г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-317149/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей Назаровой С.А., Головачевой Ю.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Чулюканова В.Ю. - Голубович Е.В.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2021 по делу N А40- 317149/18, вынесенное судьей Игнатовой Е.С.
об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего о признании недействительным договора купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) между физическими лицами от 28.09.2018, заключенного между должником и Аллабердиной Г.А., и о применении последствий недействительности сделки,
по делу о несостоятельности (банкротстве) Чулюканова В.Ю.,
при участии в судебном заседании:
в отсутствие лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.03.2019 возбуждено дело о банкротстве должника.
Решением суда от 29.07.2020 должник признан банкротом, в отношении его имущества введена процедура реализации, финансовым управляющим утверждена Голубович Екатерина Владимировна (далее - финансовый управляющий).
В суде первой инстанции рассмотрению подлежало заявление финансового управляющего имуществом должника о признании недействительным договора купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) между физическими лицами от 28.09.2018, заключенного между должником и Аллабердиной Гузелью Абубякеровной, и о применении последствий недействительности этой сделки.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции определением от 13.05.2021 г. отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с указанным определением, финансовым управляющим Чулюканова В.Ю. - Голубович Е.В. подана апелляционная жалоба, в рамках которой податель жалобы просит определение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом неправильно распределено бремя доказывания; вывод суда о недоказанности несоответствия стоимости отчужденного имущества несостоятелен.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени её рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как следует из заявления и материалов обособленного спора, 28.09.2018 между должником (продавец) и ответчиком (покупатель) был заключен договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) между физическими лицами с правом сохранения за транспортным средством ранее присвоенных государственных регистрационных знаков, по условиям которого должник передал в собственность ответчика транспортное средство - вагон дом передвижной FORD GEORGETOWN M-337DS, 2010 г.в., VIN 1F66F5DY4B0A02121, цвет коричневый, гос. рег. знак О095ЕЕ77 (далее - транспортное средство).
По условиям договора отчуждаемое транспортное средство оценено сторонами в размере 1.000.000 руб.
Полагая, что указанный договор купли-продажи является недействительным в силу пункта 1 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), как совершенный при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки финансовый управляющий обратился в суд с заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемая сделка совершена 28.09.2018, в то время как 01.03.2019 было принято к производству заявление о признании должника несостоятельным.
Таким образом, указанная сделка может быть оспорена как на основании пункта 1, так и на основании пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Между тем, судом первой инстанции не установлено оснований пункта 1, так и оснований пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве для признания сделки недействительной, поскольку в первом случае конкурсным управляющим не представлено доказательств несоответствия стоимости отчужденного по договору купли-продажи транспортного средства рыночной стоимости, а во втором финансовым управляющим не доказано, что к моменту совершения сделки другая сторона сделки знала или должна была знать о цели должника причинить вред имущественным правам кредиторов должника.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве, сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка).
Неравноценным встречным исполнением обязательств будет признаваться, в частности, любая передача имущества или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств.
Для признания сделки недействительной на основании данной нормы не требуется, чтобы она уже была исполнена обеими или одной из сторон сделки, поэтому неравноценность встречного исполнения обязательств может устанавливаться исходя из условий сделки; неравноценное встречное исполнение обязательств другой стороной сделки имеет место, в частности, в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия на момент ее заключения существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки; при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота (абзацы 2 - 4 пункта 8 Постановления N 63).
На основании пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве может быть оспорена также сделка, условия которой формально предусматривают равноценное встречное исполнение, однако должнику на момент ее заключения было известно, что у контрагента по сделке нет и не будет имущества, достаточного для осуществления им встречного исполнения.
Таким образом, для признания сделки недействительной по основанию, указанному в пункте 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, конкурсному управляющему необходимо доказать, а суд должен установить следующие обстоятельства:
- сделка заключена в течение года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления (данный срок является периодом подозрения, который устанавливается с целью обеспечения стабильности гражданского оборота);
- неравноценное встречное исполнение обязательств.
Бремя доказывания совершения сделки с неравноценным встречным исполнением возложено на конкурсного управляющего должника (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2020 N Ф05-1413/2020 по делу N А40-128093/2018).
