Непредставление декларации в срок
Налогоплательщики, как известно, должны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Штрафные санкции
За непредставление налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, на налогоплательщика налагается штраф. До 2 сентября текущего года он определяется в зависимости от времени непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Рубиконом являлось 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
За представление декларации до этого срока налагались штрафные санкции в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Если же декларация представлялась после указанных 180 дней, то штрафные санкции увеличивались: к 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, добавлялось ещё по 10% суммы налога - за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ). Как видим, штрафные санкции в этом случае не ограничены "сверху": чем позже представляется декларация, тем более "увесистый" размер штрафа начисляется фискалами. Но при этом отсутствует минимальный размер штрафных санкций.
Определить размер штрафных санкций при наличии в поданной после установленного срока декларации подлежащей уплате (доплате) суммы налога не столь уж и сложно.
Пример 1
Организацией - плательщиком НДС была представлена налоговая декларация по данному налогу за IV квартал 2009 года 31 августа. Согласно этой декларации уплате в бюджет подлежит 19 365 руб.
Налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2009 года организации надлежало подать до 20 января (включительно) текущего года. Представлена же она была только 31 августа, то есть на 223-й день (11 + 28 + 31 + 30 + 31 + 30 + 31 + 31) после установленного срока. Опоздание составило 8 месяцев и 11 дней.
При определении штрафных санкций 11 дней приравниваются к полному девятому месяцу. За опоздание на шесть месяцев штраф составляет 30% от суммы налога, подлежащего уплате, опоздание же в последующие три месяца карается дополнительно ещё 30% (10%/мес. х 3 мес.) от суммы налога. Исходя из этого штрафные санкции достигают 60% (30 + 30) суммы налога, причитающейся к уплате, или 11 619 руб. (19 365 руб. х 60%).
Примечание. Налоговая декларация подаётся каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 80 НК РФ).
А если налог уплачен в срок
Отметим, что полное и своевременное перечисление налога не освобождает от ответственности за непредставление налоговой декларации: расчёт с бюджетом и сдача отчётности - разные обязанности налогоплательщика, которые возлагаются на него соответственно подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В размере же штрафных санкций, налагаемых в этом случае, единого мнения нет.
Финансовое ведомство считает, что если сумма налога, указанная в несвоевременно представленной декларации, уплачена в бюджет в установленный срок, то наступает ответственность по пункту 1 статьи 119 НК РФ и взыскивается штраф в размере 100 руб. (письмо Минфина России от 27.03.08 N 03-02-07/1-133).
С такой позицией финансистов согласились и судьи ФАС Уральского округа. Поскольку на момент представления декларации в инспекцию налог, подлежащий уплате на её основе, перечислен в бюджет, то налогоплательщика надлежало привлечь к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в минимальном размере - 100 руб.
При этом судьи сослались на пункт 13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (доведён информационным письмом Президиума ВАС России от 17.03.03 N 71) (постановление ФАС Уральского округа от 24.09.07 N Ф09-7145/07-С3).
В упомянутом же пункте 13 обзора обращено внимание судей на следующее.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги закреплена упомянутым подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, а ответственность за её неисполнение - статьёй 122 НК РФ. Так как в рассматриваемом случае ответчик своевременно уплатил налог, то он и не был привлечён к указанной ответственности.
Статьёй же 119 НК РФ установлена ответственность за неисполнение иной обязанности - по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации. Она закреплена подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Поскольку требование предъявлено о взыскании штрафа за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации, то ссылки ответчика на своевременное исполнение им другой обязанности (по уплате налога) не имеют правового значения для решения вопроса об обоснованности данного требования.
На основе чего высшие судьи посчитали требование налогового органа о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, обоснованным.
Судьи ФАС Поволжского округа согласились с налоговиками, которые исчислили размер штрафных санкций, исходя из суммы налога, причитающегося к уплате по налоговой декларации, поданной после установленного срока её представления. При этом они констатировали, что в действиях налогоплательщика имеется состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Довод же налогоплательщика о том, что сумма штрафа должна быть не более 100 руб. (поскольку по состоянию на момент представления декларации сумма налога, указанная в ней, уплачена в бюджет и, следовательно, сумма к доплате отсутствует или равна нулю), ими был отвергнут как не соответствующий нормам налогового законодательства.
