Особенности налогообложения НДС при вывозе товаров с территории РФ (экспорте)
Реализация товаров на экспорт признается объектом налогообложения НДС, поскольку в момент отгрузки (передачи) товар находится на территории РФ (пп. 1 ст. 146, ст. 147 НК РФ).
Экспорт - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами (п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС). Таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов (п. 1 ст. 5 ТК ЕАЭС): Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республикии и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
При вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), поскольку пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, установлена налоговая ставка 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
С 1 января 2018 года нулевая ставка НДС может применяться при реэкспорте товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории либо под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада. Речь идет также о реализации товаров (продуктов переработки, отходов и/или остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки либо товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности налоговой ставки в размере 0% при реализации товаров на экспорт в налоговые органы представляются:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ;
Контракты (договоры), представление которых в налоговые органы предусмотрено ст. 165 НК РФ, могут быть представлены в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении товаров, вывезенных на экспорт автомобильным транспортом покупателя, экспортер может представить в налоговый орган любой документ с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими убытие за пределы территории РФ экспортированных товаров указанным автомобильным транспортом (см. письмо Минфина России от 16.04.2013 N 03-07-08/12729).
C 1 января 2018 года согласно подпунктам 6 и 7 п. 1 ст. 165 НК РФ:
1) в случае вывоза в таможенной процедуре реэкспорта товаров, указанных в абзацах четвертом и пятом пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, в налоговые органы представляются:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада или переработки на таможенной территории, а также таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров, которые изготовлены (получены) из них, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.
2) если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в налоговые органы представляются:
- документы (копии документов), подтверждающие фактическую оплату покупателем реализованных товаров;
- предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия с сопровождающей международные почтовые отправления таможенной декларацией CN 23 (ее копией), форма которой установлена актами Всемирного почтового союза, либо сопровождающая международные почтовые отправления таможенная декларация CN 23 (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, производивших таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
В соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров на экспорт налогоплательщик вправе представить в налоговый орган:
- реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;
- реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, вместо копий указанных документов.
Это связано с организацией электронного информационного обмена между ФТС и ФНС (п. 17 ст. 165 НК РФ). Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры. Приказом ФНС России от 30.09.2015 NММВ-7-15/427@ утверждены формы и форматы реестров, а также порядок их заполнения.
См. также письма Минфина России от 14.02.2018 N 03-07-08/907, ФНС России от 06.08.2015 N СД-4-15/13789.
По мнению специалистов Минфина России, НК РФ не препятствует применению нулевой ставки НДС при реализации российской организацией автомобиля, вывозимого из РФ в таможенной процедуре экспорта своим ходом, на основании контракта с иностранным гражданином на поставку указанного автомобиля. Условие - представление в налоговый орган документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, в частности, контракта (копии контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы России. В случае реализации автомобиля иностранному лицу в рамках розничной торговли такая операция на основании п. 3 ст. 164 НК РФ облагается НДС по ставке 18% (см. письмо Минфина России от 07.08.2015 N 03-07-08/45782).
Для подтверждения нулевой ставки документы должны быть представлены в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Обратите внимание, что при реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, нулевая ставка НДС не применяется (см. письма ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18594@, Минфина России от 01.10.2013 N 03-07-15/40626, от 08.05.2013 N 03-07-08/16131).
Если реализация экспортируемого товара освобождаются от налогообложения НДС по ст. 149 НК РФ, то в отношении экспорта таких товаров нулевая ставка НДС, предусмотренная п. 1 ст. 164 НК РФ, не применяется (см. письмо Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-08/32). Иными словами, НДС при экспорте не взимается так же, как и при внутренней реализации таких товаров. Однако, по мнению Минфина России, при вывозе с территории РФ на территорию государств - членов ЕАЭС товаров, реализация которых в России освобождена от налогообложения НДС, применяется нулевая ставка налога. Это обусловлено приоритетом норм международных договоров РФ над положениями законодательства РФ в сфере налогообложения (см. письма Минфина России от 17.10.2013 N 03-07-08/43332, от 21.05.2013 N 03-07-13/1/18017). Напомним, что согласно п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС. Никаких исключений для необлагаемых операций в международном соглашении не содержится.
