Когда режим коммерческой или налоговой тайны может помешать получить нужную информацию
Обмен информацией часто затрудняется тем, что на запрашиваемые сведения распространяется режим налоговой, коммерческой или иной тайны. Так, компании нередко обращаются в инспекции, чтобы получить дополнительную информацию о потенциальном контрагенте, но получают отказ со ссылкой на налоговую тайну. Инспекторы требуют от компаний предоставить сведения по условиям договоров, на которые распространяется режим конфиденциальности. Третьи лица (органы статистики, антимонопольные органы, акционеры компании и т.д.) также присылают запросы с требованием информации.
Напомним, в пункте 1 статьи 102 НК РФ прямо прописано, что налоговой тайной являются все сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, о налогоплательщике. Исключение составляет только та информация, которая прямо перечислена в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 102 НК РФ (см. врезку внизу). Расплывчатость такой формулировки и порождает споры.
Справка. Какие сведения не могут признаваться налоговой тайной
Такая информация прямо прописана в пункте 1 статьи 102 НК РФ:
- сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
- об ИНН;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них;
- предоставляемые другими государствами согласно международным договорам;
- предоставляемые избирательным комиссиям по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также о его имуществе.
Справка. Какую информацию нельзя отнести к коммерческой тайне
В статье 5 Закона N 98-ФЗ прямо прописаны сведения, в отношении которых нельзя установить режим коммерческой тайны. Так, там указана:
- информация, содержащаяся в учредительных документах юрлица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и о предпринимателях в госреестры;
- содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения и об использовании ими бюджетных средств;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности;
- о численности, составе работников, системе оплаты и об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате зарплаты и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- информация, обязательность раскрытия которой или недопустимость ограничения доступа к которой установлена иными федеральными законами.
Что касается самой компании, то она может отказать в выдаче информации сторонним лицам, ссылаясь на режим коммерческой тайны (ст. 4 Федерального закона от 29.07.04 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Однако для этого компания должна утвердить отдельным приказом или положением перечень информации, в отношении которой введен режим такой конфиденциальности, и доступ к ней (постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.12 N А57-11021/2011). Сведения, которые нельзя отнести к такому режиму, перечислены во врезке справа.
В таблице мы проанализировали, какие сведения чаще всего вызывают спор по поводу того, можно ли их представлять третьим лицам или на них распространяется режим налоговой или коммерческой тайны.
Запрашиваемые сведения | Обязаны ли инспекция, контрагент или сама компания предоставлять такие сведения | Комментарий РНК | ||
Информация о потенциальном контрагенте, которую компании запрашивают в налоговой инспекции | ||||
Информация о контрагентах: ИНН, КПП, ОГРН, дата регистрации и постановки на учет в налоговом органе | Да, инспекторы обязаны предоставить эти сведения, они являются открытыми | Эти сведения являются общедоступными и согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ не составляют налоговой тайны. Они предоставляются бесплатно в режиме онлайн на сайте ФНС России: - Электронные услуги - Проверь себя и контрагента. Выписка со сведениями в этом случае не заверяется инспекцией, но суды принимают ее в качестве подтверждения должной осмотрительности (постановление ФАС Московского округа от 18.03.11 N КА-А40/1598-11). Но у этого есть и оборотная сторона. Если информация о недобросовестности контрагента будет размещена на свободном ресурсе, а налогоплательщик этого не обнаружит, то инспекция, скорее всего, обвинит его в непроявлении должной осмотрительности | ||
Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП | Да, инспекторы обязаны предоставить эти сведения, они являются открытыми | Сведения являются открытыми (абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ, далее - Закон N 129-ФЗ) и предоставляются всем желающим за плату на основании запросов. Однако налоговики не вправе разгласить сведения о номере, дате выдачи и органе, который выдал документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведения о банковских счетах юрлиц и предпринимателей (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ) | ||
