Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/883 от 17 апреля 2019 г.
о портовых приемных сооружениях для доставки отходов с судов, а также об изменении Директивы 2010/65/ЕС и об отмене Директивы 2000/59/EC*(1)
(Страсбург, 17 апреля 2019 г.)
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 100(2) указанного Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии;
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам;
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам*(2);
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(3);
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Морская политика Союза направлена на обеспечение высокого уровня безопасности и охраны окружающей среды. Этого можно достичь посредством соблюдения международных конвенций, кодексов и резолюций, в то же время придерживаясь свободы навигации, как предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву ("UNCLOS").
(2) Четырнадцатая цель устойчивого развития ООН обращает внимание на загрязнение морским мусором и питательными веществами, на истощение ресурсов и изменение климата, причиной которых является главным образом деятельность человека. В свою очередь, данные угрозы оказывают давление на экосистемы, такие как биоразнообразие и природные инфраструктуры, одновременно создавая глобальные социально-экономические проблемы для здравоохранения и безопасности, а также финансовые риски. Союз должен работать над охраной морских видов и над поддержкой людей, зависящих от океанов либо в плане трудовой занятости, либо в отношении ресурсов, либо в плане проведения досуга.
(3) Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов ("Конвенция MARPOL") предусматривает общий запрет на выброс отходов с судов в море, а также регулирует условия, при которых определенные типы отходов могут сбрасываться в морскую среду. Конвенция MARPOL требует, чтобы государства-участники обеспечивали предоставление надлежащих приемных сооружений в портах.
(4) Союз стремится к имплементации разделов Конвенции MARPOL посредством Директивы 2000/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(5), применяя подход, основанный на использовании портов. Директива 2000/59/ЕС направлена на согласование интересов морского транспорта с охраной морской среды.
(5) В последние две декады в Конвенцию MARPOL и ее Приложения были внесены важные изменения, которые установили более строгие нормы и запреты на выброс отходов с судов в море.
(6) Приложение VI к Конвенции MARPOL установило нормы выбросов для новых категорий отходов, в частности, от систем очистки отработанного топлива, состоящих из нефтяных остатков и из спускаемых вод. Данные категории отходов должны быть включены в сферу действия настоящей Директивы.
(7) Государства-члены ЕС должны продолжать работу на уровне Международной морской организации ("IMO") в целях всестороннего рассмотрения последствий выбросов отработанных вод из скрубберов открытого контура, включая меры по противодействию возможным последствиям.
(8) Государства-члены ЕС должны поощряться за принятие надлежащих мер в соответствии с Директивой 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(6), включая запреты на выброс отработанных вод из скрубберов открытого контура и некоторых остатков грузов в их территориальных водах.
(9) Первого марта 2018 г. IMO приняла пересмотренное Консолидированное Руководство для провайдеров услуг приемных сооружений порта и их пользователей (MEPC.1/Circ. 834/Rev.1) ("Консолидированное Руководство IMO"), которое включает стандартные форматы для уведомлений об отходах, для подтверждения получения доставленных отходов, для сообщений о предполагаемых несовершенствах портовых приемных сооружений, а также для требований к отчетности приемных сооружений.
(10) Несмотря на указанные регулятивные изменения, выбросы отходов в море все еще случаются и требуют значительных природоохранных, социальных и экономических затрат. Это происходит вследствие сочетания факторов, а именно: не всегда надлежащие портовые приемные сооружения доступны в портах, обеспечение исполнения часто бывает недостаточным и отсутствуют достаточные стимулы для доставки отходов на берег.
(11) Директива 2000/59/ЕС внесла вклад в повышение объемов отходов, доставляемых в портовые приемные сооружения, inter alia, посредством обеспечения покрытия затрат на данные сооружения судами, независимо от фактического использования ими данных сооружений, и таким образом стала инструментом сокращения выбросов отходов в море, как было отмечено в оценке указанной Директивы, выполненной в рамках Программы соответствия и выполнения нормативных показателей ("Оценка REFIT").
(12) Оценка REFIT также продемонстрировала, что Директива 2000/59/ЕС не была в полной мере эффективной вследствие несоответствий правовым положениям Конвенции MARPOL. Кроме того, государства-члены ЕС разработали различные интерпретации ключевых концепций в данной Директиве, таких как соответствие сооружений, предварительное уведомление об отходах, обязательная доставка отходов в портовые приемные сооружения и исключения для судов при перевозках по графику. Оценка REFIT потребовала большей гармонизации данных концепций и полного соответствия Конвенции MARPOL во избежание избыточной административной нагрузки на порты и на пользователей портов.
(13) В целях приведения Директивы 2005/35/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(7) в соответствие релевантным положениям Конвенции MARPOL в отношении норм выбросов Европейской Комиссии следует оценить желательность пересмотра данной Директивы, в частности, посредством расширения сферы ее действия.
(14) Морская политика Союза должна быть направлена на достижение более высокого уровня охраны морской среды, принимая во внимание разнообразие морских пространств в Союзе. Она должна основываться на таких принципах, как предпочтение превентивных действий и приоритетное исправление вреда, нанесенного морской среде, в источнике, а также на принципе "загрязнитель платит".
(15) Настоящая Директива должна служить инструментом для применения основного природоохранного законодательства и принципов, применяемых к портам и управлению отходами с судов. В частности, Директивы 2008/56/ЕС*(8) и 2008/98/ЕС*(9) Европейского Парламента и Совета ЕС являются релевантными документами в данном отношении.
(16) Директива 2008/98/ЕС устанавливает основные принципы управления отходами, включая принцип "загрязнитель платит", и иерархию отходов, которая отдает предпочтение повторному использованию и повторной переработке отходов перед другими формами восстановления и утилизации отходов, а также требует установления систем для раздельного сбора отходов. Кроме того, концепция расширенной ответственности производителя является руководящим принципом законодательства Союза в отношении отходов, на основании которого производители несут ответственность за воздействие своих продуктов на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла данных продуктов. Указанные обязательства также применяются к управлению отходами с судов.
(17) Раздельный сбор отходов с судов, включая пришедшие в негодность рыболовецкие снасти, необходим для обеспечения их дальнейшего восстановления в целях подготовки для повторного использования или повторной переработки на последующих этапах цепочки по управлению отходами и для предотвращения причинения вреда живой природе моря и окружающей среде. Отходы часто сортируются на борту судов в соответствии с международными нормами и стандартами, и законодательство Союза должно обеспечить, чтобы на данные усилия по сортировке отходов на борту не оказывал негативного влияния недостаток условий для раздельного сбора на берегу.
(18) Каждый год значительное количество пластика выбрасывается в моря и океаны Союза. Хотя в большинстве морских пространств источником преобладающей части морского мусора является деятельность на суше, индустрия перевозок, включая рыболовный и рекреационный сектора, также является существенным источником выбросов отходов, включая пластик и пришедшие в негодность рыболовецкие снасти, поступающих непосредственно в море.
(19) Директива 2008/98/ЕС призывает государства-члены ЕС прекратить выбросы морского мусора, делая тем самым вклад в Цели устойчивого развития ООН для предотвращения и значительного сокращения загрязнения морской среды всех видов.
(20) В Сообщении от 2 декабря 2015 г., озаглавленном "Замыкая цепь - План действий ЕС по внедрению циркулярной экономики" Европейская Комиссия признала особую роль, которую должна сыграть Директива 2000/59/ЕС в указанном отношении, обеспечивая наличие надлежащих сооружений для приемки отходов и предусматривая необходимый уровень стимулирования и принудительную доставку отходов на береговые сооружения.
(21) Офшорные установки являются одним из источников морского мусора. По этой причине государствам-членам ЕС следует принять надлежащие меры по доставке отходов с офшорных установок, плавающих под их флагом и/или функционирующих в их водах, и обеспечить соблюдение строгих норм выбросов, применяемых к офшорным установкам, установленных в Конвенции MARPOL.
(22) Отходы, в частности, пластиковые отходы, из рек являются одним из основных источников морского мусора, который включает выбросы с судов внутреннего плавания. Следовательно, к данным судам должны применяться более строгие нормы выбросов и доставки. В настоящее время указанные нормы устанавливаются релевантной Речной комиссией. Однако деятельность внутренних портов регулируются законодательством по отходам Союза. В целях продолжения усилий по гармонизации законодательных рамок для внутренних водных путей Союза Европейской Комиссии предлагается оценить режим Союза в отношении норм выбросов и доставки судами внутреннего плавания, принимая во внимание Конвенцию о сборе, сдаче и приеме отходов, образующихся при судоходстве на Рейне и на других внутренних водных путях, от 9 сентября 1996 г. (CDNI).
(23) Регламент (ЕС) 1224/2009 Совета ЕС*(10) требует, чтобы рыболовные суда имели на борту оборудование для возвращения потерянных рыболовецких снастей. В случаях потери рыболовецких снастей капитан судна должен попытаться возвратить его как можно быстрее. Если потерянные рыболовецкие снасти не могут быть возвращены, капитан рыболовного судна должен проинформировать органы своего государства-члена ЕС флага в течение 24 часов. Затем государство-член ЕС флага должно проинформировать компетентный орган берегового государства-члена ЕС. Информация включает внешний идентификационный номер и название рыболовного судна, тип и местоположение потерянных рыболовецких снастей, а также меры, которые были приняты для их возвращения. Рыболовные суда короче 12 метров могут быть освобождены от указанного требования. В соответствии с предложением для Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС о внесении изменений в Регламент (ЕС) 1224/2009 Совета ЕС, отчет рыболовного судна должен заноситься в электронный судовой журнал, а от государств-членов ЕС требуется сбор и регистрация информации о потерянных рыболовецких снастях и предоставление ее Европейской Комиссии по запросу. Информация, собранная и доступная в акте о доставке отходов по пассивно выловленным отходам в соответствии с настоящей Директивой, также может сообщаться таким образом.
(24) В соответствии с Международной конвенцией о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, которая была принята IMO 13 февраля 2004 г. и которая вступила в силу 8 сентября 2017 г., все суда обязаны выполнять процедуры по управлению балластными водами в соответствии со стандартами IMO, а порты и терминалы, предназначенные для очистки и ремонта балластных цистерн, обязаны предоставлять достаточные сооружения для приема осадков.
(25) Портовое приемное сооружение считается достаточным, если оно отвечает потребностям судов использовать порт в обычном порядке без необоснованного промедления, что также указано в Консолидированном Руководстве IMO и в Руководстве IMO по обеспечению достаточности портовых приемных сооружений (Резолюция MEPC.83(44)). Достаточность относится к условиям эксплуатации сооружения в свете потребностей пользователя и к управлению сооружениями в отношении охраны природы в соответствии с законодательством Союза по отходам. В некоторых случаях может быть затруднительно оценить, удовлетворяет ли данному стандарту портовое приемное сооружение, расположенное за пределами Союза.
(26) Регламент (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) требует, чтобы пищевые отходы, если они получены с транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, уничтожались посредством сжигания или утилизировались посредством захоронения на авторизованных полигонах, включая отходы с заходящих в порты Союза судов, которые потенциально контактировали с субпродуктами животного происхождения на борту. Для того чтобы данное требование не ограничивало подготовку для повторного использования и повторной переработки отходов с судов, должны быть приложены усилия в соответствии с Консолидированным руководством IMO в целях улучшения разделения отходов во избежание потенциального заражения отходов, например отходов упаковки.
(27) Как установлено в Регламенте (ЕС) 1069/2009 совместно с Регламентом (ЕС) 142/2011 Европейской Комиссии*(12), внутрисоюзные перевозки не считаются международной эксплуатацией транспорта, и, следовательно, пищевые отходы, полученные при данных перевозках, не должны уничтожаться посредством сжигания. Однако данные внутрисоюзные перевозки считаются международными перевозками в соответствии с международным морским правом (Конвенция MARPOL и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS)). В целях обеспечения согласованности законодательства Союза необходимо следовать терминологии из Регламента (ЕС) 1069/2009 при определении понятий пищевых отходов, полученных с транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, и их обработки в соответствии с настоящей Директивой совместно с Регламентом (ЕС) 142/2011.
(28) В целях обеспечения достаточности портовых приемных сооружений необходимым является составление, осуществление и переоценка плана приема отходов и обращения с ними, которые основаны на консультациях со всеми релевантными сторонами. По практическим и организационным причинам соседние порты в одном географическом регионе могут выразить желание составить совместный план, охватывающий наличие портовых приемных сооружений в каждом порту, включенном в данный план, в то же время обеспечивая общие административные рамки.
(29) Может представлять интерес принятие и мониторинг плана приема отходов и обращения с ними для малых некоммерческих портов, таких как причалы и марины, с низким уровнем движения судов, состоящим только из прогулочных судов или используемых только периодически в течение года. Отходы из данных малых портов обычно находятся в ведении муниципальной системы управления отходами в соответствии с принципами, установленными в Директиве 2008/98/ЕС. Во избежание административной перегрузки местных органов власти и в целях содействия управлению отходами в указанных малых портах должно быть достаточно, чтобы отходы из данных портов включались в поток муниципальных отходов и чтобы управление ими осуществлялось соответствующим образом, чтобы информация о приемке отходов была доступна для пользователей порта, а также чтобы для освобожденных портов, внесенных в электронную систему, существовала возможность минимального уровня мониторинга.
(30) В целях эффективного подхода к решению проблемы морского мусора наиболее существенным является обеспечение правильного уровня стимулирования для доставки отходов в портовые приемные сооружения, в частности, отходов, как определено в Приложении V к Конвенции MARPOL ("Приложение V MARPOL об отходах"). Это может быть достигнуто посредством системы возмещения затрат, которая требует применения косвенного сбора. Данный косвенный сбор подлежит уплате независимо от доставки отходов и должен давать право на доставку отходов без дополнительных прямых затрат. На рыболовный и рекреационный секторы вследствие их участия в образовании морского мусора также должен распространяться косвенный сбор. Однако, если судно доставляет исключительное количество отходов, указанных в Приложении V MARPOL об отходах, особенно эксплуатационных отходов, которое превышает максимальную выделенную емкость хранилища, как указано в форме предварительного уведомления для доставки отходов, должна существовать возможность для применения дополнительного прямого сбора, подлежащего уплате в целях обеспечения того, чтобы затраты, относящиеся к получению данного исключительного количества отходов, не стали причиной непропорциональной нагрузки на систему возмещения затрат порта. Это также может применяться в случае, если заявленная выделенная емкость хранилища является чрезмерной или необоснованной.
(31) В некоторых государствах-членах ЕС установлены схемы для альтернативного финансирования затрат на сбор и управление отработанными рыболовецкими снастями или пассивно выловленными отходами на берегу, включая "схемы ловли мусора". Данные инициативы должны приветствоваться, и государства-члены ЕС должны поощряться за дополнение систем возмещения затрат, установленных в соответствии с настоящей Директивой, схемами ловли мусора, чтобы покрывать затраты на пассивно выловленные отходы. Таким образом, указанные системы возмещения затрат, которые основываются на применении 100% косвенного сбора для отходов, указанных в Приложении V MARPOL об отходах, за исключением остатков грузов, не должны создавать препятствий для участия рыболовных сообществ порта в существующих схемах доставки для пассивно выловленных отходов.
(32) Сбор должен быть снижен для судов, спроектированных, оборудованных или эксплуатируемых для минимизации отходов, следуя определенным критериям, которые должны быть разработаны посредством имплементационных полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию, в соответствии с Руководством IMO по имплементации Приложения V MARPOL об отходах и в соответствии со стандартами, разработанными Международной организацией по стандартизации. Сокращение отходов и их эффективная переработка могут быть достигнуты главным образом посредством эффективного разделения отходов на борту в соответствии с указанными Руководством и стандартами.
(33) Из-за своего типа коммерческой деятельности, который характеризуется частыми заходами в порты, морские перевозки на короткие расстояния при существующем режиме сталкиваются со значительными затратами на доставку отходов в портовые приемные сооружения, так как им приходится оплачивать сбор во всех без исключения портах заходов. В то же время перевозки недостаточно регулярны и осуществляются не по графику, чтобы быть квалифицированными для освобождения от сборов и доставки отходов на указанных основаниях. В целях ограничения финансовой нагрузки на сектор для судов должны быть установлены сниженные тарифы, основанные на типе перевозок, в которых они заняты.
(34) Остатки грузов остаются во владении собственника груза после разгрузки груза в терминале и могут иметь экономическую ценность. По данной причине остатки грузов не должны включаться в системы возмещения затрат и применения косвенного сбора. Доставка остатков грузов должна оплачиваться пользователем портового приемного сооружения, как указано в условиях договора между участвующими сторонами или в иных местных положениях. Остатки грузов также включают остатки нефтяных или вредных жидких грузов после операций по очистке, к которым применяются нормы выбросов Приложений I и II к Конвенции MARPOL и которые при определенных условиях, как установлено в данных Приложениях, не должны доставляться в порт во избежание излишних эксплуатационных затрат для судов и перегруженности в портах.
(35) Государства-члены ЕС должны поощрять доставку остатков, образующихся после промывки емкостей, содержащих стойкие, обладающие плавучестью вещества высокой вязкости, возможно, посредством соответствующего финансового стимулирования.
(36) Регламент (ЕС) 2017/352 Европейского Парламента и Совета ЕС*(13) включает предоставление портовых приемных сооружений как услугу в свою сферу действия. Он устанавливает правила прозрачности структур сборов, применяемых за использование портовых услуг, консультирования пользователей портов и процедуры подачи жалоб. Настоящая Директива выходит за пределы, установленные данным Регламентом, посредством установления более детальных требований для схемы и функционирования систем возмещения затрат для портовых сооружений, предназначенных для приема отходов с судов, и прозрачности структуры затрат.
(37) В дополнение к обеспечению стимулирования за доставку отходов эффективное исполнение обязательства по доставке отходов является первоочередной задачей и должно придерживаться подхода, основанного на оценке риска, для которого должен быть учрежден целевой механизм, основанный на оценке риска.
(38) Одним из основных препятствий для эффективного исполнения императивного обязательства по доставке отходов является различная интерпретация и реализация государствами-членами ЕС освобождения, основанного на достаточной вместимости хранения. Во избежание применения данного освобождения, отрицательно сказывающегося на основных целях настоящей Директивы, оно должно быть конкретизировано, в частности, в отношении следующего порта захода, а достаточная вместимость хранения должна определяться гармонизированным способом, основываясь на общей методологии и критериях. В тех случаях, когда трудно определить наличие достаточных портовых приемных сооружений в портах за пределами Союза, необходимо, чтобы компетентный орган внимательно рассматривал применение освобождения.
(39) Существует необходимость в дальнейшей гармонизации режима освобождений для судов, осуществляющих перевозки по графику с частыми и регулярными заходами в порты, в частности, разъяснение используемых терминов и условий, регулирующих данные освобождения. Программа соответствия и выполнения нормативных показателей REFIT выявила, что недостаток гармонизации условий и применения освобождений явился причиной излишней административной нагрузки для судов и портов.
(40) Мониторинг и исполнение должны быть облегчены посредством системы, основанной на электронной отчетности и электронном обмене информацией. В этой связи существующая система информации и мониторинга, учрежденная в соответствии с Директивой 2000/59/ЕС, должна быть усовершенствована и должна продолжать функционировать на основании существующих электронных систем обработки данных, в частности, Морской системы информации и обмена данными Союза (SafeSeaNet), учрежденной Директивой 2002/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(14), и Базы данных инспекций, учрежденной Директивой 2009/16/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(15) (THETIS). Указанная система также должна включать информацию о наличии в различных портах портовых приемных сооружений.
(41) Директива 2010/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(16) упрощает и гармонизирует административные процедуры, применяемые к морскому транспорту, делая более общей электронную передачу информации и придавая гибкость отчетным формальностям. В Валлеттской декларации о приоритетах морской транспортной политики ЕС до 2020 г., одобренной Советом ЕС в его заключении от 8 июня 2017 г., Европейской Комиссии предлагается разработать предложения по результатам пересмотра указанной Директивы. Консультации на уровне государств в отношении отчетных формальностей для судов проводились Европейской Комиссией с 25 октября 2017 г. до 18 января 2018 г. Семнадцатого мая 2018 г. Европейская Комиссия передала Европейскому Парламенту и Совету ЕС предложение для Регламента об учреждении среды единого европейского морского окна и об отмене Директивы 2010/65/ЕС.
(42) Конвенция MARPOL требует, чтобы государства-участники обновляли информацию о своих портовых приемных сооружениях и сообщали данную информацию IMO. В этой связи IMO учредила базу данных портовых приемных сооружений в рамках своей Глобальной интегрированной системы информации о судоходстве ("GISIS").
(43) В Консолидированном руководстве IMO предусматривает отчетность о предполагаемых недостатках портовых приемных сооружений. В соответствии с указанной процедурой судно должно сообщать о недостатках администрации государства флага, которое в свою очередь должно уведомить IMO и государство порта о случившемся. Государство порта должно провести проверку сообщения и соответствующим образом дать ответ, проинформировав IMO и государство флага, сообщившее о недостатках. Ввод данной информации о предполагаемых недостатках непосредственно в систему информирования, мониторинга и исполнения, предусмотренную в настоящей Директиве, позволит последовательно передавать данную информацию в GISIS, освобождая государства-члены ЕС как государства флага и как государства порта от их обязанности по сообщению информации IMO.
(44) Подгруппа по портовым приемным сооружениям, которая была учреждена в соответствии с Европейским форумом по устойчивому судоходству и которая собрала разнообразных экспертов в сфере загрязнения с судов и управления отходами с судов, была распущена в декабре 2017 г. в связи с межинституциональными переговорами. Поскольку данная подгруппа предоставила ценное руководство и экспертные знания Европейской Комиссии, желательно создать аналогичную экспертную группу, уполномоченную обмениваться опытом в отношении имплементации настоящей Директивы.
(45) Важно, чтобы любые санкции, установленные государствами-членами ЕС, исполнялись надлежащим образом и были эффективными, пропорциональными и оказывали сдерживающее воздействие.
(46) Надлежащие рабочие условия для персонала порта, занятого на портовых приемных сооружениях, имеют первостепенное значение для создания безопасного, эффективного и социально подотчетного морского сектора, который способен привлечь квалифицированных рабочих и обеспечить единое широкомасштабное пространство на территории Европы. Первичный и периодический тренинг персонала необходим в целях обеспечения качества услуг и защиты рабочих. Портовые органы власти и органы власти портовых приемных сооружений должны обеспечить, чтобы весь персонал получал необходимый тренинг для обретения знаний, существенных для их работы, особое внимание уделяя аспектам здоровья и безопасности для тех, кто имеет отношение к вредным материалам, а также чтобы нормативы данного тренинга регулярно обновлялись в целях соответствия требованиям технологической инновации.
(47) Полномочия, возложенные на Европейскую Комиссию по имплементации Директивы 2000/59/ЕС, должны быть обновлены в соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза (TFEU).
(48) Полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 TFEU должны быть делегированы Европейской Комиссии в отношении внесения изменений в Приложения к настоящей Директиве и в ссылки на международные акты в степени, необходимой для приведения их в соответствие с законодательством Союза, или в целях учета изменения на международном уровне, в частности, на уровне IMO; в отношении внесения изменений в Приложения к настоящей Директиве, когда это необходимо в целях улучшения мер по имплементации и мониторингу, установленных ею, в частности, в отношении эффективности уведомлений и доставки отходов, и надлежащего применения освобождений; а также, в исключительных обстоятельствах, если это надлежащим образом обосновано соответствующим анализом Европейской Комиссии и во избежание серьезной и недопустимой угрозы для морской среды, - в отношении внесения изменений в настоящую Директиву в степени, необходимой для того, чтобы не допустить указанной угрозы, в целях предотвращения при необходимости того, чтобы изменения в данных международных актах применялись в целях настоящей Директивы. Чрезвычайно важно, чтобы Европейская Комиссия проводила надлежащие консультации в течение подготовительной работы, в том числе на экспертном уровне, и чтобы данные консультации проводились в соответствии с принципами, установленными в Межинституциональном соглашении от 13 апреля 2016 г. по совершенствованию законодательной работы*(17). В частности, в целях обеспечения равного участия в подготовке делегированных актов Европейский Парламент и Совет ЕС получают все документы одновременно с экспертами государств-членов ЕС, и их эксперты систематически получают доступ к заседаниям экспертных групп Европейской Комиссии, занимающихся подготовкой делегированных актов.
(49) Для того чтобы предусмотреть методы расчетов достаточной выделенной вместимости хранения, разработать в целях предоставления сниженного сбора за прием отходов судам общие критерии для признания того, что конструкция судна, оборудование и эксплуатация демонстрируют, что оно производит сниженные объемы отходов и управляет своими отходами устойчивым и экологически безопасным способом; определить методологии для мониторинга данных об объеме и количестве пассивно выловленных отходов и формат для отчетов; определить конкретные элементы целевого механизма Союза, основанного на рисках, имплементационные полномочия должны быть возложены на Европейскую Комиссию. Указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС*(18).
(50) Поскольку цель настоящей Директивы, а именно охрана морской среды от выбросов отходов в море, не может быть успешно достигнута государствами-членами ЕС, но может по причинам масштабности деятельности быть эффективнее достигнута на уровне Союза, Союз вправе принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, как установлено в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, как установлено в данной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(51) Союз характеризуется региональными различиями на уровне портов, что также продемонстрировано в оценке территориального воздействия, выполненной Европейской Комиссией. Порты различаются на основании их географического местоположения, величины, административного устройства и вида собственности, и также характеризуются по типу судов, которые они обычно принимают. Кроме того, системы управления отходами отражают различия на муниципальном уровне и в инфраструктуре последующего управления отходами.
(52) Статья 349 TFEU требует, чтобы внимание уделялось особенностям наиболее отдаленных регионов Союза, таких как Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Майотта, Реюньон, Сен-Мартен, Азорские острова, Мадейра и Канарские острова. В целях обеспечения достаточности и доступности портовых приемных сооружений целесообразно, чтобы государства-члены ЕС оказывали региональную действующую помощь операторам портовых приемных сооружений или портовым органам властям в указанных регионах Союза для устранения постоянных помех, указанных в данной Статье. Региональная действующая помощь, оказываемая государствами-членами ЕС в данном отношении, освобождается от обязательств по предоставлению уведомления, установленного в Статье 108(3) TFEU, если в момент оказания помощи она удовлетворяет условиям, установленным в Регламенте (ЕС) 651/2014 Европейской Комиссии*(19), принятом на основании Регламента (ЕС) 994/98 Совета ЕС*(20).
(53) В этой связи Директива 2000/59/ЕС должна быть отменена,
Приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 17 апреля 2019 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
A. Tajani
От имени Совета ЕС
Председатель
G. Ciamba
------------------------------
*(1) Directive (EU) 2019/883 of the European Parliament and of the Council of 17 April 2019 on port reception facilities for the delivery of waste from ships, amending Directive 2010/65/EU and repealing Directive 2000/59/EC (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 151, 7.6.2019, стр. 116.
*(2) ОЖ N С 283, 10.8.2018, стр. 61.
*(3) ОЖ N С 461, 21.12.2018, стр. 220.
*(4) Позиция Европейского Парламента от 13 марта 2019 г. (еще не опубликована в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 9 апреля 2019 г.
*(5) Директива 2000/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 ноября 2000 г. о портовых приемных сооружениях для судовых отходов и остатков грузов (ОЖ N L 332, 28.12.2000, стр. 81).
*(6) Директива 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 октября 2000 г. об установлении рамочных положений для деятельности Сообщества в области водной политики (ОЖ N L 327, 22.12.2000, стр. 1).
*(7) Директива 2005/35/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 7 сентября 2005 г. о загрязнении от судов и о введении санкций, включая уголовные санкции, за правонарушения, связанные с загрязнениями (ОЖ N L 255, 30.9.2005, стр. 11).
*(8) Директива 2008/56/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 июня 2008 г., устанавливающая рамочное законодательство Сообщества в области морской природоохранной политики (Рамочная директива морской стратегии) (ОЖ N L 164, 25.6.2008, стр. 19).
*(9) Директива 2008/98/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене ряда Директив (ОЖ N L 312, 22.11.2008, стр. 3).
*(10) Регламент (ЕС) 1224/2009 Совета ЕС от 20 ноября 2009 г. об установлении режима контроля Союза с целью обеспечения соблюдения правил общей политики в области рыболовства, об изменении Регламентов (ЕС) 847/96, (EC) 2371/2002, (EC) 811/2004, (EC) 768/2005, (EC) 2115/2005, (EC) 2166/2005, (EC) 388/2006, (EC) 509/2007, (EC) 676/2007, (EC) 1098/2007, (EC) 1300/2008, (EC) 1342/2008, а также об отмене Регламентов (EЭС) 2847/93, (EC) 1627/94 и (ЕС) 1966/2006 (ОЖ N L 343, 22.12.2009, стр. 1).
*(11) Регламент (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. об установлении правил в отношении субпродуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для употребления человеком, а также об отмене Регламента (EC) 1774/2002 (Регламент о субпродуктах животного происхождения) (ОЖ N L 300, 14.11.2009, стр. 1).
*(12) Регламент (EC) 142/2011 Европейской Комиссии от 25 февраля 2011 г. о применении Регламента (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС об установлении правил в отношении субпродуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для употребления человеком, и о применении Директивы 97/78/ЕС Совета ЕС в отношении определенных образцов и предметов, исключенных из ветеринарных проверок на границе в соответствии с данной Директивой (ОЖ N L 54, 26.2.2011, стр. 1).
*(13) Регламент (ЕС) 2017/352 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 февраля 2017 г. об установлении правовых основ для предоставления портовых услуг и общих правил финансовой прозрачности портов (ОЖ N L 57, 3.3.2017, стр. 1).
*(14) Директива 2002/59/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 июня 2002 г. о создании в Сообществе системы мониторинга и информирования о движении судов, а также об отмене Директивы 93/75/ЕЭС Совета ЕС (ОЖ N L 208, 5.8.2002, стр. 10).
*(15) Директива 2009/16/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. о государственном портовом контроле (ОЖ N L 131, 28.5.2009, стр. 57).
*(16) Директива 2010/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 октября 2010 г. об отчетных формальностях для судов, прибывающих и/или отбывающих из портов государств-членов ЕС, и об отмене Директивы 2002/6/EC (ОЖ N L 283, 29.10.2010, стр. 1).
*(17) ОЖ N L 123, 12.5.2016, стр. 1.
*(18) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы относительно механизмов контроля государствами-членами ЕС выполнения Европейской Комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13).
*(19) Регламент (ЕС) 651/2014 Европейской Комиссии от 17 июня 2014 г. об определенных категориях помощи, совместимых с принципами внутреннего рынка в рамках применения Статей 107 и 108 Договора о функционировании Европейского Союза (ОЖ N L 187, 26.6.2014, стр. 1).
*(20) Регламент (ЕС) 994/98 Совета ЕС от 7 мая 1998 г. о применении Статей 107 и 108 Договора о функционировании Европейского Союза в отношении определенных категорий горизонтальной государственной помощи (ОЖ N L 142, 14.5.1998, стр. 1).
*(21) Директива 2006/66/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 6 сентября 2006 г. о батареях и аккумуляторах, об отходах батарей и аккумуляторов и об отмене Директивы 91/157/ЕЭС (ОЖ N L 266, 26.9.2006, стр. 1).
*(22) Директива 2012/19/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 июля 2012 г. об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE) (ОЖ N L 197, 24.7.2012, стр. 38).
*(23) Регламент (ЕС) 2099/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС от 5 ноября 2002 г. об учреждении Комитета по безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов (COSS), а также об изменении Регламентов по морской безопасности и предотвращению загрязнения с судов (ОЖ N L 324, 29.11.2002, стр. 1).
*(24) Регламент (ЕС) 2016/1625 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 сентября 2016 г. об изменении Регламента (ЕС) 1406/2002 и об учреждении Европейского агентства морской безопасности (ОЖ N L 251, 16.9.2016, стр. 77).
*(25) Регламент (ЕС) 1221/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2009 г. о добровольном участии организаций в системе эко-менеджмента и аудита Сообщества (EMAS) и об отмене Регламента (EC) 761/2001 и Решений 2001/681/EC и 2006/193/EC Европейской Комиссии (ОЖ N L 342, 22.12.2009, стр. 1).
*(26) Укажите точное транспортное наименование рассматриваемых NLS.
*(27) Могут приводиться оценочные значения. Укажите точное транспортное наименование сухого груза.
*(28) Могут приводиться оценочные значения. Укажите точное транспортное наименование сухого груза.
*(29) Возникающие вследствие обычной деятельности по техническому обслуживанию на борту.
*(30) Укажите точное транспортное наименование рассматриваемых NLS.
*(31) Укажите точное транспортное наименование сухого груза.
*(32) Укажите точное транспортное наименование сухого груза.
*(33) Удалить, если это неприменимо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/883 от 17 апреля 2019 г. о портовых приемных сооружениях для доставки отходов с судов, а также об изменении Директивы 2010/65/ЕС и об отмене Директивы 2000/59/EC (Страсбург, 17 апреля 2019 г.)
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Вступает в силу на двадцатый день, следующий за днем ее публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Перевод - Каулько И.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 151, 7.6.2019, стр. 116.