Спорные вопросы учета налогов и сборов в прочих расходах
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы: 1) налогов и сборов, 2) таможенных пошлин и сборов, 3) страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением названных в ст. 270 НК РФ. В этой норме установлен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В частности, там указаны затраты в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) (п. 2), сумм самого налога на прибыль (п. 4), суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4), сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19).
Рассмотрим, какие спорные ситуации возникают на практике в связи с отражением тех или иных налогов при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.
Налоги и сборы, учитываемые в составе прочих расходов
В расходы - сумму налога, отраженную в декларации
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов:
- федеральных (НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, государственная пошлина);
- региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог);
- местных (земельный налог).
Начнем мы с вопроса, посвященного имущественным налогам (транспортному, земельному, налогу на имущество организаций).
Отметим, что у каждого из них имеется свой объект налогообложения - например, у налога на имущество таким объектом на основании п. 1 ст. 374 НК РФ признается движимое (принятое на учет до 1 января 2013 года) и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, определенном для ведения бухгалтерского учета. Объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ). По земельному налогу объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Кроме того, по каждому из этих налогов есть свои ограничения - список объектов, выведенных из-под налогообложения.
Имущественные налоги могут быть начислены по объектам, которые не используются в деятельности, направленной на получение дохода, либо в целях гл. 25 НК РФ исключены из состава амортизируемого имущества. В связи с этим возникает вопрос: можно ли сумму налога, начисленную по такому имуществу, включать в состав прочих расходов по ст. 264 НК РФ?
Вот какие разъяснения дают контролирующие органы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. В связи с этим суммы налога на имущество организаций и земельного налога, начисленные в соответствии с НК РФ по объектам недвижимости непроизводственного назначения, могут быть учтены в составе расходов (Письмо Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108).
Сумма начисленного земельного налога по участкам, переданным в безвозмездное пользование (заметьте, речь идет о деятельности, не связанной с получением дохода), который уплачивает собственник, передавший участки, может быть учтена в качестве расходов при определении базы по налогу на прибыль у этого собственника (Письмо Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/1/589). В другом письме финансисты согласны с отражением в расходах организации земельного налога по участку, который впоследствии будет передан муниципальному образованию для строительства объектов социальной сферы (Письмо от 15.02.2012 N 03-05-05-02/08).
Что касается имущества, выводимого из состава амортизируемого*(1), то, рассматривая возможность признания для целей налога на прибыль расходов в виде сумм налога на имущество организаций, исчисленного по основным средствам, часть которых находится в состоянии консервации более 3 месяцев, ФНС указала следующее. Глава 25 НК РФ при исчислении налога на прибыль не устанавливает зависимости между величиной учитываемого в качестве расходов налога на имущество и тем, какая часть ОС, в отношении которых исчисляется налог на имущество, находится в состоянии консервации (Письмо от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13851@).
В данном письме налоговики сделали вывод, на наш взгляд подходящий ко всем случаям исчисления имущественных налогов: определение налоговых обязательств налогоплательщика осуществляется на основе налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, расходы на уплату налога учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в том объеме, который соответствует величине налога, отраженной в декларации.
Отдельно хотелось бы остановиться на налоге на имущество и земельном налоге в отношении объектов непроизводственной сферы, которые используются в обслуживающих производствах и хозяйствах*(2) (ОПХ).
Дело в том, что согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. В связи с этим Минфин считает, что расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами ОПХ, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с особенностями, предусмотренными ст. 275.1 НК РФ (Письмо от 28.02.2008 N 03-03-05/14). Более поздних разъяснений по данному вопросу автору обнаружить не удалось.
Что касается арбитражной практики, то судьи высказывают иную точку зрения. Так, ФАС УО в постановлениях от 07.11.2011 N Ф09-7085/11, от 23.06.2011 N Ф09-3440/11-С2 указал, что суммы налога на имущество и земельного налога в полном объеме справедливо отнесены налогоплательщиком в состав прочих расходов при исчислении налоговой базы по основному виду деятельности, а не в расходы по деятельности, связанной с использованием ОПХ, так как согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов являются самостоятельными видами расходов налогоплательщика, сопряженными с исполнением публично-правовой обязанности перед бюджетом, а не с содержанием ОПХ. Кроме того, в Постановлении N Ф09-3440/11-С2 в качестве аргумента за принятие решения в пользу налогоплательщика судьи отметили следующее. Согласно ст. 389, 390, 391 НК РФ налогоплательщики определяют базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка. Однако, как установили судьи, отдельных земельных участков под столовую или здравпункт, из кадастровой стоимости которых можно было бы исчислить суммы земельного налога по данным объектам, равно как и отдельных объектов основных средств, являющихся столовой или здравпунктом, у общества не существует.
Авансы в отсутствие налоговых расчетов по ним
Рассмотрим вопрос об учете и документальном подтверждении затрат в виде сумм начисленных авансовых платежей по земельному и транспортному налогу в целях налога на прибыль. Дело в том, что с 1 января 2011 года отменена обязанность представления налоговых расчетов по авансовым платежам по этим налогам с сохранением необходимости перечисления в бюджет авансовых платежей согласно ст. 363 и 397 НК РФ. При этом порядок исчисления сумм авансовых платежей по окончании отчетного периода определяется ст. 362 и 396 НК РФ.
Таким образом, обязанность по внесению авансового платежа в соответствующий бюджет за установленные законодательством РФ отчетные периоды у плательщика транспортного или земельного налога возникает вне зависимости от того, представляется в налоговый орган расчет авансового платежа по этим налогам или нет (при условии отсутствия освобождения региональными законами от исчисления и уплаты указанных платежей).
Согласно п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.07.2011 N 03-03-06/1/419, авансовые платежи по земельному и транспортному налогам, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, за который такие авансовые платежи рассчитаны. Аналогичное мнение высказала ФНС в Письме от 09.06.2011 N ЕД-4-3/9163@. Кроме того, в данном документе говорится следующее.
Налогоплательщики согласно ст. 313 НК РФ исчисляют базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, который осуществляется также в целях обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В силу ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета, отражающих в том числе порядок формирования сумм доходов и расходов, являются: 1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), 2) аналитические регистры налогового учета, 3) расчет налоговой базы.
Исходя из сказанного документальным подтверждением затрат в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному и земельному налогам будут выступать первичные документы. Это могут быть справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие установленные действующим законодательством РФ реквизиты.
Страховые взносы во внебюджетные фонды
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся начисленные в установленном законодательством РФ порядке суммы страховых взносов:
- в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование;
- в Фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(3) выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе произведенные за счет средств, не учитываемых при налогообложении прибыли) подлежат обложению страховыми взносами, за исключением тех, которые прямо упомянуты в ст. 9 указанного закона.
Пожалуй, одним из самых распространенных спорных вопросов по данной теме является следующий: может ли организация отражать в расходах суммы начисленных взносов во внебюджетные фонды с выплат, произведенных за счет чистой прибыли?
Вот что по этому поводу думает Минфин. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех, которые указаны в ст. 270 НК РФ. При этом в ст. 270 НК РФ не содержится положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ. С учетом изложенного расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль, учитываются в прочих расходах на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма от 17.08.2012 N 03-03-06/1/419, от 02.05.2012 N 03-03-06/3/6).
Отдельно хотелось бы остановиться на таких производимых организацией в рамках трудовых отношений выплатах, как суммы среднего заработка, начисляемые работникам в период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Дело в том, что согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ*(4) финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС. В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ*(5) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного закона, является расходным обязательством РФ. Таким образом, выплаты, произведенные организацией в данных случаях, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Согласно позиции Минздравсоцразвития, изложенной в Письме от 15.03.2011 N 784-19, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам в период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые организацией в рамках трудовых отношений.
Из этого следует, что страховые взносы уплачиваются за счет средств страхователя. В этих случаях Минфин также не возражает против того, чтобы учитывать расходы организации, понесенные при уплате этих взносов, в целях исчисления налога на прибыль (см. письма от 07.06.2011 N 03-03-06/1/325, от 13.07.2011 N 03-03-06/1/422).
Неверно начислили налоги - пересчитаем налог на прибыль
Недоплатили в бюджет
Налоговая инспекция в ходе выездной проверки может выявить недоимку по налогам, которые включаются в расходы для целей исчисления налога на прибыль. По идее, инспекция должна в этом случае уменьшить базу по налогу на прибыль. Однако делает она это весьма неохотно (судя по примерам из арбитражной практики). Тем не менее, если дело доходит до судебного разбирательства, то суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика и обязывают налоговиков корректировать базу по налогу на прибыль.
Например, в Постановлении ФАС СЗО от 21.02.2012 N А05-6272/2011 рассматривалась следующая ситуация. По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила организации налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог. Не оспаривая правомерность начисленных налогов, организация вместе с тем посчитала, что при налогообложении прибыли инспекция должна была учесть суммы доначисленных налогов (транспортного и налога на имущество), которые в силу ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам. В данной ситуации при увеличении прочих расходов на сумму доначисленных налогов (транспортного и налога на имущество) у налогоплательщика не возникло бы недоимки по налогу на прибыль за проверяемый период. Налоговый орган ссылался на право организации самостоятельно скорректировать налоговые обязательства путем представления уточненных деклараций по налогу на прибыль.
Судьи, отклонив доводы инспекции, поддержали организацию. При этом арбитры отметили, что, как следует из содержания ст. 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в случае обнаружения им в поданной первоначально декларации факта неотражения или неполного отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. В данном случае налоговый орган проводил выездную проверку, по итогам которой он обязан достоверно установить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. Таким образом, доначисленная инспекцией по результатам проверки сумма по налогу на прибыль должна соответствовать действительным налоговым обязательствам организации, которые определяются на основании положений гл. 25 НК РФ.
Подобный подход прослеживается и в ряде других решений арбитров (см., например, постановления ФАС ПО от 15.11.2012 N А65-31510/2011, ФАС ВСО от 01.06.2012 N А33-18925/2010, ФАС ЗСО от 09.08.2011 N А27-14687/2010).
Переплатили в бюджет
На практике может возникнуть и противоположная ситуация - организация в предыдущих налоговых периодах излишне начислила и уплатила налог, учитываемый в прочих расходах для целей исчисления налога на прибыль, и самостоятельно обнаружила этот факт. В такой ситуации она имеет право подать уточненную декларацию по этому налогу (транспортному, земельному, налогу на имущество, НДПИ). В результате в те периоды, за которые подана уточненная декларация по указанным налогам, база по налогу на прибыль оказывается заниженной и тоже подлежит корректировке.
Федеральная налоговая служба в Письме от 08.12.2011 N АС-4-2/20776 в подобной ситуации предписывает налоговым инспекциям сообщать налогоплательщику о его обязанности и требовать представления в налоговый орган уточненной декларации по налогу на прибыль организаций, предусмотренной п. 1 ст. 81 НК РФ. При этом главное налоговое ведомство обращает внимание на то, что при представлении уточненной декларации налоговый орган в обязательном порядке проводит углубленную камеральную проверку данной декларации.
Что касается арбитражной практики, то в последнее время в ней складывается несколько иной подход к этой проблеме. А началось все с Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10077/11, который рассматривал следующую ситуацию. В 2006-2008 годах организация исчислила и уплатила в бюджет земельный налог в размере порядка 35 млн. руб., который в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ был учтен в указанные налоговые периоды в составе прочих расходов. В октябре 2009 года организация представила уточненные декларации по земельному налогу, в которых она уменьшила сумму первоначально исчисленного налога. Налоговая инспекция провела выездную проверку, по результатам которой в марте 2010 года вынесла решение, где указано, что организация:
- правомерно уменьшила земельный налог за 2006-2008 годы;
- неправомерно занизила базу по налогу на прибыль за эти налоговые периоды, поскольку не исключила из состава расходов суммы уменьшенного по уточненным налоговым декларациям земельного налога.
В связи с чем организации было доначислено 7,8 млн. руб. налога на прибыль и 1,8 млн. руб. пеней.
Организация, не согласившись с решением инспекции, обратилась в арбитражный суд. По ее мнению, сумма излишне уплаченного и подлежащего зачету (возврату) земельного налога за 2006-2008 годы является экономической выгодой и в целях исчисления налога на прибыль должна признаваться внереализационным доходом в том налоговом периоде, в котором доход выявлен (в данном случае - когда факт излишней уплаты налога подтвержден налоговым органом).
Суды первых трех инстанций, отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что, как следует из п. 1 ст. 54 НК РФ, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения) в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений). В данном случае предприятие могло установить период совершения ошибок (искажений) при исчислении базы по налогу на прибыль, а значит, соответствующие изменения должны были быть внесены за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены.
Однако Президиум ВАС отменил постановления нижестоящих судов и признал недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль. Он посчитал, что исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль. Высшие арбитры также указали, что корректировка базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим. Таким образом, вывод, что выявленные предприятием ошибки (искажения) при исчислении земельного налога подлежат исправлению путем внесения соответствующих изменений за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены, является неправомерным.
Впоследствии аналогичное мнение со ссылкой на постановление Президиума ВАС высказал ряд федеральных арбитражных судов - см. постановления ФАС ЗСО от 17.04.2012 N А46-5615/2011, ФАС ПО от 19.04.2012 N А12-6535/2011, ФАС МО от 20.12.2012 N А40-3532/12-90-17, от 05.05.2012 N А40-77721/11-75-324.
Таможенные пошлины и сборы
Вывозные таможенные пошлины
Суммы таможенных пошлин (ввозных и вывозных) и сборов прямо указаны в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом датой осуществления прочих расходов согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ признается дата начисления названных пошлин и сборов.
