Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
(Ст. 154 НК)
1. Общие вопросы применения ст. 154 НК РФ
1.1. Определение налоговой базы по НДС не связано с гражданско-правовыми отношениями
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.
При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров, и обязательства покупателя по оплате этих товаров, что свидетельствует о том, что налоговое законодательство не связывает исчисление налоговой базы с гражданско-правовыми отношениями, в результате которых получен платеж.
1.2. Стоимость и цена товаров являются самостоятельными понятиями, различающимися по значению
Из пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Таким образом, для целей налогообложения понятия стоимости и цены товаров по смысловому значению различаются.
1.3. Изменение первоначальной цены реализованных товаров является фактором, влияющим на размер налоговой базы
Из содержания приведенных норм [пунктом 2 статьи 153, пункта 1 статьи 154, пункта 4 статьи 166 НК РФ] следует, что поставщик товаров (работ, услуг) должен определить налоговую базу по НДС, исходя из полученных им доходов от реализации таких товаров (работ, услуг), в т.ч. с учетом изменений, влияющих на размер налоговой базы.
Такими изменениями в рассматриваемой ситуации могло стать изменение поставщиком первоначальной цены реализованных обществу товаров.
1.4. Ошибки в счете-фактуре, не изменившие рассчитанные показатели, не влияют на корректность расчета налогооблагаемой базы от реализации
Ошибки в составлении корректировочного счета-фактуры, не изменяющие суммовые и идентификационные значения осуществленной операции, не влияют на корректность расчета налогооблагаемой базы от реализации по смыслу статьи 154 НК РФ.
1.5. Статья 154 НК РФ не содержит правил определения цены товаров (работ, услуг), а также действительной стоимости их реализации
Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1073-О-Р
В Определении от 23 октября 2014 года N 2320-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемые заявителем положения статей 153, 154 и 166 Налогового кодекса Российской Федерации определяют лишь порядок исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и порядок исчисления указанного налога.
Что же касается вопроса определения цены товаров (работ, услуг), а также действительной стоимости их реализации контрагенту, то указанный вопрос разрешается исходя из условий гражданско-правовых сделок налогоплательщика и оспариваемыми заявителем законоположениями не регулируется. Таким образом, указанное решение какой-либо неопределенности не содержит, а поставленные в ходатайстве вопросы не требуют дополнительного истолкования решения.
1.6. Статья 154 НК РФ не предусматривает определение налоговой базы при безвозмездной передаче имущественных прав
Статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации не регламентирован порядок определения налоговой базы при безвозмездной передаче имущественных прав.
2. Общие правила определения налоговой базы по НДС при реализации товара
2.1. Определение налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) зависит от особенностей реализации произведенных или купленных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно статьям 153, 154, 166 Кодекса налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
2.2. Каждая сторона сделки должна учитывать операции по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы
Из смысла пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что при совершении товарообменных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, каждая из сторон сделки как налогоплательщик учитывает соответствующую операцию по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость.
Из смысла пункта 2 статьи 154 НК РФ вытекает, что при совершении товарообменных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, каждая из сторон сделки как налогоплательщик учитывает соответствующую операцию по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы, исчисляет и уплачивает НДС.
2.3. При реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых выражена в условных денежных единицах, налоговая база определяется на момент поступления оплаты
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 9181/08 по делу N А40-20314/07-112-124
Если договором предусмотрена оплата товаров (работ, услуг) в рублевом эквиваленте цены, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), то в этом случае, с учетом положений п. 1 ст. 154 НК РФ, стоимость товаров (работ, услуг) и, следовательно, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяются в момент поступления за них оплаты. Для целей налогообложения эти операции не могут учитываться ранее того налогового периода, в котором произведена оплата.
2.4. Для расчета налоговой базы по НДС применяется стоимость товара, предусмотренная в договоре, а не таможенная стоимость
Для целей налогообложения при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость этих товаров, таможенная же стоимость товаров определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и используется только для таможенных целей.
