Энциклопедия судебной практики
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
(Ст. 155 ЖК)
Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ ч. 4 и ч. 6 ст. 155 ЖК РФ изменены: теперь лица, указанные в них, вносят только плату за содержание жилого помещения и за коммунальные услуги, а плата за ремонт жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме исключена. Кроме того, изменились положения ч. 11, теперь перерасчет платежей за период временного отсутствия граждан осуществляется не только в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, но также и в случаях, которые им же утверждаются.
Федеральным законом от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ ч. 14 ст. 155 ЖК РФ изложена в новой редакции, изменения вступили в силу 01.01.2016 г. и распространяются на правоотношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также внесены изменения в ч. 14.1 данной статьи, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
1. Общие вопросы применения ст. 155 ЖК РФ
1.1. Ст. 155 ЖК РФ регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2012 г. N ВАС-14735/11
Из системного толкования пунктов статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что названная статья регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями.
Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2014 г. N 305-ЭС14-6354
Из содержания статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что она регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями.
Норма [ст. 155 ЖК РФ] регулирует отношения между исполнителями коммунальных услуг и потребителями.
1.2. Собственники помещений многоквартирных домов самостоятельно выбирают способ расчетов за коммунальные услуги
Из системного толкования [ст. 155 ЖК РФ] следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право принятия решения о выборе способа расчетов за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды): управляющей организации при отсутствии решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа расчетов за коммунальные услуги или непосредственно ресурсоснабжающей организации при условии принятия соответствующего решения на общем собрании.
Из системного толкования [ст. 155 ЖК РФ] следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право принятия решения о выборе способа расчетов за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды): управляющей организации при отсутствии решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа расчетов за коммунальные услуги или непосредственно ресурсоснабжающей организации при условии принятия соответствующего решения на общем собрании.
Собственникам помещений МКД предоставлено право принятия решения о выборе способа расчетов за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды): управляющей организации при отсутствии решения собственников помещений в МКД о выборе способа расчетов за коммунальные услуги либо непосредственно ресурсоснабжающей организации при условии принятия соответствующего решения на общем собрании.
1.3. Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа его управления
В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
1.4. Ст. 155 ЖК РФ определяет внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы
Статьёй 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
[Статьей 155 ЖК РФ] регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
1.5. При нахождении жилого помещения в общей долевой собственности нескольких лиц каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли требовать заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, между ними не достигнуто соглашения производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа, то каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдачи ему соответствующего платежного документа.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 февраля 2016 г. N 33-3705/16
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдачи ему соответствующего платежного документа.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
1.6. Нет запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа
Закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги как на основании одного платежного документа, так и на основании разных платежных документов. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение.
Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 мая 2016 г. N 33-18933/16
Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения. Таким образом, каждый из собственников жилого помещения вправе требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выдачу ему соответствующего платежного документа.
Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
Закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
Закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
Закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
1.7. При нахождении жилого помещения в общей собственности нескольких лиц иск о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг может быть предъявлен одному из них
Исковые требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг могут быть предъявлены к одному из солидарных должников. Такие требования подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 325 ГК РФ, применимой к данным правоотношениям в связи с отсутствием специальных правил в нормах жилищного законодательства.
1.8. Нормы ст. 155 ЖК РФ не предусматривают обязанности собственника или нанимателя жилого помещения по оплате неоказанных услуг либо оказанных без законных оснований
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2087-О
Оспариваемые нормы [в т.ч. положения ст. 155 ЖК РФ] в системе положений действующего законодательства не предусматривают возложения на собственника жилого помещения в многоквартирном доме либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма в данном доме обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
1.9. Закон не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по установлению порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 3 апреля 2012 г. N 33-667
Проанализировав положения п. 4, 15 ст. 155 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на администрацию города действующим жилищным законодательством не возложена обязанность по установлению порядка внесения платы заявителем за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно наймодателю.
Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ ч. 4 ст. 155 ЖК РФ изменена: теперь наниматели жилого помещения по договору социального найма вносят только плату за содержание жилого помещения, а плата за ремонт общего имущества в многоквартирном доме исключена.