Применение ответственности за данное нарушение, по мнению судей, не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога. Расчёт суммы налоговой санкции осуществляется налоговым органом исходя из данных, указанных в представленной налогоплательщиком декларации. Поэтому уплата суммы исчисленного налога в установленный срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной статьёй 119 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.07 N А12-18413/06-С29, определением ВАС России от 23.08.07 N 9928/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора).
Довод налогоплательщика о том, что в связи с полной уплатой суммы налога штрафные санкции в соответствии со статьёй 119 НК РФ не должны превышать минимальную сумму штрафа в размере 100 рублей, судьи ФАС Восточно-Сибирского округа также посчитали не основанным на законе.
Действия же налоговиков, которые начислили налоговые санкции за непредставление в срок налоговых деклараций в соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ, арбитры признали правомерными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.07 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07, определением ВАС России от 06.03.08 N 2564/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора).
Аналогичные решения приняты в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.06.07 N Ф09-4569/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 19.02.07 N А56-40031/2006 (определением ВАС РФ от 23.04.07 N 4412/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора).
Представление "нулевой" декларации
Нередко налогоплательщик сталкивается с ситуацией, когда по итогам налогового периода причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога равна нулю. Например, плательщиком налога на прибыль получен убыток. Налоговая база в данном отчётном (налоговом) периоде признаётся равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ).
В своё время Президиум ВАС России в упомянутом обзоре разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Организация, являющаяся плательщиком конкретного налога, представляет налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от наличия налоговой базы по этому налогу и результатов расчёта суммы налога к уплате по итогам отчётного или налогового периода (п. 7 обзора).
Поскольку главами 21 и 25 НК РФ не устанавливается каких-либо специальных правил по сравнению с положениями упомянутого абзаца 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ, то плательщики указанных налогов обязаны представлять "нулевые" налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
В связи с этим возникает вопрос: предусмотрена ли ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, если сумма налога, подлежащая уплате на основании данной декларации, равна нулю?
Из буквального прочтения следует, что базой для исчисления суммы штрафа является сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация. Таким образом, сумма штрафа, исчисленная в процентном отношении к нулю, будет также равна нулю.
Опять же высшие арбитражные судьи в своё время отметили, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации. Если сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль, то сумма штрафа за непредставление декларации также составляет ноль (постановление Президиума ВАС России от 10.10.06 N 6161/06).
Отметим, что в рассматриваемом деле штрафные санкции налагались согласно пункту 2 статьи 119 НК РФ, поскольку срок просрочки представления налоговой декларации составлял более 180 дней. А минимальный размер штрафа по указанному пункту, как было приведено выше, не предусмотрен.
С высшими судьями солидарен и Минфин России. В письме от 13.02.07 N 03-02-07/1-63 чиновники пояснили, что пунктом 2 статьи 119 НК РФ не предусмотрено взыскание минимального штрафа за несвоевременное представление "нулевой" декларации.
Такого же мнения придерживается и налоговое ведомство. МНС России в письме от 04.07.01 N 14-3-04/1279-Т890 констатировало, что пункт 2 статьи 119 НК РФ условия о минимальном размере штрафа не содержит. Поэтому если налогоплательщик по истечении 180 дней после установленного НК РФ срока представил налоговую декларацию, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, то налоговые санкции, предусмотренные пунктом 2 статьи 119 НК РФ, не применяются.
То, что не следует привлекать к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ налогоплательщика, представившего налоговую декларацию с опозданием более 181 дня, по которой сумма налога к уплате равна нулю, подтвердили и московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.09 N 20-14/4/022859).
К такому же решению приходят и отдельные арбитражные суды (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.08 N А19-18641/06-33-52-Ф02-9586/07, ФАС Уральского округа от 18.06.07 N Ф09-4526/07-С2, ФАС Центрального округа от 14.06.07 N А35-7945/ 06-С15).
Отметим, что судьи того же ФАС Восточно-Сибирского округа чуть ранее посчитали обоснованными действия фискалов по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ в размере 100 руб. на основании упомянутой статьи Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.07 N А78-4063/06-С2-8/216-Ф02-1433/07, от 01.03.07 N А19-15990/06-32-Ф02-743/07).