Общество при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации исчислило НДС с таможенной (скорректированной) стоимости товара, затем реализовало на территории Российской Федерации ввезенный товар, выпущенный в свободное обращение, и исчислило НДС исходя уже из контрактной стоимости этого товара, что соответствует требованиям налогового законодательства.
Довод налогового органа о том, что налоговая база для исчисления НДС должна определяться исходя из таможенной стоимости ввозимого товара, является несостоятельным, поскольку НК РФ не содержит норм об определении таможенной стоимости товаров.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для увеличения налоговой базы для исчисления НДС от реализации импортной продукции на территории РФ на сумму таможенной пошлины, скорректированной таможенным органом, поскольку такой порядок определения налоговой базы не установлен статьей 154 НК РФ.
2.5. При реализации имущества по остаточной стоимости налоговая база по НДС равна нулю
Из смысла норм гражданского и налогового законодательства Российской Федерации следует, что возмещение убытков в размере стоимости утраченного имущества его собственнику не является операцией, облагаемой НДС, поскольку такие правоотношения являются установленным гражданским законодательством способом возмещения ущерба, причиненного арендатором в результате использования арендованного имущества.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно не включило спорную сумму в налоговую базу при исчислении НДС за III квартал, в связи с чем доначисление Инспекцией Обществу НДС является неправомерным и решение Инспекции в этой части подлежит признанию недействительным.
2.6. Положения п. 4 ст. 154 НК РФ распространяются на реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ
Исходя из пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
На основании буквального толкования данной нормы с учетом правил грамматики русского языка суды правильно указали на то, что норма пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
2.7. В отсутствие условий для применения п. 4 ст. 154 НК РФ подлежит применению п. 1 ст. 154 НК РФ
Условием применения порядка определения налоговой базы согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации является закупка сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Положения пункта 1 статьи 154 Кодекса подлежат применению, если нет условий для применения пункта 4 статьи 154 Кодекса.
2.8. Закупка мяса в живом весе, а реализация в убойном весе, предопределяет при определении налоговой базы произвести перерасчет живого веса в убойный, а затем определить стоимость приобретения 1 кг убойного мяса
Как следует из оспариваемого решения, налоговый орган определил стоимость приобретения 1 кг живого веса скота и при определении налоговой базы при реализации мяса отнимал этот показатель от стоимости реализации мяса в убойном весе. Таким образом, суды правильно указали на то, что налоговый орган использовал несопоставимые показатели.
С учетом того, что закуп производился в живом весе, а последующая реализация производилась по убойному весу, суды правильно посчитали правомерным довод общества о необходимости производить перерасчет живого веса в убойный и определении стоимости приобретения 1 кг убойного мяса для расчета налоговой базы при последующей реализации мяса.
3. Особый порядок исчисления НДС
3.1. Для применения особого порядка исчисления НДС налогоплательщик обязан представить доказательства реализации имущества, учитываемого по стоимости, включая уплаченный НДС
Пунктом 3 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Таким образом, для исчисления налога в особом порядке, закрепленном в пункте 3 статьи 154 Кодекса, налогоплательщик обязан доказать, что им реализовано имущество, подлежащее учету по стоимости включая уплаченный налог на добавленную стоимость.
Для операций по реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, п. 3 ст. 154 Кодекса предусматривается особый порядок исчисления налоговой базы по НДС.
Она определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Таким образом, для исчисления налога в особом порядке, закрепленном п. 3 ст. 154 Кодекса, налогоплательщик обязан доказать, что им реализовано имущество, подлежащее учету по стоимости включая уплаченный НДС.
3.2. При реализации имущества как единого объекта, приобретение частей которого происходило разными способами, налоговая база также должна определяться разными методами, в зависимости от способа приобретения
По материалам дела судами установлено, что объект недвижимости был сформирован из нескольких частей, одна из которых передавалась в качестве вклада в уставный капитал (НДС не начислялся в силу положений подп. 4 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Кодекса), а другая часть приобреталась по договору купли-продажи с НДС.