1.10. Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в размере, который для него установлен органом местного самоуправления
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 86-ВПР10-9
Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений в многоквартирном доме тот или иной способ управления таким домом.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
1.11. Потребителями коммунальных услуг являются все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона оплачивать их
Решение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1339
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 июля 2016 г. N 33-23609/16
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги, относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона оплачивать коммунальные услуги, относятся к потребителям коммунальных услуг.
1.12. Неуведомление управляющей организацией об изменении тарифов не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от оплаты услуг по содержанию общего имущества дома
В соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ предусматривается обязанность управляющей организации уведомлять об изменении тарифов, однако невыполнение этой обязанности не освобождает [собственника помещения в многоквартирном доме] от уплаты услуг по содержанию общего имущества дома.
1.13. Обязанность по составлению платёжных документов является частью предоставления коммунальных услуг
В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по составлению платёжных документов является частью предоставления коммунальных услуг.
2. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственником жилого помещения, не являющимся членом ТСЖ
2.1. Собственник жилого помещения, не являющийся членом ТСЖ, несет расходы по содержанию общего имущества вне зависимости от наличия или отсутствия предусмотренного ч. 6 ст. 155 ЖК РФ договора об этом
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, для покрытия которых формируется резервный фонд, установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья [в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ] либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья [в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ] либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья [в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ] либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений, обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
2.2. Собственник жилого помещения, не являющийся членом ТСЖ, не вправе заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями
Собственник жилого помещения, который не является членом товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, созданных в многоквартирном доме, не вправе заключать договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Собственник жилого помещения, который не является членом товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, созданных в многоквартирном доме, не вправе заключать договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Собственник жилого помещения, который не является членом товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, созданных в многоквартирном доме, не вправе заключать договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ ч. 6 ст. 155 ЖК РФ изменена: теперь лица, указанные в этой части, вносят только плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а плата за ремонт общего имущества в многоквартирном доме исключена.
2.3. Неуказание в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ отдельных категорий нанимателей не освобождает их от обязанности по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги товариществу собственников жилья в силу ч. 4 ст. 155 ЖК РФ
Отсутствие в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на ч. 4 ст. 155 Кодекса.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 октября 2015 г. N 305-ЭС15-8047
Отсутствие в части 6 статьи 155 Жилищного кодекса указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 Кодекса.
Отсутствие в части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 Кодекса.
Само по себе отсутствие в части 6 статьи 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 Кодекса.
Отсутствие в части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указание на нанимателей жилых помещений как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей компании, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 июля 2016 г. N 33-25572/16
Отсутствие в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на ч. 4 ст. 155 Кодекса.
Отсутствие в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на ч. 4 ст. 155 Кодекса.
Отсутствие в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на ч. 4 ст. 155 Кодекса.
Отсутствие в ч. 6 ст. 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.
3. Оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации
3.1. Положения ст. 155 ЖК РФ не могут возлагать какие-либо обязанности на ресурсоснабжающую организацию
Статьей 155 ЖК РФ регламентируются обязанности собственников и нанимателей жилых помещений по оплате коммунальных услуг исполнителю, но в то же время никаких обязанностей по отношении к ресурсоснабжающим организациям, оказывающим коммунальные услуги, данная норма не содержит.
3.2. Отсутствие средств в бюджете не является основанием для отказа от внесения наймодателем части платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги, предусмотренной ч. 4 ст. 155 ЖК РФ
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы (в том числе из-за установления для нанимателей заниженного размера платы, задолженности нанимателей) вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. При этом отсутствие средств соответствующего бюджета не может являться оправданием отказа внесения наймодателем такой части платы.
3.3. Вне зависимости от способа управления многоквартирным домом не допускается внесение платы ресурсоснабжающей организации за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества
Независимо от способа управления многоквартирным домом (через управляющую компанию, при непосредственном управлении или управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) внесение платы ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотрено. Плата подлежит внесению исполнителю коммунальных услуг.
