавтоинспекции и/или иных уполномоченных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Оценка фактического уровня содержания участков автомобильных дорог, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений за отчетный период, в случае их одновременного содержания несколькими Подрядчиками (Исполнителями), но выполняющими виды работ (услуг) по содержанию разных конструктивных элементов (их совокупности), осуществляется Заказчиком отдельно для каждого Подрядчика (Исполнителя) по комплексу работ или услуг, предусмотренных Контрактом.
При оценке фактического уровня содержания конкретного Объекта (их совокупности или отдельно взятой совокупности конкретных конструктивных элементов), обеспеченного Подрядчиком (Исполнителем) за отчетный период, дефекты содержания конструктивных элементов, выявленные Заказчиком (или иными уполномоченными лицами), учитывают только по тому комплексу конструктивных элементов, содержание которых предусмотрено контрактом соответствующего Подрядчика (Исполнителя) работ (услуг) по содержанию этих конструктивных элементов.
Для участия в составлении двухсторонних актов (ведомостей) оценки фактического уровня содержания конкретного Объекта (их совокупности или отдельно взятой совокупности конкретных конструктивных элементов) за отчетный период Подрядчик (Исполнитель) обязан обеспечить присутствие своего представителя.
При отсутствии представителя Подрядчика (Исполнителя), уведомленного Заказчиком о дате проведения оценки фактического уровня содержания конкретного Объекта в соответствии с порядком, предусмотренным в Контракте по содержанию Объекта, акты (ведомости) оценки уровня содержания и Предписания Подрядчику (Исполнителю) составляются Заказчиком в одностороннем порядке, являются основанием для подтверждения выявленных дефектов содержания и направляются Подрядчику (Исполнителю) в соответствии порядком ведения документооборота, формирования учетно-отчетной и исполнительной документации, указанным в Контракте по содержанию Объекта.
4.24. Заказчик назначает проведение мероприятия по определению итоговой оценки уровня содержания не реже одного раза в месяц на всем протяжении автомобильной дороги и всех искусственных дорожных сооружений (за исключением участков автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка и не подлежащих оценке за отчетный период), о заблаговременно (не позднее чем за 24 часа) обязан уведомлять об этом Подрядчика (Исполнителя) путём направления заказного письма, телефонограммы, телеграммы, письма факсимильной связью или электронной почтой, или иным путем, предусмотренным в Контракте на содержание конкретного Объекта.
Месячный срок (от календарной даты начала до календарной даты конца оцениваемого месяца) является минимальным отчетным периодом (если контрактом на осуществление отдельно взятых видов работ (услуг) по содержанию конкретных типов конструктивных элементов (или их совокупности) не предусмотрен иной отчетный период), по истечении которого определяется итоговая оценка уровня содержания участков автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, искусственных дорожных сооружений, достигнутого Подрядчиком (Исполнителем) при осуществлении работ (услуг) по их содержанию.
В течение отчетного периода Заказчиком (или иными уполномоченными лицами) проводиться промежуточная оценка уровня содержания отдельных конструктивных элементов или их совокупности на участках автомобильной дороги, съездов транспортных развязок, отдельных искусственных дорожных сооружений. При выявлении в ходе промежуточной оценки дефектов содержания конструктивных элементов конкретного Объекта, недопустимых при требуемом по Контракту уровне содержания Объекта, Заказчиком (или иными уполномоченными лицами) Подрядчику (Исполнителю) работ (услуг) выдается Предписание о наличии дефекта содержания конструктивных элементов и требуемых сроках его устранения.
В ходе итоговой оценки фактического уровня содержания конкретного Объекта за отчетный период допускается оценку дефектов содержания водопропускных труб Объекта осуществлять на основе результатов выборочного осмотра водопропускных труб, полученных в ходе промежуточной и итоговой оценки фактического уровня их содержания. Количество водопропускных труб, подлежащих выборочному осмотру в ходе итоговой оценки фактического уровня их содержания за отчетный период, устанавливается Заказчиком из условия обеспечения осмотра каждой водопропускной трубы, входящей в Объект содержания, не мене чем один раз, в течение каждого из характерных периодов содержания Объекта (весенне-летне-осеннего и зимнего), установленных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.11.004-2020 "Методические рекомендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения (для опытного применения)" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 декабря 2020 г. N 4144-р)
Текст методических рекомендаций опубликован не был