Добровольная сертификация товаров
Г.Б. Леонова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры коммерческого права
и основ правоведения юридического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
Журнал "Законодательство", N 9, сентябрь 2017 г., с. 33-47.
Добровольная сертификация является одним из инструментов рыночной экономики. Действующее правовое регулирование качества товаров ориентировано на установление и подтверждение показателей безопасности товара, являющихся обязательными. При этом значительная часть вопросов урегулирована нормативными правовыми актами Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Добровольная сертификация является предметом национального правового регулирования. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (в редакции от 5 апреля 2016 г.) (далее - Закон о техническом регулировании) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может иметь добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (п. 1, 2 ст. 20 Закона о техническом регулировании). Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования (абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона о техническом регулировании). Осуществление добровольной сертификации подтверждает более высокое качество товара и должно способствовать выбору такого товара среди аналогичных товаров других производителей, что положительно сказывается на конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Из целей подтверждения соответствия, указанных в ст. 18 Закона о техническом регулировании, к добровольной сертификации относятся содействие приобретателям в компетентном выборе продукции; повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках. В пункте 1 ст. 19 Закона о техническом регулировании указаны принципы, на основе которых осуществляется подтверждение соответствия. Среди них - недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Применительно к добровольной сертификации в Законе о техническом регулировании используются два термина - "система добровольной сертификации" и "орган по сертификации".
В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 21 Закона о техническом регулировании). Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (п. 3 ст. 21 Закона о техническом регулировании). Формулировка приведенной нормы обоснованно подвергалась критике в научной литературе. Представляется, что вопрос о регистрации системы добровольной сертификации решен законодателем неудачно и что в п. 3 ст. 21 словосочетание "может быть" необходимо заменить на "должна быть"*(1).
Несмотря на то что законодатель употребил слово "может", все правовое регулирование создания системы сертификации свидетельствует о необходимости ее регистрации. Лицо или лица, создающие систему добровольной сертификации, совершают следующие действия.
Принимают правила функционирования системы, а именно:
а) устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
б) принимают правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;
в) определяют участников данной системы добровольной сертификации.
Принимают решение о наличии знака соответствия системы (знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации - ст. 2 Закона о техническом регулировании). Наличие знака соответствия не является обязательным условием создания и функционирования системы добровольной сертификации. Согласно абз. 2 п. 2. ст. 21 Закона о техническом регулировании системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Решение лиц, создающих систему, по этому вопросу может быть и отрицательным. При положительном решении необходимо утвердить изображение знака соответствия, применяемое в данной системе, и порядок применения знака соответствия.
Подают в Росстандарт заявление о регистрации системы*(2). В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона о техническом регулировании для регистрации системы добровольной сертификации представляется документ об оплате этого действия.
Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию (одна тысяча рублей) установлены Положением о регистрации системы добровольной сертификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 (в редакции от 25 июля 2012 г.). Регистрация системы осуществляется Росстандартом в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее - Административный регламент)*(3).
В пункте 4 ст. 21 Закона о техническом регулировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае:
1) непредставления: а) правил функционирования системы добровольной сертификации; б) изображения знака соответствия, применяемого в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядка применения знака соответствия; в) документа об оплате регистрации системы добровольной сертификации;
2) отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
3) совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.
Рассмотрим одно из оснований для отказа в регистрации системы добровольной сертификации - совпадение изображения знака соответствия с изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Между тем возможна и иная ситуация. Изображение знака соответствия совпадает с товарным знаком или сходно с ним до степени смешения (в этом случае будет иметь место недобросовестная конкуренция - ст. 14.4, 14.5, 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции"). В действующем законодательстве нет норм, регулирующих эту ситуацию.
На сегодняшний день действуют Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации (Р 50.1.0522005), утвержденные приказом Ростехрегулирования от 25 февраля 2005 г. N 27-ст (в редакции от 25 декабря 2008 г.), в п. 5.3.2. которых установлено: знак соответствия должен обладать изобразительным отличием, исключающим его смешение со знаками других систем добровольной сертификации и иными знаками, применение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве знака соответствия не может использоваться товарный знак и знак обслуживания лица (лиц), создавшего систему добровольной сертификации. Несмотря на значимость приведенного правила, обязательному применению оно не подлежит, так как названные Рекомендации не являются нормативным правовым актом. В соответствии с Положением о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии*(4) Росстандарту не предоставлено право принимать нормативные правовые акты.
Вопрос о предъявляемых требованиях к изображению знака соответствия был урегулирован в ранее действовавших нормативных правовых актах. В соответствии с п. 3.5 Правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 1999 г. N 18*(5), знак соответствия создаваемой системы сертификации должен обладать отличием, исключающим его сходство со знаком соответствия какой-либо другой системы сертификации и иными знаками, применение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Положение о знаке соответствия оформлялось в виде отдельного документа, содержащего описание знака соответствия и его изображение, а также информацию об отличии знака соответствия от иных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с законодательством.
Представляется, что указанные правила целесообразно включить в Закон о техническом регулировании и другие нормативные правовые акты, регулирующие регистрацию системы, а также предусмотреть осуществление проверки представленной заявителем информации, порядок взаимоотношений между Росстандартом и Роспатентом и ввести еще одно основание для отказа в регистрации системы добровольной сертификации - совпадение или сходство до степени смешения изображения знака соответствия системы с товарным знаком (знаком обслуживания).
В тех случаях, когда добровольная сертификация осуществлена на соответствие национальному стандарту, может применяться знак национальной системы стандартизации. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (в редакции от 3 июля 2016 г.) (далее - Закон о стандартизации) этим знаком может маркироваться продукция, соответствующая национальному стандарту, и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции. Знак национальной системы стандартизации не является специальным знаком и наносится в информационных целях. Росстандарт утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации, устанавливает порядок его применения, организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации (п. 18 ст. 9, п. 7 ст. 8 Закона о стандартизации)*(6).
Во исполнение Закона о стандартизации приказом Росстандарта от 23 июня 2016 г. N 795 утверждено изображение и описание знака национальной системы стандартизации. Что касается применения знака, то установлено, что помимо изображения знака приводится обозначение национального стандарта Российской Федерации, соответствие которому подтверждено в установленном порядке, включающем индекс "ГОСТ Р" или "ГОСТ", регистрационный номер в соответствии с номером стандарта, присвоенным при его регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов, и отделенные от него - четыре цифры года утверждения стандарта (например, ГОСТ Р МЭК 61951-2-2007). В случае если подтверждено соответствие продукции нескольким национальным стандартам, их обозначения приводятся последовательно одно под другим. Изображение знака должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Знак национальной системы стандартизации применяется независимо от того, в какой системе сертификации осуществлялось добровольное подтверждение соответствия. Достаточно лишь подтверждения, что товар соответствует национальному стандарту.
До вступления в силу с 1 июля 2016 г. Закона о стандартизации и внесения изменений в Закон о техническом регулировании использовался иной термин - "знак соответствия национальному стандарту". Применение знака соответствия национальному стандарту осуществлялось заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации*(7). Во исполнение закона приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 157-ст утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 1.9-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения"*(8). Что касается изображения знака, подтверждающего соответствие товара национальному стандарту, то оно не изменилось.
Однако эти два документа, принятые Росстандартом, как и Рекомендации, не являются нормативными правовыми актами. И соответственно за нарушение установленных правил применения знака национальной системы стандартизации и знака соответствия национальному стандарту (знак наносится без осуществления добровольной сертификации на соответствие национальному стандарту и др.) нет оснований для применения соответствующих мер государственного воздействия. В целях устранения пробела в правовом регулировании этого вопроса, как представляется, изображение знака национальной системы стандартизации и порядок его применения должны быть утверждены постановлением Правительства РФ.
При принятии решения о регистрации системы сведения о лице (лицах), создавших систему добровольной сертификации, о правилах функционирования системы добровольной сертификации, знаке соответствия и порядке его применения включаются в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации (п. 5 ст. 21 Закона о техническом регулировании, п. 5 Положения о регистрации системы добровольной сертификации). Порядок ведения реестра установлен Административным регламентом.
Что касается осуществления добровольной сертификации, то в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о техническом регулировании добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Орган по сертификации:
1) осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
2) выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
3) предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если его применение предусмотрено данной системой добровольной сертификации;
4) приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Закон о техническом регулировании не раскрывает соотношение между органом по сертификации и системой добровольной сертификации. В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании орган по сертификации - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. Далее в ст. 31 Закона о техническом регулировании имеется еще одна общая норма: аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Учитывая, что даны общие требования к органу по сертификации без уточнения сферы действия (обязательное или добровольное подтверждение соответствия), есть все основания считать, что установлены единые требования к этому субъекту - аккредитация. Закон о техническом регулировании использует общий термин "орган по сертификации", не выделяя как самостоятельные субъекты органы по обязательной сертификации и органы по добровольной сертификации. Хотя сфера деятельности и соответственно область аккредитации у них различны.
О необходимости аккредитации органов по сертификации, осуществляющих добровольную оценку соответствия, свидетельствует и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. (в редакции от 2 марта 2016 г.) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации). Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 данного акта регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия. Закон об аккредитации также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации (п. 2 ст. 1).
Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (в редакции от 17 марта 2017 г.) установлены критерии аккредитации и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, а именно органов по сертификации (продукции, систем менеджмента) (подп. "а" п. 2). При этом не уточняется, об обязательной или добровольной оценке соответствия идет речь. Если в отношении продукции применимы обе формы оценки соответствия, то оценка соответствия систем менеджмента всегда осуществляется добровольно. Приведенная норма еще раз подтверждает требование об аккредитации органа по добровольной сертификации. Аккредитация органов по сертификации осуществляется Росаккредитацией в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении сведений, предоставлении сведений из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза*(9).
Решение об аккредитации или отказе в аккредитации оформляется приказом Росаккредитации. В течение трех рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения об аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц, копия приказа об аккредитации вручается заявителю непосредственно либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 1, 2 ст. 18 Закона об аккредитации). Аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (п. 1 ст. 20 Закона об аккредитации). Неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации. Аттестат аккредитации является бессрочным (п. 3, 4 ст. 19 Закона об аккредитации).
Россаккредитация создает федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, которая наряду с другой информацией содержит реестр аккредитованных лиц, и размещает эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп. 2 п. 2 и подп. 1 п. 3 ст. 25 Закона об аккредитации). К числу сведений, вносимых в реестр, относится и область аккредитации. В случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (п. 2 ст. 26 Закона об аккредитации). В соответствии с указанными нормами предусмотрено ведение одного реестра аккредитованных органов по сертификации. Действующими правилами не установлено наличие двух реестров - реестра органов по обязательной сертификации и реестра органов по добровольной сертификации, между тем как характеристики, на соответствие которым осуществляется оценка соответствия, различны. Возможна и иная ситуация. Орган по обязательной сертификации выполняет в том числе работы по добровольной сертификации. Представляется, что целесообразно было бы вести два реестра органов по сертификации. Наличие двух реестров будет способствовать повышению заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в проведении добровольной сертификации, так как облегчит поиск лица, осуществляющего подтверждение соответствия на необходимые производителю показатели.
В рассмотренных ранее нормах о регистрации системы добровольной сертификации не установлено требование о предоставлении информации об органе (органах) по сертификации и области его аккредитации, несмотря на то что именно эти субъекты осуществляют добровольную сертификацию. Возникает вопрос: представляется ли для регистрации системы добровольной сертификации информация об органе по сертификации? Прямого ответа на этот вопрос в нормативных правовых актах нет. Одним из документов, необходимых для регистрации системы, является состав участников системы добровольной сертификации. Возможно, в этом документе приводится информация об органе по сертификации. И еще один вопрос. Зачем создавать систему сертификации, если подтверждение соответствия осуществляется не этим субъектом, а органом по сертификации? И здесь уместно провести аналогию с обязательной сертификацией. В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о техническом регулировании обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Заявитель вправе обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать (п. 1 ст. 28 Закона о техническом регулировании).
Термин "система сертификации" применялся и до вступления в силу Закона о техническом регулировании. В пункте 1 ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" (в редакции от 10 января 2003 г.) (далее - Закон о сертификации), утратившего силу в связи с принятием Закона о техническом регулировании, предусматривалось, что система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. И это понятие являлось общим и для обязательной, и для добровольной сертификации.
Применительно к добровольной сертификации действовали следующие правила. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о сертификации добровольная сертификация осуществлялась органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Таким образом, предусматривалось наличие самостоятельных органов по добровольной сертификации, которые являются участниками (неотъемлемой частью) системы добровольной сертификации. Приведенные нормы свидетельствуют о правовой связи между органом по сертификации и системой добровольной сертификации. Помимо этого, в п. 3 ст. 18 Закона о сертификации содержалось правило о том, что добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации. Действующее законодательство не употребляет термин "орган по добровольной сертификации". Введение это термина в Закон о техническом регулировании и определение статуса этого субъекта не только облегчило бы понимание добровольной сертификации, но и позволило бы конкретизировать требования к органам по сертификации при их аккредитации. Целесообразно также включить в Закон о техническом регулировании возможность осуществления добровольной сертификации органами по обязательной сертификации при наличии соответствующей аккредитации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 18 Закона о сертификации органом по добровольной сертификации могли быть: 1) юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации; 2) юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
В ранее действовавших нормах имелось указание на состав участников сертификации и устанавливались полномочия каждого из них. Эти и другие вопросы регулировались Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3 (далее - Правила 1994 г.) и Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) (далее - Правила 2000 г.).
В соответствии с п. 3.1 Правил 2000 г. к числу участников сертификации наряду с федеральными органами исполнительной власти относились центральные органы по сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители продукции.
В рамках данного исследования интерес представляет рассмотрение вопроса о статусе и функциях одного из указанных субъектов. Центральный орган системы сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации. В соответствии с п. 3.4 Правил 1994 г. и Правил 2000 г. центральный орган системы сертификации:
1) организовывал работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществлял руководство ею, координировал деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;
2) разрабатывал предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;
3) рассматривал апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе;
4) вел учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов, обеспечивал информацией о них, а также о правилах системы.
Заслуживает внимания и рассмотрение еще одного действовавшего ранее нормативного правового акта. В соответствии с п. 2.4 Правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации (далее - Правила регистрации)*(10), объектами государственной регистрации являлись:
1) системы обязательной сертификации, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, а также их знаки соответствия;
2) системы добровольной сертификации и их знаки соответствия.
В Приложении 3 к указанному акту устанавливался комплект документов, прилагаемых к заявке. В него включались Положение о системе сертификации; копии законодательных, иных правовых актов Российской Федерации, на основании которых создавалась система сертификации; копия документа федерального органа исполнительной власти (организации) о создании системы сертификации; данные о центральном органе системы сертификации (при наличии), аккредитованных (уполномоченных) органах по сертификации, испытательных лабораториях (наименование, адрес); Положение о знаке соответствия. Положение о системе сертификации должно было в том числе включать организационную структуру системы сертификации и функции ее участников; формы сертификатов соответствия; правила проведения работ по сертификации, в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации образцов для испытаний, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными объектами; порядок рассмотрения апелляций (приложение 4 к Правилам регистрации). Рассматриваемым документом предусматривалось также прекращение действия системы сертификации (п. 5.1-5.3).
Очевидны детальная проработка и регулирование вопросов, связанных с созданием и функционированием системы сертификации. В то же время действующее правовое регулирование добровольной сертификации отличается серьезными недоработками законодателя. При выработке норм Закона о техническом регулировании лишь частично использованы ранее действовавшие правила, в результате чего утрачены правовая природа и функции системы сертификации. Для устранения выявленных недостатков следует внести соответствующие дополнения в Закон о техническом регулировании о добровольной сертификации.
На неэффективность действующего порядка добровольной оценки соответствия обратили внимание и федеральные органы исполнительной власти. Возможно, именно этим объясняется принятие Росстандартом решения о создании системы добровольной сертификации "Национальная система сертификации"*(11). В этом случае система сертификации создается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет регистрацию систем добровольной сертификации. Система зарегистрирована 9 января 2017 г. Объекты сертификации - продукция, производимая на основании требований документов национальной системы стандартизации, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, услуги, выполняемые на основании требований документов национальной системы стандартизации, системы менеджмента, разрабатываемые и внедряемые юридическими лицами на основании требований документов национальной системы стандартизации. Из приведенных в реестре сведений следует, что система создана для добровольного подтверждения соответствия документам национальной системы стандартизации, в том числе национальным стандартам. В системе предусмотрено наличие знака соответствия. Что касается его изображения, то оно соответствует знаку соответствия национальной системы стандартизации, утвержденному приказом Росстандарта от 23 июня 2016 г. N 795.
До вступления в силу Закона о техническом регулировании ведущая роль при осуществлении оценки соответствия принадлежала Системе сертификации ГОСТ Р, действующей на основании Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11 (в редакции от 12 мая 2009 г.)*(12). Система ГОСТ Р была создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации. В Системе ГОСТ Р по тем же правилам и процедурам допускалось проведение также добровольной сертификации (п. 1.1 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р).
Имеет место еще одна ситуация, когда система добровольной сертификации создается по инициативе государственного органа. Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. N 780-р в целях развития институтов повышения качества российской продукции предусмотрено учредить автономную некоммерческую организацию "Российская система качества". В числе направлений деятельности этой организации - создание системы добровольной сертификации "Система подтверждения качества российской продукции"; выполнение функции органа по добровольной сертификации в системе (подп. "в", "г" п. 2). На основании информации из реестра "Система подтверждения качества российской продукции" была зарегистрирована 7 июня 2017 г. Объекты сертификации - российская продукция, изготавливаемая для личных (бытовых) нужд граждан. В системе предусмотрен знак соответствия, изображение которого приведено в реестре систем добровольной сертификации.
В настоящее время для осуществления добровольной сертификации субъект предпринимательской деятельности должен совершить следующие действия. Из числа указанных в реестре выбрать заинтересовавшую его систему добровольной сертификации, затем обратиться к уполномоченным лицам за информацией о действующем в системе органе по сертификации, поскольку действующими нормами не предусмотрено включение в реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации сведений об органах по сертификации. При этом его интересуют такие вопросы, как срок осуществления сертификации, порядок взаимоотношений между заявителем и органом по сертификации (например, при отборе образцов для проведения соответствующих исследований (испытаний), при несогласии с отрицательным решением - отказ в выдаче сертификата, порядок проведения инспекционного контроля), срок выполнения работ по сертификации, их стоимость и др. И только после получения этой и иной необходимой информации лицо принимает решение о заключении договора об осуществлении добровольной сертификации.
Представляется, что для упрощения выбора системы добровольной сертификации сведения об органах по сертификации, а также область их аккредитации должны указываться в реестре зарегистрированных систем сертификации. Однако реализация этого правила возможна только после внесения дополнений в Закон о техническом регулировании. Помимо этого, следует указать, что один орган по сертификации может осуществлять и обязательную, и добровольную сертификацию при наличии соответствующей аккредитации.
При изучении норм Закона о техническом регулировании не прослеживается связь между обязательным и добровольным подтверждением соответствия. Между тем она есть. Установить такое взаимодействие можно путем анализа норм об обязательном подтверждении соответствия. На сегодняшний день значительная часть норм об обязательном подтверждении соответствия содержится в нормативных правовых актах Таможенного союза, Евразийского экономического союза. В соответствии с п. 2 Приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" (далее - Протокол) к Договору о Евразийском экономическом союзе*(13) оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования. Формы оценки соответствия предусмотрены в п. 5 Протокола - оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о типовых схемах). В соответствии с п. 7 Положения типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. К числу таких действий, в частности, относятся идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции; оценка производства, производственный контроль (анализ состояния производства; сертификация системы менеджмента); выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза; регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (действующими правилами изменена терминология: вместо Таможенного союза указывается Евразийский экономический союз, однако соответствующие изменения внесены не во все нормативные правовые акты)*(14); инспекционный контроль. Рассматриваемым актом предусмотрены девять типовых схем сертификации: 1с-9с, шесть типовых схем декларирования соответствия: 1д-6д и дано описание каждой из них. В целях предоставления заявителю права выбора наиболее приемлемой для него схемы подтверждения соответствия в техническом регламенте для конкретной продукции рекомендовано устанавливать несколько типовых схем, равнозначных по степени доказательности соответствия требованиям технического регламента с учетом условий их применения (п. 17 Положения о типовых схемах).
Что касается описания типовых схем, в рамках данного исследования обратим внимание на схемы, в которых предусмотрены представление сертификата на систему менеджмента и инспекционный контроль. Это схемы 2с, 6с, 8с и 6д. Инспекционный контроль проводится только в рамках сертификации и может включать: испытания образцов сертифицированной продукции; анализ состояния производства; инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента (п. 15 Положения о типовых схемах).
Сертификация систем менеджмента является разновидностью добровольной сертификации. При выборе схемы, в которой необходимо предоставить сертификат на систему менеджмента, производитель берет на себя дополнительные обязанности и должен учитывать установленные правовые последствия при несоответствии его продукции или условий, процессов производства установленным требованиям.
В соответствии с подп. 6 ст. 2 Закона о стандартизации система менеджмента является одним из объектов стандартизации. В отношении этого объекта приняты национальные и межгосударственные стандарты (например, ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества"; ГОСТ ISO 9000-2011 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования": ГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-2008 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Рекомендации по применению ИСО 22000:2005", ГОСТ Р 54536-2011 "Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования").
В общих нормах о техническом регулировании нет определения сертификата соответствия менеджмента. Между тем в ст. 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах"*(15) дано следующее определение: сертификат соответствия менеджмента качества - документ, которым орган по сертификации систем менеджмента качества удостоверяет соответствие качества работ и услуг изготовителя требованиям стандартов ИСО 9000.
Для схемы 2с предусмотрено следующее: 1) подача заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям, определенным в техническом регламенте; 2) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента (п. 22.2.1 Положения о типовых схемах).
Орган по сертификации продукции проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в течение всего срока действия сертификата соответствия посредством: 1) испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории; 2) проведения анализа результатов инспекционного контроля органом по сертификации систем менеджмента за сертифицированной системой менеджмента. При положительных результатах инспекционного контроля действие сертификата соответствия считается подтвержденным, и это указывается в акте инспекционного контроля. При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации продукции принимает одно из следующих решений: 1) приостановить действие сертификата соответствия; 2) отменить действие сертификата соответствия. Принятые органом по сертификации продукции решения доводятся до заявителя. В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме органом по сертификации продукции, вносится соответствующая запись (п. 22.2.6 Положения о типовых схемах).
Аналогичные правила содержатся при описании схем сертификации 6с (п. 22.6.1, 22.6.2, 22.6.5 Положения) и 8с (п. 22.8.1, 22.8.2, 22.8.5 Положения).
Действующие нормативные правовые акты не содержат правила о том, как часто проводится инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента. Не установлены и правовые последствия на случай, если по результатам инспекционного контроля органом по сертификации будет принято решение о приостановлении или прекращении действия сертификата на систему менеджмента. С учетом того, что одним из оснований для выдачи сертификата на продукцию является наличие сертификата на систему менеджмента, при приостановлении или прекращении действия сертификата на систему менеджмента должно приниматься соответствующее решение в отношении сертификата на продукцию как не соответствующую установленным обязательным требованиям. Для устранения пробела в правовом регулировании целесообразно при описании типовых схем ввести нормы, предусматривающие порядок взаимодействия органов по сертификации систем менеджмента и органов по сертификации продукции при обязательной сертификации.
Необходимо урегулировать и еще одну ситуацию. Действующим законодательством не установлены требования к сроку действия сертификата на систему менеджмента. С учетом установленной связи между обязательной сертификацией продукции и добровольной сертификацией системы менеджмента целесообразно ввести правило о соотношении срока действия сертификата при обязательной сертификации и срока действия сертификата при добровольной сертификации. Срок действия сертификата системы менеджмента не должен быть больше максимального срока действия сертификата на продукцию при обязательной сертификации, установленного в технических регламентах. Так, срок действия сертификата соответствия - не более пяти лет (технические регламенты Таможенного союза "О безопасности игрушек"*(16) - п. 4.2.4 ст. 6, "О безопасности мебельной продукции"*(17) - п. 7 ст. 10), срок действия сертификата при сертификации по схеме 1с, 2с - не более пяти лет; по схеме 3с - не более трех лет (п. 4.6 ст. 11 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности"*(18)). Срок действия сертификата при обязательной сертификации не должен быть больше срока действия сертификата на систему менеджмента.
При описании типовых схем декларирования соответствия только для схемы 6д предусмотрена обязанность изготовителя сертифицировать систему менеджмента. В соответствии с п. 23.6.1 Положения о типовых схемах схема 6д включает:
1) формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям, определенным в техническом регламенте;
2) осуществление производственного контроля;
3) проведение испытаний образцов продукции;
4) принятие и регистрация декларации о соответствии;
5) контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента (п. 23.6.3 Положения о типовых схемах).
Помимо этого предусмотрено осуществление органом по сертификации систем менеджмента инспекционного контроля за функционированием сертифицированной системы менеджмента и введены правовые последствия при принятии отрицательного решения (п. 23.6.7 Положения о типовых схемах). При отрицательном результате инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений: 1) приостановить действие декларации о соответствии; 2) отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, заявителем вносится соответствующая запись. Таким образом, обязанность приостановить или прекратить действие декларации возложена на изготовителя, ее исполнение зависит от добросовестности субъекта.
Но возможна иная ситуация: производитель проигнорирует решение органа по сертификации систем менеджмента. В целях должного правового регулирования необходимо, во-первых, устанавливать срок для принятия изготовителем решения о приостановлении или прекращении действия декларации - незамедлительно, во-вторых, возложить на орган по сертификации систем менеджмента обязанность информировать орган, зарегистрировавший декларацию (в зависимости от выбора изготовителя это орган по сертификации или Россакредитация*(19)), об отрицательных результатах инспекционного контроля. В-третьих, если декларация зарегистрирована органом по сертификации, следует возложить на этого субъекта обязанность информировать Росакредитацию о принятом решении для внесения в реестр соответствующей записи. В-четвертых, надо предусмотреть срок и порядок уведомления (как для органа по сертификации систем менеджмента, так и органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию). При принятии решения о приостановлении действия сертификата на систему менеджмента необходимо указывать срок и действия, которые должен совершить изготовитель для устранения выявленных недостатков. По истечении установленного срока должно приниматься одно из следующих решений: возобновить срок действия сертификата на систему менеджмента или прекратить действие сертификата. О принятом решении необходимо уведомить Росаккредитацию для внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных деклараций.
Как и для сертификата при обязательной сертификации, в технических регламентах установлены максимальные сроки действия декларации о соответствии. Так, декларация о соответствии упаковки (укупорочных средств) принимается на срок не более пяти лет для серийно выпускаемой продукции (п. 11 ст. 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки"*(20)), срок действия декларации о соответствии устанавливается в случае принятия декларации о соответствии по схемам 1д, 2д, 4д - не более трех лет; по схеме 3д, 6д - не более пяти лет (п. 3.4. ст. 11 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности"). Учитывая это, целесообразно и в этом случае установить соотношение между сроком декларации о соответствии и сертификатом на систему менеджмента. При этом можно применить сделанные ранее предложения по этому вопросу при обязательной сертификации.
Известно ли третьим лицам о сертификации системы менеджмента? Как производитель может довести эту информацию до третьих лиц? Ответы на эти вопросы даны в нормативных правовых актах, устанавливающих требования к форме и оформлению документов об обязательном подтверждении соответствия, в частности в решении Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. N 293 (в редакции от 15 ноября 2016 г.) "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления". В соответствии с подп. "л" Правил оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в поле 11 указываются сведения о сертификате системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой сертификации) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, регистрационного номера аттестата аккредитации. Аналогичная формулировка дана в Правилах оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза - в подп. "ж" в поле 7 предусмотрено указание сведений о сертификате системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, регистрационного номера аттестата аккредитации.
Таким образом, при наличии в обороте копии декларации о соответствии или сертификата при обязательной сертификации третьи лица получают дополнительную информацию об изготовителе и производимом им товаре. В случаях указания сведений об обязательном подтверждении соответствия в товаросопроводительной документации информацию о сертификации системы менеджмента можно получить только после уточнения, какая схема подтверждения была использована изготовителем.
Возвращаясь к рассмотрению общих положений о добровольной сертификации, обозначим вопросы, нуждающиеся, по нашему мнению, в правовом регулировании. Действующим законодательством не предусмотрены требования к форме сертификата при добровольной сертификации*(21), сроку его действия, основаниям приостановления или досрочного прекращения его действия*(22), наличие реестра добровольных сертификатов (при этом целесообразно предусматривать наличие двух реестров - реестр сертификатов на продукцию и реестр сертификатов на систему менеджмента) и определение органа, уполномоченного на его ведение. Применительно к сертификации систем менеджмента необходимо вводить общие правила об инспекционном контроле и правовых последствиях принятия отрицательного решения для обязательного подтверждения соответствия (и сертификации, и декларирования соответствия). Для устранения правового пробела и введения единого правового регулирования необходимо внести в Закон о техническом регулировании нормы, предоставляющие Правительству РФ право принять соответствующий нормативный правовой акт. Возможно, некоторые вопросы следует урегулировать в нормативных правовых актах Евразийского экономического союза и установить общие требования для всех государств - участников этой организации.
Проведенное исследование свидетельствует о неполной проработке норм, регулирующих добровольное подтверждение соответствия. Имеет место и недостаточное теоретическое исследование этого вопроса. В подавляющем большинстве случаев в научных работах указывается на возможность такой формы подтверждения соответствия или приводятся общие положения норм Закона о техническом регулировании*(23).
Добровольная сертификация является эффективным рыночным инструментом, подтверждающим высокое качество товара. По мнению автора, предложенные изменения и дополнения действующего законодательства позволят повысить интерес изготовителей к качеству производимых ими товаров и осуществлению добровольной сертификации, а покупателей (прежде всего субъектов предпринимательской деятельности) - к выбору таких товаров среди аналогичных товаров других производителей, что, в свою очередь, положительно скажется на формировании конкурентной среды.
Список литературы
1. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: Учебник. М., 2012.
2. Бурлуцкая Т.П. Бизнес в законе: от регистрации до ликвидации. М., 2011.
3. Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М., 2013.
4. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2008.
5. Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (постатейный) / Под ред. О.А. Слепенковой. М., 2015.
6. Коммерческое право. Учебник / Под общей ред. Б.И. Пугинского, В.А. Белова, Е.А. Абросимовой. М., 2016.
7. Леонова Г.Б. Знак соответствия национальному стандарту // Законодательство. 2006. N 8.
8. Маслова А.В. Пищевая продукция: безопасность и качество // Библиотечка "Российской газеты". Вып. 22. 2016. Ноябрь.
9. Панова А.С. О техническом регулировании и управлении качеством продукции // Предпринимательское право. 2011.N 3.
10. Панова А.С. Отношения по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов: гражданско-правовой аспект // Предпринимательское право. 2008. N 2.
11. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". М., 2004.
12. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М., 2014.
13. Чистякова Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (постатейный). М., 2015.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2008 (комментарий к ст. 21).
*(2) Росстандарт уполномочен на ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации в силу п. 5.4.17.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 (в редакции от 14 февраля 2017 г.).
*(3) Утвержден приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. N 1440 (в редакции от 17 января 2017 г.).
*(4) См.: постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 (в редакции от 14 февраля 2017 г.) "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии".
*(5) Данное постановление утратило силу согласно приказу Минпромторга России от 29 ноября 2012 г. N 1778.
*(6) См. также п. 5.2, 5.3.15, 5.4.39 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
*(7) Пункт 1 ст. 14, абз. 3 п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 22 Закона о техническом регулировании (в редакции от 28 ноября 2015 г.).
*(8) Подробнее см.: Леонова Г.Б. Знак соответствия национальному стандарту // Законодательство. 2006. N 8.
*(9) Утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 августа 2015 г. N 595.
*(10) Утверждены постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. N 18.
*(11) См. приказ Росстандарта от 29 декабря 2016 г. N 2033.
*(12) Приказом Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. N 3358 рассматриваемый акт признан не подлежащим применению.
*(13) Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. (в редакции от 8 мая 2015 г.).
*(14) Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 711 (в редакции от 17 марта 2016 г.) "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения".
*(15) Принят решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825 (в редакции от 25 октября 2016 г.).
*(16) Принят решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769 (ред. от 15 ноября 2016 г.).
*(17) Принят решением Совета ЕЭК от 15 июня 2012 г. N 32.
*(18) Принят решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876 (ред. от 20 ноября 2012 г.).
*(19) См.: Положение о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (утверждено решением Коллегии ЕЭК от 9 апреля 2013 г. N 76). П. 3. Регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (приказ Минэкономразвития от 21 февраля 2012 г. N 76 (в редакции от 3 апреля 2017 г.) "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений"). В соответствии с п. 4 декларация о соответствии, оформленная по установленной форме, направляется на регистрацию по выбору заявителя либо в орган по сертификации, либо в Федеральную службу по аккредитации.
*(20) Принят решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769 (в редакции от 15 ноября 2016 г.).
*(21) На указанный пробел в правовом регулировании указывалось сразу же после принятия Закона о техническом регулировании. См.: Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". М., 2004. С. 96.
*(22) По этому вопросу было сделано следующее предложение: такими основаниями могут быть те или иные нарушения правил системы добровольной сертификации или условий договора о проведении сертификации. См.: Предпринимательское право: Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М., 2014. По нашему мнению, основанием для принятия одного из указанных решений может быть и несоответствие товара тем показателям, на соответствие которым осуществлялась добровольная сертификация.
*(23) См., напр.: Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: Учебник. М., 2012; Бурлуцкая Т.П. Бизнес в законе: от регистрации до ликвидации. М., 2011; Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М., 2013; Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (постатейный) / Под ред. О.А. Слепенковой. М., 2015; Коммерческое право. Учебник / Под общей ред. Б.И. Пугинского, В.А. Белова, Е.А. Абросимовой. М., 2016; Маслова А.В. Пищевая продукция: безопасность и качество // Библиотечка "Российской газеты". Вып. 22. 2016. Ноябрь; Панова А.С. Отношения по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов: гражданско-правовой аспект // Предпринимательское право. 2008. N 2; Она же. О техническом регулировании и управлении качеством продукции // Предпринимательское право. 2011. N 3; Чистякова Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (постатейный). М., 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Леонова Г.Б. Добровольная сертификация товаров
Leonova G.B. Voluntary certification of goods
Г.Б. Леонова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Leonova G.B. - Candidate of legal sciences Associate professor, Department of commercial law and law science Lomonosov Moscow State University Law School
Добровольная сертификация является одним из инструментов рыночной экономики и конкурентной стратегии производителей отдельных видов товаров. В статье рассмотрены понятие системы сертификации, соотношение обязательного подтверждения соответствия и добровольной сертификации. Выявлены пробелы в правовом регулировании отдельных вопросов и даны предложения по их устранению, что, по мнению автора, усилит интерес изготовителей к осуществлению добровольной сертификации и, как результат, повысит качество производимых ими товаров.
Voluntary certification is one of the tools of market economy and competitive strategy of producers of certain types of goods. The author analyzes the concept of the certification system, relationship between compulsory confirmation of conformity and voluntary certification. The author points at some of the gaps in the legal regulation of these issues and suggests her view on resolving this problem. Possible solutions may motivate the producers to use voluntary certification, which, as a result, will enhance the quality of the goods.
Ключевые слова: добровольная сертификация; сертификат; декларация о соответствии; система менеджмента; техническое регулирование; качество товара; система сертификации; орган по сертификации; знак соответствия; знак национальной системы стандартизации; аккредитация; реестр; типовые схемы оценки соответствия
Key words: Voluntary certification; certificate; declaration of conformity; management system; technical regulation; quality of goods; certification system; certification body; conformity mark; mark of national standardization system; accreditation; register; standard schemes of conformity assessment
Добровольная сертификация товаров
Автор
Г.Б. Леонова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2017, N 9