В последующем объект был зарегистрирован как единый объект недвижимости и принят к бухгалтерскому учету как единый объект, который был сформирован разными путями: путем вклада (16/25) и по договору купли-продажи (9/25).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Это следует из п. 1 ст. 154 Кодекса.
Для операций по реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, п. 3 ст. 154 Кодекса предусматривается особый порядок исчисления налоговой базы по НДС.
Она определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Судом установлено, что уплата НДС осуществлялась обществом в отношении части спорного объекта.
При таких обстоятельствах довод инспекции о том, что при реализации в дальнейшем объекта недвижимости как единого объекта налоговая база по НДС подлежит исчислению различным способом, зависит от способа приобретения частей объекта недвижимости, а именно: с доли, приобретенной по договору купли-продажи - с ценовой разницы, а с доли по вкладу - с полной стоимости, является правильным.
3.3. Разница между суммой НДС, определенной сторонами в договоре и уплаченной покупателем, и суммой налога, указанной организацией-продавцом в счете-фактуре, свидетельствует о неосновательном обогащении продавца и нарушении налоговых прав покупателя
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) по Перечню, в выставляемых поставщиком счетах-фактурах должна быть указана реальная сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная исходя из налоговой базы, определенной по правилам пункта 4 статьи 154 Кодекса. Если налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом к оплате, не соответствует действительному размеру, который подлежал указанию продавцом согласно требованиям Кодекса, то сумма налога, уплаченная покупателем сверх этого размера, является исполнением, произведенным при отсутствии к тому законных оснований, и подлежит возврату покупателю.
Установив, что КФХ при реализации обществу шерсти немытой, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость), в счетах-фактурах предъявляло налог на добавленную стоимость с полной стоимости реализуемой сельскохозяйственной продукции по налоговой ставке 18% в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что неосновательное обогащение, полученное КФХ в виде уплаченного налога на добавленную стоимость, общество вправе истребовать у контрагента в порядке гражданско-правовых отношений.
Положения пункта 2 статьи 171 Кодекса исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса, а счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса и в силу пункта 2 статьи 169 Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Получив от покупателя налог на добавленную стоимость сверх суммы, которую продавец обязан был предъявить покупателю с учетом применяемого им особого порядка исчисления данного налога, определенного пунктом 3 статьи 154 Кодекса, продавец получил неосновательное исполнение, которое подлежит возврату. При этом до получения от продавца счета-фактуры покупатель не мог знать о том, что указанный в договоре размер налога на добавленную стоимость не соответствует действительному размеру налога, который будет ему предъявлен продавцом.
Кроме того, выставляя покупателю счет-фактуру, в котором сумма налога на добавленную стоимость отличается от указанной в договоре, продавец нарушает право покупателя на возмещение уплаченной им суммы налога на добавленную стоимость, на которое он рассчитывал при заключении договора, поскольку в силу положений статей 169, 171, 172 Кодекса покупатель вправе возместить налог из бюджета только в том размере, который указан в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 154 Кодекса в счете-фактуре, выставленном продавцом.
3.4. Имущество, приобретенное банком в качестве отступного, принимается к бухгалтерскому учету с НДС, при этом налоговая база по сделке реализации данного имущества определяется в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ.
Удовлетворяя требования Банка, суд первой инстанции, указав на необоснованность выводов Инспекции о занижении налогооблагаемой базы по НДС за 4 квартал по операции, связанной с реализации полученного (приобретенного) залогового имущества, признал правомерным определение Банком налоговой базы по операции реализации залогового имущества на основании пункта 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в силу того, что Банк, руководствуясь Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 26.03.2007 N 302-П, Учетной политикой для целей налогообложения 2010 года, утвержденной приказом от 25.12.2009 N 52-П председателя правления Банка ОАО, учитывал имущество, приобретенное в качестве отступного, по стоимости с НДС и не включал в расходы по налогу на прибыль сумму НДС, уплаченную контрагенту - ООО.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, учитываются в стоимости названных товарно-материальных ценностей в случае их использования для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). Освобожденные от обложения налогом на добавленную стоимость операции поименованы в статье 149 НК РФ, подпункт 3 пункта 3 которой относит к ним банковские операции, осуществляемые банками.