Расходятся мнения о правомерности начисления минимального штрафа в размере 100 руб. и при представлении "нулевой" налоговой декларации с опозданием в пределах 180 дней по истечении установленного срока её представления. Но превалирует всё же мнение о необходимости начисления штрафных санкций.
Финансовое ведомство однозначно считает, что если налогоплательщик представил налоговую декларацию в налоговый орган, по которой не предусмотрена к уплате (доплате) сумма налога, с опозданием менее 180 дней, то он несёт ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а именно в виде штрафа в размере не менее 100 руб. (письма Минфина России от 27.10.09 N 03-07-11/270, от 16.01.08 N 03-02-07/1-14, от 13.02.07 N 03-02-07/1-63).
О необходимости начисления данных штрафных санкций напоминают и налоговики в упомянутых письмах МНС России N 14-3-04/1279-Т890 и УФНС России по г. Москве N 20-14/4/022859.
Соглашаются с такой позицией и отдельные арбитражные суды. Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа признали правомерным взыскание штрафа в размере 100 руб. при представлении "нулевой" декларации с нарушением установленного срока до 180 дней. При этом суд указал, что налогоплательщик обязан был подать декларацию, несмотря на отсутствие объекта налогообложения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.08 N Ф04-7250/2008 (16478-А45-42)).
Аналогичные решения были приняты в постановлениях:
- ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.10 N А31-7500/2009;
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.07 N А19-20250/06-52-Ф02-674/07-С1, от 25.04.07 N А19-25408/06-18-Ф02-2123/07;
- ФАС Северо-Западного округа от 25.02.09 N А56-28215/2007;
- ФАС Уральского округа от 12.05.08 N Ф09-3291/08-С2.
Другая часть арбитражных судов в данном случае приходит к выводу, что сумма штрафа за непредставление в налоговый орган в установленный срок декларации составляет 00 руб. 00 коп. (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.10 N А67-5928/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.08 N А19-3915/08-45-Ф02-3940/08, от 24.09.08 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.10 N А67-5927/2009).
При этом судьи ФАС Западно-Сибирского округа посчитали, что минимальный размер штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ исчисляется лишь в том случае, когда сумма налога по представленной декларации имеется, но она меньше 100 руб. Поскольку в рассматриваемом деле в декларации, поданной с нарушением срока, сумма налога к уплате была равна нулю, то суд отказал инспекции во взыскании штрафа в размере 100 руб. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.02.10 N А67-5926/2009).
Аналогичный вывод приведён и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.09 N А26-7635/2008.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
В случае непредставления организацией декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока её подачи руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке (п. 3 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по банковским счетам за просрочку представления авансовых расчётов по налогам и справок по форме 2-НДФЛ указанной нормой НК РФ не предусмотрено.
Судьи ФАС Западно-Сибирского округа, рассматривая дело о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, указали, что данная санкция применяется для взыскания налога, сбора, пени, штрафа. То есть приостановка обеспечивает исполнение имеющейся налоговой обязанности. Формальное отсутствие декларации при отсутствии обязанности уплачивать налог поводом для приостановки быть не может. Представленные фискалами материалы не доказывали, что у налогоплательщика была задолженность по налогу: проверка налогоплательщика на предмет установления его обязанности по уплате налога ими не проводилась, задолженность его перед бюджетом не выявлена, доначисление налога не производилось.
При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал вывод, что у налогоплательщика отсутствует налоговая обязанность, для выполнения которой необходимы обеспечительные меры. Исходя из этого решение о приостановке операций по счёту из-за непредставления "нулевой" декларации судьями было признано незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.09 N Ф04-5179/2009 (13463-А75-27)).
Внесённые изменения
Со 2 сентября текущего года действует новая редакция статьи 119 НК РФ (п. 43 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"). Согласно этой норме непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Пример 2
Несколько изменим данные примера 1: налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2009 года вместе с декларацией за III квартал 2010 года 18 октября текущего года.
