Плата за негативное воздействие на окружающую среду: актуальные вопросы
С.С. Кислов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г., с. 33-43.
Стало привычным, что новый год начинается с изучения внесенных в законодательство изменений. Законодательство об охране окружающей среды в данном смысле не является исключением. С 01.01.2016 в обновленной редакции действуют, в частности, федеральные законы от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)*(1).
Рассмотрим, какие нововведения бухгалтеру нужно принять к сведению, а также напомним некоторые основные положения, регламентирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Наиболее важные изменения
Закрытый перечень видов платного воздействия
С 01.01.2016 плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается только за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Ранее перечень видов платного НВОС был открытым - в названной норме содержалась формулировка "иные виды негативного воздействия на окружающую среду".
Таким образом, в 2016 году (как и в 2015) не будет взиматься плата за загрязнение атмосферы передвижными источниками вредного воздействия.
Кому платить, а кому нет?
Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которой плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие оказывающую негативное воздействие хозяйственную и (или) иную деятельность, за исключением лиц (организаций и ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.
К сведению. К IV категории отнесены объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС*(2). В связи с этим организации (ИП) выдается свидетельство о постановке объекта на учет.
Присвоенная объекту категория может быть изменена в связи с появлением новой информации о нем.
К плате за размещение отходов применяется общее правило - она взимается с лиц, в деятельности которых образовались отходы. Специальный порядок действует в отношении размещения твердых коммунальных отходов - плательщиками признаются операторы по обращению с такими отходами (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. 4 и 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ).
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (п. 8 ст. 23 Закона N 89-ФЗ).
Платежная база
Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов (сбросов) либо масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Платежную базу плательщик определяет самостоятельно на основе класса опасности отходов производства и потребления*(3) и данных производственного экологического контроля:
- для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период;
- в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
При этом учитываются объем и (или) масса выбросов (сбросов) в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов), временно разрешенных выбросов (сбросов), превышающие такие нормативы выбросы и сбросы (включая аварийные), а также лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платежной базе отражается в декларации о плате за НВОС.
Расчет платы
В силу п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ при исчислении платы за НВОС в период с 01.01.2016 до 31.12.2019 к ставкам платы применяются специальные коэффициенты за объем (массу) выбросов, сбросов, отходов производства и потребления (см. схему на стр. 36).
/--------------------\ /-------\ /----------------------------------\
| | | 0 | |За объем (массу) отходов |
| | | | |производства и потребления, |
| |---| |--|подлежащих накоплению и |
| | | | |использованных в собственном |
| | | | |производстве в соответствии с |
| | | | |технологическим регламентом либо |
| | | | |переданных для использования в |
| | | | |течение установленного срока |
| | \-------/ \----------------------------------|
| | /-------\ /----------------------------------\
| |---| 1 | |За объем (массу) выбросов |
| | | |--|(сбросов) загрязняющих веществ в |
| | | | |пределах нормативов допустимых |
| | | | |выбросов (сбросов) |
| | \-------/ \----------------------------------/
| | | /----------------------------------\
| | \------|За объем (массу) размещенных |
| | |отходов производства и потребления|
| Коэффициенты за | |в пределах лимитов, а также в |
| объем (массу) | |соответствии с отчетностью, |
| | |представляемой субъектами малого и|
| | |среднего предпринимательства |
| | \----------------------------------/
| | /-------\ /----------------------------------\
| | | | |За объем (массу) выбросов |
| |---| 5 |--|(сбросов) загрязняющих веществ в |
| | | | |пределах временно разрешенных |
| | | | |выбросов (сбросов) на период |
| | | | |реализации плана мероприятий по |
| | | | |охране окружающей среды или |
| | | | |программы повышения экологической |
| | | | |эффективности |
| | \-------/ \----------------------------------/
| | | /----------------------------------\
| | \-----|За объем (массу) отходов |
| | |производства и потребления, |
| | |размещенных с превышением |
| | |установленных лимитов, а также с |
| | |превышением объема (массы) |
| | |отходов, указанных в отчетности, |
| | |представляемой субъектами малого и|
| | |среднего предпринимательства |
| | \----------------------------------/
| | /-------\ /----------------------------------\
| | | | |За объем (массу) выбросов |
| |---| 25 |--|(сбросов) загрязняющих веществ |