В случае применения указанного способа учета НДС включается в расходы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 272 НК РФ, по мере списания в расходы материальных ценностей и амортизации основных средств.
Однако статья 170 НК РФ содержит пункт 5, который предоставляет банкам право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Таким образом, операции по реализации приобретенного банками имущества, не предназначенного для банковской деятельности, облагаются налогом в порядке пункта 3 статьи 154 НК РФ, поскольку положения пункта 2 и пункта 5 статьи 170 НК РФ взаимосвязаны.
4. Особенности определения налоговой базы по НДС, связанные с выделением субсидий из бюджета
4.1. Для применения п. 2 ст. 154 НК РФ не имеет значение наличие или отсутствие статуса бюджетополучателя у налогоплательщика
Принимая оспариваемое решение налоговым органом сделан вывод о том, что для применения п. 2 ст. 154 НК РФ заявитель должен иметь статус бюджетополучателя.
Применив данную норму права, в соответствии с которой при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, - суды указали, что наличие или отсутствие статуса бюджетополучателя не может влиять на применение абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ.
4.2. Субсидии, полученные на возмещение затрат по содержанию дорог, не носят целевого характера и связаны лишь с оплатой реализуемых услуг, в связи с чем подлежат включению в налоговую базу НДС
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы на суммы полученных из бюджета субсидий на возмещение затрат на содержание городских дорог общего пользования, носящие, по мнению налогоплательщика, целевой характер и не подлежащие включению в облагаемую базу.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что совершаемые предприятием хозяйственные операции по содержанию автомобильных дорог были связаны с выполнением конкретных работ по договору с их оплатой и возмещением затрат по реализации услуг. Денежные средства, полученные предприятием, не носят целевой характер финансирования и связаны с оплатой реализуемых услуг.
4.3. Полученные юридическими лицами субсидии из бюджета не являются выручкой от реализации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 по делу N А66-18088/2011
Наличие НДС в составе утвержденного в установленном порядке тарифа на коммунальные услуги не меняет правовой природы субсидии, полученной Обществом. Бюджетные средства, выплаченные заявителю Территориальным отделом социальной защиты населения на основании договоров, являются субсидиями, поскольку эти средства предоставлялись на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
Таким образом, средства, перечисленные Обществу из бюджета для покрытия фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги населению, не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных услуг.
4.4. Управляющая компания не вправе исключать из налоговой базы по НДС суммы бюджетного финансирования, полученные на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 304-КГ15-1430
Судебная коллегия не усматривает правовых оснований и для признания рассматриваемой финансовой поддержки льготой, поскольку, как установили суды, назначение указанных средств - не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим), все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.
Перечисление денежных средств управляющим организациям производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15 Закона N 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных убытков.
При таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ, а также сумм, предоставленных бюджетом города на асфальтирование (благоустройство) дворовых территорий.
Средства финансовой поддержки, предоставляемые в рамках Закона N 185-ФЗ организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (пункт 5 статьи 20 Закона N 185-ФЗ) для реализации указанных выше целей, к числу которых отнесены и управляющие организации, нельзя рассматривать в качестве субсидий, предоставляемых в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Кассационная инстанция считает несостоятельным утверждение Общества о том, что рассматриваемая финансовая поддержка является льготой, поскольку назначение указанных средств - не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим), все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.
При таких обстоятельствах у Общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ, а также сумм, предоставленных бюджетом города на асфальтирование (благоустройство) дворовых территорий.
Финансовая помощь, выделяемая в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, носит адресный характер и не имеет целью финансовой поддержки непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства не в свою собственность, а исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах у управляющей организации не имеется оснований для применения п. 2 ст. 154 Кодекса и, соответственно, не имеется оснований для исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
4.5. Средства, выделенные из бюджета в виде субсидии на оказание собственникам жилья услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не должны включаться в налоговую базу при исчислении НДС
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N ВАС-5908/14
Установив все фактические обстоятельства по делу, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 146, статьи 149, пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость спорных субсидий, полученных из бюджетов различных уровней в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и признали недействительным оспариваемое решение инспекции.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней на основании Закона N 185-ФЗ, являются субсидиями. Денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджета, не являлись со стороны администрации города оплатой услуг Общества по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В связи с чем у ЗАО отсутствовали правовые основания для включения их в налогооблагаемую базу по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.
В данном случае подлежал применению пункт 2 статьи 154 НК РФ, согласно которому денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджета в качестве субсидии на оказание собственникам жилья услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не должны включаться в налоговую базу при исчислении НДС и, соответственно, не являются объектом обложения НДС.
Из анализа положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положений Закона N 185-ФЗ следует, что денежные средства, выделяемые из бюджета в установленном порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями. Получателями данных денежных средств являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов через созданные ими товарищества собственников жилья или выбранные организации для управления многоквартирным домом.
Таким образом, спорные денежные средства, полученные из бюджета, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком, в данном случае, услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Доказательств наличия договорных отношений по реализации Обществом в адрес Администрации города (в адрес лица, перечислившего денежные средства бюджета) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что спорные денежные средства не являются оплатой услуг Общества по капитальному ремонту многоквартирных домов, поэтому у него отсутствовали правовые основания для включения их в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
4.6. К средствам в форме бюджетных субсидий и средствам долевого участия собственников жилых помещений следует применять именно пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ, а не п. 2 ст. 154 НК РФ, т.к. они получены на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т.ч. на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Судами обоснованно отклонен довод инспекции о том, что сумма полученной обществом субсидии подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании положений п. 2 ст. 154 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проведение ремонтных работ обществом, являющимся исполнителем по договору управления многоквартирным домом, не могло производиться по государственным регулируемым ценам, поскольку привлеченные для выполнения работ подрядные организации являются не государственными, а коммерческими организациями и осуществляют хозяйственную деятельность по ценам, регулируемым рынком идентичных работ.
В данном случае, к указанным средствам в форме бюджетных субсидий (94%) и средствам долевого участия собственников жилых помещений (6%) следует применять именно подп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ, поскольку они получены на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Пункт 3 статьи 162 НК РФ регулирует налогообложение именно денежных средств, получаемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В данной статье нет упоминания о льготах и субсидиях, порядок налогообложения которых регламентируется п. 2 ст. 154 НК РФ.
4.7. Средства бюджета на субсидию торговым организациям при продаже автомобилей со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию, предоставляются в целях возмещения потерь от реализации товаров по льготной цене, следовательно, не должны учитываться при определении налоговой базы
Постановлением N 1194 утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию.
Налогоплательщиком при осуществлении вышеуказанной деятельности денежные средства, полученные из федерального бюджета на основании постановления N 1194 и в порядке, установленном Правилами, не включались в налогооблагаемую базу по НДС. Последняя определялась налогоплательщиком исходя из цен фактической реализации автотранспортных средств гражданам без учета представленных субсидий.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что спорные суммы предоставлены налогоплательщику федеральным бюджетом в целях возмещения потерь от реализации товаров по льготной цене. Соответственно, к настоящему спору подлежит применению положение п. 2 ст. 154 Кодекса, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
5. Порядок определения налоговой базы при предоставлении скидки (бонуса, премии)
5.1. При получении премии, не изменяющей цену товаров, налоговая база по НДС не корректируется
В том случае, когда премия не уменьшает цену товара и рассчитывается в конце периода (месяц, квартал, год) в результате соблюдения покупателем определенных условий, установленных договором, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу конкретного товара, премия не учитывается для целей налогообложения НДС, как не влияющая на ранее сформированную налоговую базу по реализованным (приобретенным) товарам.