3.4. С момента создания ТСЖ жильцы обязаны производить оплату коммунальных услуг ему, а не ресурсоснабжающей организации
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах с момента создания ТСЖ именно оно является потребителем отпущенной в жилые дома тепловой энергии и исполнителем коммунальных услуг, и жилец обязан производить оплату коммунальных услуг [ТСЖ], а не ресурсоснабжающей организации.
3.5. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов по содержанию общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 4910/10
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадает, она не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 июня 2016 г. N 33-24758/16
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
3.6. Ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ регулирует вопросы оптимизации платежей между жильцами и исполнителями коммунальных услуг
Ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ регулируют вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг.
3.7. Положения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ не могут изменяться по своему усмотрению ни сторонами договора ресурсоснабжения, ни общим собранием собственников помещений
Положения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ носят императивный характер, не предусматривают исключений и не могут изменяться по своему усмотрению ни управляющей компанией, ни ресурсоснабжающей организацией.
3.8. Недопустима возможность прямой оплаты жильцами ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2016 г. N 9-АПГ16-13
Действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), считает, что в рассматриваемый период действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не было предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды. Такие организации не вправе требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами.
Действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Поскольку действующее в заявленный в иске период жилищное законодательство не допускало возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), то прямая оплата истцу как ресурсоснабжающей организации, коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, исключалась.
Действовавшее в период спорных правоотношений жилищное законодательство не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома.
Действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
Действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3.9. Коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией
Определение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 303-ЭС15-18156
Коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
3.10. Оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно
Постановление Верховного Суда РФ от 6 апреля 2015 г. N 304-АД14-6138
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
3.11. При отсутствии договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 8-КГПР15-2
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязана поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязана поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и АО как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ОАО как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объёме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной для управления многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
4. Ответственность за несвоевременную или неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Федеральным законом от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ ч. 14 ст. 155 ЖК РФ изложена в новой редакции, согласно которой: "Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается". Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие из заключенных до 01.01.2016 г. договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Также указанным выше Федеральным законом изменена ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ: пени на взносы на капитальный ремонт теперь рассчитываются за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.
4.1. Пени, предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, по своей правовой природе являются законной неустойкой
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2012 г. N 3993/12
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) неполностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Указанные в части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2016, предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.
Предусмотренные указанной статьей пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Указанные [в части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации] пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) неполностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается. Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
В части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) неполностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Предусмотренные пунктом 14 статьи 155 ЖК Российской Федерации пени имеют гражданско-правовую природу и по своей сути являются предусмотренной мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки.
Законом предусмотрено возложение на собственников жилых помещений, не исполняющих надлежащим образом обязанности по своевременной и полной оплате жилищно-коммунальных платежей, обязанности по уплате пени, являющейся по своей правовой природе законной неустойкой.
4.2. Пеня, предусмотренная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, является одним из способов обеспечения обязательства
Статья 395 ГК РФ является мерой гражданско-правовой ответственности, в то время как пеня, предусмотренная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, является в силу ст. 329 ГК РФ одним из способов обеспечения обязательства.
4.3. Уплата пеней, предусмотренных ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, поставлена в зависимость от своевременности информирования плательщиков о размере предстоящих к внесению платежей их получателями
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2011 г. N ВАС-3045/11
Уплата пеней по истечении предусмотренного [ч. 1 ст. 155 ЖК РФ] срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный частью 2 названной нормы.
Уплата пеней по истечении предусмотренного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ срока (до 10 числа месяца, следующего за истекшим) обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный ч. 2 указанной статьи.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 марта 2016 г. N 33-9252/16
Уплата пени по истечении предусмотренного [ч. 1 ст. 155 ЖК РФ] срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.4. Положения ч. 14 ст. 155 ЖК РФ распространяются и на собственников, не являющихся членами ТСЖ
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 апреля 2013 г. N 33-4790/2013
Из положений ч. 14 ст. 155 ЖК РФ прямо не следует, что она не распространяется на собственников, не являющихся членами ТСЖ, кроме того, статьей 155 ЖК РФ регулируются отношения не только членов ТСЖ с ТСЖ, но отношения между ТСЖ и собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ. Поскольку ТСЖ фактически услуги ответчику оказывало, доказательства обратного суду не представлены, ответчик обязан их оплачивать в срок, установленный законом, то в случае несвоевременной оплаты обязан уплатить пени.