| | | | |сверх установленных разрешениями |
| | | | |на выброс (сброс) загрязняющих |
| | | | |веществ в атмосферный воздух (в |
| | | | |окружающую среду) |
\--------------------/ \-------/ \----------------------------------/
Кроме того, при расчете платы за размещение отходов в 2016 году в целях стимулирования проведения мероприятий по снижению НВОС применяются коэффициенты, предусмотренные п. 6 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ (см. стр. 37):
/--------------\ /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов V класса |
| |-----| 0 |----|опасности добывающей промышленности |
| | | | |посредством закладки искусственно |
| | | | |созданных полостей в горных породах |
| | | | |при рекультивации земель и |
| | | | |почвенного покрова |
| | \-------/ \------------------------------------/
| | /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов производства и |
| | | 03 | |потребления, которые образовались в |
| |-----| |----|собственном производстве, в пределах|
| | | | |установленных лимитов на их |
|"Стимулирую- | | | |размещение на объектах, |
|щие" | | | |принадлежащих плательщику на праве |
|коэффициенты | | | |собственности (ином законном |
| | | | |основании) и оборудованных в |
| | | | |соответствии с установленными |
| | | | |требованиями |
| | | | | |
| | \-------/ \------------------------------------/
| | /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов IV, V классов |
| |-----| 05 |----|опасности, которые образовались при |
| | | | |утилизации ранее размещенных отходов|
| | | | |перерабатывающей и добывающей |
| | | | |промышленности |
| | \-------/ \------------------------------------/
| | /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов III класса |
| |-----| 0,67 |----|опасности, которые образовались в |
| | | | |процессе обезвреживания отходов II |
| | | | |класса опасности |
| | \-------/ \------------------------------------/
| | /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов IV класса |
| | | 0,49 | |опасности, которые образовались в |
| |-----| |----|процессе обезвреживания отходов III |
| | | | |класса опасности |
| | \-------/ \------------------------------------/
| | /-------\ /------------------------------------\
| | | | |Размещение отходов IV класса |
| |-----| 0,33 |----|опасности, которые образовались в |
| | | | |процессе обезвреживания отходов II |
| | | | |класса опасности |
\--------------/ \-------/ \------------------------------------/
К сведению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 при расчете суммы платы за 2016 год будут применяться коэффициенты индексации 2,56 и 2,07 (в 2015 году они составляли соответственно 2,45 и 1,98).
Некоторым плательщикам предоставлена возможность уменьшения размера платежей за НВОС.
Так, п. 6 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ установлено, что из суммы платы вычитаются понесенные в отчетном периоде затраты на проведение мероприятий по снижению негативного воздействия. При этом важно соблюдать следующие условия:
- мероприятия осуществлялись (финансировались) плательщиком;
- расходы документально подтверждены;
- мероприятия предусмотрены п. 4 ст. 17 названного закона.
Речь в данном случае идет о мероприятиях по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включая:
- проектирование, строительство, реконструкцию систем оборотного и бессточного водоснабжения, централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных (в том числе дренажных) вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод, а также сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;
- установку оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления, автоматизированных систем и лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод, выбросов в атмосферный воздух, а также по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
Следовательно, если организация имеет право на данную льготу, важно позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих осуществление расходов. Затраты, понесенные в 2016 году, можно учесть в счет платы за НВОС, определяемой по итогам этого года, либо перенести на следующие годы, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (п. 12 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы
Известно, что в 2015 году отчетным периодом признавался календарный квартал, а плата должна была быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557). В соответствии с новым порядком (ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ) отчетным периодом признается календарный год, плата за который вносится не позднее 1-го марта следующего года. При этом плательщики, не отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала. Размер каждого авансового платежа равен 1/4 суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год. При этом декларация о плате за НВОС представляется плательщиком не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за I, II и III кварталы плательщик перечисляет авансовые платежи, а по итогам года рассчитывает величину платы, исходя из фактических показателей своей деятельности с учетом установленных коэффициентов и корректировок. Исчисленная за отчетный год плата уменьшается на сумму ранее внесенных авансовых платежей.
