28 октября, 23 декабря 2005 г., 16 марта, 2, 29 мая, 8, 21 сентября 2006 г., 20 марта, 7 мая 2007 г., 4 марта, 14 июля, 23 октября 2008 г., 18 января, 5 мая 2010 г., 19, 20 мая, 12 июля 2011 г., 15 февраля, 26 апреля, 25 мая, 10 сентября 2012 г.
В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и в соответствии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 2 настоящего Указа внесены изменения
2. Разрешить иметь в Министерстве юстиции Российской Федерации семь заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра и одного Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра, а также до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1278 пункт 3 настоящего Указа изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Установить:
предельную численность работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации в количестве 712 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий);
предельную численность работников территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в количестве 3154 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
4. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год Министерству юстиции Российской Федерации.
5. Правительству Российской Федерации:
в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом, а также представить предложения о приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.
6. Министру юстиции Российской Федерации совместно с руководителями Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов решить в установленном порядке организационные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения и иные вопросы, связанные с образованием указанных служб и их территориальных органов.
См. Положение о территориальном органе ФССП России, утвержденное приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. N 69
О переводе сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России в ФССП России см. приказ Минюста РФ от 17 января 2005 г. N 1
См. Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ, утвержденное приказом Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 183
7. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2259);
Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4043);
Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 1080 "О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 24, ст. 2546);
Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. N 1416 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4872);
пункт 4 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 г. N 1209 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4228);
Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 67 "О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 297);
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2003 г. N 126 "О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 5, ст. 437);
Указ Президента Российской Федерации от 24 июля 2003 г. N 832 "О ведении реестра национально-культурных автономий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3048);
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 1160 "О внесении дополнения и изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3846).
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
13 октября 2004 г.
N 1313
Положение
о Министерстве юстиции Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313)
23 декабря 2005 г., 16 марта, 2 мая, 21 сентября 2006 г., 20 марта, 7 мая 2007 г., 4 марта, 14 июля, 23 октября 2008 г., 18 января, 5 мая 2010 г., 19, 20 мая, 12 июля 2011 г., 15 февраля 2012 г., 26 апреля, 25 мая 2012 г.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона образуется Федеральная служба исполнения наказаний, ей передаются функции Министерства юстиции РФ по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона образуется Федеральная служба судебных приставов, ей передаются функции Министерства юстиции РФ по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности
I. Общие положения
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Указом Президента РФ от 20 марта 2007 г. N 370 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
Указом Президента РФ от 7 мая 2007 г. N 585с подпункт 4 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 пункт 3 настоящего Положения дополнен подпунктом 5
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 пункт 3 настоящего Положения дополнен подпунктом 6
6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
См. Административный регламент исполнения Минюстом РФ государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный приказом Минюста РФ от 1 октября 2010 г. N 241
4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Полномочия
См. Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), утвержденный приказом Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. N 192
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
7. Минюст России осуществляет следующие полномочия:
1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 4.1
4.1) осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и его методическому обеспечению;
5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
См. Положение о Конкурсной и аукционной комиссии Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста России от 21 ноября 2008 г. N 264
См. положение об организации работы по размещению Минюстом России заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и контроле за исполнением государственных контрактов, утвержденное приказом Минюста РФ от 16 июня 2010 г. N 141
7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 в подпункт 8 пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России см. приказ Минюста России от 8 сентября 2011 г. N 310
О мерах по активизации работы Минюста РФ по обеспечению единого правового пространства РФ см. приказ Минюста РФ от 10 июня 2000 г. N 176
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 8.1
8.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
9) утратил силу;
См. текст подпункта 9 пункта 7
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 9.1
9.1) осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 9.2
9.2) ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 9.3
9.3) утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 10.1
10.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;
11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14.1) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 14.2
14.2) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 14.3
14.3) осуществляет в установленном им порядке регистрацию бланков строгой отчетности, предусмотренных частью 8 статьи 8 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
15) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
16) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 в подпункт 17 пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
17) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 17.1
17.1) проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 17.2
17.2) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения;
18) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
18.1) согласовывает назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
18.2) вносит в Правительство Российской Федерации представление о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
19) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
Указом Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 19.1
19.1) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;
20) утратил силу;
См. текст подпункта 20 пункта 7
20.1) определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации и обеспечивает доступность сведений, включенных в такой реестр;
20.2) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;
20.3) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
21) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
22) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
23) согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
24) вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
25) дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;
26) получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
27) взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
28) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
Указом Президента РФ от 26 апреля 2012 г. N 516 в подпункт 29 пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
29) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
30) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
30.1) утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
30.2) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
30.3) определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
30.4) утратил силу;
См. текст подпункта 30.4 пункта 7
30.5) утратил силу;
См. текст подпункта 30.5 пункта 7
30.6) утратил силу;
См. текст подпункта 30.6 пункта 7
30.7) принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
См. Административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, утвержденный приказом Минюста России от 28 июня 2012 г. N 122
См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455
30.8) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
30.9) устанавливает порядок государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, а также принимает решение о государственной регистрации указанных эмблем и символики;
30.10) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 подпункт 30.11 пункта 7 настоящего Положения изложен в новой редакции
30.11) устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;
30.12) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, в том числе структурными подразделениями международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями;
30.13) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
30.14) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
30.15) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, в частности с ведением ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также иных реестров, ведение которых возложено на территориальные органы;
30.16) осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
30.17) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
30.18) наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
30.19) организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
См. Административный регламент Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности, утвержденный приказом Минюста РФ от 29 ноября 2011 г. N 411
30.20) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по удостоверению подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, утвержденный приказом Минюста РФ от 28 июня 2012 г. N 123
30.21) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
30.22) утверждает совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 в подпункт 30.23 пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
30.23) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
утверждает формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения, формы бланков иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния;
закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
осуществляет функции в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
наряду с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции контроль за расходованием субвенций, предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
доводит субвенции, предусмотренные на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, до финансовых органов субъектов Российской Федерации;
30.24) осуществляет функции администратора поступлений средств в федеральный бюджет, в том числе поступлений средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, - во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
30.25) принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, - во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
30.26) составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
30.27) ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
См. Административный регламент Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в реестре государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, утвержденный приказом Минюста РФ от 25 июля 2012 г. N 143
См. Административный регламент Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, утвержденный приказом Минюста РФ от 2 июля 2012 г. N 129
30.28) ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
30.29) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях;
См. Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденный приказом Минюста РФ от 14 ноября 2011 г. N 380
30.30) проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;
30.31) принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 742 подпункт 30.32 пункта 7 настоящего Положения изложен в новой редакции
30.32) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляет следующие функции:
разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;
принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;
осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
ежегодно подготавливает и публикует в средствах массовой информации доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;
разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
утверждает форму соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации;
утверждает форму отчета адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, и устанавливает сроки его представления;
утверждает форму сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также устанавливает порядок ведения и размещения данного списка;
Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 742 пункт 7 настоящего Положения дополнен подпунктом 30.33
30.33) оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
31) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 подпункт 32 пункта 7 настоящего Положения изложен в новой редакции
32) направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания в соответствии с международными договорами Российской Федерации либо письменными соглашениями с компетентными органами иностранных государств на основе принципа взаимности, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;
33) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
34) утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
35) обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;
36) разрабатывает на основании данных, представляемых подведомственными Минюсту России федеральными службами, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования подведомственных Минюсту России федеральных служб;
37) осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;
См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361
38) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
39) подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;
40) организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб;
См. Инструкцию по учету кадров уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом Минюста РФ от 19 мая 2008 г. N 109
41) организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 подпункт 42 пункта 7 настоящего Положения изложен в новой редакции
42) организует научную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность подведомственных научных и образовательных учреждений в целях подготовки квалифицированных кадров, внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений;
43) обеспечивает проведение единой технической политики и развитие систем связи и автоматизированного управления в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях Минюста России;
44) участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
45) организует разработку и внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации в соответствии с едиными требованиями (техническими регламентами, стандартами) и программами (планами) правовой информатизации территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
46) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;
47) организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 в подпункт 48 пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
48) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также гражданскую оборону в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;
49) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
См. Административный регламент Минюста России по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок, утвержденный приказом Минюста России от 7 июня 2012 г. N 114
Об утверждении формы статистической отчетности ОГ-1 "Отчет о работе с обращениями граждан, в том числе осужденных и лиц, содержащихся под стражей" и инструкции по ее заполнению и представлению см. приказ Минюста РФ от 8 декабря 2008 г. N 286
49.1) Утратил силу.
См. текст подпункта 49.1 пункта 7
49.2) Утратил силу.
См. текст подпункта 49.2 пункта 7
50) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;
51) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерству юстиции РФ переданы функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий
8. Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;
2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения Минюста России;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в подпункт 3 пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
3) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в подпункт 4 пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
4) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, федеральные государственные учреждения Минюста России, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
6) заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в подпункт 7 пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
7) обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;
8) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минюста России;
9) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в подпункт 10 пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
10) учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
Указом Президента РФ от 16 марта 2006 г. N 211 пункт 8 настоящего Положения дополнен подпунктом 11
11) направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 16 марта 2006 г. N 211 пункт 8 настоящего Положения дополнен подпунктом 12
12) в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 пункт 8 настоящего Положения дополнен подпунктом 13
13) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов Минюста России и его территориальных органов, а также жилищное строительство;
Об утверждении примерных норм оснащения служебных помещений Минюста России см. приказ Минюста России от 2 октября 2008 г. N 220
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 пункт 8 настоящего Положения дополнен подпунктом 14
14) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за Минюстом России, в соответствии с его назначением;
Указом Президента РФ от 12 июля 2011 г. N 929 пункт 8 настоящего Положения дополнен подпунктом 15
15) направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения
9. Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия Министра юстиции Российской Федерации по управлению имуществом, закрепленным за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
См. Инструкцию об организации работы по защите интересов Министерства юстиции РФ, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений, утвержденную приказом Минюста РФ от 24 июля 2009 г. N 228
См. Служебный распорядок центрального аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденный приказом Минюста РФ от 1 ноября 2007 г. N 206
См. Регламент Министерства юстиции РФ, утвержденный приказом Минюста РФ от 27 января 2010 г. N 8
10. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.
11. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения
12. Министр:
1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России по решению ими оперативных, организационных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;
Указом Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552 в подпункт 2 пункта 12 настоящего Положения внесены изменения
2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, а также типовые положения о территориальных органах подведомственных Минюсту России федеральных служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552 в подпункт 3 пункта 12 настоящего Положения внесены изменения
3) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, их заместителей, а также представления о присвоении классных чинов лицам, замещающим в Минюсте России и в подведомственных Минюсту России федеральных службах должности федеральной государственной гражданской службы главной группы должностей;
4) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции работников центрального аппарата Минюста России, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
Указом Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552 подпункт 5 пункта 12 настоящего Положения изложен в новой редакции
5) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
6) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;
См. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов, утвержденный приказом Минюста России от 23 марта 2011 г. N 93
См. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Минюста России, утвержденные приказом Минюста России от 30 марта 2012 г. N 43
См. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Минюста России, утвержденные приказом Минюста России от 30 марта 2012 г. N 42
См. Порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом Минюста России от 27 января 2011 г. N 25
См. Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Минюста России от 7 сентября 2010 г. N 218
См. Инструкцию об организации служебных проверок в Министерстве юстиции РФ и его территориальных органах, утвержденную приказом Минюста РФ от 2 декабря 2009 г. N 415
См. Методику проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции РФ, утвержденную приказом Минюста РФ от 2 ноября 2009 г. N 375
См. Порядок работы конкурсной комиссии Минюста России по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, утвержденный приказом Минюста РФ от 2 ноября 2009 г. N 374
См. примерные должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Минюста России, утвержденные приказом Минюста РФ от 31 августа 2009 г. N 268
7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников;
8) утверждает смету расходов на содержание работников центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период;
9) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, а также отчеты об их деятельности;
10) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации проекты положений о подведомственных Минюсту России федеральных службах, предложения о предельной численности этих служб и их территориальных органов, а также о фонде оплаты труда их работников;
11) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, а также подведомственных ему федеральных служб;
12) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также предложения по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
13) представляет в установленном порядке Минюст России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минюсту России федеральным службам и контролирует их исполнение;
15) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Минюста России решения должностных лиц Минюста России, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
15.1) Утратил силу.
См. текст подпункта 15.1 пункта 12
15.2) Утратил силу.
См. текст подпункта 15.2 пункта 12
15.3) Утратил силу.
См. текст подпункта 15.3 пункта 12
15.4) Утратил силу.