Опоздание представления налоговой декларации по НДС за IV квартал 2009 года составило 8 месяцев и 28 дней, которые переходят в девятый месяц. За каждый месяц опоздания налагается штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога. Следовательно, за 9 месяцев опоздания штраф достигнет 45% (5%/мес. х 9 мес.) указанной суммы налога. Но законодателем введено ограничение не более 30% неуплаченной суммы налога. Поэтому размер штрафных санкций составит 5809,50 руб. (19 365 руб. х 30%).
Как видим, теперь установлен единый порядок исчисления штрафных санкций независимо от срока опоздания представления налоговой декларации. При этом: - введено ограничение суммы штрафных санкции "сверху" - не более 30% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации;
- увеличен размер минимального штрафа до 1000 руб.
К сожалению (а может быть, и к счастью для некоторых налогоплательщиков), законодателем сохранена формулировка в части минимального штрафа. А как было показано выше, её арбитражные суды при представлении "нулевой" декларации с опозданием "прочитывают" по-разному. Но в большинстве своём они всё же поддерживают действия налоговиков, начисляющих в этом случае штраф в минимальном размере.
Представление не в срок единой налоговой декларации
Как известно, лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам:
- не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и
- не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, -
вправе подавать по данным налогам единую (упрощённую) налоговую декларацию (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ). Напомним, что форма единой (упрощённой) налоговой декларации и порядок её заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.07 N 62н.
Единая (упрощённая) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Не исключена вероятность, что указанные лица данную декларацию представят позже установленного срока.
Представление единой (упрощённой) налоговой декларации в налоговый орган с нарушением установленного срока финансисты квалифицируют как непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. В связи с этим они предлагают применять к налогоплательщику штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 НК РФ (письмо Минфина России от 03.07.08 N 03-02-07/2-118).
И аргументируют эту точку зрения чиновники следующим. Единая (упрощённая) налоговая декларация по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога, в налоговый орган по месту учёта (п. 1 и 3 ст. 80 НК РФ).
Статьёй 119 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика по конкретному налогу за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок соответствующей налоговой декларации по налогу в налоговый орган по месту учёта. Налоговая санкция за такое налоговое правонарушение - штраф, выраженный в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, с учётом срока её представления. При этом определён минимальный размер штрафа за указанное налоговое правонарушение по конкретному налогу.
Следовательно, статья 119 НК РФ, устанавливающая ответственность налогоплательщика по конкретному налогу за непредставление налоговой декларации по этому налогу, не содержит оснований для привлечения лица за нарушение установленного пунктом 2 статьи 80 НК РФ срока представления единой (упрощённой) налоговой декларации.
Если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по представлению налоговой декларации по конкретному налогу и не представил единую (упрощённую) налоговую декларацию, то налоговый орган вправе истребовать у этого налогоплательщика представление в установленном порядке налоговой декларации по конкретному налогу. В этом случае непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по конкретному налогу является основанием для привлечения этого налогоплательщика к ответственности в соответствии со статьёй 119 НК РФ (письмо Минфина России от 26.11.07 N 03-02-07/2-190).
Приведённые разъяснения финансового ведомства были направлены для сведения и использования в работе налоговых органов письмом ФНС России от 21.07.08 N ШТ-6-2/515.
Отметим, что согласно упомянутому закону N 229-ФЗ (подп. "а" п. 48 ст. 1) с 3 сентября текущего года за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, размер штрафных санкций возрос до 200 руб. за каждый непредставленный документ (ранее - 50 руб.).
Однако некоторые арбитражные суды оппонируют Минфину России по этому вопросу. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа признали неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за нарушение срока представления единой (упрощённой) налоговой декларации для нулевой отчётности. При этом ими отклонены доводы инспекции о том, что статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление декларации по конкретному налогу.
Как указал суд, ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена специальной нормой. Следовательно, налоговый орган не вправе был привлекать налогоплательщика к ответственности по статье, предусматривающей другое налоговое правонарушение, а именно непредставление документов и иных сведений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.10.09 N Ф03-5355/2009).
Примечание. Налоговый орган не вправе привлекать налогоплательщика к ответственности по статье, предусматривающей другое налоговое правонарушение, а именно непредставление документов и иных сведений.
В. Ульянов,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455