Энциклопедия судебной практики
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
(Ст. 9 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Общие требования к выплатам, не облагаемым страховыми взносами в силу ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
1.1. Статья 9 ФЗ N 212-ФЗ устанавливает исключения из доходов, облагаемых взносами, не из любых доходов физического лица, а только из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы
Постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2014 N Ф09-3764/14 по делу N А76-10517/2013
По смыслу ст. 9 в совокупности со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Постановление ФАС Уральского округа от 08.05.2014 N Ф09-2638/14 по делу N А71-6410/2013
Сумма списанного долга не может рассматриваться в качестве выплаты или иного вознаграждения работнику на основании трудового договора либо гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ), следовательно, она вообще не должна входить в базу для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
1.2. Не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты работникам, которые прямо поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.10.2012 N Ф03-4673/2012 по делу N А73-2293/2012
Основанием как непосредственно связанных с трудовым результатом, так и компенсационных выплат являются трудовые отношения между работником и работодателем, поэтому выплаты сотрудникам, которые прямо не прописаны в трудовых договорах с ними и локальных нормативных актах работодателя, тем не менее облагаются страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем, а значит - связанные с трудовыми договорами. Исключением являются только выплаты, указанные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются и в рассматриваемой ситуации не имели место быть.
1.3. Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2013 по делу N А26-8243/2012
Суд указал, что статья 9 Закона 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
1.4. Страховые взносы не начисляются на компенсационные, единовременные выплаты в пределах норм, установленных законом
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2014 по делу N А45-3787/2013
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
1.5. От обложения страховыми взносами в силу ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ освобождаются выплаты, которые носят преимущественно компенсационный характер
Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 533-О
Что касается оспариваемой части 1 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", то указанной нормой предусмотрены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Освобождение законодателем данных сумм от обложения страховыми взносами связано с тем, что они носят преимущественно компенсационный характер.
Данное законоположение направлено на уменьшение размера финансовых обязательств плательщиков страховых взносов, а потому также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
1.6. В 2010 г. на выплаты в пользу иностранца, временно пребывающего на территории РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование не начислялись
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2014 по делу N А56-13698/2013
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, не является застрахованным лицом, поэтому на выплаты в его пользу страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование вообще не начисляются (на период действия спорных правоотношений).
1.7. В отсутствие опровержения фактов наступления страхового случая отказ органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности не является основанием для включения выплат, не принятых к зачету, в базу для начисления страховых взносов
Постановление ФАС Уральского округа от 01.07.2014 N Ф09-3396/14 по делу N А07-17934/2013
Отказ территориального органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств ФСС, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет ФСС страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом в отсутствие опровержения фактов наступления страхового случая застрахованных лиц отказ территориального органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом ФСС, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
1.8. Материальной помощью признаются выплаты, не связанные с выполнением получателем трудовой функции и направленные на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события, а ее выплата связана только с возможностями работодателя
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
К материальной помощи относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.
Материальная помощь выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Выплата материальной помощи связана исключительно с возможностями работодателя.
1.9. Постоянные выплаты, направленные на возмещение оплаты найма жилья, в т.ч. в течение длительного периода времени, не охватываются понятием "расходы в связи с переездом"
Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2015 г. N 304-КГ15-5000
Кассационный суд [обоснованно] отметил, что постоянные выплаты, направленные на возмещение оплаты найма жилья, в том числе в течение длительного периода времени, не охватываются понятием "расходы в связи с переездом".
Иное означает, что период переезда работника в другую местность может закончиться только с расторжением трудового договора.
