Импорт мяса с учетом тарифных льгот
Торговые организации, занимающиеся импортом мяса, заинтересованы в получении доли тарифной квоты и соответствующей лицензии. Ведь в этом случае они вправе применять пониженные ставки таможенных пошлин. Цена вопроса в данном случае достаточно существенна, поэтому организации до последнего борются за возможность использования тарифной льготы.
Распределение квоты
В России с 2003 года импорт всех видов мяса (говядины, свинины, мяса домашней птицы) регулируется путем использования тарифных квот. Цель применения квотирования - обеспечение условий для стабильного развития российского производства мяса.
Давайте разберемся, что представляет собой тарифная квота? Это тарифная льгота (тарифная преференция), носящая индивидуальный характер и предоставляемая исключительно по решению Правительства РФ в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона о таможенном тарифе*(1)). Тарифные квоты устанавливаются только в отношении преференциального ввоза сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в РФ. К таким товарам относится и мясо.
Более конкретное определение дано в п. 2 ст. 36 названного закона. Итак, таможенная квота - это установление пониженных ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом*(2), на конкретное количество товара, ввозимого на таможенную территорию РФ в течение определенного времени. Пока предполагается, что квоты на мясо будут распределяться до 2009 года включительно.
Таким образом, первый шаг к возможности применения пониженных ставок ввозных таможенных пошлин на мясо - это получение доли тарифной квоты. Кстати, общая квота определяется на основании данных таможенной статистики о ввозе мяса в РФ за предыдущий год, представленных ФТС (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.01.2005 N 15). Причем Правительством РФ установлены так называемые страновые квоты - из каждой страны-поставщика (союза государств) можно ввезти по пониженным ставкам таможенной пошлины строго определенное количество мяса.
Каким образом распределяется таможенная квота? В пункте 7 ст. 36 Закона о таможенном тарифе указаны два способа. Во-первых, путем проведения конкурсов (аукционов). Во-вторых, ориентируясь на объем ввоза товара на таможенную территорию РФ в периоде, определяемом Правительством РФ (до 06.01.2008 - в предыдущем календарном году) (так называемый исторический метод). Метод и порядок распределения долей тарифной квоты устанавливает, опять же, Правительство РФ. В настоящее время в отношении распределения квот на мясо применяется второй способ (см. Постановление Правительства РФ N 732*(3)). Так, квота на свинину, установленная на 2008 год, была распределена пропорционально объемам ввоза в 2007 году, что поддержала Федеральная антимонопольная служба. Такое распределение позволило воспользоваться льготной ставкой таможенной пошлины новым участникам внешне-экономической деятельности, осуществившим внеквотовый завоз свинины в 2007 году с уплатой повышенных пошлин. Квота на импорт мяса птицы в 2008 году была распределена пропорционально объемам ввоза мяса птицы в 2005 и 2006 годах, а если в эти годы участники внешнеэкономической деятельности не ввозили мясо птицы - пропорционально объему импортированного мяса в 2007 году.
Получения доли тарифной квоты на мясо недостаточно для того, чтобы ввозить товар на территорию РФ по пониженным ставкам таможенных пошлин. Для этого необходима также соответствующая лицензия.
Получение лицензии
Согласно п. 7 ст. 36 Закона о таможенном тарифе ввоз мяса на таможенную территорию РФ в пределах тарифных квот производится в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. В настоящее время лицензии на импорт мяса выдает Министерство промышленности и торговли (пп. 5.8.12 п. 5 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438). Лицензии (в нашем случае разовые) выдаются по заявлениям участников внешнеторговой деятельности на основании внешнеэкономического договора (контракта), следовательно, лицензию можно получить только после заключения международного договора купли-продажи. Какие еще документы необходимо представить в лицензирующий орган для получения лицензии, указано в п. 5 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364.
Форма заявления о предоставлении лицензии приведена в Приказе Минэкономразвития РФ от 06.10.2005 N 251. При его заполнении особое внимание стоит уделить графе 10 "Код ТН ВЭД". Организации необходимо правильно классифицировать товар (код должен четко соответствовать товару, который организация планирует ввозить), иначе получится, что лицензия предоставлена не на тот товар. В ней будет указано наименование товара, соответствующее коду ТН ВЭД, отраженному в заявлении.
