Заполняй и представляй "алкогольную" декларацию правильно
Г.К. Габелли,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г., с. 42-52.
Предприятия общепита, занимающиеся продажей алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема ее оборота. То же самое касается индивидуальных предпринимателей, реализующих в розницу пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху (предпринимателям предоставлена возможность торговать только такой алкогольной продукцией). В связи с этим лица, которые в рамках оказания услуг общепита осуществляют розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять в соответствующие органы "алкогольные" декларации в установленный срок. При этом особое внимание следует уделить правильности их заполнения, а также сроку сдачи, иначе не избежать административной ответственности. Еще одно возможное негативное последствие - аннулирование "алкогольной" лицензии.
Порядок представления и формы "алкогольных" деклараций
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила). Формы деклараций приведены в приложениях к этим правилам.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), должны представлять декларации по форме, приведенной в приложении 11 к Правилам. Она называется декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную реализацию пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, разработана декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, форма которой приведена в приложении 12.
Эти декларации должны представляться по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в органы исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). (До 01.01.2014 декларации также можно было представлять на бумажном носителе.) Копии деклараций также должны быть направлены в Росалкогольрегулирование в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов РФ.
Следует добавить, что п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) введен запрет на искажение и непредставление в установленные сроки "алкогольной" декларации. В свою очередь, юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность
Административно наказуемым деянием является искажение информации, нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции. За его совершение должностным лицам и индивидуальным предпринимателям грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., юридическим лицам - штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 15.13 КоАП РФ).
Обратите внимание: для привлечения к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ формальных признаков правонарушения достаточно, чего не скажешь про аннулирование лицензии.
Позиция Верховного суда РФ. Состав административного правонарушения, определенного ст. 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного. Поэтому не имеют правового значения доводы об отсутствии негативных финансовых последствий при нарушении порядка декларирования (постановления ВС РФ от 29.10.2015 N 305-АД15-11441, от 07.10.2015 N 305-АД15-11764).
Аннулирование лицензии
Повторное в течение одного года*(1) сообщение недостоверных сведений в "алкогольных" декларациях и их несвоевременное представление в лицензирующий орган - это основание для аннулирования в судебном порядке лицензии, подтверждающей наличие права заниматься розничной продажей алкоголя. Об этом сказано в п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ. Здесь следует отметить, что повторное правонарушение не обязательно будет расценено судом как причина для аннулирования лицензии (данная правовая позиция сформирована Президиумом ВАС в Постановлении от 12.05.2009 N 15211/08). Ведь аннулирование лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. Следовательно, необходимо учитывать не только формальное основание аннулирования лицензии, но и тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства. Если окажется, что такая мера, как аннулирование лицензии, явно несоразмерна совершенному правонарушению и ее применение не обеспечит соблюдение конституционных принципов соразмерности и справедливости назначаемого наказания, лицензия аннулирована не будет. Приведем примеры из арбитражной практики.
Арбитражный суд | Судебный акт |
АС ВСО | Постановление от 02.10.2014 N Ф02-3754/2014 по делу N А58-1044/2014, которым оставлено без изменения Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 N 04АП-2377/2014 |
ФАС ВСО | Постановление от 27.06.2013 N Ф02-2471/2013 по делу N А78-6119/2012, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10.12.2012 и Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 N 04АП-212/2013 |
АС МО | Постановление от 19.02.2015 N Ф05-17289/2014 по делу N А40-58044/14, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2014 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 09АП-38651/2014, 09АП-42733/2014 |
АС МО | Постановление от 19.11.2014 N Ф05-12839/2014 по делу N А41-16862/14, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014 и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 10АП-7256/2014 |
АС ПО | Постановление от 03.12.2014 N Ф06-17071/2013 по делу N А12-8646/2014, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.05.2014 и Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 N 12АП-6620/2014 |
АС ЦО | Постановление от 07.10.2014 N Ф10-3384/2014 по делу N А36-6357/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.03.2014 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 19АП-2798/2014 |
В свое время судьи ФАС МО подчеркнули: аннулирование лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является правом суда, а не его обязанностью и сама мера применяется в крайнем случае (см. Постановление от 05.09.2011 N Ф05-8599/2011 по делу N А40-132717/10-146-828).