Судами проанализированы решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2013 N 13825/12 и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11637/11, а также изменения с 22.07.2011 налогового законодательства по НДС в части обязательной корректировки налоговой базы и вычетов при изменении цены (стоимости) товаров (работ, услуг) и сделан правильный вывод, что указанные налоговым органом положения об обязательном восстановлении налогоплательщиками - покупателями суммы ранее заявленных налоговых вычетов при покупке товаров в периоде получения от продавцов премий распространяются только на случаи, когда премия по условиям договора или соглашения между продавцом и покупателем уменьшает цену товара и рассчитывается как процентное соотношение к цене за единицу товара.
В остальных случаях, когда премия не уменьшает цену товара и рассчитывается в конце периода (месяц, квартал, год) в результате соблюдения покупателем определенных условий установленных договором, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу конкретного товара, такие премии не учитываются для целей налогообложения НДС, поскольку не являются реализацией услуг, а также не влияют на налоговую базу и налоговые вычеты по реализованным (приобретенным) товарам ввиду отсутствия уменьшения их цены.
Поскольку вознаграждение, включаемое в цену договора, не влияет на цену поставляемых товаров при перечислении вознаграждения, налоговая база по НДС у поставщика не уменьшается, соответственно, налоговый вычет покупателем не корректируется.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерной позицию Инспекции по настоящему эпизоду, которая проанализировала в ходе проверки премии (скидки), предоставленные Обществу указанными выше поставщиками товаров, определила суммы скидок, которые повлекли уменьшение цены товаров; уменьшила размер налоговых вычетов по НДС, заявленных Обществом в проверяемых налоговых периодах и не восстановленных в момент получения скидок.
5.2. Скидка (бонус, премия), не связанная с реализацией, не признается доходом налогоплательщика, подлежащим включению в налоговую базу по НДС
Удовлетворяя частично заявленные обществом требования, судебные инстанции руководствовались статьями 169-172 НК РФ, и исходили из того, что, получая премии от ООО, общество не являлось продавцом, полученные заявителем премии не связаны с оплатой каких-либо реализованных обществом товаров и не могут рассматриваться в качестве доходов заявителя, подлежащих обложению НДС на основании ст. 153, 154, 166 НК РФ.
6. Включение авансовых платежей в налоговую базу по НДС
6.1. Авансовые платежи в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны включаться в налоговую базу по НДС в том же периоде, когда поступили
В случае поступления налогоплательщику авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступившие средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в периоде их поступления. С данных сумм подлежит исчислению и уплате НДС.
В случае поступления налогоплательщику авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступившие средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в периоде их поступления. С данных сумм подлежит исчислению и уплате НДС.
Из анализа приведенных норм [ст.ст. 154, 166, 167 НК РФ] права следует, что в случае получения налогоплательщиком предоплаты исчислить и уплатить в бюджет НДС он должен в том налоговом периоде, когда была получена предоплата. При этом суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм полученной предоплаты под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), на основании пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 НК РФ подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка этих товаров (работ, услуг).
В случае поступления налогоплательщику авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступившие средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в периоде их поступления. С данных сумм подлежит исчислению и уплата НДС.
Налог, исчисленный с авансов, должен быть учтен в том налоговом периоде, когда получена предварительная оплата.
6.2. С предоплаты, полученной в одном периоде с отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), необходимо исчислить НДС
Суды отметили, что даже если получение и возврат авансовых платежей приходятся на один налоговый период (квартал), налогоплательщик должен отразить в декларации по НДС исчисленную согласно статье 154 НК РФ сумму налога с полученной предоплаты (статья 163 НК РФ) и в этом же налоговом периоде при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм этой предоплаты, и при условии изменения либо расторжения договора вправе заявить к вычету соответствующую сумму налога.
6.3. Возврат полученных денежных средств в том же налоговом периоде не характеризует данные средства как авансовые платежи
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей отклонению, поскольку суд установил и материалами дела подтверждается, что полученные обществом денежные средства возвращены ООО в тех же налоговых периодах, что в силу правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2006 N 10927/05, 19.08.2003 N 12359/02 не может быть признано авансовыми платежами в смысле, определенном статьями 153, 154, 166 Кодекса.
Кассационная инстанция считает, что суды, полно и всесторонне оценив заявленные доводы и представленные в материалы дела доказательства (в том числе, заключенные договоры, платежные поручения, книги продаж и книги покупок, счета-фактуры), руководствуясь положениями статей 154, 167, 171, 172 НК РФ, статей 65, 200 АПК РФ, обоснованно признали неправомерным доначисление налоговым органом НДС (соответствующих сумм пеней, штрафов) по пунктам решения. Установив, что Общество действительно в течение 1 и 3 кварталов получало суммы оплаты за работы (услуги), суды пришли к верному выводу, что не все денежные средства следует квалифицировать как предоплату; спорные суммы, которые налоговый орган расценил в качестве авансовых платежей, суды посчитали уплаченными контрагентом за выполненные в этот же налоговый период (квартал) работы и услуги, в связи с чем данные суммы не могут считаться предоплатой.
При этом суды исходили из того, что: - оплата выполненных работ и фактическое выполнение работ были произведены в одном налоговом периоде (квартале), следовательно, обязанности исчислять и уплачивать налог с аванса у Общества не возникает, так как в такой ситуации денежные средства теряют характер авансовых платежей; - в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ налоговый орган обратного не доказал, в том числе не представил доказательств того, что выполненные в спорных кварталах работы были оплачены контрагентом заявителя ранее данного налогового периода.
6.4. По отгруженным товарам, в счет которых был получен аванс, НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров с одновременным заявлением вычета по НДС с ранее уплаченного аванса
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых ранее была получена предварительная оплата (аванс), в соответствии со статьями 146, 154 НК РФ налогоплательщик должен исчислить НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), одновременно заявив ранее уплаченную сумму налога с полученного аванса к вычету.
Суд принял во внимание, что, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), налогоплательщик обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).
При отгрузке товаров, в счет которых ранее была получена предварительная оплата (аванс), в соответствии со ст. 146, 154 Кодекса налогоплательщик должен исчислить НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), одновременно заявив ранее уплаченную сумму налога с полученного аванса к вычету.
При отгрузке товаров, в счет которых ранее была получена предварительная оплата (аванс), в соответствии со ст. 146, 154 НК РФ налогоплательщик должен исчислить НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), одновременно заявив ранее уплаченную сумму налога с полученного аванса к вычету.
7. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены
7.1. Определение налоговой базы в соответствии с п. 7 ст. 154 НК РФ касается именно продукции, а не тары
Норма пункта 7 статьи 154 НК РФ регулирует особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации продукции в многооборотной таре, имеющей залоговые цены. Данный пункт статьи 157 НК РФ определяет базу по налогу на добавленную стоимость именно по продукции, а не по таре, то есть данный порядок касается такого элемента налогообложения, как налоговая база, а не объект налогообложения.
Пункт 7 статьи 154 НК РФ освобождает от включения в налоговую базу залоговой цены многооборотной тары.
7.2. Невключение в налоговую базу по НДС залоговых цен возвратной тары не должно рассматриваться как операция, не облагаемая НДС или освобождаемая от НДС
Суд установил, что покупатели возвращали обществу тару при накоплении определенного ее количества. С учетом положений пункта 7 статьи 154 Кодекса суд правомерно указал, что использование возвратной тары и невключение ее залоговых цен в налоговую базу по НДС не следует рассматривать как операцию, не облагаемую НДС или освобождаемую от НДС. При использовании обществом в своей деятельности многооборотной тары оно вправе получить вычет входного НДС с операций по ее приобретению в общеустановленном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 271, пункта 1 статьи 272 Кодекса.
7.3. Залоговая цена тары по договору и цена ее приобретения являются самостоятельными и не связаны друг с другом
Судами установлено, что залоговая цена тары по договорам поставки и цена ее приобретения являются самостоятельными и не связаны друг с другом.