4.5. Исполнитель коммунальных услуг не может нести ответственности в большем размере, чем она предусмотрена для конечных потребителей этих услуг
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 14088/13
Исполнитель коммунальных услуг за несвоевременную или неполную оплату коммунальных ресурсов не может нести ответственность в большем размере, чем предусмотрено законодательством для конечных потребителей этих услуг (жильцов), поскольку действует без собственного экономического интереса.
Исполнитель коммунальных услуг за несвоевременную или неполную оплату коммунальных ресурсов не может нести ответственность в большем размере, чем предусмотрено законодательством для конечных потребителей этих услуг (жильцов), поскольку действует без собственного экономического интереса.
Учитывая, что стороны находятся в отношениях по поставке коммунального ресурса в многоквартирные дома, исполнитель коммунальных услуг за несвоевременную или неполную оплату коммунальных ресурсов не может нести ответственность в большем размере, чем предусмотрено законодательством для конечных потребителей этих услуг (жильцов), поскольку действует без собственного экономического интереса.
4.6. За ненадлежащее исполнение своих обязательств к исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность в виде пеней в большем размере, чем 1/300 ставки рефинансирования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2012 г. N 3993/12
К исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.
К исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.
К исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.
К исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и(или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, размере.
4.7. Ставка пени, предусмотренной ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР должна определяться на дату начисления пени
Исходя из пункта 14 статьи 155 ЖК РФ, ставка пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации должна определяться на дату начисления пени и, соответственно, в расчете пеней должна применяться ставка рефинансирования, действующая в том периоде времени, за который начисляются пени.
4.8. Пеня, предусмотренная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, подлежит взысканию за весь период просрочки платы за жилое помещение и коммунальные услуги
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неустойка подлежит взысканию за весь период просрочки исполнения данного обязательства до даты погашения долга.
4.9. В случае явной несоразмерности пени, предусмотренной ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить её размер в порядке ст. 333 ГК РФ
При разрешении дел о взыскании с граждан пени за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате коммунальных услуг, при явной несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства, следует обсуждать в соответствии со ст. 333 ГК РФ вопрос о возможности уменьшения пени, независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.
До принятия постановления Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2014 г. N 14088/13 при расчете пени по ч. 14 ст. 155 ЖК РФ существовало 2 способа определения её дневной ставки: путем деления ставки рефинансирования на 360 дней, затем деление дневной ставки на 300 и умножения полученного результата на количество дней просрочки и путем деления ставки рефинансирования на 300 дней и умножения полученного результата на количество дней просрочки
4.10. Размер суточной ставки пени, предусмотренной ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, определяется путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300, при этом дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 14088/13
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, несвоевременно и (или) неполностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в это части размера пеней не допускаете.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
Принцип расчета процентов по Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу одинаков и различается лишь количеством дней, на которые делится годовой размер ставки рефинансирования: в первом случае это 360 дней, во втором - 300. При таком подходе размер ответственности, исчисленный истцом, не превышает размер ответственности, установленный для должников жилищным законодательством.
Буквальное толкование положений части 14 статьи 155 Жилищного кодекса позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод о том, что размер суточной ставки должен определяться путем деления размера годовой ставки рефинансирования на 300. Дополнительного деления этой ставки на 360 не требуется.
4.11. Законом не предусмотрено применения к исполнителям коммунальных услуг иного вида и размера ответственности, чем это предусмотрено для граждан-потребителей этих услуг
Нормами действующего законодательства не предусмотрено применение к исполнителям коммунальных услуг иного вида и размера ответственности, чем это предусмотрено для граждан-потребителей соответствующих услуг.
4.12. Ответственность, предусмотренная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, не может быть применена к собственникам отдельно стоящих нежилых помещений
Штрафная неустойка, предусмотренная специальной нормой ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, применяется к лицам, которые занимают жилые или нежилые помещения, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома. Между тем, в рассматриваемом случае ответчик является собственником отдельно стоящих нежилых зданий автосалона, используемых в коммерческой деятельности, и, соответственно, к нему не может быть применена ответственность, предусмотренная нормами ЖК РФ, в частности, ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
4.13. Ст. 155 ЖК РФ не предусматривает того, что при расчете пени необходимо руководствоваться ставкой рефинансирования, действующей на день подачи иска в суд
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2012 г. N 33-459/2012
Истец, производя расчет пени, исходил из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, который определил 10 числом месяца, следующим за истекшим месяцем, что не противоречит положениям ст. 155 ЖК РФ, и произвел расчет по каждому месяцу отдельно.
Вывод суда о том, что при расчете пени необходимо руководствоваться ставкой рефинансирования, действующей на день подачи иска в суд, не основан на положениях действующего жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
4.14. В случае несвоевременной и (или) неполной платы за жилое помещение и коммунальные услуги не подлежат взысканию проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО в части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, суд обоснованно исходил из того, что мера ответственности, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ, не может применяться к отношениям, регулируемым нормами специального закона, так как ответственность за просрочку исполнения обязательств по внесению соответствующих платежей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома урегулирована нормами ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, предусмотревшими взыскание пени с лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
4.15. Ошибочное требование истца о взыскании с ответчика процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, не препятствует взысканию с последнего пеней в порядке ч. 14 ст. 155 ЖК РФ
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, указав правовым основанием иска пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что суд не связан правовой квалификацией, определенной сторонами по предъявленному требованию, из доказанности нарушения ответчиком сроков оплаты задолженности и, как следствие, из наличия у него обязанности по уплате начисленной в связи с этим пени. Проверив произведенный порядок расчета требуемой к взысканию с ответчика суммы и учитывая ссылку истца на пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что фактически истец просит взыскать не проценты за пользование чужими денежными средствами, а неустойку за просрочку оплаты суммы долга.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
5. Обстоятельства, не освобождающие от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
5.1. Обязанность управляющей организации по оплате поставленного ресурса не зависит от поступления денежных средств от населения
Определение Верховного Суда РФ от 9 августа 2016 г. N 303-ЭС16-10526
Несвоевременное внесение платежей за коммунальные услуги конечными потребителями (собственниками помещений) не является основанием для освобождения ответчика как абонента в отношениях с ресурсоснабжающей организацией от своевременного исполнения обязательств перед ней.
Нормы действующего законодательства не ставят обязанность ответчика по оплате поставленного ресурса от поступления денежных средств от населения, на которое положениями ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, либо действий третьих лиц и не предусматривают отсутствие денежных средств в качестве основания для неисполнения обязательства.
5.2. Ненаправление либо несвоевременное направление в адрес собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов квитанций об оплате коммунальных услуг не освобождает собственников от оплаты
Ненаправление либо несвоевременное направление в адрес собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов квитанций об оплате коммунальных услуг не освобождает собственника от оплаты.
6. Отношения, не урегулированные ст. 155 ЖК РФ
6.1. Ч. 7 ст. 155 ЖК РФ не регулирует отношения, связанные с согласованием и изменением размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги сторонами договора управления многоквартирным домом
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 796-О
Часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса, устанавливая порядок внесения платы собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией (т.е. порядок исполнения обязательства собственников помещений в многоквартирном доме перед управляющей организацией), не регулирует отношения, связанные с согласованием и изменением размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги сторонами договора управления многоквартирным домом.
6.2. Ч. 5 ст. 155 ЖК РФ не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям и не регулирует вопросы информирования плательщиков о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и получателях платы
Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 362-О
Часть 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая право получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов, не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям, не регулирует вопросы информирования плательщиков о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и получателях платы.
Часть 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая право получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов, не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям, не регулирует вопросы информирования плательщиков о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и получателях платы, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
6.3. Ст. 155 ЖК РФ не регулирует отношения по внесению платежей за нежилое помещение
Примененная судами статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения по внесению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и не может применяться к отношениям сторон, поскольку принадлежащие предпринимателю помещения являются нежилыми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.