Энциклопедия судебной практики
Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
(Ст. 299 ГК)
1. Общие вопросы применения ст. 299 ГК РФ
1.1. Если товарищество или АО имеет право на выкуп здания, сооружения, нежилого помещения в соответствии с законодательством о приватизации, то его передача унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в выкупе имущества
Если товарищество или акционерное общество имеет право на выкуп здания, сооружения, нежилого помещения в соответствии с законодательством о приватизации, то передача указанного недвижимого имущества унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в выкупе имущества.
1.2. Право на получение стоимости фактического пользования имуществом, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, принадлежит ему, а не собственнику имущества
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2010 г. N 1078/10
По смыслу статьи 299 [Гражданского] Кодекса право на получение стоимости фактического пользования имуществом, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, принадлежит унитарному предприятию, а не собственнику имущества.
1.3. По смыслу п. 1 ст. 299 ГК РФ, законное право владения имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) подлежит защите вне зависимости от его государственной регистрации
Доводы комитета и администрации о том, что у предприятия не возникло право хозяйственного ведения на недвижимое имущество ввиду отсутствия его государственной регистрации, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Суды указали, что защите подлежит также законное право владения имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) вне зависимости от его государственной регистрации. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Суды обоснованно не приняли доводы ответчиков о том, что право муниципальной собственности на административное здание под литерой Т не зарегистрировано, поэтому признание права хозяйственного ведения на данный объект невозможно.
По смыслу пункта 1 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.
Аналогичное положение закреплено в статье 11 Федерального закона N 161-ФЗ.
Таким образом, защите подлежит также законное право владения имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) вне зависимости от его государственной регистрации.
1.4. Объекты муниципальной собственности, предназначенные для пользования неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут являться предметом хозяйственного ведения унитарного предприятия
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2014 г. N ВАС-6006/14
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит ограничения по передаче в хозяйственное ведение элементов обустройства автомобильных дорог, к которым отнесен тротуар, а потому передача части сооружения (функциональное назначение - части тротуара) в хозяйственное ведение предприятия не противоречит нормам действующего законодательства.
Отменяя данное решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствовался статьей 50, пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из определенного законом содержания права хозяйственного ведения и правовой природы указанного вещного права, суд апелляционной инстанции посчитал, что объекты муниципальной собственности, предназначенные для пользования неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть предметом хозяйственного ведения унитарного предприятия.
Суд кассационной инстанции поддержал позицию арбитражного суда апелляционной инстанции.
2. Возникновение права хозяйственного ведения и оперативного управления
2.1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением либо в результате приобретения ими имущества по договору или иному основанию
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В первом абзаце пункта 5 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником имущества во владение предприятию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
По смыслу пункта 1 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.
По смыслу указанной нормы Закона [пункта 1 статьи 299 ГК РФ], право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.
По смыслу указанной нормы Закона [пункта 1 статьи 299 ГК РФ], право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
2.2. Положения ст. 299 ГК РФ предусматривают возникновение права хозяйственного ведения у предприятия с момента передачи имущества, не связывая такую передачу обязательным составлением актов приема-передачи
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что в связи с отсутствием актов приёма-передачи имущества МУП у последнего не возникло право собственности, так как статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возникновение права хозяйственного ведения у предприятия с момента передачи имущества, не связывая такую передачу обязательным составлением каких-либо актов. Исследовав все представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что имущество находилось у должника, то есть было ему передано. При указанных обстоятельствах у МУП возникло право хозяйственного ведения на движимое имущество в силу закона.
2.3. Акта собственника о закреплении имущества за учреждением на праве оперативного управления не требуется, если имущество приобретается по договору и переходит непосредственно во владение учреждения
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Суды пришли к правильному выводу, что в данном случае основанием возникновения права оперативного управления на имущество является приобретение такого имущества по договору самим учреждением в соответствии с целями своей деятельности. Акт собственника о закреплении имущества за учреждением на праве оперативного управления не требуется, поскольку приобретаемое имущество непосредственно переходит во владение покупателя.
2.4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. N 305-ЭС16-4489
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации, которое на момент спора не установлено.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
2.5. В случае возникновения права оперативного управления у учреждения в силу возведения объекта недвижимости им самим, первичной регистрации права собственности РФ на такое недвижимое имущество не требуется
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Таким образом, арбитражные суды обеих инстанций правильно исходили из того, что право оперативного управления на имущество может возникнуть у учреждения либо в силу передачи такого имущества собственником, либо в результате приобретения данного имущества по договору или иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением. При этом первичной регистрации права собственности Российской Федерации на такое недвижимое имущество не требуется.