Между тем, финансовым управляющим в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия стоимости отчужденного по договору купли-продажи транспортного средства рыночной стоимости.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что цена транспортного средства, не соответствует цене аналогичны сделок, совершаемых в сравнимых обстоятельствах, а именно иных совершенных договоров для сравнения, в материалы обособленного спора также не представлено. В ходе рассмотрения обособленного спора финансовый управляющий правом на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы не воспользовался.
Вывод суда первой инстанции обоснован, поскольку в материалы дела не представлены доказательства оценки автомобиля. Кроме того, следует учитывать состояние автомобиля в период отчуждения.
При этом факт последующего отчуждения ответчиком на торгах спорного транспортного средства за 3 510 000,00 руб., по мнению суда, не свидетельствует о неравноценности встречного исполнения по сделке, поскольку транспортное средство могло быть отчуждено ответчиком после произведения ремонтных или иных работ, направленных на повышение покупательской привлекательности транспортного средства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что финансовым управляющим не представлены документальные доказательства неравноценности сделки, оснований для признания сделки недействительной на основании пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника, либо совершена при наличии одного из условий:
- стоимость переданного в результате совершения сделки или нескольких взаимосвязанных сделок имущества либо принятых обязательства и (или) обязанности составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов должника, а для кредитной организации - десять и более процентов балансовой стоимости активов должника, определенной по данным бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату перед совершением указанных сделки или сделок;
- должник изменил свое место жительства или место нахождения без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения, либо скрыл свое имущество, либо уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской и (или) иной отчетности или учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения должником обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;
- после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом либо давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления N 63, для признания сделки недействительной по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки (с учетом пункта 7 данного Постановления).
При определении вреда имущественным правам кредиторов следует иметь в виду, что в силу абзаца тридцать второго статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63, согласно абзацам второму - пятому пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Установленные абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует исходить из содержания этих понятий, данного в абзацах тридцать третьем и тридцать четвертом статьи 2 Закона о банкротстве.
Согласно указанным положениям статьи 2 Закона о банкротстве, недостаточность имущества - превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Финансовым управляющим не доказано, что к моменту совершения сделки другая сторона сделки знала или должна была знать о цели должника причинить вред имущественным правам кредиторов должника.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления N 63, в силу абзаца первого пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предполагается, что другая сторона сделки знала о совершении сделки с целью причинить вред имущественным правам кредиторов, если она признана заинтересованным лицом (статья 19 этого Закона) либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Данные презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
При решении вопроса о том, должна ли была другая сторона сделки знать об указанных обстоятельствах, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям оборота осмотрительность, установить наличие этих обстоятельств.
В силу статьи 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику признается лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства того, что на момент совершения спорного договора ответчик являлся заинтересованным лицом по отношению к должнику применительно к ст. 19 Закона о банкротстве.
Кроме того, доказательства фактической аффилированности должника и ответчика на дату совершения спорной сделки, в нарушение ст. 65 АПК РФ, лицами, участвующими в обособленном споре в материалы дела не представлены.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания сделки недействительной.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2021 по делу N А40- 317149/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу финансового управляющего Чулюканова В.Ю. - Голубович Е.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
Ю.Л. Головачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317149/2018
Должник: Чулюканов В,Ю., Чулюканов Вячеслав Юрьевич
Кредитор: Аллабердина Г. А., Астафьев Дмитрий Владимирович, Бронников Денис Александрович, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО Г. МОСКВЕ, Конкурсный управляющий АКБ "ФИНПРОМБАНК" (ПАО) в лице ГК "Агентство по страхованию вкладов", ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Стучевский Ефраим Григорьевич
Третье лицо: Балаклайкин Евгений Александрович, Голубович Е.В., Замоскворецкий отдел ЗАГС, Лёвин Илья Андреевич, Нижевенко Константин Иосифович, Ниженко Константин Иосифович, Орлов Николай Анатольевич, Сафаян Артур Гаригенович, СРО УрСО АУ, Ф/у Шафранов А.П., Чулюканова Елена Борисовна, Шидловский Василий Викторович
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26422/2021
24.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26422/2021
14.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78163/2021
02.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66924/2021
01.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66835/2021
16.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26422/2021
17.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44108/2021
12.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8199/2021
16.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71913/20
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-188/2021
29.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317149/18
14.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317149/18