1.10. Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем этот термин используется в смысле, придаваемым ему трудовым законодательством
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Поскольку Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Как правильно отмечено судами, Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
2. Законодательно установленные компенсации, не облагаемые взносами на основании ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
2.1. Выплаты взамен молока работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, являются компенсацией, не облагаемой взносами на основании пп."и" п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-16004/2013
Учитывая, что фактическая занятость работников во вредных условиях и факт воздействия на них вредных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, подтверждены, суды пришли к правильному выводу о том, что предоставление работникам молока и выплата компенсации взамен его стоимости носит компенсационный характер, следовательно, указанная выплата не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
2.2. Оплата обществом проезда работникам, работающим вахтовым методом, от пункта сбора до места нахождения работы и обратно является компенсационной выплатой, установленной законодательством, поэтому освобождается от обложения страховыми взносами
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.11.2012 N Ф03-5453/2012 по делу N А04-2020/2011
Оплата обществом проезда работникам, работающим вахтовым методом, от пункта сбора до места нахождения работы и обратно связана с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и указанные выплаты в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ относятся к числу компенсационных выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
2.3. Возмещение работнику стоимости прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра является компенсацией, поэтому страховыми взносами не облагается
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 по делу N А45-18533/2011
Если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу статьи 213 ТК РФ оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя.
Поскольку в определенных случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя в силу закона, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
2.4. Ежемесячные компенсационные выплаты педагогическим работникам для приобретения печатной продукции не облагаются страховыми взносами
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2011 по делу N А27-7153/2011
Суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
2.5. Компенсация удорожания стоимости питания, выплачиваемая педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений на основании решения органа местного самоуправления, страховыми взносами не облагается
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.07.2014 по делу N А32-26340/2013
Согласно решению городской Думы Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы" установлена мера социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в виде компенсации стоимости питания из расчета 11 рублей 50 копеек рубля в день на одного работника. Расходы производятся за счет средств, предусмотренных в местном бюджете.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что рассматриваемая компенсация является государственным пособием и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам - и у фонда отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также, для начисления пеней и штрафа.
Выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, - поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
2.6. Доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно являются компенсациями, поэтому страховыми взносами не облагаются
Определение ВАС РФ от 18.10.2013 N ВАС-14380/13 по делу N А53-29153/12
Суды, руководствуясь положениями подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; статьями 15, 16, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно"; а также разъяснениями Министерства труда Российской Федерации, изложенными в Письме от 20.07.1992 N 1498-ВК; исходили из того, что спорные выплаты имеют компенсационный характер и связаны с выполнением лицом трудовых обязанностей, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
2.7. Компенсация работнику за использование личного автомобиля в служебных целях не облагается взносами в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником
Постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2014 N Ф09-2371/14 по делу N А76-15717/2013
В связи с нехваткой служебного транспорта и учитывая, что работа связана с постоянными служебными разъездами, с работниками заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, которыми устанавливается порядок и размер компенсаций за использование личного автомобиля в служебных целях.
Компенсация, выплачиваемая работнику за использование личного автомобиля в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником.
Постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2014 N Ф09-2376/14 по делу N А76-12653/2013
В части невключения в базу для исчисления страховых взносов компенсаций за использование автомобилей, суды руководствовались ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ст. 188 ТК РФ, и, установив, что использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей, а суммы и размеры компенсаций за использование личного автотранспорта предусмотрены коллективным договором; обоснованно указали, что обозначенные суммы компенсаций не подлежат обложению страховыми взносами, тем более что фондом не подтверждено использование автомобилей в целях, не связанных с производственной деятельностью.
3. Отдельные выплаты в рамках трудовых отношений, на которые распространяется/не распространяется действие ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
3.1. Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника от обложения страховыми взносами не освобождается
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2013 по делу N А45-20740/2012
На компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника (независимо от причины увольнения) не распространяется освобождение, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
3.2. Компенсация морального вреда, которая фактически является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, облагается страховыми взносами в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10151/12 по делу N А65-18892/2011
Поскольку материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, в отличие от действовавшего ранее абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, исключавшего компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по единому социальному налогу, подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.
Определение ВАС РФ от 05.02.2014 N ВАС-359/14 по делу N А47-8785/2011
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы фонда о занижении обществом базы для исчисления страховых взносов на выплаченные работникам в 2010 году суммы компенсаций морального вреда за работу во вредных и тяжелых условиях труда. Суды установили, что коллективный договор, заключенный работниками общества и работодателем, содержит условие о компенсации работникам морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Выплаты компенсаций производились ежемесячно всем работникам общества на основании приказов.
Поскольку материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя, спорные выплаты квалифицированы судами как компенсации, установленные коллективным договором в целях обеспечения прав работников на охрану труда и выплачиваемые в связи с занятостью работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При названных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами, в связи с чем признали обоснованным решение фонда.
3.3. Оплата организацией обучения детей своих работников от обложения страховыми взносами не освобождается
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2012 по делу N А12-4206/2012
Пункт 12 части 1 части 9 Закона о страховых выплатах предоставляет работникам льготу по оплате обучения их детей. Указанной нормой права законодатель освободил от уплаты страховых взносов суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, непосредственно самих работников организации, в том числе - за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.
В рамках настоящего дела суммы оплаты за обучение детей начислены Университетом в пользу физических лиц, состоящих с ним в трудовых правоотношениях, и являлись элементом заработной платы сотрудников, установленным сторонами коллективным договором.
При данных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что льгота по оплате за обучение детей, предоставленная преподавателям и сотрудникам Университета, подлежит включению в объект для начисления страховых взносов.
3.4. На суммы пособий по временной нетрудоспособности страховые взносы не начисляются
Постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2013 N Ф09-9629/13 по делу N А34-5836/2012
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ суммы больничных (пособий по временной нетрудоспособности) не входят в налогооблагаемую базу, следовательно, страховые взносы на суммы пособий по временной нетрудоспособности не начисляются.
3.5. Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, установленные для территории, не относящейся к Крайнему Северу, от страховых взносов не освобождаются
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.06.2013 N Ф03-2408/2013 по делу N А73-14266/2012
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. То есть от обложения страховыми взносами освобождается лишь стоимость проезда, оплачиваемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Следовательно, установление для территории города Хабаровска, расположенного в южных районах Дальнего Востока, районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате, не является основанием для отнесения этой территории к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и, следовательно, не является основанием для освобождения общества от уплаты страховых взносов по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах.
3.6. Выплачиваемая работодателем компенсация стоимости содержания детей работников в ведомственных дошкольных учреждения облагается взносами
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу N А45-13233/2011
Из содержания коллективного договора Общества следует, что на 2008-2010 годы предусмотрена выплата компенсации содержания детей работников в ведомственных дошкольных учреждения в случае, если расходы на содержание детей в указанных учреждениях превышают 20 процентов совокупного семейного дохода.
В связи с этим суды пришли к выводу, что поскольку вышеуказанная компенсация не подпадает под понятие компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, а также решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) и поименованных в пункте 2 части первой статьи 9 Закона N 212-ФЗ как необлагаемых, то она подлежит включению Обществом в объект для начисления страховых взносов в порядке статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
3.7. Стоимость полевого довольствия работникам сельского хозяйства, работающим в полевых условиях, не является компенсационной выплатой, установленной действующим трудовым законодательством, поэтому облагается страховыми взносами
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.09.2013 N Ф03-3403/2013 по делу N А04-8735/2012
Нормы трудового законодательства не относят полевое довольствие к компенсационным выплатам, а пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах устанавливает, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В период 2010 - 2011 годов выплата полевого довольствия работникам сельского хозяйства, работающим в полевых условиях, в качестве компенсационной выплаты действующим законодательством установлена не была, поэтому выводы судов обеих инстанций о том, что стоимость оплаты обществом питания работникам, работающим в полевых условия, подлежит включению в базу при исчислении страховых взносов, являются правомерными.
3.8. Компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2014 по делу N А06-93/2014
На основании подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены Трудовым кодексом (статьи 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса).
Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, Трудовым кодексом не предусмотрена.
Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
3.9. Стипендия, выплачиваемая организацией лицу, в том числе своему работнику, на основании ученического договора не облагается страховыми взносами
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 N 10905/13 по делу N А71-9175/2012
Поскольку предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (услуг), стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, на основании данного договора, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу!
3.10. Стипендия, выплачиваемая работнику на основании ученического договора, облагается страховыми взносами
Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2012 N Ф09-7479/12 по делу N А50-25782/2011
В 2010 году общество выплатило своим работникам, направленным на переобучение и повышение квалификации, стипендии. При этом указанные выплаты в базу для начисления страховых взносов не включены.
