г. Краснодар |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А20-4378/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Калашниковой М.Г. и Маркиной Т.Г., без участия временного управляющего должника - Федерального государственного унитарного предприятия "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1020700688832, ИНН 0708006803) - Меликсетовой Фатимы Мухамедовны, кредитора - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чеченской Республике (ОГРН 1032001204850), уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700231758), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу временного управляющего должника - ФГУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" - Меликсетовой Фатимы Мухамедовны на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А20-4378/2021, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - должник, предприятие) Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чеченской Республике (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении задолженности в размере 3 040 196 рублей 29 копеек (1 867 660 рублей 36 копеек - основной долг, 7 895 рублей 93 копейки - пени, 1 164 640 рублей - штрафы) в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр; уточненные требования).
Определением от 28.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2023, заявленное требование включено в третью очередь реестра (неустойка - отдельно и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов). Судебные акты мотивированы тем, что размер задолженности подтвержден материалами дела, а также решением суда.
В кассационной жалобе временный управляющий должника Меликсетова Ф.М. просит отменить судебные акты, ссылаясь на аффилированность должника и кредитора. Кроме того, по мнению заявителя, требования по денежным обязательствам перед управлением к должнику должно предъявлять УФНС России по КБР.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 28.01.2021 управление (государственный заказчик) и должник (генеральный подрядчик) заключили государственный контракт N 2121320900022000000000000/2, по условиям которого государственный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства выполнить часть комплекса работ по капитальному строительству в соответствии с проектной и рабочей документацией и локальным сметным расчетом в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязуется создать генеральному подрядчику необходимые условия выполнения работ, осуществлять приемку выполненных работ и оплачивать работы по контракту за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с условиями контракта. Стоимость работ по контракту определена локальным сметным расчетом (Приложение N 1) и составляет 23 292 800 рублей. Согласно поручениям о перечислении средств, сумма принятых генеральным подрядчиком обязательств составляет 23 291 548 рублей 88 копеек. Таким образом, дебиторская задолженность генерального подрядчика составила 1 867 660 рублей 36 копеек. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сроку выполнения работ, заказчиком с учетом пункта 15.3 государственного контракта начислена пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, что составило 7 895 рублей 93 копейки, а также штраф в размере 1 164 640 рублей.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.07.2022 по делу N А77-912/2022 с должника в пользу заявителя взыскана задолженность по контракту от 28.01.2021 N 2121320900022000000000000/2 в размере 1 867 660 рублей 36 копеек, в удовлетворении остальной части требований отказано со ссылкой на отнесение пени и штрафа к текущим платежам.
Определением от 14.06.2022 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Меликсетова Фатима Мухамедовна.
В результате неисполнения должником обязательств по исполнению указанного судебного акта, вступившего в законную силу, управление обратилось с рассматриваемым заявлением о включении требований в реестр.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 16, 69, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 32, 40, 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление N 35) и исходили из того, что наличие задолженности подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий по ним между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. С учетом специфики дел о банкротстве при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны лишь требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления N 35).
Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В силу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно пункту 10 статьи 16 Закона о банкротстве разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.
Исследовав материалы дела, суды установили, что требования, заявленные управлением, основаны на вступившем в законную силу судебном акте (часть 2 статьи 69 Кодекса). Сведения об отмене решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.07.2022 по делу N А77-912/2022 в материалах дела отсутствуют. Доказательства исполнения должником названного решения не представлены. При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление управления о включении в реестр его требований, основанных на вступившем в законную силу судебном акте.
В пункте 18 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) указано, что действующее законодательство о банкротстве не содержит положений, согласно которым очередность удовлетворения требований аффилированных (связанных) кредиторов по гражданским обязательствам, не являющимся корпоративными, понижается.
В силу абзаца восьмого статьи 2 Закона о банкротстве к числу конкурсных кредиторов не могут быть отнесены участники, предъявляющие к должнику требования из обязательств, вытекающих из факта участия. По смыслу названной нормы Закона к подобного рода обязательствам относятся не только такие, существование которых прямо предусмотрено законодательством о юридических лицах (выплата дивидендов, действительной стоимости доли и т.д.), но также и обязательства, которые, хотя формально и имеют гражданско-правовую природу, в действительности таковыми не являются. Однако в данном случае оснований для квалификации спорных обязательств между должником и кредитором в качестве обязательств, вытекающих из корпоративного участия, судами установлено не было.