Конкретные случаи нарушений
Как мы уже указали выше, несоблюдение порядка заполнения "алкогольной" декларации и несоблюдение сроков ее представления, будучи формальными признаками нарушения, выступают в качестве оснований для привлечения соответствующего лица к административной ответственности. Это связано с тем, что указанные правонарушения посягают на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а государственный контроль в сфере оборота алкоголя направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества такой продукции. Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей. Поэтому, к примеру, опоздание с представлением декларации лишь на один день не расценивается судьями как малозначительное правонарушение (Решение Ставропольского краевого суда от 22.07.2015 по делу N 7а-649/2015). То же самое касается ситуации, когда в декларации незначительно искажена информация об объеме закупаемой алкогольной продукции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 09АП-39342/2015 по делу N А40-92023/15, которым оставлено без изменения Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2015).
Соответствующим образом карается и факт отражения количества закупленной у поставщика алкогольной продукции не в той графе декларации. Такой случай был рассмотрен в деле N А40-218137/2014. Общество отразило закупку алкогольной продукции от контрагента в декларации об объеме оборота алкогольной продукции (ее форма приведена в приложении 5 к Правилам) в графе N 12 "Прочие поступления" в общем объеме 66,00 дал вместо того, чтобы отразить эту закупку в графе N 8 "От организаций оптовиков". (Аналогичные графы есть и в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, и в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.) Таким образом, общество допустило искажение информации и нарушение порядка при декларировании оборота алкогольной продукции. В итоге общество привлекли к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, законность чего подтвердили судьи (Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2015, оставленное без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 N 09АП-13995/2015, а затем и Постановлением ВС РФ от 07.10.2015 N 305-АД15-11764).
К сведению. Согласно Порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденному Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, в декларациях по розничной продаже отражаются:
- в графе 8 "От организаций оптовой торговли" - объем продукции, закупленный у организаций оптовой торговли, в соответствии с сопроводительными документами;
- в графе 12 "Прочие поступления" - прочий объем поступившей продукции, не указанный в графах 7-11, в том числе объем излишков продукции, выявленный при проведении инвентаризации.
Административная ответственность наступает и в случае неотражения в декларации факта возврата алкогольной продукции поставщику (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 10АП-11228/2015 по делу N А41-36637/15, которым оставлено без изменения Решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2015).
Также следует учитывать, что представление декларантом "алкогольной" декларации в ином виде, чем это предусмотрено Правилами (то есть не в электронном виде), или с нарушением установленной формы образует состав административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).
Когда мера ответственности не применяется?
Составление корректирующих деклараций
Один из способов избежать административной ответственности - представить корректирующие декларации (используются те же самые формы, которые применялись при составлении первичной декларации). При этом для каждого случая (первичная или корректирующая) в определенных графах на титульном листе декларации делается отметка в специально отведенном для этого месте. Также на титульном листе декларации ставится номер корректировки (если подается корректирующая декларация).
Согласно п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, она должна представить корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие данные деклараций, представленных ранее. Корректирующие декларации подаются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом (до 01.01.2014 - до окончания отчетного года), с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением подачи корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). Во время проведения проверки деятельности организации (предпринимателя) уполномоченными органами представлять корректирующие декларации за проверяемый период нельзя.
Как видим, срок для исправления допущенных при составлении "алкогольной" декларации ошибок невелик. Предположим, неточность была допущена при составлении декларации за II квартал 2015 года. В этом случае корректирующая декларация могла быть представлена не позднее 30.09.2015. А вот если ошибка допущена при составлении декларации за III квартал 2015 года, исправить ее можно до конца отчетного года (то есть корректирующая декларация должна быть направлена не позднее 31.12.2015). При этом судьи подчеркивают, что корректирующая декларация должна быть представлена в установленный срок, но до составления протокола об административном правонарушении (постановления ВС РФ от 02.02.2015 N 310-АД14-5160, от 26.01.2015 по делу N 310-АД14-7091, N 310-АД14-7123). Таким образом, корректирующая декларация может быть сдана только в определенный срок, ее подача позднее уже не поможет (примеры - постановления ФАС СЗО от 21.04.2014 N Ф07-2331/2014 по делу N А13-9370/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 09АП-34788/2015 по делу N А40-88522/15). Добровольное устранение последствий правонарушения, но по истечении соответствующего срока не является и обстоятельством, свидетельствующим о его малозначительности.
При заполнении корректирующей декларации следует помнить о том, что в ней должен быть заявлен весь объем подлежащей декларированию алкогольной продукции, а не только тот, что непосредственно корректируется. В противном случае угроза привлечения к административной ответственности сохраняется (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 N 09АП-8644/2015 по делу N А40-196739/14).
Истечение срока давности
Давность привлечения к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ составляет один год со дня совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Пленум ВС РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Предположим, предприятие 15.07.2015 представило в лицензирующий орган "алкогольную" декларацию за II квартал 2015 года, при заполнении которой были допущены ошибки. Срок давности привлечения к ответственности начинает течь 16.07.2015 и заканчивается 15.07.2016.
Смоделируем другую ситуацию: предприятие декларацию за II квартал 2015 года вообще не представило. Как пояснил высший арбитр, если совершение административного правонарушения выражается в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. В рассматриваемой ситуации срок для представления декларации закончился 20.07.2015. Следовательно, к ответственности предприятие могут привлечь в период с 21.07.2015 по 20.07.2016.
Следует учитывать, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности - это обстоятельство, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Изложенное, в частности, означает, что истечение срока давности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении. По истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В то же время постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление вправе обжаловать лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, настаивающее на своей невиновности. Данному лицу не могут отказать в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты его прав и свобод.
А вот в случае отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к ней, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Пример из практики: постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ отменены решением арбитражного суда, которое было оставлено без изменения постановлением апелляционного суда. Однако должностное лицо управления, вынесшего постановление по делу о привлечении к административной ответственности, обратилось в Верховный суд РФ с жалобой о несогласии с состоявшимися по делу судебными актами и поставило вопрос об их отмене и принятии по делу нового решения. Оказалось, что срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек. Поэтому возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава правонарушения утрачена (см. Постановление ВС РФ от 26.01.2015 N 310-АД14-7123).
Нарушение порядка привлечения к ответственности
Как разъяснил Пленум ВАС в п. 10 Постановления от 02.06.2004 N 10, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием:
- для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности;
- для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и его отмены.
Но обозначенные последствия наступают только в том случае, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, протокол об административном правонарушении должен составляться при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен лишь при условии наличия данных о надлежащем извещении соответствующего лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). Составление протокола без участия законного представителя лица и отсутствие доказательств надлежащего извещения его о времени и месте составления протокола является существенным нарушением процедуры административного производства. Поэтому такой протокол не может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности, что подтверждает арбитражная практика. Приведем примеры признания судьями незаконными постановлений, вынесенных по ст. 15.13 КоАП РФ.
Арбитражный суд | Судебный акт |
Десятый арбитражный апелляционный суд | Постановление от 23.07.2015 N 10АП-6036/2015 по делу N А41-17793/15 |
Постановление от 20.07.2015 N 10АП-6413/2015 по делу N А41-18928/15, оставленное без изменения Постановлением ВС РФ от 05.10.2015 N 305-АД15-11851 | |
Девятый арбитражный апелляционный суд | Постановление от 13.10.2015 N 09АП-37837/2015 по делу N А40-62785/15 |
ФАС ВСО | Постановление от 04.07.2011 N Ф02-2189/2011 по делу N А19-19311/10 |
* * *
Предприятия общепита, которые осуществляют продажу своим клиентам алкогольной продукции, должны позаботиться о своевременном представлении правильно заполненных "алкогольных" деклараций. Это важно, поскольку нарушение сроков подачи деклараций (причем даже на один день), а также искажение информации, отражаемой в них, являются административно наказуемыми деяниями по ст. 15.13 КоАП РФ (штраф у юридического лица может составить 100 000 руб.). Кроме того, названные нарушения могут стать поводом для аннулирования лицензии. Но в этом случае наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии, поэтому эта мера применяется в крайнем случае.
А вот для привлечения к административной ответственности формальных признаков (нарушение срока представления "алкогольной" декларации, искажение информации в ней) более чем достаточно, так как оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства. Кроме того, факт отсутствия негативных последствий в результате указанных нарушений не является и обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
В то же время избежать административной ответственности в результате искажения информации в декларации можно, если своевременно представить корректирующие декларации. Законодатель на это дает три месяца. Истечение срока давности привлечения к ответственности также исключает возможность наступления негативных последствий в виде административного штрафа. То же самое касается ситуаций, когда протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, в том числе по причине ненадлежащего извещения этого лица о месте и времени составления протокола.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Речь идет, естественно, не о календарном годе. При этом один год для определения повторности сообщения недостоверных сведений в декларациях (их несвоевременного представления) исчисляется с даты вынесения последнего постановления, в соответствии с которым лицензиат привлечен к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений в декларациях (несвоевременность их представления).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"