См. текст подпункта 15.4 пункта 12
15.5) отменяет противоречащее законодательству Российской Федерации решение территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
15.6) если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, обязывает территориальный орган:
в случае отмены противоречащего законодательству Российской Федерации решения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - повторно рассмотреть представленные для государственной регистрации документы;
в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения - произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации;
15.7) дает руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб обязательные для исполнения указания;
15.8) приостанавливает в случае необходимости решения подведомственных Минюсту России федеральных служб или отменяет эти решения, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
16) решает в пределах своей компетенции вопросы о поощрении работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, а также подведомственных ему федеральных служб;
17) принимает решение о создании следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе подчиненных непосредственно ФСИН России;
Указом Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653 пункт 12 настоящего Положения дополнен подпунктом 17.1
17.1) принимает решение об изменении вида режима и лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания, уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в учреждениях, исполняющих наказания, уголовно-исполнительной системы;
18) согласовывает решения руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
19) осуществляет планирование деятельности Минюста России;
20) издает нормативные правовые акты Минюста России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;
21) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
22) вносит Президенту Российской Федерации представления о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, а также в подведомственных ему федеральных службах;
23) вносит Президенту Российской Федерации проект перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий, а также представления о назначении на должности, замещаемые лицами высшего начальствующего состава, и о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам ФСИН России;
Указом Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552 пункт 12 настоящего Положения дополнен подпунктом 23.1
23.1) утверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий;
24) присваивает федеральным государственным гражданским служащим Минюста России классные чины в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
25) утратил силу;
Указом Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1517 подпункт 26 пункта 12 настоящего Положения изложен в новой редакции
26) представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, подведомственных ему федеральных служб, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Минюст России задач, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, присвоению почетных званий, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;
27) учреждает ведомственные награды Минюста России;
28) имеет наградной и подарочный фонды для награждения работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, подведомственных ему федеральных служб, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Минюст России задач;
29) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по правовой и социальной защищенности работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений;
30) образовывает в установленном порядке научно-консультативные, экспертные, координационные и совещательные органы, утверждает положения о них и их состав;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения
13. В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
14. Финансирование расходов на содержание Минюста России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Об утверждении форм представления сведений о доходах и расходах федеральных государственных учреждений Минюста России см. приказ Минюста России от 2 декабря 2009 г. N 417
Указом Президента РФ от 15 февраля 2012 г. N 191 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минюст России имеет геральдический знак - эмблему, учреждаемый Президентом Российской Федерации.
16. Местонахождение Минюста России - г. Москва.
Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 19 октября 2004 г. N 230, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42 ст. 4108
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 26 октября 2019 г. N 524
Изменения вступают в силу с 26 октября 2019 г.
Указ Президента РФ от 30 мая 2019 г. N 244
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Указ Президента РФ от 24 октября 2018 г. N 602
Изменения вступают в силу с 24 октября 2018 г.
Указ Президента РФ от 28 мая 2018 г. N 271
Изменения вступают в силу с 28 мая 2018 г.
Указ Президента РФ от 9 апреля 2018 г. N 152
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2018 г.
Указ Президента РФ от 17 февраля 2018 г. N 77
Изменения вступают в силу c 17 февраля 2018 г.
Указ Президента РФ от 2 декабря 2017 г. N 579
Указ Президента РФ от 23 апреля 2017 г. N 181
Указ Президента РФ от 13 апреля 2017 г. N 164
Указ Президента РФ от 15 декабря 2016 г. N 670
Изменения вступают в силу со дня подписания названного Указа, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Указ Президента РФ от 9 мая 2016 г. N 215
Изменения вступают в силу с 27 мая 2016 г.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 682
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Указ Президента РФ от 30 декабря 2015 г. N 675
Указ Президента РФ от 12 сентября 2015 г. N 456
Указ Президента РФ от 7 мая 2015 г. N 234
Изменения вступают в силу со дня подписания названного Указа
Указ Президента РФ от 4 апреля 2015 г. N 172
Изменения вступают в силу со дня подписания названного Указа
Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 777
Изменения вступают в силу со дня подписания за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.
Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 777
Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 450
Указ Президента РФ от 21 декабря 2013 г. N 940
Указ Президента РФ от 2 декабря 2013 г. N 872
Указ Президента РФ от 29 июня 2013 г. N 593
Указ Президента РФ от 29 декабря 2012 г. N 1716
Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. N 1529
Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1278
Указ Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 742
Указ Президента РФ от 26 апреля 2012 г. N 516
Указ Президента РФ от 15 февраля 2012 г. N 191
Указ Президента РФ от 12 июля 2011 г. N 929
Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657
Изменения вступают в силу по истечении семи дней после дня первого официального опубликования названного Указа
Указ Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552
Указ Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80
Указ Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1517
Указ Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079
Указ Президента РФ от 4 марта 2008 г. N 311
Указ Президента РФ от 7 мая 2007 г. N 585с
Указ Президента РФ от 20 марта 2007 г. N 370
Указ Президента РФ от 21 сентября 2006 г. N 1036
Указ Президента РФ от 8 сентября 2006 г. N 978
Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 527
Указ Президента РФ от 2 мая 2006 г. N 451
Указ Президента РФ от 16 марта 2006 г. N 211
Указ Президента РФ от 23 декабря 2005 г. N 1522
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Указ Президента РФ от 28 октября 2005 г. N 1243