2.6. Законодательством не установлены сроки совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения
Поскольку действующее законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения и наступления определенных правовых последствий для субъектов их несовершивших, отсутствие в данном случае государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП на переданное ему имущество не влечет законность оспариваемой сделки по изъятию данного имущества.
Защите подлежит законное право владения имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) вне зависимости от его государственной регистрации.
Кроме того, поскольку действующее законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения и наступления определенных правовых последствий для субъектов, их не совершивших, отсутствие в данном случае государственной регистрации права хозяйственного ведения должника на переданное ему недвижимое имущество не влечет законность оспариваемых сделок по изъятию данного имущества.
2.7. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ, все приобретения поступают унитарному предприятию или учреждению на соответствующем ограниченном вещном праве, но в порядке, установленном для приобретения права собственности
Частью 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, право оперативного управления производно от права собственности и не может существовать отдельно от него, такое право является актом распоряжения собственником.
2.8. Законодательство не предусматривает возникновение у бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников
Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2016 г. N 7-ПЭК16
Руководствуясь статьями 120, 213, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", Судебная коллегия указала на то, что нормами Гражданского кодекса не предусмотрено возникновение у государственных бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников. Такое имущество, как и полученное за счет бюджетного финансирования, поступает учреждению на праве оперативного управления.
3. Прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления
3.1. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления
Апелляционный суд с учетом положений статьи 295, части 2 статьи 296 и части 3 статьи 299 ГК РФ, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, в соответствии с которыми изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, и в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом, признал ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии у собственника имущества право изымать, а также иным образом распоряжаться находящимся в хозяйственном ведении предприятия имуществом.
Законодательство не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия права изымать у него имущество, переданное на праве хозяйственного ведения. С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казённым предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Исковые требования основаны на положениях статей 168, 294, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и мотивированы тем, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным учреждением на праве оперативного управления.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
По общему правилу прекращение права оперативного управления возможно в случае изъятия собственником имущества. При этом с учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ изъятие допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, и только в случаях, если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления и только в случаях, если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.
В силу положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с положениями статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
3.2. С учетом норм ст. 299 ГК РФ изъятие имущества не может быть признано правомерным, если приводит к прекращению деятельности предприятия
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N 10984/08
Пункт 3 статьи 299 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права хозяйственного ведения в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. Действующее законодательство (пункт 2 статьи 296 ГК РФ) предусматривает такие случаи только в отношении прекращения права оперативного управления путем изъятия имущества. Эти случаи касаются изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Данные случаи свидетельствуют о том, что изъятие имущества не может быть признано правомерным, если приводит к прекращению деятельности предприятия.
3.3 Законодательством не установлено такого основания прекращения права хозяйственного ведения, как истечение срока действия договора
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2013 г. N ВАС-1646/13
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным названным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Основания изъятия собственником имущества из хозяйственного ведения предприятия установлены статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом такое основание для прекращения права хозяйственного ведения, как истечение срока действия договора, данной статьей и другими законами не предусмотрено.
В связи с этим суд указал, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения по причине истечения срока действия договора неправомерен.
3.4. Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество не прекращает права владения и пользования им унитарным предприятием
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества, возникает с момента передачи имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или решением собственника.
Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования закрепленным за унитарным предприятием имуществом.
Муниципальным образованием реализованы полномочия в виде передачи имущества в хозяйственное ведение предприятия для осуществления его уставной деятельности с соблюдением положений статей 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Доказательств издания распоряжения Администрацией с целью воспрепятствовать предпринимателю реализовать право преимущественного выкупа не имеется, предприниматель вправе реализовать свое право только при наличии волеизъявления предприятия и согласия собственника на возмездное отчуждение имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества, возникает с момента передачи имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или решением собственника.
Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования закрепленным за унитарным предприятием имуществом.
3.5. Законодательством не регламентированы процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления
В соответствии с частью 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено названным Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы, что затрудняет обжалование действий (бездействия) уполномоченных на изъятие органов.
3.6. Отсутствие регистрации права оперативного управления за учреждением не является основанием для признания изъятия собственником имущества правомерным
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При этом отсутствие регистрации права оперативного управления за учреждением не является основанием для признания изъятия собственником имущества у учреждений правомерным, поскольку именно с момента передачи имущества, являющегося предметом оспариваемого договора, у учреждения возникло право на использование объектов в уставных целях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.