Основной вопрос, который возникает при отражении в расходах сумм вывозных таможенных пошлин, связан с временным таможенным декларированием.
Дело в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 214 Федерального закона N 311-ФЗ*(6) при вывозе с таможенной территории Таможенного союза (ТС) товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (ВТД). На основании ч. 5 ст. 214 данного закона после фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС декларант обязан подать одну или несколько полных таможенных деклараций (ПТД) на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ТС.
Согласно ч. 8 ст. 214 обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом ВТД и с момента регистрации ПТД.
Часть 12 ст. 214 Федерального закона N 311-ФЗ устанавливает, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации ВТД. При этом при подаче ПТД суммы подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин могут измениться (увеличиться или уменьшиться) в результате уточнения сведений, указанных в ч. 6 ст. 214, и (или) изменения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с ч. 7 ст. 214, либо изменения курса иностранной валюты на день регистрации ПТД. В этих случаях при подаче ПТД происходит доплата сумм вывозных таможенных пошлин (пени при этом не начисляются) или их возврат.
Зачастую оформление ВТД и ПТД приходится на разные отчетные (налоговые) периоды. Как в таком случае правильно отразить корректировку ранее учтенных в целях исчисления налога на прибыль расходов (в большую или меньшую сторону) на дату оформления ПТД?
Свою точку зрения по данному вопросу Минфин выразил в письмах от 06.04.2011 N 03-03-06/1/218 и от 04.04.2011 N 03-03-06/1/208. Расходы (доходы) в виде доначисления (уменьшения) таможенных пошлин возникают в связи с установленным законодательством РФ порядком уплаты таможенных пошлин, предполагающим подачу временной и полной таможенных деклараций. Такие доходы (расходы) не являются ошибкой или искажением налоговой базы. В связи с этим, по мнению Минфина, доначисления (уменьшения) таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли отражаются в составе расходов (доходов) того налогового периода, в котором они произведены, то есть в периоде подачи полной таможенной декларации.
Сумма доначисления таможенных пошлин отражается в составе прочих расходов. Доходы в виде уменьшения, возврата начисленных таможенных пошлин учитываются в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ как внереализационные доходы.
Ввозные таможенные пошлины
В налоговом учете является спорным вопрос, куда относить ввозные таможенные платежи в целях исчисления налога на прибыль. С одной стороны, возможность единовременного включения в состав прочих расходов таможенной пошлины предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, где эта пошлина поименована как отдельный вид расхода. А с другой - ввозные таможенные пошлины могут учитываться и в стоимости МПЗ или основного средства.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость МПЗ устанавливается исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
При этом, заметьте, ст. 257 НК РФ не содержит перечня расходов, формирующих первоначальную стоимость. Тем не менее Минфин не первый год настаивает на том, что таможенные пошлины, уплачиваемые по приобретаемым (сооруженным) основным средствам, включаются в первоначальную стоимость этих средств (письма от 08.07.2011 N 03-03-06/1/413, от 19.06.2009 N 03-03-06/1/417, от 22.04.2008 N 03-03-06/1/286). Правда, в одном из писем (от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130) он все же отметил, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Естественно, выбранный порядок должен быть отражен в учетной политике.
Полагаем, что организации гораздо выгоднее единовременно отразить в расходах суммы таможенных платежей, чем включать в первоначальную стоимость основного средства и списывать через амортизацию в течение длительного периода (особенно если цена вопроса достаточно высока). Однако в этом случае надо быть готовым к спорам с налоговыми инспекторами, а возможно, и к отстаиванию своей позиции в судебном порядке.
В арбитражной практике имеются случаи, когда суды не поддержали налоговиков в их стремлении убрать таможенную пошлину из прочих расходов и увеличить на эту сумму первоначальную стоимость основного средства. Например, судьи ФАС ПО в Постановлении от 14.01.2010 N А65-12101/2009 указали: прямой ссылки на то, что таможенная пошлина, уплаченная в связи с приобретением основных средств, учитывается в составе первоначальной стоимости этого имущества, в ст. 257 НК РФ не имеется. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 09.08.2011 N КА-А40/8328-11. Кроме того, признавая недействительным решение инспекции, судьи отметили, что организация правомерно воспользовалась правом, предусмотренным п. 4 ст. 252 НК РФ, и в учетной политике для целей налогообложения закрепила право на единовременный учет таможенных пошлин в составе прочих расходов.
Е.Л. Ермошина,
редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
*(2) К объектам ОПХ относятся подсобные хозяйства, объекты ЖКХ, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства.
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...".
*(5) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(6) Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"