Поскольку действие пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ на выплаты, предоставляемые работникам, проходящим профессиональное обучение с целью переподготовки, повышения квалификации, не распространяется, суды пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Кроме того, судами обоснованно указано, что спорные суммы выплат работникам также не являются и платой за обучение, в связи с чем основания для применения п. 12 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ отсутствуют.
3.11. Стоимость медицинских осмотров работников по разовым договорам и по договорам, заключенным на срок менее одного года, облагается страховыми взносами
Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2014 по делу N А62-4749/2013
Из смысла п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ следует, что стоимость медицинских осмотров работников по разовым договорам, а также по договорам, заключенным на срок менее одного года, облагается страховыми взносами.
3.12. Выплата работнику средней заработной платы за день сдачи крови и ее компонентов предполагает включение данной выплаты в объект обложения страховыми взносами
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 104/14
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, не включены.
Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса обстоятельств возможна только при наличии трудовых отношений между работником и работодателем, что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предполагает включение названной выплаты в объект обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция применительно к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/2011, законодательное закрепление положения о сохранении за работником в упомянутых случаях среднего заработка, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Следовательно, названные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/2011, законодательное закрепление положения о сохранении за работником в упомянутых случаях среднего заработка, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Следовательно, названные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
В части доначисления взносов на сумму выплат работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день, судами правомерно указано на то, что согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за ним сохраняется его средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата, следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата, то есть названные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С учетом изложенного, спорные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, не включены.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, не включены.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
3.13. Расходы по переезду работника в другую местность не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. N 304-КГ15-5000
В соответствии с положениями статьи 169 Трудового кодекса при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, спорные выплаты подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
3.14. Оплата взносов по договорам добровольного страхования работников от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта не облагается страховыми взносами
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оплата обществом взносов по договорам добровольного страхования работников от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
3.15. Расходы работника по оплате услуг за пользование им VIP-залом аэропорта относятся к иным компенсируемым работодателем командировочным расходам, не перечисленным в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ, и страховые взносы на них начисляются в общем порядке
Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 303-КГ15-15040
Расходы работника по оплате услуг за пользование им VIP-залом аэропорта (если использование VIP-зала не предусмотрено действующим законодательством) относятся к иным компенсируемым работодателем командировочным расходам, не перечисленным в статье 9 Закона N 212-ФЗ. На стоимость указанных услуг аэропорта, компенсируемых командированным работникам, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
Правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы работника по оплате услуг за пользование им VIP-залом аэропорта (если использование VIP-зала не предусмотрено действующим законодательством) относятся к иным компенсируемым работодателем командировочным расходам, не перечисленным в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, на стоимость указанных услуг аэропорта, компенсируемых командированным работникам, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке, так как указанные услуги не входят в Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", и не являются обязательными.
3.16. Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы включению в базу для начисления страховых взносов не подлежит
Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13).
Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
4. Пособия и материальная помощь, облагаемые/не облагаемые страховыми взносами в силу ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ
4.1. Единовременное пособие молодым специалистам, выплачиваемое на основании закона субъекта РФ, страховыми взносами не облагается
Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2014 N Ф09-14647/13 по делу N А50-10906/2013
Заявителем произведены выплаты единовременных пособий восьми работникам, с которыми трудовые договоры расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия девяти молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2010 по 2012 гг. по полученной специальности.
Суды обоснованно признали, что единовременные пособия, выплаченные заявителем указанным выше лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам и не должны включаться в базу для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы фонда о том, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, обоснованно не приняты судами, как основанные на неверном толковании положений Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ и Закона N 587-ПК, которое не следует из их содержания.
Постановление ФАС Уральского округа от 30.01.2014 N Ф09-14639/13 по делу N А50-4574/2013
Решением Пермской городской Думы лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения, и педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости и по инвалидности, установлены единовременные пособия, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Судами установлено и фондом не оспаривается, что в 2010 и 2011 годах учреждением производились выплаты выходных пособий педагогическим работникам в связи с выходом на пенсию и единовременных пособий молодым специалистам.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что данные пособия являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ, поэтому у фонда не имелось правовых оснований для обложения страховыми взносами названных выплат, а также для начисления пеней и штрафа.
