В договоре поставки между сторонами имеется следующий пункт: если стороны не пришли к согласию о причинах возникновения дефектов или представитель поставщика не прибыл для составления акта, то сторона вправе обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) для установления причин возникновения дефектов. То есть стороны согласовали в договоре необходимость обратиться в ТПП.
Возможно ли обратиться в иную организацию, которая не была согласована сторонами в договоре? Какие могут быт последствия обращения в организацию, которая не указана в договоре?
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 469 ГК РФ). В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ эти требования распространяются и на отдельные виды договора купли-продажи, такие как договор поставки, договор продажи недвижимости, договор розничной купли-продажи и т.п.
Проверка качества товара осуществляется в соответствии с обычаями или обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи. Специальный порядок проверки качества может быть предусмотрен договором купли-продажи или установлен в соответствии с требованиями правовых актов (пп. 1, 2 ст. 474 ГК РФ). Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара (п. 3 ст. 474 ГК РФ). Соблюдение правил, регламентирующих проверку качества товара, безусловно, является одним из критериев, которые учитываются при рассмотрении споров относительно качества переданного товара (постановления Двадцатого ААС от 05.03.2015 N 20АП-322/15, АС Волго-Вятского округа от 23.01.2015 N Ф01-5508/14, Восемнадцатого ААС от 30.04.2014 N 18АП-3367/14). Более того, в ряде случаев суды указывают на то, что нарушение правил приемки по качеству лишает покупателя права ссылаться на ненадлежащее качество продукции (постановление Пятнадцатого ААС от 27.11.2015 N 15АП-17737/15). Разумеется, нельзя полностью исключить вероятность удовлетворения требований покупателя, связанных с продажей ему товара ненадлежащего качества, даже в случае нарушения им правил проверки качества товара, однако такая вероятность невысока.
Передача товара, качество которого не соответствует условиям договора, представляет собой ненадлежащее исполнение обязательств продавца (поставщика) и не является основанием для возникновения у покупателя встречной обязанности оплатить товар (ст. 309, 328, 469 ГК РФ). Если на момент передачи некачественного товара он уже оплачен, покупатель по договору поставки вправе потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК РФ). У покупателя по иным договорам купли-продажи такого права не возникает. Требования, которые могут быть им предъявлены в связи с обнаружением не оговоренных продавцом недостатков товара, предусмотрены ст. 475 ГК РФ. Это, в частности, требования о:
- соразмерном уменьшении покупной цены;
- безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок;
- возмещении расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Договором могут быть предусмотрены и иные последствия передачи (поставки) товаров ненадлежащего качества (в частности, стороны вправе по-иному определить критерии существенности недостатков товара или дополнить те права, которые предоставляются покупателю законом) (абзац второй п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Как видно из положений ст. 476 ГК РФ, причины возникновения недостатков товара имеют значение, в частности, в целях решения вопроса о том, может ли быть возложена ответственность за выявленные в товаре недостатки на продавца. В силу принципа свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ) стороны вправе согласовать в договоре специальный порядок, который будет ими соблюдаться при выявлении недостатков товара, в том числе определить экспертную организацию, которая в рамках досудебного урегулирования будет привлекаться сторонами в целях определения причин возникновения указанных недостатков. В частности, договором может быть предусмотрены правила, согласно которым требования, вытекающие из ненадлежащего качества товара, могут быть переданы на рассмотрение суда лишь после соблюдения обязательного досудебного порядка (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Однако, на наш взгляд, во-первых, результат обращения к указанной в договоре экспертной организации не может повлиять на право покупателя в дальнейшем обратиться за защитой нарушенного права в суд (ст. 9 ГК РФ), а во-вторых, приведенное в вопросе условие не свидетельствует ни о согласовании обязательного досудебного порядка урегулирования спора, ни об обязанности покупателя обратиться в ТПП. При таких обстоятельствах ничто не препятствует покупателю для установления причин возникновения недостатков обратиться к лицу, не указанному в договоре. Само по себе такое обращение не может повлечь для покупателя неблагоприятных последствий.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не может признаваться экспертным заключением по рассматриваемому делу. Однако такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со ст. 89 АПК РФ. Заключение эксперта является одним из доказательств, не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (чч. 4 и 5 ст. 71 АПК РФ); суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований чч. 1 и 2 ст. 71 АПК РФ; при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (ч. 7 ст. 71, п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, смотрите также п. 12 вышеупомянутого постановления Пленума ВАС РФ). В связи с этим даже в случае внесудебного обращения покупателя в организацию (ТПП), упомянутую в договоре, заключение этой организации о причинах возникновения недостатков может быть оценено судом критически (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2020 г. N 17АП-5523/20 по делу N А50-10568/2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2020 г. N 06АП-1589/20 по делу N А04-6111/2019, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2018 г. N 07АП-6933/18).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.12.2019 N Ф08-10986/19 по делу N А53-13857/2019;
- постановление АС Московского округа от 26.02.2019 N Ф05-20456/18 по делу N А40-189300/2017;
- постановление АС Московского округа от 26.02.2021 N Ф05-21176/17 по делу N А40-148648/2016;
- постановление Одиннадцатого ААС от 26.02.2021 N 11АП-1123/21 по делу N А65-9986/2020;
- постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-50498/20 по делу N А40-196255/2019;
- постановление Второго ААС от 12.04.2019 N 02АП-870/19 (оставлено без изменения постановлением АС Волго-Вятского округа от 26.08.2019 N Ф01-3800/19 по делу N А29-7796/2017);
- постановление Десятого ААС от 02.10.2018 N 10АП-10504/18.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
9 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"