С учетом положений статьи 2 Закона о банкротстве сам по себе факт взаимозависимости должника и кредитора не может рассматриваться в качестве единственного основания для отклонения требования. Действующее законодательство не предусматривает запрет коммерческой деятельности между аффилированными лицами.
Системное толкование действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что злоупотребление правом при банкротстве заинтересованного лица может иметь место в следующих случаях: во-первых, создание видимости существования денежного обязательства и, как следствие, увеличение размера реестра требований кредиторов в условиях реального отсутствия долга; во-вторых, формирование задолженности исключительно с целью осуществления контроля за процедурами банкротства юридического лица.
Между тем, как установили суды, реальный характер возникновения денежного обязательства, являющегося предметом настоящего обособленного спора, подтвержден решением суда, и он не связан ни формально, ни фактически с корпоративными правоотношениями, отсутствуют признаки злоупотребления правом в действиях кредитора. Доказательств, подтверждающих совершение кредитором либо должником умышленных действий, направленных на причинение вреда кредиторам, создание искусственной задолженности, заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - постановление N 257) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей), является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 включена в структуру федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом. Следовательно, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии заявленных требований иных федеральных органов исполнительной власти в делах о банкротстве уполномоченным органом проводится анализ правомерности таких требований и по результатам предоставляется одобрение (не одобрение) в судебное заседание в форме процессуального документа. В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В деле отсутствуют доказательства того, что уполномоченный орган возражал против заявленного управлением требования. Напротив, в письме от 07.03.2023 N 26-16/08378 УФНС по Кабардино-Балкарской Республике указало, что по результатам проведенного анализа материалов, представленных в суд управлением в обоснование заявления о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 3 040 196 рублей 29 копеек, Управление ФНС России по КБР сообщает об отсутствии возражений на самостоятельное предъявление указанных требований для включения в реестр требований кредиторов должника.
Постановление N 257 не содержат норм о том, что стороной государственного контракта должен выступать непосредственно государственный орган. Определяющим является то, что в результате невыполнения (ненадлежащего выполнения) контракта обязательства у должника возникли перед бюджетом. В случае, если требования иного федерального органа исполнительной власти включены в реестр требований кредиторов, уполномоченный орган направляет в арбитражный суд заявление о процессуальном правопреемстве в целях исполнения полномочий, предусмотренных постановлением N 257, и представления интересов Российской Федерации в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, в том числе для голосования на собраниях кредиторов.
Как при обращении ФНС России, так и иного лица, в том числе исполнительного органа государственной власти, конечным выгодоприобретателем в случае удовлетворения требования является Российская Федерация. Поскольку уполномоченный орган провел анализ правомерности требований учреждения и по результатам предоставил одобрение (это подтверждается письмом от 03.03.2023 N 26-16/07942), у суда отсутствуют основания для оставления заявления без рассмотрения.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права, подлежащих применению при рассмотрении спора, не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Иная оценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах суд округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А20-4378/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - постановление N 257) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей), является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2023 г. N Ф08-2455/23 по делу N А20-4378/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
27.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6653/2023
19.07.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5931/2023
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6160/2023
03.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5786/2023
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5855/2023
30.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5853/2023
27.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5796/2023
26.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5857/2023
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5859/2023
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5841/2023
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5784/2023
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5141/2023
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5133/2023
07.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3580/2023
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3581/2023
23.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
28.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
26.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
24.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2994/2023
12.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
10.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
05.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
04.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-948/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2455/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2451/2023
28.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
23.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2157/2023
23.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2162/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2165/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2151/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2168/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2174/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2170/2023
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-942/2023
14.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
10.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
10.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1014/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-944/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1299/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-941/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1016/2023
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1300/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-939/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1075/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1018/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1065/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1077/2023
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-946/2023
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1062/2023
27.02.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
31.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
30.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
25.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
23.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
17.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
17.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
28.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
27.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
23.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
21.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
19.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
14.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
12.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
07.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022
03.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1460/2022