Если таможенные органы присвоят ввезенному товару код ТН ВЭД, отличный от указанного в лицензии, они примут решение о том, что фактически товар ввезен без лицензии и таможенные платежи должны уплачиваться по максимальным ставкам, а не по льготным, как того хотела торговая организация. В такую ситуацию, к примеру, попала компания, которая ввезла товар "Ребра свиные мороженые из лопаточной части свиной полутуши" (код ТН ВЭД - 0203 22 190). При этом она получила лицензию на импорт товара "Прочие части домашних свиней, замороженные, кроме обваленных, ребра свиные необваленные, мороженые" (код ТН ВЭД - 0203 29 590 1), наличие которой позволяло ей ввозить указанный в лицензии товар по квотам. Понятно, что таможенный орган не принял лицензию к таможенному оформлению, классифицировав фактически ввезенный товар по коду 0203 22 190 9. Последняя цифра 9 означает, что таможенные платежи должны уплачиваться по максимальной ставке, что и пришлось сделать организации. Вернуть таможенные платежи через суд организации не удалось (Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2008 N А51-2506/2008-40/58). Как отметил Арбитражный суд Приморского края, погрешности, допущенные при подаче заявления о получении лицензии, приведшие к оформлению лицензии, содержание которой не соответствует намерениям заявителя при обращении за ее получением, являются, по мнению суда, основанием для отказа таможенным органом в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей (Решение от 15.08.2008 N А51-2511/2008-25-70).
Скажем несколько слов о сроке действия разовой лицензии. Он не может превышать года со дня ее выдачи. Однако, если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года. Последнее как раз относится к импорту мяса. Подтверждение этому - п. 5 Постановления Правительства РФ N 732: срок действия лицензий на импорт говядины, свинины или птицы, выдаваемых в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления, устанавливается до 31 декабря каждого текущего года включительно. Причем не допускается продление срока действия лицензии. Для применения более низкой ставки таможенной пошлины необходимо, чтобы лицензия действовала на момент выпуска товаров таможенным органом в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления (Письмо ФТС РФ от 07.05.2008 N 01-11/18045).
Дабы убедиться в том, что получение доли тарифной квоты и лицензии для торговой организации дело не пустяковое, приведем предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на мясо, установленные на 2008 год.
Наименование товара | Ставки таможенных пошлин на товары, ввезенные на территорию РФ | |
в пределах квоты | сверх квоты | |
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код ТН ВЭД 0201) |
15% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг |
45% от таможенной стоимости, но не менее 0,6 евро за 1 кг |
Мясо крупного рогатого скота, мороженое (код ТН ВЭД 0202) |
15% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг |
50% от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за 1 кг |
Свинина свежая, охлажденная или мороженая, включая тримминг (код ТН ВЭД 0203) |
15% от таможенной стоимости, но не менее 0,25 евро за 1 кг |
60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг |
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или мороженые (код ТН ВЭД 0207) |
25% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг |
60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг |
Пример 1.
ООО "Мясоопт" получило долю тарифной квоты на ввоз в 2008 г. свинины мороженой необваленной - окороков на кости (код ТН ВЭД 0203 22 110) в размере 320 600 кг. При перемещении мяса через таможенную границу таможенная стоимость окороков составила 16 030 000 руб. Курс евро на день принятия таможенной декларации таможенным органом был равен 36,5948 руб./евро.
Вариант 1. ООО "Мясоопт" оформило лицензию на импорт указанного мяса. В этом случае в ГТД необходимо отразить код товара 0203 22 110 1 и применить ставку таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости мяса, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Общество должно уплатить таможенную пошлину в размере 2 933 073 руб. (0,25 евро х 36,5948 руб./евро х 320 600 кг), поскольку эта величина превышает 15% таможенной стоимости мяса - 2 404 500 руб. (16 030 000 руб. х 15%).
Вариант 2. ООО "Мясоопт" не оформило лицензию на импорт мяса. При отсутствии лицензии товару присваивается код 0203 22 110 9 и таможенная пошлина определяется исходя из ставки в размере 60% от таможенной стоимости свинины, но не менее 1 евро за 1 кг. Величина таможенной пошлины, подлежащей уплате, в данном случае составляет 11 732 293 руб. (1 евро х 36,5948 руб./евро х 320 600 кг). Она определена исходя из ставки 1 евро за 1 кг мяса, поскольку полученная таким образом величина больше 60% таможенной стоимости свинины - 9 618 000 руб. (16 030 000 руб. х 60%).
Получается, что общество, не оформив лицензию, вынуждено уплатить таможенную пошлину в сумме, превышающей на 8 799 220 руб. (11 732 293 - 2 933 073) сумму платежа, которую нужно было бы внести при наличии лицензии.