7.4. Установление факта возврата (невозврата) тары, признание ее залоговой не может влиять на право получения вычета по НДС
Признание тары залоговой, установление факта возврата или невозврата тары не влияют на право ООО получить налоговый вычет по НДС с операций по ее приобретению.
8. Суммы, не учитываемые при определении налоговой базы по НДС
8.1. Сумма неустойки не включается в налоговую базу по НДС, поскольку не связана с операцией по реализации
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07 по делу N А55-3867/2006-22
Суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 154 НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.
Исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, статей 40, 154, 162 Кодекса, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 11144/07, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС, в том числе по подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суды, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, статей 40, 154, 162 НК РФ, пришли к выводу, что суммы неустоек, полученных налогоплательщиком от контрагентов по договорам, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Исходя из положений статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС, в том числе по подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды со ссылкой на положения статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40, 154, 162 Кодекса, правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 05.02.2008 N 11144/07, фактические обстоятельства по данному делу, сделали правильный вывод о том, что суммы неустойки, полученные обществом от контрагентов по вышеназванным договорам, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, в том числе по подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса. Судебные инстанции обоснованно указали, что штрафные санкции не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) по смыслу статьи 38 Кодекса и не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, поскольку не предусмотрены статьей 146 Кодекса. В данном случае штрафные санкции не были оплатой товара (работ, услуг), так как услуги не были оказаны, следовательно, по такому основанию они не могут быть элементов ценообразования, поскольку отсутствует объект ценообразования - оказанная услуга. Доказательства обратного инспекция не представила.
8.2. Суммы возмещения продавцом покупателю расходов на устранение недостатков товара не формируют объект налогообложения по НДС
Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10
Как установлено судами, в данном случае имело место возмещение расходов на устранение недостатков приобретенного покупателем товара, а не реализация работ.
При таких обстоятельствах у общества отсутствовал объект налогообложения НДС.
8.3. Предоплата, полученная в одном периоде с расторжением договора, не включается в налоговую базу по НДС
Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 по делу N А55-19268/2010
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
Таким образом, поскольку спорная сумма в рамках того же периода была возвращена, доначисления НДС судами признаны необоснованными.
8.4. Инвестиции не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), в связи с чем не подлежат включению в налоговую базу по НДС
Поскольку в силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства инвесторов в момент их получения не рассматриваются в целях налогообложения как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), эти средства налогообложению НДС не подлежат.
Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводам о том, что отношения между Обществом и дольщиками носили инвестиционный характер; денежные средства, привлекаемые Обществом, являлись инвестициями; сумма, составившая разность между средствами, полученными от дольщиков и себестоимостью переданных Обществом квартир, является доходом, не связанным с реализацией товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что у Общества не возникло правовых оснований для включения суммы, составившей разность между средствами, полученными от дольщиков, и себестоимостью переданных дольщикам квартир, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании статей 146, 154, 162 Кодекса, является правильным.
8.5. В налоговую базу по НДС не включаются только субсидии, предоставляемые налогоплательщику бюджетом в связи с применением лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка
Определение Верховного Суда РФ от 17 марта 2016 г. N 302-КГ15-19230
Согласно положениям указанной нормы [статьи 154 НК РФ] в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
В силу положений указанной нормы [статьи 154 НК РФ] в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
В силу положений указанной нормы [пункт 2 статьи 154 НК РФ] в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и конкретные фактические обстоятельства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что возникновение у общества межтарифной разницы является прямым следствием реализации услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам). При таких обстоятельствах субсидии направлены исключительно на возмещение фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги) и не подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДС.
Доводы заявителя о том, что при заключении муниципальных контрактов сторонами согласовано исчисление сумм выпадающих доходов по тарифам с НДС не принимаются во внимание, поскольку получаемые истцом из бюджета денежные средства выделяются не на оплату товаров (работ, услуг), а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
В налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.