К сведению. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника, плата за размещение отходов - по месту нахождения объекта их размещения (п. 1 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ введена обязанность уплаты пеней в случаях несвоевременного или неполного внесения платы. Пени начисляются в размере 1/300 ключевой ставки Банка России (определяется на день уплаты пеней), но не более чем 0,2% за каждый день просрочки*(4).
Излишне перечисленные суммы платы могут быть возвращены плательщику или зачтены в счет будущего отчетного периода (п. 2 ст. 16.5 названного закона).
О чем еще следует помнить в отношении платы за НВОС?
В соответствии с ранее действовавшим порядком территориальные органы Росприроднадзора были не вправе изменять сроки внесения платы за НВОС, предоставлять рассрочку или отсрочку по платежам (п. 10.2 разд. XIII Методических рекомендаций*(5)).
Эти положения актуальны и в текущем году - внесенные в Закон N 7-ФЗ нововведения также не наделяют контролеров правом переноса сроков внесения платежей.
Продолжают действовать и положения о том, что при наличии у природопользователя задолженности по плате за НВОС территориальный орган Росприроднадзора направляет ему требование о добровольном погашении данной задолженности в определенный срок. Непогашение долга в добровольном порядке является основанием для его взыскания через суд (п. 14.9 и 14.10 разд. XIII Методических рекомендаций).
О сроке исковой давности
Если организации предъявлено требование о погашении задолженности по плате за НВОС, целесообразно убедиться, не истек ли срок исковой давности. Истечение срока позволит избежать расходов по внесению платы (полностью или частично). Одна из подобных ситуаций описана в Постановлении ФАС ЗСО от 02.10.2013 по делу N А27-611/2013: контролеры предприняли попытку взыскать с природопользователя долги прошлых лет, а он в суде указал на срок исковой давности.
К сведению. В целях обращения в суд с требованием о взыскании платы за НВОС применяется предусмотренный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности три года (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09).
Арбитры отметили, что:
- управление обратилось с заявлением в арбитражный суд после истечения трехлетнего срока исковой давности (определяется на основании штампа суда на заявлении о взыскании задолженности);
- природопользователь в порядке п. 2 ст. 199 ГК РФ заявил о применении исковой давности;
- управление не представило доказательств того, что должник совершал какие-либо иные действия по признанию задолженности, что свидетельствовало бы о прерывании срока течения исковой давности.
Эти обстоятельства позволили суду принять решение в пользу природопользователя. Причем ВАС не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 29.11.2013 N ВАС-16941/13).
Аналогичные случаи описаны в постановлениях АС ВСО от 17.11.2015 N Ф02-6363/2015 по делу N А74-8189/2014 и АС ДВО от 14.07.2015 N Ф03-2331/2015 по делу N А59-5353/2014, что подтверждает реальность отклонения требований контролеров (если не в полной сумме, то хотя бы частично).
Добавим: в течение этого же трехлетнего срока природопользователь вправе претендовать на зачет переплаты в счет предстоящих платежей - при условии, что наличие переплаты подтверждено актом совместной сверки расчетов*(6) и платежными поручениями (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 N 09АП-29246/2012-ГК по делу N А40-51664/12-72-342).
Ответственность за невнесение платы за НВОС...
...предусмотрена двумя статьями КоАП РФ:
- 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации";
- 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Первая из названных статей также претерпела значительные изменения. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ не только существенно дополнил ее, но и увеличил размеры штрафов. Актуальная редакция ст. 8.5 КоАП РФ такова: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.