Учтите, пониженные ставки пошлины применяются при выполнении условий, относящихся как к порядку ввоза товаров (наличие лицензии), так и к его объему (в пределах тарифной квоты). Несоблюдение хотя бы одного из этих условий влечет невозможность уплаты пошлины в пониженном размере (постановления ФАС МО от 21.05.2008 N КА-А40/4124-08, ФАС СЗО от 26.03.2008 N А56-39405/2006). Наличие лицензии на ввоз мяса само по себе не рассматривается как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии товара ввезены на таможенную территорию РФ вне рамок имеющейся у обладателя лицензии доли тарифной квоты (Постановление ФАС МО от 20.02.2008 N КА-А40/359-08). В то же время лицензия не является документом, ограничивающим импортеров в праве на ввоз мяса сверх выделенных им квот с уплатой в общем порядке таможенных пошлин в размере, установленном действующим законодательством. Следовательно, прекращение действия лицензии на импорт мяса или исчерпание доли тарифной квоты не влечет прекращение права обладателя лицензии или доли тарифной квоты импортировать мясо.
Пример 2.
ООО "Волга-опт" получило долю тарифной квоты на ввоз в 2008 г. мяса крупного рогатого скота (код ТН ВЭД 0201) в размере 2 370 000 кг. В июле 2008 г. общество заключило внешнеэкономический контракт на поставку мяса крупного рогатого скота в количестве 1 000 000 кг. В этом же месяце была получена лицензия на право ввоза 1 000 000 кг мяса крупного рогатого скота. В следующем месяце мясо было импортировано. В октябре 2008 г. общество заключило еще один контракт на поставку импортного мяса в количестве 1 200 000 кг, но оформить лицензию до ввоза мяса в ноябре 2008 г. не успело.
При ввозе на территорию РФ мяса крупного рогатого скота в количестве 1 000 000 кг в августе 2008 года ООО "Волга-опт" должно уплатить таможенную пошлину по пониженным ставкам, то есть в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг, так как товар ввозится в пределах полученной квоты и при наличии соответствующей лицензии. Остаток доли тарифной квоты составляет 1 370 000 кг (2 370 000 - 1 000 000).
При импорте мяса в ноябре 2008 года обществу придется уплатить таможенную пошлину по максимальной ставке - 45% от таможенной стоимости, но не менее 0,6 евро за 1 кг. Это связано с тем, что оно не получило соответствующую лицензию, хотя предоставленная тарифная квота выбрана не полностью.
Вне зависимости от того, по каким ставкам (пониженным или повышенным) будут уплачены таможенные пошлины, они в целях налогообложения прибыли являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, естественно, если мясо приобретено для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому, если вдруг налоговики решат, что таможенные платежи, уплаченные по повышенным ставкам при импорте мяса без лицензии, не являются налоговыми расходами, можно смело обращаться в суд, который удовлетворит заявленные требования. Примером служит Решение Арбитражного суда Московской обл. от 15.07.2008 N А41-К2-9249/08. Арбитры отмели: НК РФ не устанавливает различия между таможенными пошлинами и сборами, уплаченными налогоплательщиком при ввозе импортных товаров на территорию РФ согласно представленных ему лицензий (квот) и сверх квот.
Торговой организации придется уплатить таможенные пошлины по максимальным ставкам и в том случае, если лицензирующий орган после проведенной проверки установит, что лицензии были выданы с превышением утвержденных Правительством РФ объемов тарифных льгот. Получение лицензий с нарушением установленных условий и представление их в таможенные органы при выпуске товаров для внутреннего потребления является незаконным предоставлением тарифных льгот участникам внешнеэкономической деятельности, не обладающим долями тарифных квот, распределенными в установленном порядке. В такой ситуации лицензии признаются недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи (см., например, Приказ Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211). Попытки организаций отстоять минимальные таможенные платежи закончились неудачей (постановления ФАС СЗО от 21.07.2008 N А56-40604/2006, ФАС МО от 18.03.2008 N КА-А40/614-08, от 20.02.2008 N КА-А40/311-08, Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.08.2008 N А51-12044/07-8/233).
Чаще всего свое нежелание платить таможенные пошлины по максимальным ставкам организации объясняют тем, что на момент таможенного оформления товаров лицензии не были признаны недействительными. Однако судьи считают данный довод несостоятельным. Применение организацией пониженных ставок таможенной пошлины законодатель связывает с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, поэтому необоснованная выдача лицензий не является обстоятельством, освобождающим плательщика от обязанности уплатить таможенные платежи в размере, предусмотренном законом (Постановление ФАС СЗО от 21.05.2008 N А56-39165/2006). Судьи этого же округа подчеркнули, что спорные лицензии заявителю выданы с превышением тарифной квоты, что свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента их выдачи (постановления от 26.03.2008 N А56-39405/2006, от 18.03.2008 N А21-5263/2006).
