Скидки и премии (бонусы, кешбэк) за выполнение определенных условий гражданско-правового договора
На практике в розничной и оптовой торговле широко распространена система премирования покупателей. Кроме того, начисление бонусов, баллов, кешбэка нередко предусматривается программами лояльности банков, сотовых операторов.
Гражданское законодательство не содержит понятий "скидка" и "бонус", "кешбэк", их прямое регулирование отсутствует. Например, в определении Геленджикского горсуда Краснодарского края от 18.07.2023 N 11-54/2023 отмечается, что российское законодательство не содержит такого понятия, как "бонус" (Бонус - от лат. Bonus - премия, дополнительное вознаграждение); данный термин, согласно "Современному экономическому словарю" под ред. Б.А. Райзберга и др., имеет следующие значения: во-первых, дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия; во-вторых, дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателям (см. также определение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06.04.2023 N 9-62/2023).
В то же время стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Если нет ограничивающих предписаний закона или иных правовых актов, стороны свободны в определении условий договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Таким образом, стороны вправе при заключении договора включать в него условия о премировании. Изменение цены после заключения договора также допустимо - в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2. ст. 424 ГК РФ).
В связи с отсутствием законодательного определения терминов "скидка", "бонус", "премия" их сложно разграничить. На практике сложилось понимание скидки как непосредственного уменьшения цены. Система бонусов и премий подразумевает дополнительное поощрение поставщиком покупателя, напрямую не связанное с уменьшением цены поставленного товара.
Поощрение покупателя в рамках, например, договора поставки может осуществляться разными способами, например, посредством:
- уменьшения цены уже поставленного товара;
- уменьшения цены на будущие партии товара;
- перерасчета задолженности покупателя за прошлые поставки;
- дополнительной поставки товара;
- выплаты денежной премии покупателю.
Суды отмечают, что предоставляемая банками дополнительная опция кешбэк не является финансовой услугой, а является бонусом (см., например, определения Геленджикского горсуда Краснодарского края от 18.07.2023 N 11-54/2023, Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06.04.2023 N 9-62/2023).
На практике предоставление скидок и бонусов может быть обусловлено предусмотренными договором обстоятельствами, зависящими от действий сторон. Такими обстоятельствами могут быть достижение тех или иных экономических показателей, объем покупки или продажи товара, сокращение сроков выполнения работ, совершение дополнительных сделок.
Суды приходят к выводу, что предоставление скидок и бонусов не запрещено нормами гражданского законодательства (см., например, определение Мосгорсуда от 20.06.2022 N 33-22479/2022, постановление Девятого ААС от 06.04.2016 N 09АП-11200/16). Встречаются судебные споры о применении положений программ лояльности банков и сотовых операторов, например, о начислении кешбэка (определения Шестого КСОЮ от 08.12.2020 N 8Г-25860/2020, Мосгорсуда от 26.07.2019 N 33-34444/2019, Третьего КСОЮ от 04.09.2023 N 8Г-10316/2023), баллов за оформление банковской карты (решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11.11.2019 N 2-9390/2019).
О налогообложении и бухгалтерском учете при предоставлении скидок, бонусов см. соответствующие разделы Энциклопедии решений.
Скидки и бонусы в торговой деятельности
Закон ограничивает размер и виды вознаграждений, которые могут выплачиваться на основании соглашения сторон договора поставки продовольственных товаров их покупателю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей таких товаров (торговую деятельность). В цену такого договора по соглашению сторон может быть включено вознаграждение (в том числе в форме премий и скидок, предоставляемых путем уменьшения суммы оплаты за товар), выплачиваемое покупателю в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, причем как с условием о достижении конкретных объемов поставки, так и без такого условия, но с установлением вознаграждения в процентном отношении от объема товарооборота (стоимости поставленного товара). При этом совокупный размер такого вознаграждения и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете этого совокупного размера не учитывается суммы НДС и акцизов. Выплата поставщиками продовольственных товаров покупателям таких товаров, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения не допускается (чч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", определение ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13396/12, постановления АС Волго-Вятского округа от 30.01.2019 N Ф01-6308/18, АС Поволжского округа от 26.03.2018 N Ф06-30480/18, Седьмого ААС от 26.04.2019 N 07АП-1175/19, см. также письмо ФАС от 15.02.2017 N СП/9338/17).
В судебной практике сформулирована позиция, в соответствии с которой договоры, не содержащие условие о достижении конкретных объемов поставки, но вознаграждение в которых установлено в процентом отношении от объема товарооборота (стоимости поставленного товара за определенный период), соответствуют торговому законодательству (определение ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13396/12, постановление АС Поволжского округа от 31.10.2017 N Ф06-25404/17).
Уменьшение цены поставки может быть утверждено в дополнительном соглашении к договору. Если изначально договор поставки содержал общие условия предоставления скидок (объём закупок, поставка определённого количества избранных артикулов товаров и т. д.), при их выполнении необходимо уведомить покупателя путём составления соответствующего акта или кредит-ноты.
Кредит-нота является расчетным документом, в котором содержится извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой, о записи в кредит счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 21.06.2017 N 13АП-5441/17). Конкретной формы кредит-ноты законодательство не устанавливает.
Помимо оформления документов о скидках и бонусах в индивидуальном порядке в крупных компаниях целесообразно создание общего документа, посвященного вопросам ценообразования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах