г. Томск |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А45-35287/2021 |
Резолютивная часть постановления суда объявлена 17 июля 2023 г.
Полный текст постановления суда изготовлен 24 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Апциаури Л.Н.,
Иванова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" в лице конкурсного управляющего Пархоменко Александра Анатольевича (07АП-1370/22(24)) на определение от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35287/2021 (судья Белкина Т.Ю.) о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ИНН 5410772955, ОГРН 1125476156211, адрес 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д.5, офис В-701),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" о включении требования в реестр требований кредиторов должника,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Айсберг" - Маняков О.О. по доверенности от 15.03.2023;
от ООО "Экосервис" - Морокина Н.А. по доверенности от 02.03.2023;
ООО "Экология-Новосибирск" - Пономаренко Д.С. по доверенности от 06.03.2023;
от иных лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
в деле о несостоятельности (банкротстве) должника - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Экология-Новосибирск" 15.11.2022 в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось ООО "Айсберг" с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 101 872 480 руб. - суммы неосновательного обогащения, образовавшегося за период с 01.01.2020 по 27.12.2021.
Определением от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявления отказано.
С судебным актом не согласилась заявитель, обратившаяся в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда, принять новый судебный акт о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии у должника обязанности принимать меры к приобретению контейнеров. Судом не учтено, что расходы на приобретение контейнеров были включены в структуру единого тарифа по обращению с отходами с 2020 года, однако, с января 2020 года и до апреля 2022 года должник вместо приобретения собственных контейнеров и их размещения в местах накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), безвозмездно использовал контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным лицам, в том числе ООО "Айсберг". Запросы о возможности установки контейнеров, по мнения апеллянта, представляют собой оферту на заключение договора аренды контейнера, ответ должника на соответствующий запрос и принятие мер к установке контейнеров представляли собой акцепт. Иными словами, между должником и кредитором фактически был заключен договор аренды контейнеров на неопределенный срок. Договоры на транспортирование ТКО, заключенные в должником, не возлагали на ООО "Айсберг" (оператора) обязанности приобретать и устанавливать контейнеры в местах накопления ТКО. Правоотношения сторон, в рамках которых Кредитор по запросу Должника устанавливал контейнеры в местах накопления ТКО, выходят за пределы предмета договора на транспортирование ТКО. В связи с чем, расходы на приобретение контейнеров и их установку кредитором не могут быть отнесены к расходам, связанным с исполнением договоров на транспортирование ТКО.
В отзыве на жалобу конкурсный управляющий должником просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Принявшие участие в судебном за заседании представители апеллянта и должника поддержали изложенные выше позиции; представитель кредитора ООО "Экосервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, личное участие и явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу при существующей явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что дело о банкротстве ООО "Экология-Новосибирск" возбуждено 27.12.2021; определением от 07.10.2022 (резолютивная часть от 03.10.2022) в отношении должника введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утверждена Курочка Ирина Владимировна.
15.10.2022 в газете "Коммерсантъ" опубликованы сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства - внешнего управления. 05.10.2022 аналогичные сведения опубликованы на сайте ЕФРСБ.
Постановлением от 02.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение от 07.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области отменено в части утверждения внешнего управляющего, вопрос направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Определением от 13.12.2022 внешним управляющим должником утвержден Баряев Владислав Александрович.
Решением от 06.03.2023 (резолютивная часть) ООО "Экология-Новосибирск" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Баряев В.А.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением, ООО "Айсберг" указало, что 25.07.2018 между ООО "Экология-Новосибирск" (Региональный оператор) и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области. Предметом данного Соглашения является обеспечение Региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, включающей в себя сбор, в том числе раздельный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 19 Раздела 2 "Обязанности сторон" Региональный оператор обязан создавать условия для сбора ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных территориальной схемой.
Пунктом 10 Правил обращения с ТКО. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 N 1156, установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ N 1156 от 15.11.2016, осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 Постановления N 1156).
Согласно пп. 6 п. 8 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, утвержденных постановлением правительства Новосибирской области N 178-п от 11.05.2017 основной функцией регионального оператора по обращению с ТКО является создание условий для сбора ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных территориальной схемой.
Накопление ТКО должно осуществляться в контейнеры на контейнерных площадках, а КГО-в бункеры, что предусматривалось действовавшими в спорный период СанПиН 42-128-4690-88 (п.п.2.2.1. 2.2.2). СанПиН 2.1.7.3550-19 (п.п.2.1, 2.4.). СанПиН 2.1.3684-21 (п.п.3.6).
Согласно пункту 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, необходимая валовая выручка регионального оператора в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1 % от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.01.2019 N 12-47/928 "Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 N П9-68084".
Таким образом, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (письмо Минстроя от 03.04.2019 "О новой системе по обращению с ТКО"). При этом размер предельных расходов на аренду контейнеров и бункеров для накопления ТКО нормативно не определен.
23.12.2019 между ООО "Айсберг" и Должником были заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 08/03/19-1, N 08/03/19-3, N 08/03/19-4, N 08/03/19-5, N 08/03/19-6.
Согласно пунктам 1.1. каждого из заключенных Договоров, Кредитор обязался осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, отходов потребления на производстве, подобных коммунальным IV-V классов опасности (ТКО), а Должник оплачивать такие услуги. Срок оказания услуг по транспортированию - с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно по каждому из Договоров.
Кредитор, в связи с исполнением вышеуказанных договоров, предоставил в фактическое пользование Должнику мусорные контейнеры в количестве 3 557 ед.
Контейнеры были установлены Кредитором в интересах Должника с целью соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты окружающей среды на территории Новосибирской области на контейнерных площадках.
По мнению заявителя, в период с 01.01.2020 Должник фактически пользовался имуществом, принадлежащим Кредитору, при этом договорные отношения между сторонами отсутствовали. При этом Должник не обращался к Кредитору с уведомлением о предложении или намерении заключить договор аренды контейнеров.
Размер платы за использование имущества (мусорных контейнеров) Кредитора составляет 1 200 руб./мес., в том числе НДС 20% (200 руб.) за 1 контейнер объемом 0,66 куб. м, 0,77 куб. м и 1 куб. м.
Далее, 29.04.2022 между Должником и Кредитором заключен договор аренды движимого имущества (мусорных контейнеров) N 13/А/2020.
Адреса контейнерных площадок, объемы контейнеров и их количество указаны в приложении к договору аренды от 29.04.2022. Установка контейнеров была произведена по тем же адресам, которые указаны в приложении, и до заключения договора аренды 29.04.2022, то есть в период с 01.01.2020 по 29.04.2022.
Таким образом, принимая во внимание, что ООО "Экология-Новосибирск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области и осуществляет деятельность с 01.01.2019, при этом, накопление ТКО должно осуществляться в контейнеры, бункеры на контейнерных площадках, мусороприемные камеры, пакеты или другие емкости, ООО "Айсберг" с 01.01.2020 в интересах Регионального оператора на территории Новосибирской области установлены контейнеры в количестве 3 557 штук. При этом, Региональный оператор в отсутствие договорных отношений фактически пользовался имуществом, принадлежащим Заявителю, без внесения платы, что является неосновательным обогащением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у должника - Регионального оператора отсутствует обязанность приобретать контейнеры. Кроме этого, должник не пользовался имуществом, принадлежащем заявителю.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Положениями статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора.
Из положений Закона N 89-ФЗ, а также из Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), утвердившего форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не следует обязанность регионального оператора приобретать контейнеры и бункеры для накопления ТКО.
Основы ценообразования, на которые ссылается заявитель, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения. Приобретение региональным оператором контейнеров и бункеров в пределах средств, учтенных в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, касается вопроса обоснованности установленного тарифа по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регионального оператора определяется, в том числе, с учетом расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание. При этом, такие расходы учитываются в размере, не превышающем 1 % НВВ на очередной период регулирования.
В структуре НВВ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области (далее - тариф) на 2019 год, утвержденного приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2018 N 769-ЖКХ, расходы на приобретение контейнеров для накопления ТКО для потребителей не были предусмотрены.
Несмотря на это ООО "Экология-Новосибирск" в 2019 году были приобретены контейнеры на сумму 19 258 288,05 руб.
Указанные расходы были в последующем компенсированы органом регулирования в 2021 году (доклад к протоколу заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2021 N 56).
18.12.2019 приказом N 702-ЖКХ департамента по тарифам Новосибирской области установлен тариф на 2020 год. В составе НВВ регионального оператора предусмотрены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и их содержание в размере 29 140 840 руб. При внесении органом регулирования изменений в указанный приказ (приказ от 27.08.2020 N 185-ЖКХ), расходы по указанной позиции были пересмотрены и составили в структуре НВВ 24 245 610 руб., что составляет менее 1 % расходов в структуре НВВ.
При этом в докладе к протоколу заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 27.08.2020 N 32 на странице 5 установлено и отражено, что в 2019 году ООО "Экология-Новосибирск" приобретено контейнеров на сумму 19 258,29 тыс. руб.; в 2020 году по состоянию на 27.07.2020 приобретено контейнеров на сумму 18 341,01 тыс. руб. Копию доклада прилагаем.
18.12.2020 приказом N 571-ЖКХ установлен тариф на 2021 год, согласно докладу к протоколу заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2021 N 56 расходы на приобретение и содержание контейнеров на 2021 год заложены в размере 20 590 040 руб.
16.12.2021 приказом N 518-ЖКХ установлен тариф на 2022 год, согласно докладу к протоколу заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2021 N 53 расходы на приобретение и содержание контейнеров на 2022 год заложены в размере 57 199,85 тыс. руб.
Суммарно на основании приказов департамента по тарифам Новосибирской области расходы ООО "Экология-Новосибирск" на приобретение и содержание контейнеров в составе тарифа на 2020-2022 годы составили 121 294 тыс. руб., из них за 2020 и 2021 годы суммарно - 44 835 650 руб., а не 73 269 917, 22 руб., как утверждает Заявитель.
Фактические же затраты ООО "Экология-Новосибирск" на приобретение контейнеров за период 2019-2022 года составили 181 864 514,05 руб., что превышает заложенные в тариф расходы. Всего приобретено 14 050 контейнеров.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, а также пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пункты 1.3, 2.2.4.5 Правил благоустройства территории г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.09.2017 N 469 относят к объектам благоустройства контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов, а также определяют лиц, ответственных за благоустройство территории города Новосибирска, к которым относятся физические и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, зданий (помещений в них), сооружений и т.д., а также лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, но несущие права и обязанности возникшие из заключенных ими договоров.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен Многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу подпункта "д" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения... надлежащего. содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290)).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под "организацией" понимается создание мест-площадок накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12:6-6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711 /пр (в настоящее время Минстроем России утверждены и действуют Общие рекомендации на 2018-2022 годы).
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая приобретение контейнеров, их установку, а также обслуживание и очистку контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, контейнеры должны приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО. органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Пунктом 90 Основ ценообразования допускается (а не возлагается обязанность) приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО.
При включении в тариф регионального оператора расходов на приобретение контейнеров, такие расходы будут в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Данная норма права ни в коей мере не снимает обязанности с собственника земельного участка и управляющих организаций на установку контейнеров в месте накопления ТКО.
Более того, расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО не были предусмотрены органом регулирования при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019 год, что подтверждается письмом департамента по тарифам Новосибирской области N 814-10133 от 15.04.2020.
В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров" разъяснено, что Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
В письме Минстроя России от 19.03.2019 N 9424-МЕ/06 также указано, что организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Если контейнерная площадка входит в состав общего домового имущества, то контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. Затраты на покупку контейнеров входят в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
С учетом изложенных обстоятельств, а также актуальной судебной практики судом первой инстанции сделан об основанный вывод об отсутствии у Регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров для накопления ТКО.
Кроме этого, суд первой инстанции пришел к выводу, что должник не пользовался имуществом, принадлежащим заявителю.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
По смыслу названной нормы при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения суд должен установить как факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счет истца, так и отсутствие у него для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства:
- факт получения (использования) ответчиком имущества, принадлежащего истцу;
- факт пользования ответчиком этим имуществом;
- размер переданного имущества;
- период пользования спорным имуществом в целях определения размера неосновательного обогащения.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о приобретении Региональным оператором за счет заявителя контейнеров и бункеров для накопления ТКО.
До момента подачи в суд заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 152 254 000 руб. заявитель никогда не обращался к Региональному оператору с предложением о заключении какого-либо договора в отношении контейнеров для накопления ТКО, не предъявлял претензий в адрес Регионального оператора о необходимости оплаты за пользование контейнерами, не выставлял счета на оплату.
Оплаты со стороны Регионального оператора за пользование контейнерами никогда не производились и не могли производиться ввиду того, что только из заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 101 872 480 руб. Региональный оператор узнал о том, что по мнению Заявителя обязан был оплачивать в период с 01.01.2020 по 29.04.2022 использование контейнеров, установленных Заявителем в местах накопления ТКО на территории Новосибирской области, для потребителей.
Суд первой инстанции правомерно согласился с возражениями должника о том, что ни одно из представленных писем не подтверждает наличие правоотношений между Региональным оператором и Заявителем в части пользования контейнерами.
Таким образом, ни из одного из представленных Заявителем писем не следует, что Региональный оператор просил предоставить ему в пользование контейнеры, напротив, из писем следует, что поступили обращения от потребителей/управляющих компаний с просьбой установить им контейнеры для пользования.
Ввиду того, что у Регионального оператора отсутствовали контейнеры, которые он мог бы предоставить потребителям, сложилась практика, когда именно операторы по транспортированию ТКО, в том числе и для своего удобства при погрузке ТКО устанавливали в места накопления принадлежащие им контейнеры, которые соответствовали техническим характеристикам мусоровозов операторов для погрузки ТКО из контейнеров.
В соответствии с действующим законодательством (подробнее в пункте 1 настоящего отзыва) именно собственники земельного участка (органы местного самоуправления, физические и юридические лица), а также управляющие организации обязаны организовать место накопления ТКО, соответствующее требованиям закона, в том числе с установкой необходимого количества контейнеров для накопления ТКО.
Согласно п. 2 Правил N 1156 "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
Из пункта 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО только с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления.
"Погрузка твердых коммунальных отходов" - перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 2 Правил N 1156);
Следовательно, Региональный оператор не осуществляет складирование ТКО в контейнеры, пользование контейнерами осуществляют собственники ТКО.
С целью соблюдения требований законодательства в сфере обращения с ТКО именно собственники земельных участков обязаны приобрести контейнеры для накопления ТКО в собственность либо владеть ими на ином законном основании (аренда, пользование и т.д.).
Учитывая, что контейнеры заявителем устанавливались в местах накопления по заявлениям потребителей/управляющих организаций, использовались именно потребителями для накопления ТКО (что и подтверждает представленная Заявителем переписка), предъявленное Региональному оператору требование должно быть адресовано лицам, в пользовании которых находились контейнеры.
В суде первой инстанции конкурсным управляющим должником даны пояснения относительно заключения договора аренды движимого имущества (контейнеров) между Заявителем и Региональным оператором 29.04.2022, согласно которым, большой объем используемых контейнеров принадлежал не собственникам земельных участков, как того требует законодательство, а иным лицам, в том числе операторам по транспортированию ТКО, установившим на контейнерных площадках свои контейнеры, которыми пользовались потребители.
Конкурсный управляющий должником также пояснил, что в апреле 2022 года остро встал вопрос об обеспечении контейнерных площадок на территории Новосибирской области контейнерами, так как поступила информация о том, что собственники контейнеров намерены их изъять с контейнерных площадок, что неизбежно повлекло бы наступление неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, так как потребители в отсутствие контейнеров были бы вынуждены складировать ТКО навалом на контейнерных площадках/земельных участках, а водители мусоровозов осуществлять загрузку таких отходов вручную.
С учетом возникшей в это же время ситуацией, широко освещавшейся в СМИ, связанной с забастовкой водителей мусоровозов одного из операторов по транспортированию ТКО на территории нескольких районов г. Новосибирска, по причине которой возникли перебои в транспортировании ТКО, снятие 8 000 контейнеров с контейнерных площадок привело бы к санитарно-эпидемиологической катастрофе.
В связи с чем, на совещании в Правительстве Новосибирской области 25.04.2022 (протокол совещания представлен в материалы дела заявителем - приложение N 12 к Ходатайству о приобщении дополнительных документов от 20.12.2022) было принято решение о необходимости заключения договора аренды контейнеров для ТКО между Региональным оператором и АО "МКС Новосибирск" до момента установки контейнеров, приобретенных Региональным оператором. Также было рекомендовано АО "МКС Новосибирск" не предпринимать мер по снятию контейнерного парка с мест (площадок) накопления ТКО.
Угроза снятия контейнеров также была высказана самим Заявителем в письме N 14 от 12.05.2022 (приложение N 10 к Ходатайству о приобщении дополнительных документов от 20.12.2022, представленному Заявителем).
Таким образом, с учетом пояснений судом верно указано, что заключение договора аренды контейнеров 29.04.2022 было вынужденной мерой, решение о которой было принято на правительственном уровне, и вовсе не подтверждает обоснованность требований Заявителя о наличии у Регионального оператора обязанности оплатить использование потребителями контейнеров в период с 01.01.2020 по 29.04.2022 в размере 101 872 480 руб., что Заявитель считает неосновательным обогащением со стороны Регионального оператора.