О том, в каких случаях лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия выданной лицензии или ее аннулировании, сказано в п. 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами. Их всего два:
а) представление лицензиатом соответствующего заявления;
б) нарушение лицензиатом условий лицензии.
Некоторые судьи считают, что данный пункт содержит правовые основания для приостановления и аннулирования лицензий, выданных с соблюдением закона, в связи с обстоятельствами, возникшими после выдачи лицензий. В рассматриваемой ситуации такое обстоятельство - установление факта выдачи лицензии с превышением тарифной квоты (Постановление ФАС СКО от 22.01.2008 N Ф08-8746/07-3381А). По мнению автора, более правильными являются другие рассуждения, хотя они ведут к тому же результату. О чем речь?
Лицензирующий орган в случае выявления факта выдачи участнику внешнеэкономической деятельности лицензии с нарушением установленного порядка и при отсутствии оснований для такой выдачи вправе принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Подтверждение этому можно найти в п. 9.7 Регламента Минэкономразвития РФ*(4), согласно которому министерство вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа. Следовательно, приняв решение о признании выданных лицензий недействительными, федеральный орган исполнительной власти тем самым фактически реализовал свои полномочия по контролю за подчиненным ему нижестоящим органом. Причина принятия решения - фактическое нарушение нормативно установленного порядка получения лицензий (Постановление ФАС МО от 20.02.2008 N КА-А40/359-08).
Признание лицензии недействительной не является действием по незаконному возложению на заявителя каких-либо обязанностей, у него просто возникает обязанность по уплате таможенных пошлин в установленном законодательством размере (постановления ФАС МО от 01.02.2008 N КА-А40/13452-07-п, от 29.10.2007 N КА-А40/8767-07).
Переоформление лицензии
Получив лицензию на импорт мяса из какого-либо государства-поставщика (союза государств) в пределах квоты, торговая организация может столкнуться с тем, что осуществить ввоз мяса не представляется возможным в силу введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на это. Такое может случиться при неблагоприятной эпизоотической обстановке, а также в случае продолжения действия более трех месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств). Что делать в такой ситуации? Можно переоформить лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве, причем вне зависимости от общего объема квоты, установленной для данного государства-поставщика (союза государств) (Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 733). Но здесь есть одно препятствие, которое может оказаться непреодолимым. Переоформление лицензии допускается только после того, как будут проведены консультации с государством-поставщиком (союзом государств), ввоз товаров из которых запрещен. Консультации проводятся с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств). Пунктом 3 указанного постановления установлено, что консультации проводятся Министерством экономического развития и торговли (теперь - Министерством промышленности и торговли) совместно с Министерством сельского хозяйства (на это отводится две недели с момента введения запрета на ввоз товара). Только после этого у соответствующего органа возникает обязанность по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов.
Как показала практика, организации столкнулись с тем, что был введен запрет на импорт мяса, однако переоформить лицензию не удалось, в связи с чем таможенные пошлины пришлось уплатить по максимальным ставкам. Причиной, по которой в переоформлении лицензии было отказано, явилось то, что не были проведены соответствующие консультации. Причем в данном случае не применяются положения п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", регулирующего сходные правоотношения. Имеется в виду следующая норма указанного пункта: если проведение консультаций по вопросу распределения импортной квоты не представляется возможным или в ходе указанных консультаций не достигнута договоренность о таком распределении, импортная квота распределяется между иностранными государствами (союзами иностранных государств), имеющими заинтересованность в экспорте на таможенную территорию Российской Федерации товара, являвшегося объектом расследования: Невозможность применения аналогии закона связана с тем, что приведенная норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками внешнеэкономической деятельности (постановления ФАС СЗО от 29.05.2008 N А56-23600/2007, от 29.05.2008 N А56-23145/2007, от 22.05.2008 N А56-31507/2007). Такое развитие событий для торговой организации чревато еще и тем, что выделенная на конкретный календарный год квота на импорт товара не переносится на следующий год, причем даже в случае невозможности ее реализации в текущем году по не зависящим от лицензиата причинам (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 N А56-23600/2007).
О.В. Влад,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1.
*(2) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830.
*(3) Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах".
*(4) Утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 14.09.2005 N 220.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"