В прошлые годы данная статья применялась в случае непредставления расчета платы в установленные сроки, наличия в расчете недостоверной или неполной информации о фактически оказанном негативном воздействии на окружающую среду (п. 14.11 разд. XIII Методических рекомендаций). В обновленной редакции ст. 8.5 КоАП РФ прямо указано, что нарушением признается умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в декларации о плате за НВОС. Следовательно, установленные данной статьей штрафы будут применяться и в дальнейшем.
Статья 8.41 КоАП РФ осталась без изменений. Она, как и прежде, предусматривает, что невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет взыскание административного штрафа: с должностных лиц - в размере от 3 000 до 6 000 руб., с юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
О взыскании штрафов с должностных лиц организации
Известно, что за нарушения, связанные с платой за НВОС, нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность не только для юридических, но и для должностных лиц. Доказывая необоснованность взыскания штрафа, должностное лицо организации может ссылаться (в числе прочего) на позицию ВС РФ, представленную в Постановлении от 01.12.2014 N 50-АД14-6. В данном случае контролеры не допустили к участию в деле защитника*(7) привлекаемого к ответственности должностного лица. Судьи указали: должностным лицом административного органа допущено нарушение права лица, привлекаемого к ответственности, на получение юридической помощи. Это существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В результате судьи отменили постановление о совершении административного правонарушения и наложении штрафа и вернули дело контролерам на новое рассмотрение. Такой поворот событий в дальнейшем может позволить указать на истечение срока привлечения к ответственности и избежать уплаты штрафа.
Некоторые выводы
Законодательство об охране окружающей среды претерпело масштабные изменения, в том числе в части платы за НВОС. Так, отчетным периодом теперь признается не квартал, а календарный год, в течение которого плательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны вносить квартальные авансовые платежи в размере 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год. Авансовые платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала.
По итогам отчетного года размер платы исчисляется исходя из фактических объемов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов и с учетом предусмотренных коэффициентов и корректировок. Перечислить плату за отчетный год необходимо не позднее 1-го марта следующего года.
Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, плательщики обязаны представлять уполномоченному органу по месту нахождения объекта-"загрязнителя" декларацию о плате за НВОС.
Осуществляя деятельность по внедрению наилучших доступных технологий и иные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, природопользователь вправе воспользоваться такой мерой государственной поддержки, как уменьшение исчисленной по итогам года суммы платы на величину документально подтвержденных расходов на проведение соответствующих мероприятий.
Принимая во внимание масштабность вступивших в силу нововведений, в ближайшее время следует ожидать появления подзаконных актов и разъяснений Росприроднадзора. Время на их подготовку у чиновников имеется, да и у природопользователей будет возможность их изучить, ведь рассчитать конкретную сумму платы нужно лишь по итогам 2016 года, а ежеквартальные авансовые платежи необходимо вносить, исходя из размера платы за прошлый год.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Наиболее значимые изменения внесены федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ и от 29.12.2015 N 404-ФЗ.
*(2) Государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в форме ведения федерального и региональных государственных реестров (ст. 69 Закона N 7-ФЗ).
*(3) Начиная с 10.01.2016 отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется в соответствии с порядком, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.
*(4) Напомним, действовавший в 2015 году порядок определения платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632) не предусматривал возможность начисления пеней. Невнесение в установленные сроки платы влекло только административную ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ (взимание штрафа с должностных и юридических лиц).
*(5) Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.02.2015 N 132 (см. Письмо Росприроднадзора от 17.02.2015 N ОД-06-01-26/2389).
*(6) Сверка расчетов по плате за НВОС может проводиться по инициативе плательщика или территориального органа Росприроднадзора (п. 13.3 разд. XIII Методических рекомендаций).
*(7) Важно, что защитник имел соответствующую доверенность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"