Информация о задолженности контрагента перед бюджетом | Инспекторы вправе предоставить такие сведения, но не обязаны | Ранее в суде инспекции указывали, что предоставление такой информации не входит в обязанности налоговых органов (постановления ФАС Дальневосточного от 13.09.07 N Ф03-А51/07-2/3620, Уральского от 27.06.05 N Ф09-2678/05-С7 округов, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.07 N А14-15673-2006/614/34). Сейчас Минфин России прямо указывает на возможность предоставления такой информации (письмо от 04.06.12 N 03-02-07/1-134). Даже при отсутствии признаков правонарушения эти сведения не являются тайной для третьих лиц (определение ВАС РФ от 01.12.10 N ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского от 16.07.10 N А27-25724/2009, Уральского от 01.09.10 N Ф09-6957/10-С3 округов, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.12 N 09АП-9087/2012-АК) | ||
Сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов | Инспекторы вправе предоставить такие сведения, но не обязаны | Ранее суды относили данные сведения к налоговой тайне и указывали на возможность их разглашения только с согласия контрагента (постановления ФАС Поволжского округа от 18.08.09 N А55-18682/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.09 N 17АП-10431/2009-АК). Косвенно суды и сейчас иногда упоминают, что сведения об уплате контрагентом налогов в бюджет являются налоговой тайной (постановления ФАС Уральского округа от 01.06.12 N Ф09-4042/12 и от 16.04.12 N Ф09-2146/12). Однако в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ прямо указано, что налоговой тайной не могут являться сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них. Соответственно отсутствие таких нарушений и доказывает, что налогоплательщик исполняет свои обязанности. Подтверждает это и ВАС РФ, руководствуясь положениями статьи 102 НК РФ и Федеральным законом от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ). Такие выводы содержатся в определениях ВАС РФ от 01.12.10 N А27-25441/2009, от 17.11.10 N А27-25724/2009 и от 31.03.08 N 4302/08. Минфин в своих письмах также руководствуется указанными определениями ВАС РФ (письмо от 04.06.12 N 03-02-07/1-134) | ||
Информация о том, не были ли потенциальные контрагенты замечены в регистрации по поддельным паспортам и предоставляют ли они отчетность | Инспекторы вправе предоставить такие сведения, но не обязаны | Основанием для запроса в налоговые органы может послужить статья 8 Закона N 149-ФЗ. Поскольку данная информация влияет на права лица, направившего запрос, суды зачастую указывают на обязанность налогового органа в ее предоставлении (определение ВАС РФ от 01.12.10 N 16124/10). Однако налоговики могут указать, что они имеют право, но не обязаны предоставлять по запросу третьих лиц указанные сведения. Есть судебные решения в пользу налогового органа (постановления ФАС Дальневосточного от 13.09.07 N Ф03-А51/07-2/3620 и Уральского от 27.06.05 N Ф09-2678/05-С7 округов) | ||
Паспортные данные третьих лиц, которые занимают определенные должности в компании - потенциальном контрагенте | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию | В пункте 6 Закона N 129-ФЗ прямо прописано, что сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, могут предоставляться в особых случаях и исключительно органам государственной власти (письмо Минфина России от 13.04.11 N 03-02-08/123) | ||
Сведения из документов юрлица, которые инспекция получила при осуществлении налогового контроля | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию, это налоговая тайна | Любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 НК РФ, разглашению не подлежат (письма ФНС России от 27.10.11 N ЕД-3-3/3522@, Минфина России от 12.04.11 N 03-02-08/41) | ||
Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию, она является коммерческой тайной в силу прямого указания закона | Содержание регистров бухучета и внутренней отчетности является коммерческой тайной в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" | ||
Информация о банковских счетах, сведения о наличии и движении денег на банковском счете налогоплательщика-контрагента | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию. Исключение составляют только случаи, когда в отношении компании-должника открыто исполнительное производство | Эти сведения относятся как к налоговой, так и к банковской тайне (ст. 857 ГК РФ). Пункт 2 статьи 102 НК РФ предоставляет возможность разглашения налоговой тайны в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обычно суды поддерживают взыскателя (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.09 N А43-12945/2009-31-360 и от 29.07.10 N А82-19740/2009). Если же исполнительное производство не открыто, то контролирующие органы отказывают в предоставлении таких сведений (к примеру, письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.08 N 09-17/122410). Суды поддерживают налоговые органы (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 30.03.05 N А19-19371/04-48-Ф02-1186/05-С1 и Московского от 12.12.06 N КА-А40/11961-06 округов, решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.08 N А40-51244/07-114-285) | ||
Информация о финансовом состоянии налогоплательщика | Нет, инспекторы не вправе раскрывать эту информацию, за исключением случаев открытия конкурсного производства | В статье 126 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" прямо прописано, что с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к конфиденциальным сведениям, признанным или составляющим коммерческую тайну | ||
Сведения о доходах налогоплательщика-физлица | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию, это налоговая тайна | Эта информация относится к сведениям конфиденциального характера, что прямо вытекает из положений Закона N 149-ФЗ и Указа Президента РФ от 06.03.97 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". Контролирующие органы также указывают на данный запрет (письма ФНС России от 20.10.11 N ПА-3-12/3437 и от 25.05.09 N 3-5-04/643@, УФНС России по г. Москве от 24.03.10 N 20-14/3/030299). Исключение составляют сведения о доходах госслужащих, размещенные в интернете | ||
Информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию, это налоговая тайна | Данная информация является налоговой тайной, если только она не является общедоступной (письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.10 N 20-14/055467@). Исключение составляет информация, предоставляемая по запросам правоохранительных и судебных органов по находящимся в производстве делам. Налоговики обеспечивают доступ на основании Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (утв. приказом МНС России от 03.03.03 N БГ-3-28/96) | ||
Информация о зарегистрированной налогоплательщиком ККТ | Нет, инспекторы не вправе раскрывать такую информацию, это налоговая тайна | Поскольку данные сведения стали известны должностному лицу при исполнении им служебных обязанностей, сведения относятся к налоговой тайне и разглашению не подлежат (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.08 N 22-12/059038) | ||
Сведения о должнике, предоставляемые временному управляющему | Да, инспекторы обязаны предоставить такую информацию | Инспекторы отказывают в предоставлении таких сведений, если временный управляющий не докажет, что не может получить их от органов управления должника. Но это неправомерно. Временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 66 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). В частности, такие выводы содержатся в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.10 N А19-28703/09 | ||
Информация о самом налогоплательщике, которую он может запрашивать в налоговой инспекции | ||||
Сведения, на основании которых принято решение о проведении выездной налоговой проверки | Нет, такую информацию инспекторы имеют права не раскрывать | Сведения, послужившие основанием для выездной проверки, налоговики держат в тайне. И суд может поддержать налоговый орган. Так, в одном из дел арбитры отказали предпринимателю в выдаче заявления физлица, послужившего, по его мнению, основанием для проведения проверки (постановление ФАС Уральского округа от 07.06.05 N Ф09-2414/05-С7) | ||
Материалы налоговой проверки | Да, инспекторы обязаны предоставить такую информацию | Инспекции относят данные сведения к налоговой тайне, но налогоплательщикам удается оспорить в суде бездействие налогового органа. Ведь такой отказ нарушает право налогоплательщика на исследование документов, послуживших основанием для составления акта проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). Тем более что процедура рассмотрения материалов проверки предполагает выдачу таких документов. Таким образом, налогоплательщик имеет право на ознакомление со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 10.09.10 N А33-17361/2009, от 22.06.10 N А33-17277/2009 и от 01.09.09 N А10-3252/08, Уральского от 04.05.09 N Ф09-2653/09-С3 и от 30.10.06 N Ф09-9512/06-С2 округов) | ||
Информация, которую может запросить налоговая инспекция у налогоплательщика или третьих лиц | ||||
Любая информация, не связанная с уплатой налогов и сборов и защищенная режимом коммерческой тайны (за исключением условий договоров) | Нет, компания не обязана предоставлять такую информацию | Если информация не связана с исчислением налогов и сборов, то инспекторы вправе истребовать только ту информацию, на которую не распространяется режим коммерческой тайны. Это прямо прописано в пункте 1 статьи 7 НК РФ | ||
Условия договоров, заключенных с третьими лицами, на которые распространяется режим коммерческой тайны | Спорный вопрос | Судебная практика противоречива. Есть решения судов, которые соглашаются с тем, что компания может не предоставлять такую информацию, если она защищена режимом коммерческой тайны (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.09 N 09АП-15238/2009-АК). Однако есть решения судов, которые поддерживают налоговиков. Арбитры указывают, что налоговый орган в пределах своих полномочий может направлять поручения об истребовании документов у контрагентов компании. В частности, при контроле цен по сопоставимым сделкам. При этом режим коммерческой тайны не должен препятствовать получению такой информации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.12 N А43-19840/2011) | ||