Постановление ФАС Уральского округа от 20.01.2014 N Ф09-14069/13 по делу N А50-8727/2013
Законом Пермского края N 587-ПК, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации молодым специалистам, поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, установлено единовременное пособие, которое не подлежит обложению страховыми взносами в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2014 по делу N А72-9518/2013
Единовременные выплаты педагогическим работникам ответчиком были произведены на основании вышеуказанных норм в соответствии с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 24.09.2010 N 3757-р, в соответствии с пунктами 1.30, 1.31 которого назначены единовременные выплаты двум молодым специалистам - воспитателям МДОУ "Солнышко" в размере 60 000 руб. каждому. Данные выплаты направлены на привлечение педагогов - молодых специалистов к работе в сельской местности.
Кроме того, судами правомерно учтен целевой характер предоставленных средств. Таким образом, спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда. В связи с этим указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
4.2. Единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику при рождении ребенка, страховыми взносами не облагается
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2014 по делу N А55-16529/2013
Выплаты, предусмотренные коллективным договором ОАО на 2011 - 2013 года как единовременное пособие при рождении ребенка, выплачиваются один раз при наступлении определенных обстоятельств (рождение ребенка) и фактически являются дополнительной материальной помощью родителям, размер которой не превышает 50 000 руб. на каждого ребенка.
По своему содержанию и назначению они являются выплатами социального характера, основанными на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу положений подпункта "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах.
Постановление ФАС Поволжского округа от 20.05.2014 по делу N А55-16536/2013
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрена коллективным договором. Данные выплаты выплачиваются один раз при наступлении определенных обстоятельств (рождение ребенка), то есть фактически являются дополнительной материальной помощью родителям при рождении ребенка, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и их размер не превышает 50 000 руб. на каждого ребенка, в связи с чем судами сделан правильный вывод о том, что эти выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов в силу подпункта "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
4.3. Выплаты, произведенные на основании неправильно оформленных листов нетрудоспособности, не являются государственным пособием, поэтому не освобождаются от обложения страховыми взносами
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2013 по делу N А53-27114/2012
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.4 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что неправильно оформленные листки нетрудоспособности не являются основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в силу приведенных норм права такие выплаты не принимаются к зачету и не уменьшают базу, на которую начисляются и уплачиваются страховые взносы.
4.4. Выплаты в пользу работников, имеющих ученую степень, производимые на основании закона субъекта РФ, признаются государственным пособием, поэтому страховыми взносами не облагаются
Постановление ФАС Уральского округа от 28.03.2014 N Ф09-1129/14 по делу N А50-20026/2013
Выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что спорные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2014 N Ф09-14720/13 по делу N А50-12053/2013
Оценив основание и назначение выплат отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края, вследствие чего не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Постановление ФАС Уральского округа от 20.01.2014 N Ф09-14069/13 по делу N А50-8727/2013
Выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Судами установлено, что трудовыми договорами, заключенными лицеем со своими работниками, предусмотрен только должностной оклад согласно штатному расписанию; единовременные пособия, а также выплаты за научную степень трудовыми договорами не устанавливаются, надбавки за ученую степень и единовременные выплаты не входят в заработную плату работников лицея, не носят стимулирующего характера.
Таким образом, суды пришли к правильным и обоснованным выводам, что выплаченные пособия являются социальными гарантиями указанным работникам, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
4.5. Суммы выходных пособий, начисленных работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон, подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами
По эпизоду, связанному с невключением в облагаемую базу для начисления страховых взносов сумм выходных пособий, начисленных работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон, суды правомерно поддержали позицию Пенсионного фонда и пришли к выводу, что указанные выплаты подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.
Выводы судов о том, что произведенные Обществом выплаты выходных пособий при увольнении работников по соглашению сторон относятся к компенсационным выплатам, указанным в статье 9 закона N 212-ФЗ, и в связи с этим не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, являются ошибочными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.