Заявитель заявляет о начале предполагаемого пользования Региональном оператором контейнерами с 01.01.2020, обосновывая указанную дату только датой начала оказания услуг по транспортированию ТКО заявителем по заключенным с региональным оператором.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель обращается к ненадлежащему лицу, поскольку контейнерами пользовались собственники помещений, зданий, сооружений, а не должник.
Кроме того, размещение контейнеров Заявителем производилось на территории, с которой им самим производилась транспортировка отходов по договорам с Должником в период с 01.01.2020.
Согласно условиям данных договоров, Стороны (Заявитель и Должник) не только согласовали цену вывоза 1 куб. м отходов из мест накоплений (в зависимости от района обслуживания), но и отдельно оговорили, что в стоимость услуг включены все расходы Исполнителя (ООО "Айсберг"), связанные с исполнением им договора. следовательно, расходы Заявителя уже включены в стоимость услуг по транспортировке ТКО по вышеуказанным договорам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что требование ООО "Айсберг" о взыскании неосновательного обогащения с должника является не обоснованным, в связи с чем отсутствуют правовые основания для включения их в реестр требований кредиторов должника.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, не усматривая оснований для их переоценки, поскольку названные выводы в достаточной степени мотивированы, соответствуют нормам права.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, содержащий правильные выводы.
Иные доводы жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу определение суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены определения не имеется.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35287/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" в лице конкурсного управляющего Пархоменко Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.Н. Апциаури |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35287/2021
Должник: ООО "Экология-Новосибирск"
Кредитор: ООО "Экология-Новосибирск"
Третье лицо: АКБ "Национальный залоговый банк", АО банк "Северный морской путь", АО "БКС Банк", АО "ЭЛЕКТРОМАГИСТРАЛЬ", Временный управляющий Шумкин Евгений Михайлович, Железнодорожный районный суд, Клемешов Олег Владимирович, Коммерческий Банк "Нефтяной Альянс", КУ Ершова Ольга Равиловна, КУ Лебедев Сергей Викторович, МУП Г.НОВОСИБИРСКА "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО", МУП " СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО", ООО "Айсберг", ООО "ЗЕВЕЛЬ", ООО "ИНДРАЙВ", ООО К/У "Сибирская Эколого=Сервисная Компания" Лебедев Лергей Викторович, ООО "Компания проектного финансирования", ООО КУ "Эко-Лайн" - Ершова Ольга Равиловна, ООО "ЛАТРАНС", ООО "ЛаТранс" в лице конкурсного управляющего Клемешова Олега Владимировича, ООО "НОВОСИБСПЕЦТРАНС", ООО "ПРОГРЕСС", ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ВИС", ООО "РусЭкоГрупп", ООО "СИБИРСКАЯ ЭКОЛОГО-СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Система технико-аналитического контроля", ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РОДНИК", ООО "ТБО", ООО "ЭКО-ЛАЙН", ООО "ЭКОСЕРВИС", ООО "ЭКОТРАНС-Н", ОСП по Центральному району г.Новосибирска, ПАО "Сбербанк России" Новосибирское отделение N 8047, ПАО "Совкомбанк", Руководитель Спирин Максим Владимирович, Седьмой арбитражный апелляционный суд, Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс", Управление Росреестра по Новосибирской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, УФНС по НСО
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
05.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
25.10.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
07.10.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
17.09.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
05.09.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
02.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
26.08.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
21.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
14.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
13.08.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
07.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
05.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
31.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
22.07.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
12.07.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
03.07.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
07.06.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
03.06.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
29.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
21.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
20.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
16.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
14.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
24.04.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
19.04.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
15.04.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
06.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
05.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
06.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
01.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
01.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
31.01.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
30.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
20.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
11.12.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
07.12.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
05.12.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
04.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
22.11.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
22.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
15.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
23.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
11.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
09.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
21.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
20.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
04.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
22.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
07.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
07.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
26.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
24.07.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
10.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
05.07.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35287/2021
05.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
04.07.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
06.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
05.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
22.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
19.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
11.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
02.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
27.04.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
10.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-344/2023
15.03.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
10.03.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
10.03.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35287/2021
02.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
05.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
04.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022
28.03.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1370/2022