Выписка по операциям по банковским счетам контрагента налогоплательщика | Да, инспекторы имеют право требовать такую информацию у банков | Данная информация является банковской тайной, но налоговики получают к ней доступ. Такое право налоговых органов закреплено в статье 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Они получают доступ к данной информации в пределах, необходимых для осуществления контроля. Например, инспекции при проведении выездной проверки в рамках статьи 93.1 НК РФ направляют запросы в банки по контрагентам проверяемого лица. В суде налогоплательщикам опротестовать это действие обычно не удается (постановления ФАС Северо-Кавказского от 22.03.12 N А53-10883/2011, Восточно-Сибирского от 17.09.10 N А33-2557/2010 и от 15.09.10 N А33-659/2010 округов, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.11 N 09АП-4990/2011-АК) | ||
Прочая информация о налогоплательщике, которую могут истребовать третьи лица | ||||
Сведения, ставшие доступными в ходе выездной налоговой проверки по запросу сотрудников УВД | Да, сотрудники правоохранительных органов имеют право получить такую информацию о налогоплательщике у налоговой инспекции | Компании настаивают на незаконности доступа к сведениям о налогоплательщике сотрудников УВД. Однако суды считают иначе. Так, согласно прямой норме статьи 102 НК РФ должностные лица правоохранительных органов имеют доступ к информации, являющейся налоговой тайной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.10 N А42-1078/2010) | ||
Бухгалтерские регистры и бухотчетность, протоколы совета директоров акционерного общества по запросу его акционера | Да, акционер, имеющий не менее 25% голосующих акций, имеет право на получение такой информации | Акционер является участником общества, и его право на ознакомление с документами, а также обязанность акционерного общества по предоставлению информации установлена статьями 89, 91 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (постановления ФАС Дальневосточного от 07.12.10 N Ф03-7690/2010, Северо-Западного от 02.09.10 N А56-63553/2009 округов). Однако для получения такой информации акционер общества должен: - подтвердить свой статус (постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.06.12 N Ф03-2015/2012); - конкретизировать свои требования о предоставлении тех или иных документов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.09.11 N Ф03-3102/2011); - не числиться в составе сотрудников конкурирующей организации (постановление ФАС Московского округа от 22.06.12 N А41-27678/11) | ||
Информация о кредитной истории налогоплательщика | Да, Бюро кредитных историй вправе выдавать такую информацию, но только если заемщик дал свое согласие на ее размещение | Кредитный отчет предоставляется ограниченному перечню лиц, среди которых упомянуты суд по уголовным делам и пользователь кредитной информации (ст. 6 Федерального закона от 30.12.04 N 218-ФЗ "О кредитных историях"). Под последним понимается любое лицо, которому субъект кредитной истории дал свое согласие на получение такой информации. При этом передача информации о кредитной истории налогоплательщика не считается разглашением банковской, налоговой, коммерческой или служебной тайны (п. 5 ст. 7 Закона N 218-ФЗ). В частности, такие выводы содержатся в определении Верховного суда РФ от 27.03.12 N 82-В11-6 | ||
Информация, необходимая для антимонопольного контроля | Да, компания обязана предоставлять такие сведения антимонопольному органу независимо от наличия или отсутствия режима коммерческой тайны | Право истребовать такую информацию дано антимонопольному органу положениями пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постановления ФАС Волго-Вятского от 12.08.11 N А43-42052/2009 и Восточно-Сибирского от 05.07.12 N А69-1711/2011 округов) | ||
Информация, необходимая для статистического контроля | Да, компания обязана предоставлять такие сведения органам статистики независимо от режима коммерческой тайны | Право истребовать такую информации предоставлено органам статистики положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.07 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.10 N А33-2947/2010) | ||
Дополнительные документы, предоставление которых для определения таможенной стоимости законодательством не предусмотрено | Нет, компания может не предоставлять таможенным органам такие документы, если они защищены режимом коммерческой тайны | Судебная практика на стороне компаний. Например, такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального от 17.05.11 N А68-184/10, Северо-Кавказского от 04.02.11 N А32-15832/2010 и от 13.08.10 N А53-31698/2009 округов |
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99