При вывозе товаров на экспорт через границу РФ с государством - членом ЕАЭС, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны в налоговый орган в пакете подтверждающих документов, представляется, в том числе, таможенная декларация (ее копия), содержащая отметки таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза товаров. Так, согласно п. 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе "С" основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля. В частности, под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров, а также регистрационный номер выпуска товаров, если его проставление предусмотрено законодательством государства - члена Союза, с проставлением соответствующего штампа в виде оттиска "Выпуск разрешен", подписи должностного лица и оттиска личной номерной печати. См. письмо ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20900@.
НК РФ не установлено требование о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих вывоз товаров с территории государства - члена ЕАЭС на территорию иностранного государства, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. При реализации товаров на экспорт из РФ в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза моментом определения налоговой базы по НДС является последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, независимо от даты фактического вывоза товаров с территории государства - члена ЕАЭС на территорию иностранного государства (см. письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343).
Если по истечении 180 календарных дней считая с даты выпуска товаров в таможенных процедурах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам 10% или 18%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение нулевой ставки, уплаченные суммы НДС подлежат (п. 9 ст. 165 НК РФ):
- до 1 июля 2016 года - возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ;
- с 1 июля 2016 года - вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.
При этом заявить о подтверждении нулевой ставки и о вычете НДС можно в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором произошла экспортная операция (см. письмо ФНС России от 09.07.2014 N ГД-4-3/13341@).
Моментом определения налоговой базы по товарам, реализованным на экспорт (в том числе и в страны ЕАЭС), является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ). При этом указанные документы представляются одновременно с представлением налоговой декларации (п. 10 ст. 165 НК РФ). См. также письма Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980, от 17.04.2012 N 03-07-08/108, от 16.02.2012 N 03-07-08/41. Если же в установленный срок необходимый пакет документов не собран, момент определения налоговой базы определяется в общем порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура выписывается плательщиком НДС при реализации товаров во всех случаях, за исключением реализации товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС на основании ст. 149 НК РФ. Продажа товаров на экспорт таким исключением не является. При этом представление в налоговые органы в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт, счетов-фактур, выставленных экспортерами своим покупателям, не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-08/11874).
Однако согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ продавец может не составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки. По нашему мнению, это положение вполне применимо к экспортным операциям, поскольку иностранные покупатели плательщиками российского НДС, как правило, не являются. Следует лишь закрепить согласие на невыставление счетов-фактур в контракте. В письме Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-11/50894 разъяснено, что в ситуации согласованного невыставления счета-фактуры в книге продаж продавец может отражать реквизиты первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни. В письме ФНС России от 29.01.2015 N ЕД-4-15/1066 также указано, что в случае несоставления счетов-фактур на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).
С 1 июля 2016 года счета-фактуры необходимо составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Обратите также внимание, что согласно п. 1 ст. 154 НК РФ предоплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по нулевой ставке, в налоговую базу по данному налогу не включается. Таким образом, сумма аванса, полученная российским налогоплательщиком в счет предстоящей поставки на экспорт товаров (включая экспорт в страны ЕАЭС), в налоговую базу по НДС у российского налогоплательщика не включается, в том числе при расторжении экспортного контракта и возвращении аванса покупателю (см. также письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-13/1/25440, от 11.03.2014 N 03-07-14/10343).
Тема
НДС при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ
См. также
Момент определения налоговой базы по НДС при экспорте
Налоговые вычеты НДС при экспорте сырья (при обложении по нулевой ставке)
Налоговые вычеты по НДС при экспорте
Место реализации товаров для целей НДС
Условия и порядок отказа от нулевой ставки НДС при экспорте
Раздельный учет НДС при совмещении экспортных и внутренних операций
Счет-фактура в иностранной валюте
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах