Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

О "конкурсном" порядке избрания глав муниципальных образований: некоторые обобщения двухлетней практики (В.В. Вискулова, журнал "Журнал российского права", N 6, июнь 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вискулова В.В. О "конкурсном" порядке избрания глав муниципальных образований: некоторые обобщения двухлетней практики


Viskulova V.V. About a "Competitive" Order of Municipality Heads Election: Two Years' Practice Generalization


В.В. Вискулова - профессор кафедры конституционного права Амурского государственного университета, доктор юридических наук, доцент


V.V. Viskulova - professor at the Department of constitutional law of the Amur State University, doctor of legal sciences, associate professor


Двухлетняя российская практика избрания глав муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, разнообразна и противоречива. Опыт регионального нормотворчества, накопленный после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П, подтверждает, что базовый критерий безальтернативности порядка избрания глав верхнего территориального уровня местного самоуправления - в отношении всех для данного субъекта Российской Федерации муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов, некоторых городских поселений с доминирующими публичными полномочиями - активно претворяется в жизнь. Напротив, критерии определения отдельных муниципальных образований с безальтернативным порядком избрания глав, относящихся к определенному виду муниципальных образований, в законах субъектов Российской Федерации немногочисленны. Особенно актуальны вопросы влияния избирательного законодательства на процедуру "конкурсного" избрания глав муниципальных образований, а также выявления различий в статусе глав, избранных на муниципальных выборах и по результатам конкурса.

Целью исследования является обобщение двухлетней практики "конкурсного" порядка избрания глав муниципальных образований. Автором решаются следующие задачи: 1) провести анализ законодательства субъектов Российской Федерации и судебных решений 2015-2016 годов по рассматриваемому вопросу; 2) выявить взаимосвязь порядка избрания высших должностных лиц муниципальных образований по конкурсу с институтом прямых выборов; 3) привести отличия в статусе глав муниципальных образований, избираемых непосредственно и "конкурсным" путем.

Автор обращается к общенаучным методам - системно-структурному, историческому, логическому, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; специальному методу - статистическому; к частноправовым методам - формально-логическому, сравнительно-правовому.

Институт "конкурсного" порядка избрания глав муниципальных образований за последние два года претерпел значительные изменения под воздействием актов казуального толкования. Судебная практика подтвердила исключительную популярность непосредственной выборной модели наделения полномочиями глав муниципальных образований, допуская в некоторых случаях применение избирательного законодательства к "конкурсным" выборам глав муниципальных образований. Использование института "конкурсных" выборов как не предполагающего получение мандата напрямую от избирателей сегодня не позволяет таким главам поселений не только входить в состав представительных органов муниципальных районов, формируемых путем делегирования, но и совмещать полномочия председателя представительного органа, возглавляя местную администрацию.


The two years' experience in Russia to elect heads of municipal units out of the candidates provided by the contest committee is diverse and contradictory. The regional rule-making practice, accumulated after the December 01, 2015 when the Resolution No. 30-P of the Constitutional Court of the Russian Federation became into force, confirms that the basic criterion - lack of alternative for an election order of the heads of the top territorial level of local self-government concerning all for certain subject of the Russian Federation municipal districts, city districts, intracity areas, some residential locations with the dominating public powers - is actively realized. On the contrary, there are very few criteria, which determine certain municipal units with one-man-for-one-seat order of the heads election in a certain type of municipalities in the Russian Federation subjects' laws. The issues of the influence of the electoral legislation on the procedure of "competitive" election of the heads of municipal units, as well as the identification of differences in the status of the heads elected in municipal elections and the results of the competition are especially relevant.

The aim of the research is generalization of the two-year practice in municipality heads "competitive" election. The author solves the following tasks: 1) to analyze the Russian Federation regions' legislation and the 2015-2016 judgments on the matter; 2) to identify the relationship between the procedure of electing of the highest municipality officials in a "competitive" way and the direct elections institution; 3) to draw a distinction between the status of those elected directly and in a "competitive" way.

The author refers to general scientific methods - systemic and structural, historical, logical; the ascension from the specific thing to abstract and from abstract to the specific; a special method - statistical technique; private-law methods - formally logical, comparative and legal.

For the last two years the municipality heads "competitive" election institution has been drastically changed under the influence of casual interpretation acts. Judicial practice confirmed the exceptional popularity of the direct election model for delegating authority to municipality heads, enabling in some cases the election legislation application to municipal units' heads "competitive" elections. The use of "competitive" elections without receiving the mandate directly from the voters does not allow such heads today to be a member of municipal regions representative bodies, formed by means of delegation, and also to combine the representative body Chairman powers heading the local administration.


Ключевые слова: глава муниципального образования, конкурсная комиссия, прямые выборы, избрание по результатам конкурса, Конституционный Суд Российской Федерации, устав муниципального образования.


Keywords: head of the municipal unit, the Contest committee, direct election, competitive election, the Constitutional Court of the Russian Federation, the charter of the municipality.


О "конкурсном" порядке избрания глав муниципальных образований: некоторые обобщения двухлетней практики


Автор


В.В. Вискулова - профессор кафедры конституционного права Амурского государственного университета, доктор юридических наук, доцент


"Журнал российского права", 2017, N 6